Татьяна МАКСИМОВА
Солнце затушевывалось дымкой серых облаков, и возникающая тень мягко ложилась на холмы и сопки, сглаживая неприглядности в виде мусора. Благодаря игре светотеней холмы выглядели бархатными. Вокруг царила тишина и какая-то непередаваемая благодать. Все было мягким и расплывчатым, только металлический крест контрастно вырисовывался на светлом небе. Невдалеке лежал необычный камень. Посмотрите, сколько лоскутков с чаяниями и мечтаниями людей уместились на кусте, который оплетает буквально вросший в землю камень.
Как гласит предание, на этом камне стоял сам святой Георгий. Из поколения в поколение передается рассказ о том, что местный пастух каждые утро и вечер поднимался на гору для молитвы.
Однажды утром он увидел молодого воина верхом на белом коне. Через год, в тот же день, видение повторилось. На третий год пастух поднялся на гору в сопровождении старцев. Они увидели юношу, который в этот раз стоял на большом камне рядом со своим конем. На камне остались отпечатки ног святого и конских копыт. Кто-то пытался взорвать камень, но большая его часть с отпечатком человеческой ступни и конского копыта уцелела.
На востоке Ленинского района есть село Войково, которое названо в честь керчанина Петра Лазаревича Войкова, активного участника революционного движения в России, советского дипломата, погибшего от руки белогвардейца. Село находится в 60 км от районного центра и в нескольких километрах от Керчи. Места эти были облюбованы для проживания еще греческими колонистами: в V в. до н. э. недалеко от современного села основали город-колонию Мирмекий.
Впервые село упоминается в описании крепости Керчь, относящемся к 1771 году. Тогда в нем насчитывалось всего 10 дворов. Село располагалось вдоль небольшой речки Катерлез, так же стали называть и село, находящееся на этой реке. Имя и речки, и селу дали татары, которые здесь проживали до русско-турецкой войны. После прихода на эти земли русских, татары эмигрировали в Турцию. Позднее в селе поселились албанские греки, служившие в русском ополчении. Потом и их по велению русского правительства переселили на южный берег Крыма. Принимая меры к заселению полуострова, царское правительство направляло сюда русских переселенцев. В 1778 году в крепостях Керчь и Еникале были поселены отставные солдаты. В результате образовались солдатская слободка и слободка Катерлез.
Гора святого Георгия под Керчью была почитаемой в народе. Здесь построили башенку, которую посещали богомольцы, а раз в году, 23 апреля, из церкви Иоанна Предтечи к горе совершался крестный ход с иконой великомученика Георгия. Эта икона, по преданию, была также обнаружена на горе после встречи со святым Георгием и доставлена в церковь Иоанна Предтечи в Керчи. Однако на следующий день она исчезла из храма и снова явилась на Святой горе. Тогда священник отслужил молебен и дал обет построить здесь храм, чтобы поместить в нем икону святого, а до того ежегодно приносить икону крестным ходом. Жители Керчи Николай Джанбеков и Федор Сазонов построили небольшую часовню на свои средства.
Святитель Иннокентий, побывав в Керчи, предложил построить на этом месте каменную церковь. Она была сооружена на средства горожан в 1857 году и освящена 23 апреля во имя святого великомученика Георгия.
Поклонный крест
А через год был открыт Георгиевский мужской монастырь, судьба которого складывалась совсем непросто. Монастырь несколько раз менял свою ипостась, становясь то мужским, то женским.
Но самым тяжелым испытанием для верующих было решение Керченского уездного совета в 1921 году о закрытии монастыря и создании на его территории трудовой колонии. На территории монастыря был открыт детский дом. Пройдет несколько лет и будет ликвидирован и детский дом, и монастырь в прямом смысле этого слова: все здания были разобраны на стройматериалы. Так погиб Катерлезский монастырь и церковь святого Георгия.
Неизвестно как бы разворачивались последующие события, если бы в 1926 году ни родилась на Полтавщине Александра Егоровна Литвиненко. Сколько помнит себя, теперь уже матушка Акилина, всегда была верующая: постоянно с крестом на груди, хотя веру «не выпячивала». Улыбается: «Видно, такой родилась». Только верой и отличалась, а так жила «как все»: школу война не дала закончить. Работала с малолетства — сначала в няньках была да прислугой работала, а с 14 лет пошла работать «по-настоящему», потом на Дальнем Востоке ходила на рыболовецком судне, которое в военное время должно было не только рыбу ловить, но и обороняться — одно из орудий за Сашей было закреплено.
После войны — только вкусила прелести мирной жизни — танцы до сломанных каблуков. «Эх, как выйду в круг, бывало…». И тут же, опустив глаза, замолчала, а потом прибавила: «Суета это все, суета и есть…» Пришло время, и захлестнула Сашу большая любовь, потом замужество «случилось», дети один за другим пошли. Всех троих надо было на ноги поставить, вот и трудилась, не покладая рук. Вера помогала, силы давала. В шестидесятых годах как очнулась: жизнь идет без любимого дела — «сызмальства любила цыплят по окрасу выводить».
Будучи зрелой женщиной, матерью троих детей, села за парту, сначала окончила вечернюю школу (все дисциплины «штурмом брала»), а потом с легкостью Киевскую сельскохозяйственную академию — уж очень зоотехником хотела стать. «А как же вера?» А вера всю жизнь с ней. «Очень божью мамочку просила, чтобы помогла поступить в Академию, божий обет дала. А как случилось все, как просила, поехала в Почаевскую лавру свечу ставить — обет исполнять». На перекладных ночами добиралась, но слово данное выполнила.
Катилась жизнь Александры Егоровны, после замужества Ляшко, как «версты отмеривала». Работала зоотехником в хозяйстве села Войково, в трудах праведных не заметила, как дети повырастали, пару каждый себе нашел. Глядь-поглядь, а уже и бабушкой стала. Сегодня она, вернее не она, а матушка Акилина уже имеет не только семь внуков, но и пятерых правнуков. Вроде все в жизни случилось, что желалось, возраст подошел «ну очень зрелый», а душа женщины все чего-то ждала. «Жила я и чувствовала, что что-то еще главное в своей жизни не сделала». Как-то поехала в Симферополь, обратилась с просьбой к Владыке, чтобы помог каменные памятники из храма Иоанна Предтечи убрать, нужно было его вмешательство.
«Посмотрел на меня Владыка внимательно, вдруг говорит: «Строить надо». Рассказал историю о Георгиевском монастыре. Мне тогда 75 год пошел, мужа уже похоронила. Смогу ли, — думалось. Мужчины пробовали. Не заладилось». Приняла Александра Егоровна постриг. И уже не Александра Егоровна, а матушка Акилина нашла в себе и духовные, и физические силы, облачилась в скуфию, опостольник и рясу, надела крест игуменьи, взяла трехлитровую банку и отправилась собирать народные пожертвования по дорогам Крыма.
Откуда силы брались? Вера помогала: вера в человеческую доброту, вера в справедливость, вера в Бога. Три года ходила. Сколько километров прошла, не доспала, не доела — ни о чем не жалеет. Теперь цель ее жизни — возродить храм святого Георгия. А пока вот он, результат трудов — крыша над обителью, что когда-то была конюшней ипподрома, «недострой», выделенный местным сельсоветом под монастырь.
И хоть здание толком никогда не отапливается (матушка же живет здесь круглогодично), игуменья не жалуется, не ропщет, а надеется, что уже в апреле заложат святую капсулу на стройплощадке Георгиевского храма. «Капсула не простая — камень привезен из Греции, с самого Афона. А там и строительство не за горами. Пока с Божьей помощью ни построю, буду стараться жить. Не имею право умирать», — прощаясь, сказала восьмидесятичетырехлетняя настоятельница Свято-Георгиевского женского монастыря. Глаза еще блестят, в движении шустрая, слово «старушка» ну никак не подходит к этой седовласой небольшого росточка пожилой матушке.
До ворот провожала послушница. Немолодая женщина шла неспешным шагом и все говорила и говорила — то ли меня хотела в чем-то убедить, то ли просто рассуждала вслух: «Светлый матушка Акилина человек. Жалостливая. Вон мужчина у ворот вас встретил, впустила его работником, кров дала, пищей делится. Ничего вам не сказала о том, как любят ее в народе и верят ей. Пока я здесь, к ней и из Одессы народ приезжал, и из Краснодара, и из Симферополя, а одна семья даже из Уренгоя приехала. Для всех время найдет, слово теплое. Кто издалека, чаем напоит. Всем помогает. Молится за всех. Большой веры человек. А сила духа какая! Это Бог ее любит: силы дает».
Встреча с матушкой Свято-Георгиевского женского монастыря не прошла для меня бесследно. Уже по истечению времени я вновь и вновь вспоминаю мельчайшие подробности нашей беседы. И прошу Бога об одном: чтобы дал он возможность этой необыкновенной женщине дожить до тех дней, когда заблестят на солнце купола Георгиевского храма. Ведь она столько сделала для этого! В конце концов, матушка Акилина заслужила это своим бескорыстным трудом, своей искренней верой.
Недавно я узнала, что святая мученица Акилина жила и претерпела мучения в городке Закливери (Греция) во второй половине XVIII века. Ее имя происходит от латинского слова «аquila», что означает «орел», и символизирует величие парящей над миром души.