Первое впечатление, которое получаешь при общении с артистом — он честен, без лукавства и желания понравиться.
«Зеленая дорога»
Говорит, что его творческий путь в Крымском академическом украинском музыкальном театре начался с приглашения от режиссера Владимира Андреевич Аносова. Именно он, увидев молодого Карпова, на тот момент выпускника студии при театры оперетты в Киеве, оценил его способности.
— Владимир Андреевич был режиссером новой формации, ставил мюзиклы, рок-оперы, в то время это было новшеством, — рассказывает Валерий Викторович. — Я судьбу не гневлю и очень рад, что все случилось именно так. Аносов давал мне «зеленую дорогу», а ведь это очень важно, когда тебя приглашает режиссер, а не ты приезжаешь в театр, вроде «возьмите меня, я такой хороший». На новичка всегда смотрят с опаской, ведь артисты не сдают позиции, они не готовы отдавать роли, но благодаря режиссеру, директору я быстро вошел в коллектив.
Итак, артиста принимают в труппу театра, посыпались роль за ролью. В советское время оперетта была очень популярна. Веселый и легкий жанр был неизменной составляющей популярнейших «Голубых огоньков».
— Оперетта — это мой жанр. Я родился во фраке, — улыбается Валерий Карпов. — Мне это близко, потому что в таком спектакле всегда позитив, хэппи-энд, плюс мастерство актера, в котором надо уметь сочетать и танец, и пластику и вокал, и свое отношение к персонажу. В этом жанре надо по-особому жить — там любовь, а ее играть ой как непросто на сцене.
А так артист должен уметь!»
У Валерия Карпова, по его признанию, много любимых работ, но самая дорогая — роль Бони в оперетте «Сильва», которую он начал исполнять еще в 17 лет. Сейчас артист играет в «Сильве» другого персонажа — Ферри.
— Вообще, мое амплуа — простак по определению. Но благодаря росту и фактуре я и герой, поэтому получается герой-простак. Такое сочетание встречается редко, — поясняет актер. — За время работы в театре многое удалось сыграть. И сейчас я сижу за кулисами во время «Сильвы», и сердце кровью обливается. Вспоминаю много моментов, случаев, связанных с ролью Бони. Все травмы у меня оттуда, до сих пор проблемы со спиной: это я в 90-х годах неправильно поднимал актрису на спектакле, вывихнул правую ногу тоже на Бони.
Еще одной особенной ролью для Карпова стал Рязанов в нашумевшей рок-опере-балете Украинского театра «Юнона и Авось». Актер говорит, что она стала для него самой тяжелой в жизни.
— Не могу это объяснить, но ночами просыпался в холодном поту… Она не шла мне. Казалось, небольшая роль, умещается всего на восьми страничках, текста очень мало. Но! Вероятно, загвоздка была в том, что отсутствовала как таковая драматическая канва, все построено на уровне подсознания. Конечно, если артист опытен и внутренне богат драматизмом, у него все получится, — говорит Валерий Карпов. — Помню, в день премьеры я был не готов выходить на сцену. Мне не хватало последовательного становления, раскрытия образа. В «Юноне и Авось» с первых слов начинается действие и так весь спектакль — пружина! Сейчас уже полегче, но каждый раз, выходя на сцену, все равно еще внутренне «догоняю» и по сей день работаю над этим неподъемным материалом.
Актер вспоминает, что, получив предложение от режиссера Владимира Косова, он сначала отказывался от исполнения роли Рязанова. Еще бы лет десять назад — да, но не сейчас. Однако режиссер не опустил руки и нашел ход с балетом. Получилось, что эмоционально и пластически сюжетная канва повествуется балетом.
— В такие моменты рождается нечто новое. Депрессия – это твоя сестра, и я понял, что её надо принимать как хороший знак, — подчеркивает Карпов. — Именно в такие моменты появляются самые лучшие произведения. У меня так уже восьмая или девятая программа родилась.
Депрессия не приходит бездарностям, ее могут принять и побороть только сильные люди. То же и с вдохновением – это знак Божий, это Пегас, которым надо уметь управлять. На таком эмоциональном подъеме молодой артист может пойти на поводу у публики и превратить спектакль в клоунаду. Поэтому вдохновение приходит только к тем, кто уже состоялся, кто опытен и способен принять и обуздать его.
Конечно же, вдохновение уходит, работа начинает отнимать много сил, у актера или режиссера мелькает мысль зачем он все это затеял, ведь на протяжении подготовительного этапа возникает много трудностей, но в конце концов наступает день премьеры, «ложи блещут» и при выходе к зрителю всё забывается и проходит замечательно.
Однако, помимо высокого, духовного есть обычная жизнь, в которой актера узнают, на него равняются. В какой-то момент известность, о которой так мечталось в молодости, настигает и, помимо радости, приносит ответственность. Поэтому актер должен хорошо выглядеть.
— Дома все актеры ленивые, но на сцене каждый день нужно тренироваться, держать себя в форме. Я, например, уже много лет подряд по утрам делаю гимнастику, кроме этого, среди дня 20 раз отжимаюсь от пола, подтягиваюсь на турнике, который есть возле сцены. Помимо физической подтянутости, нужно быть аккуратным, обновлять гардероб. Актерам очень важно хорошо выглядеть, ведь во все времена они были эталоном, им подражали, с них брали пример.
Программы Карпова проходят уже много лет подряд. Началось все с желания артиста обратиться к творчеству великих людей, тех, кто состоялся в профессии, довели свой труд до совершенства и стали кумиром для многих.
— По-настоящему звезда – это Владимир Высоцкий, академик Сахаров, Муслим Магомаев… Те, кто своим трудом, отношением к жизни, делу, вызывали восхищение, — поясняет Валерий Викторович. — Поэтому я всегда очень трепетно отношусь к работе, когда беру, допустим, творчество Юрия Багатикова, с которым мы дружили. Перепеть песню не сложно, надо суметь дать ей новую жизнь.
В программу «Карнавала любви» включены 18 песен — это лишь малая крупица из множества тех, которые исполнял Ободзинский.
— Тут и мелодии Александры Пахмутовой, которые он исполнил первым. Всеми любимые: «Что-то случилось», «Вечная весна», «Неотправленное письмо», конечно же, «Эти глаза напротив», — рассказывает народный артист Украины. — Лет десять назад я думал обратиться к творчеству Валерия Ободзинского, но тогда не было достаточно материала, певец ушел в забвение. Но в сердцах миллионов людей, которым сейчас 50-60 лет, он жив, они помнят его.
В общем-то, сейчас в музыкальном творчестве есть определенный конфликт, по мнению артиста, современные песни ориентированы на молодежь 17-18 лет, но не для тех, кому, скажем, за 50.
— И такие программы дают им возможность погрузиться в атмосферу любимых песен, ощутить запах того времени, — говорит Карпов.
Для следующей программы Валерий Викторович хотел бы обратиться к творчеству Андрея Миронова — блестящего артиста эстрады, театра и кино.
— Я хочу в него заглянуть, приоткрыть дверь… Не подражать, а отдать должное этому замечательному артисту, — подытоживает Валерий Карпов.
Что ж, будем ждать новых удач артиста — а удача к нему заглядывает частенько…
2 комментария
ПОНРАВИЛОСЬ!
Хорошо написала. Без выпендрежа. Получилось лучше,чем за зоны. Человека можно разглядеть,не журналиста-ретранслятора тянущего одеяло на себя,а именно героя статьи.
Хорошо!
А я родился в рубашке, гы-гы-гы… *05