Геннадий ПОТАПЕНКО
Международный джазовый фестиваль «Live in blue bay» традиционно пройдёт в Коктебеле со 2 по 5 сентября. Уже на протяжении трех сезонов фестиваль открывает джазовый сезон и является одним из главных музыкальных событий Крыма. «Счастье в каждом звуке» — слоган фестиваля.
Незадолго до открытия «Live in blue bay» его организаторы провели пресс-конференцию для крымских СМИ. В ней приняли участие <b>Константин Зелинский </b>- председатель оргкомитета фестиваля, <b>Энвер Измайлов </b>- народный артист Украины член оргкомитета и один из инициаторов учреждения фестиваля, <b>Владимир Петрухин</b> — постоянный консультант фестиваля, представитель севастопольского джазового клуба, и <b>Денис Букин</b>- директор «Live in blue bay».
Константин Зелинский, Денис Букин
В этому году «Live in blue bay» приготовил для ценителей качественной живой музыки встречу не только с широко известными исполнителями, давно завоевавшими любовь публики, но и с недавно заявившими о себе коллективами. Среди хэдлайнеров фестиваля стоит отметить всемирно известный исландский джазовый коллектив «Mezzoforte», новый проект известных музыкантов Федора Досумова и Антона Давидянца с участием французского барабанщика Дэниеля Шмитта «Impact Fuze», а также «Made in France».
Постоянные участники — Энвер Измайлов и группа «Карадаг» (Украина), Сергей Манукян (Россия), а также Алексей Козлов и «Новый Арсенал» (Россия). Кроме того, в сентябре «страну голубых холмов» посетят Трио Александра Муренко, группа «Кексы», Сергей Крашенинников, Dixie Brothers Band, Дмитрий Bobin Александров и другие. Всего в фестивале примут участие более ста исполнителей из Украины, России, Литвы, Латвии, Узбекистана, США, Франции. Исполнители будут выступать не только в вечернее время, но в течение дня. Называя общее число музыкантов, и гордо оглашая имена хедлайнеров, организаторы всё же включили некую интригу и с загадочным видом и лукавыми глазами обещают устроить зрителям сюрприз.
Послушать мэтров собралась большая компания»
Фестиваль остаётся в русле джазового мейнстрима, но это русло само по себе достаточно широко, почти как главная джазовая река Миссисипи, а потому предпочтения отдаются тем, кто «погорячее», чей драйв соответствует южному темпераменту, ощущению лёгкости, праздника.
Владимир Петрухин: «Мы не проводим концерты, где люди чинно сидят и слушают музыку. Мы стремимся подарить людям праздник, чтобы они могли повеселиться, даже потанцевать».
Даже на выставке уникальных инструментов будет та же свобода — их можно будет не только посмотреть, но и попробовать на них поиграть. Радость свободного входа, мне кажется, очень важная часть обещанного счастья в каждом звуке. Отдыхающего, кому по карману поездка в Коктебель, стоимость билета не обременит, но — НО! — организаторы «Live in blue bay» делают джаз не просто мероприятием в отведённом месте, а частью Коктебеля, его аурой, наравне с пастельной дымкой над холмами, лунной дорожкой, бегущей наискось по бухте от волошинской бороды, плеском волны на рассвете.
Свобода была и при отборе джазменов, желающих поиграть сентябрьским вечером в Коктебеле. Когда одна из журналисток, явно обиженная, что заявку её знакомого музыканта «проигнорили», попыталась попенять на это, Константин Зелинский лишь развёл руками:
— Только за вчерашний день мы получили на сайт 35 заявок! За один день! Послушайте, мы же не конкурс, чтобы отслушать всех желающих, а потом определять, кто из них лучший. И мы, слава Богу, свободны от коммерческих расчётов: кто из музыкантов «сделает кассу», соберёт как можно больше слушателей.
Тем не менее, организаторы «Live in blue bay» уверены, что фестиваль получится ещё более масштабным, чем в прошлом году, а значит, более человечным. Если тогда было около 5-6 тысяч человек на площадке, то в этом меньше не будет, а за счёт того, что фестиваль продлится дольше и исполнителей будет больше — число зрителей, охваченных джазом, счастьем и свободой — безусловно, возрастёт.
Коктебель ждет любителей джаза»
Организаторы свободны и от низменных страстей: единодушно открещиваются от подозрений в конкуренции с кем бы то ни было. На прямой вопрос о конкуренции с фестивалем «Джаз Коктебель» Константин Зелинский отвечает:
— Я член оргкомитета первых трёх «джазкоктебелей», помилуйте, я что, конкурирую сам с собой? Да пусть в Крыму ежедневно начинается джаз-фестиваль или фестиваль рока, акустики, классики — для Крыма это будет просто великолепно, прекрасно, замечательно!
На этом месте уровень доверия зашкалил. Словам, даже самым возвышенным, в это [s]прокля[/s] благословенное время давно веры нету, а вот столь [s]героиче[/s] изысканные и [s]сумасшед[/s] благородные поступки, как грандиозный фестиваль с шествием, фейерверком и бесплатным входом — пойдите найдите однопалую руку, чтобы пересчитать по пальцам число подобных мероприятий в Крыму, который так любит гордиться гостеприимством.
Вообще, стоит отметить, что при всех неизбежных трудностях, царящей в этой части Земли атмосфере всеобщего кидалова с последующим киванием на кризис, организаторы умеют держать слово. В прошлом году, закрывая фестиваль, со сцены дали слово: открыть следующий праздник живого джаза в первые выходные сентября — и готовы его перевыполнить. Удлинение фестиваля на один день оказалось необходимым, потому что в предшествующие годы не все музыканты успевали реализоваться в отведённое время, а зрители не успевали посетить все площадки и услышать любимых исполнителей.
Можно сколько угодно презрительно эстетски кривиться от этих метаморфоз, но Зелинский сотоварищи делают настоящее дело — с правильным подходом и правильными звуками. Жлоб’s free live jazz zone — мощная акция протеста против превращения уютного побережья в сплошную «наливайку».
— Только, чур не путать мастер-класс с музыкальной школой, — улыбается Энвер Измайлов, — полагать, что вот сейчас пойду научусь играть теппинг. Конечно же, они рассчитаны на людей, уже умеющих играть на инструменте, и уже освоивших YouTube, который рассекретил всё. Но бывает, что даже опытному исполнителю не хватает какой-то тонкости, детали, которую можно «схватить» только так — из рук в руки.