Крымское Эхо
Архив

Уникальность – явление массовое

Уникальность – явление массовое

В Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина в необычное для работы подобных учреждений время – 21.00 – прошел очередной, 39-й по счету, видеомост творческого проекта «Web-притяжение крымской поэзии и бардовский видеомост». Для этой библиотеки он стал 12-м. Как и все последние видеомосты, проходил при поддержке информационного партнера проекта – интернет-газеты «Крымское Эхо». А также при участии Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского.

Мост был необычным не только по времени проведения, но и по концепции и формату. Впервые нам довелось провести он-лайн-дискуссию, «марафон вопросов».

Идея использования видеомоста в качестве дискуссионного клуба возникла давно и носила социально окрашенный характер, однако первый мост-полемику было решено провести в привычном уже нашему зрителю чисто поэтическом ключе: с участием поэтов, с вопросами о поэзии, и, насколько это возможно (тем более – с участием Донецка), – без политики. И сразу же хочется отметить: вызывают глубокое уважение люди, которым есть что сказать и без политики. Которым и без собачьего визга на тему «козел Путин или великая личность», есть, в чем выразить себя, чем удивить этот мир, благодаря чему быть и значимыми, и уникальными. Найдется, о чем поспорить на ином плане: творческом, нравственном, духовном, социальном. Интересными были вопросы – неожиданными были и ответы.

Крым в этот раз своего поэта не представлял. У нас была лишь активная публика, которая состояла из студентов филологического факультета и факультета журналистики Таврического Национального университета во главе с зам. декана факультета журналистики Натальей Сегал, также из представителей крымских литературных клубов «Хорошо» и «Таласса» и независимых (как принято говорить) деятелей культуры крымской столицы.

Уникальность – явление массовое
В мосте, концепция которого звучала как «Женская поэзия в современном контексте», прозвучали стихи и мнения известных и неординарных личностей, давних и активных участниц видеомостов:

[url=http://magazines.russ.ru/authors/d/delaland/]Надя Делаланд [/url]– поэт, литературный критик, обладательница Гран-При международного конкурса «Дорога к храму», лауреат международных конкурсов, член Южнорусского союза писателей, г. Москва. Поэзия Нади Делаланд:

***
хожу пасмурная ноябрьская режу плоть
воздуха скрюченною рукой
виртуальность реальности не побороть
хрустом и запахом – никакой
нет этой осени в общем куда ни ткни
все рассыпается на ничто никогда
не процарапать лапой куриной дни
ни оставить в них своего следа
мокрые залежи бедной реки во рву
времени лужицы небо сморгнут и тьма
шею потрогает разворошит траву
тише и ниже воды и травы зима
осенью наземь сойдет шестью семь один
молча проглотит дома зачерпнет людей
ненастоящее – трогаешь погляди
ненастоящее длящееся весь день

С нею вместе выступал бард из Москвы Олег Колмаков, исполнивший несколько песен на ее стихи и тоже участвовавший в марафоне «Вопрос-ответ».

[url=http://revyakina.com/]Анна Ревякина [/url]– поэт, сценарист, актриса, «Поэт года» по версии премии «Творческая молодежь Донбасса- 2012», лауреат недавно прошедшего в Крыму фестиваля поэзии «Шорох-2014», г. Донецк. Творчество (и не только поэтическое) Анны Ревякиной:

***
В городе тихо, город необитаем.
Август располовинит недельный отпуск.
В августе до дышится, предвкушая.
В августе после станет прогорклым воздух.
Я не расплавлюсь, я изо льна и хлопка.
Брюки измяты, ворот рубашки сломан.
Что ещё нужно маленькой канатоходке,
кроме струны в чаше морского лона?
Или от сердца к сердцу струны прозрачной?
Что мне подарит август – мальчишка рыжий,
кроме твоей любви на песке – наждачной,
кроме высоких звёзд над покатой крышей?..»

[url=https://vk.com/onadtochiy]Ольга Надточий [/url]– поэт, суперфиналист Русского слэма в Эрарте, победитель слэма в Banka Soundbar, победитель конкурса «Звучащая поэзия» в номинации «Философская лирика», г. Санкт-Петербург. Поэзия Ольги Надточий:

***
Пахнут мёдом туманы земли.
Пастернаковским нимбом увенчанный
Этот город стоит, и смотри,
всё работает взвинченным венчиком.

Жизнь жуётся, как горький табак,
Не заметишь и нужно выплёвывать.
Только жалко выплёвывать так:
Снасть для нас оказалась клёвая.

Это «жалко» срывает нам рейс
в беспросветное, вечное, тихое.
Лбами стукнув «сейчас» и «здесь»,
мы останемся, нервно тикая.»

Приведу самые значимые вопросы и самые неоднозначные ответы из прозвучавших в мосте, тем более, что мнения участниц иногда были не просто разные, а совершенно противоположные, из чего и возникла интересная культурологическая дискуссия.

– Есть мнение, что современная поэзия пишется «для своих», потребляется тем же кругом, которым и производится, плюс небольшое количество новых, привлечённых людей. Существует статья социологов Светланы Королёвой и Алексея Левинсона, в которой сформцулировано, что современная поэзия – это «про всех, но не для всех» Согласны ли вы с ней?

Надя Делаланд: Думаю, поэзия, и не только современная, и не должна быть «для всех».

Олег Колмаков: Поэзия для тех, кто ищет. Не все ведь ищут ответы на какие-то вопросы, некоторые занимаются другими делами. А все, кто ищет, обязательно рано или поздно придут к поэзии, ведь это особый, уникальный способ найти ответы не на уровне мыслительных операций и даже не на уровне ощущений и чувств – это уже намного более высокие психические процессы. Именно поэтому поэзия – не для всех.

Ольга Надточий: Уверена, что никогда не была поэзия для всех, даже тогда, когда она собирала стадионы – это была просто такая мода. Даже если поэзией интересуются «не поэты», то скорее всего, они просто скрывают, что сами пишут.

Анна Ревякина: В отличие от Оли и Нади, я верю, что поэзия – для всех. Если любовь для всех, то и поэзия для всех. Состояние влюбленности характерно практически для каждого человека. И в этом состоянии любому хочется если не самому написать, то взять с полки какой-то томик и прочесть, например, классика, который, возможно, отразил в стихах твои чувства. В поэзии важен элемент узнавания. И сейчас огромное количество и классиков, и поэтов- современников способны подарить читателю это ощущение узнавания в собственном тексте. Но, по сути, если выразить это экономическим термином, в поэзии «рынок перенасыщен».

– Каковы отличительные особенности женской поэзии?

Надя Делаланд: Могу ответить словами Бродского из его эссе о Цветаевой. О ней он писал, что женская поэзия отличается от мужской лишь окончаниями глаголов в прошедшем времени.

Ольга Надточий: Современные девушки пишут и от лица мужчин, поэтому здесь как оканчивается глагол, не играет никакой роли. Отличия есть, но они едва различимы, это скорее будет интересно филологам и психологам. Это как отличия в психологии женщин и мужчин, в способах их мышления. В стихах это нужно отслеживать.

Анна Ревякина: Конечно же, поэзия отличается, есть женская, есть и мужская. Приведу пример: когда мы готовились к видеомосту, координатор Михаил Митько меня не раз предупредил: «Аня, это женский мост, выбирай стихи помягче». Я и выбрала. Я не очень вижу отличия, но мужчины-поэты отличия видят, и иной раз достаточно жестко и колко отзываются о женской поэзии. Серьезные люди, с регалиями, нередко говорят, что какая-то поэзия – все же «бабья». Приведу мнение очень уважаемого мною человека, профессора кафедры русского языка. Он позиционирует, что поэзия все-таки отличатеся, просто мы не видим отличий, поскольку находимся в среде – непосредственно в среде женской поэзии.

Олег Колмаков: Я написал много песен на женские стихи: Цветаевой,Ахматовой, Нади Делаланд и других поэтесс, и считаю, что поэзия не делится по полу, и если она настоящая, то это просто поэзия. Отличия – да, только в окончаниях прошедшего времени. Приходится немного переделывать текст для своего, мужского, исполнения. А иногда я даже не переделываю.

– Какие темы вы считаете наиболее характерными для понятия «Женская поэзия», а какие являются нетипичными, на ваш взгляд?

Анна Ревякина: На мой взгляд, самая характерная – это цветаевская тематика: безусловно, тема материнства, «хорошей /плохой жены»… Те тексты, которые пишутся в подростковом возрасте: любовь, какое-то порхание – это не совсем женская поэзия, а, скорее, «девичья» – я разделю эти моменты. Для создания настоящей женской поэзии нужно ощущать себя до конца женщиной: когда она мать, жена, когда помимо того, что душа ее требует писать поэтические тексты, женщине еще нужно присматривать за молоком, которое так и норовит убежать – опять таки, цветаевский момент. О нехарактерных темах… Я, как представитель женской поэзии, все же страшно любопытный человек. Мне интересны буквально все темы: от бытовых нюансов до квантовой физики. Не думаю, что есть темы, которые не стоит затрагивать. Они, может быть, менее употребим, но все равно присутствуют. Во всяком случае, я к этому стремлюсь.

— Как вы относитесь к городской лирике? Вдохновляет ли вас ваш родной город?

Ольга Надточий: Санкт-Петербург – не мой родной город, я из Сибири. Но более осознанно я начала писать именно в Питере. Видимо, потому, что здесь есть среда, в которой легче и интереснее писать. В маленьких городах авторам сложнее – гораздо меньше возможностей, некуда сходить, негде почитать. А вдохновляет ли меня город? Вот представьте: просыпаешься утром – «55 оттенков серого за окном», как сказал один поэт. Из такой реальности хочется сбежать как можно дальше. Именно поэтому в Петербурге люди выдумывают какие-то прекрасные и яркие словесные миры. Погода здесь бывает разная, и солнечная тоже. И город дает автору не только творческие силы, но и метафоры, какие не родятся более ни в каких местах планеты. Но есть особенность: у меня много урбанистической лирики, но практически нет пейзажной.

Надя Делаланд: Город – это не столько причина, сколько повод. Причина покрывает все поводы. Причина поэзии, как правило, в другом, в чем-то значимом для каждого из нас. Да, у меня есть стихотворение о Домодедово, в котором я живу.

Анна Ревякина: Донецк умеет вдохновлять, особенно в последнее время – с удвоенной силой. Есть такое понятие – геопоэтики: когда ты не просто пишешь стихи о своем городе, а буквально считываешь пространство, когда город становится стихотворением. Я уже давно веду литературную студию, и знаю приблизительно, какие тексты пишутся донецкими авторами о Донецке. Они все между собою довольно похожи. Это ддостаточно жёсткие (не жестокие, но жёсткие) реалии, сквозь которые, сквозь эту суровую землю прорастает поэзия, которую мы имеем. Безусловно, край, в котором живет человек, отражается в его слове. Сейчас… Сейчас нам плохо спится, не прекращаются обстрелы, тяжело, но поэзия и в такое время возможна, хотя она стала другой. Я понимаю, что мы на пороге огромных перемен, и почувствовала это еще полгода назад. Любовь к моему городу обострилась, стихов о его судьбе стало больше. Однако политических комментариев давать не буду, это совершенно разные векторы с тем, о чем наш сегодняшний поэтический вечер.

– Поэзия, в любом случае, женская она или мужская, – это протест против примитивного потребительского общества. И, тем не менее, занимается она именно тем, что несет себя этому обществу, позволяя ему себя потреблять. Поэты издают книги за свой счет, позволяя себя потреблять материально, платят за публикации… Они позволяют потреблять свои души: пытаются заинтересовать публику, подстраиваются под нее, заигрывают с ней, мониторят темы, которые были бы интересны публике, порой действительно очень примитивной, которой от поэзии нужно не более, чем «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу». А потому и требующей не глубокой мысли, а эпатажного шоу или вообще клоунады. Поэты пытаются продавать свои книги… Вопрос: кем и каким должен быть, по вашему мнению, поэт относительно потребительского общества?

Анна Ревякина: Я, кроме прочего, кандидат экономических наук, потому могу, как никто, ответить на вопрос, какой должна быть поэзия, чтобы ее потребляли. В первую очередь, безусловно, она должна быть конкурентоспособной. Я не считаю, что поэзия является каким-то уникальным явлением. Абсолютно все уникальные явления, возьмем как пример, допустим, тех, кто делает татуировки или ездит на мотоциклах, или вот пишет стихи – все равно все это, при всей уникальности, – продукт массового потребления.

Ибо стремление быть уникальным, отличаться от других, от «серой массы», характерно практически для всех людей, и именно потому – стремление массовое. Поэзия занимает определенную нишу, но и она стремится к массовости. Особенно если говорить о русскоязычной поэзии, которой еще необходимо развиваться, к примеру, по отношению к поэзии англоязычной, которая насчитывает гораздо больше веков. Мы, творцы современного литературного процесса, находимся сейчас у подножия некоего важного витка, который принесет нам новую поэтическую эпоху.

Ольга Надточий: Первое, что смущает, это слова: «поэт должен», «поэзия должна». Я тоже когда-то думала, что поэзия – должна. А на самом деле, поэт никому ничего не должен. Да, я помню, была волна текстов, направленных на то, чтобы общество потребления низвергнуть, но в последнее время я мало встречаюсь с этой темой у современных авторов. И вообще не уверена, что задача поэта – бороться с обществом и вообще с чем бы то ни было бороться. Если поэт – борец, такие тоже есть, я уверена, что у них будет противоположное мнение, а у меня этой темы нет. Может быть потому, что я уже «сдалась» (*ироническая улыбка*), примирилась с этим процессом. Я рассматриваю другие темы.

– Все хорошие поэтессы, как правило, несчастны в жизни. А вы – счастливы?

Надя Делаланд: Я счастлива. Это видно по моему лицу (*улыбается*). И буду говорить только про хорошее. И в своих стихах тоже.

Ольга Надточий: Ежедневно быть счастливым нельзя. За день мои эмоции могут меняться много раз. Поэту именно так и нужно. Я понимаю, о чем вы говорите: о человеческой судьбе в целом. Но наш основной сегодняшний состав еще очень молод, чтобы можно было говорить о судьбе. Я, вроде, счастлива… А порой – несчастна… Женское непостоянство!

Анна Ревякина: Лично для меня понятие счастья трансформировалось. Раньше я, как всякая девочка (вот, теперь я знаю, чем отличаются мальчики от девочек – и в поэзии, и в быту) я радовалась каким-то довольно дорогостоящим мелочам, то на сегодняшний момент я счастлива просто потому, что я жива, что живы и здоровы мои близкие… И может быть, раньше я была более несчастна, чем сейчас. Я счастлива!

Из этих ответов легко можно вычленить основное психологическое отличие женской поэзии от мужской. Действительно, среди женщин-поэтов редко встречаются борцы (или как сейчас с иронией говорят, «протестуны»), пытающиеся изменить мир (как мы ныне видим, далеко не всегда к лучшему).

А вот полюбить мир, мудро принять его таким, какой он есть, подружиться с ним, в хорошем смысле подстроиться под него – и этим обрести гармонию в собственной душе и по силам своим построить гармонию в самом мире, хотя бы в своем маленьком: своей семьи, друзей, близких, поклонников творчества (а иным поэтессам удается повлиять и на мир большой, иной раз и глобально!) – это и есть главная задача женской поэзии, как и вообще главная задача женщины на Земле. И это ничуть не отменяет извечного интереса к жизни, любопытства к миру, ко всем его сторонам и нюансам, стремление познать и понять всё, ответить на все вопросы, которые ставит перед тобой жизнь и твой собственный пытливый ум.

Беседа получилась интересной, продолжалась она долго, и это далеко не все вопросы, которые были заданы участницам и получили неожиданные ответы. Значит, видеомосты такого формата должны продолжаться. И не только на поэтические темы. Что вам интересно было бы обсудить с удаленными собеседниками, дорогие крымчане? Предлагайте!

В конце вечера выяснилось, что на филфаке ТНУ, оказывается, ведется курс по современной поэзии. И видеомост для студентов стал живым практикумом по этому предмету. И будет им в дальнейшем. Университет собирается более широко подключиться к проекту. А крымский культурный деятель Константин Свиридов, председатель международного фестиваля «Климент-фест», очередной тур которого пройдет в Крыму в мае следующего года, пригласил на него всех участниц моста. У Крыма никогда не закончатся творческие идеи, которые будут привлекать к нам талантливых людей из разных городов мира, со всей их геопоэтикой и уникальностью, которая – явление массовое.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Моя рука не дрогнула

.

О вреде и пользе публичных дур

.

Не страдать, а жить надо

2 комментария

Аватар
мнение 09.12.2014 в 20:24

Да,так даже лучше.
Нагляднее.
Комментов нет,эту галиматью никто не хочет обсуждать.
И читателей меньше,чем везде.

Ответить
Аватар
biblio 10.12.2014 в 08:27

[img=center alt=title]http://lgz.ru/upload/iblock/a5f/a5f82d1d905d5a8f0dcba3224b4276d5.jpg[/img]

Потомки Одина
Книжный ряд / Первая полоса / Книга недели

Потомки Одина
Олесь Бузина. Докиевская Русь. – Киев: Изд. «Арий», 2014. – 272 с. – 5000 экз.
Олесь Бузина – хорошо известный и в России писатель и историк, чьи труды сочетают, казалось бы, несочетаемое – основательную фактическую и документальную основу и яркий, образный стиль изложения. Неожиданные параллели, бесчисленные аллюзии, отменно храброе сопоставление времён и эпох, сочные, порой чрезмерно смелые выражения и образы, никак не вписывающиеся в научный трактат, – вот фирменный стиль Бузины. Всё это делает его книги весьма привлекательными для широких читательских масс.
Новая книга о тайне происхождения Руси – страны, государства, нации. В его концепции Русь – земля Одина, бога древних скандинавов, потомками которого считали себя Рюриковичи. То есть автор вторгается в бесконечный исторический спор о так называемой норманнской теории. Делает это храбро, но без фанатизма. Он готов привести любые факты, выслушать любые доводы, хотя они зачастую и противоречат друг другу, потому что исходит из убеждения, что жизнь всё равно шире и многообразнее любой теории.
Остальное…http://lgz.ru/article/-49-6490-10-12-2014/potomki-odina/

Ответить

Оставить комментарий