Крымское Эхо
Архив

Три летних спаса

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В щедром, плодоносном августе отмечаются три праздника, именуемые Спасами и вызывающие ассоциации с золотистым медом, сочными наливными яблоками и веселым хрустом разгрызаемых орехов. Народные названия Спасов — медовый, яблочный и ореховый. Имеются и официальные церковные названия, а сами праздники несут как бы двойную смысловую нагрузку.

Первый, или медовый, Спас, называют еще и «Спас на воде», так как, по преданию, в этот день произошло крещение Руси. И в память события совершались ходы «на Иордань», во время которых купались сами и купали лошадей и скот (последний раз в году). А в православном церковном календаре этот праздник торжественно именуется «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня». Слово «Происхождение» в данном случае означает вынос, название это сложилось от существовавшего на заре христианства в Византии обычая выносить в августе из храмов крест для освящения мест и избавления от болезней, количество которых в августовскую жару резко возрастало.

В XII веке к первому присоединилось еще особое празднество «Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии Матери Его» в честь одержанных в этот день блестящих побед над неверными: одна — над камскими татарами (победитель — Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский), вторая — над сарацинами (победитель — византийский император Мануил). Церковные источники об этом событии сообщают, что, по обычаю того времени, среди войска — как русского, так и греческого — находились Крест и образа Спасителя и Пресвятой Богородицы. Уходя в бой, воины целовали их. В день же победы в обоих станах наблюдалось дивное зрелище — от ликов икон исходило сияние, озарявшее светом полки и поле битвы. Победители обменялись посланиями, в которых рассказывалось о чуде, а затем в память победы и в знак благодарности за нее Богу был установлен второй праздник.

В допетровской Москве в этот день устраивались гулянья; государь накануне выезжал в Симонов монастырь, где слушал обедню, а в самый праздник выходил «на воду» в сопровождении пышной свиты и духовенства с крестами и хоругвями. На выходе царь был одет в обычное выездное платье, а для торжественного погружения возлагал на себя три золотых, изукрашенных жемчугом и каменьями креста. Один из этих крестов носил первый московский Митрополит св. Петр, а другим благословила царя Алексея его бабка.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье».

Отцветают розы, отмечается отлет первых ласточек и стрижей. Ласточки весну начинают, а осень накликают. Зато на смену им прилетают стаи грачей и скворцов. По погоде 14 августа судят о том, каков будет третий Спас. Во что Маккавеи, в то и разговенье. (Итак, это еще и день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Так назывался род иудейских царей и верховных жрецов, названный по прозвищу ее представителя Иуды Маккавея, вождя восстания, вспыхнувшего в ответ на религиозные преследования иудеев Антиохом IV /166 — 160 г. до н. э./). На Украине этот день носит название » Маковия», начинают собирать мак и освящают его в церквях. Медовым же первый Спас называют из-за того, что к этому дню соты в ульях бывают наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору.

Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. А без меда жизнь в старые времена на Руси лишалась определенной радости. Хмельной мед пили на пирах, на его основе изготовлялось множество, как бы сейчас сказали, безалкогольных напитков; медовые пряники и орехи известны и поныне. В старинных источниках мед описан как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоуханных». Считали, что этот мед обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

С 14 августа начинается Успенский пост, который, впрочем, под силу выдержать даже чревоугодникам. «Успенский пост не голодный», — говорили в старину. Поспе¬ли овощи, ягоды и фрукты. Заканчивается пост 28 августа. С особым нетерпением ждали первый Спас женщины, а уж о грешницах и говорить нечего, ибо Первый Спас бабьи грехи замаливает, считалось в народе. ( То есть женщинам прощаются на небесах все их незамоленные грехи).

19-му августа в церковном календаре соответствует праздник Преображения Господня, и установлен он в честь чудесного преображения Иисуса Христа. В Евангелии говорится, что по прошествии восьми дней после Признания апостолом Петром в Иисусе Христе Спасителя, Иисус, взяв с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — взошел на гору Фавор помолиться. Во время молитвы лицо его преобразилось, одежда сделалась белой и блистающей, и из облака раздался голос Бога: «Сей есть Сын мой возлюбленный. Его слушайте».

Народное название 2-го Спаса — яблочный (еще одно название — Спас-на-горе).
По свидетельству византийского писателя XII века Феодора Вальсамона, в это время в Греции созревали все основные плоды, и прихожане несли их в святой монастырь для освящения. Плоды помещали в жертвенник, и их благословлял Патриарх. Видимо, с той поры обычай освящения плодов перешел к нам. И хотя нашим скромным яблокам далеко до сладчайших и сочнейших даров щедрой греческой природы, яблочные сады России во время 2-го Спаса не уступят ни пышным виноградникам, ни ароматным апельсиновым рощам.

Яблочный Спас — из трех Спасов самый главный. До наступления этого дня не полагалось есть никаких плодов, кроме огурцов (ягоды — не в счет).

После освящения часть плодов отдавали нищим. На второй Спас и нищий яблочко съест. Также после освящения яблоки раздавались всем прихожанам и посылались на дом больным. А кто не исполнял этого обычая, подвергался всеобщему презрению.

Вот как описывается этот праздник И.Шмелевым в повести «Лето господне». «Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться… Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки… В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях… Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные»… Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки… Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе… Дают и нищим на паперти».

На второй Спас говорят: «Со Спаса Преображения погода преображается; Второй Спас — встреча осени, первые осенины». Закат солнца провожать идут с песнями в поле. Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас; Второй Спас всему час — шубу припас. Если на второй Спас сухой день — к сухой осени, мокрый — к сырой, а ясный — к суровой зиме. И еще примечали, что каков день на второй Спас, таков и Покров.

А вот в Европе день Преображения до XV в. практически не отмечался, и официальным праздником он был объявлен папой Каликстом III после победы европейских войск над турецкой армией у стен Белграда.

Со второго Спаса начинается самое изобильное урожайное время. К третьему Спасу — 29 августа — обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым.

Официальное название праздника — «День Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа». По преданию, Нерукотворный Образ отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Образ хранился в городе Эдессе (Сирия). Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин велел выкупить его, и в 944 г. он был перенесен в Константинополь. В России Нерукотворный Образ был очень почитаем. Со знаменами, на которых был вышит Образ, шли в бой воины.

Про Спасы говорили: «Первый Спас — на воде стоят; вто¬рой Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых холмах холсты продают». Поэтому третий Спас еще называют Спас на холстах, Спас на полотне; праздник отмечался торгом полотном и холстами.

В третий Спас пекли пироги из нового хлеба: Третий Спас хлеба припас. А на Севере варили толокно. И, наконец, в третий Спас — последний отлет ласточек. Все ближе и ближе осень.

В Петербурге действуют два Храма, посвященные Спасам, построенные архитектором Стасовым. Первый — Спасо-Преображенский собор, великолепный образец позднего классицизма, был возведен в честь победы России в войне с Турцией в 1828-1829 гг. на месте сгоревшей в 1825 г. церкви Преображенского полка. Собор окружен оградой из стволов трофейных турецких пушек, соединенных цепями. (Адрес: Преображенская пл., 1.) Второй — Церковь Спаса Нерукотворного Образа при бывшей Конюшенной части (Конюшенная пл., 1). В этой церкви отпевали в 1837 г. А. С. Пушкина. Действует также Спасо-Парголовская церковь (Выборгское шоссе, 106а).

В Москве действуют Церковь Спасо-Преображения в Богородском (Краснобогатырская ул., 17) и на Болвановке (Новокузнецкий 2-п п., 10); Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуне (Рябиновая ул., 18), Храм Спасо-Преображения в Переделкино (Лазенки 7-я ул.), Храм Спасо-Преображения на Песках (Спасопесковский п., 4а).

 

Вверху — репродукция картины
Евгения Лоскутова «Яблочный спас»

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Нужен ли нам «закон об обструкции», или как симферопольцам обойти Прокуратуру?

Олег ШИРОКОВ

Выборы: коллективное «я» крымчан пока к ним не готово

Марина МАТВЕЕВА

Коктебель перестроечный

Олег ШИРОКОВ

Оставить комментарий