Крымское Эхо
Общество

Тот случай, когда хочется не дождаться

Тот случай, когда хочется не дождаться

ЕСТЬ В КРЫМУ ТАКОЙ НАРОД, КРЫМЧАКИ

Ковидные ограничения в Крыму наконец-то отправлены на свалку истории — хочется верить, что навсегда и в компании с самим ковидом. Правда, ВОЗ уже оповещает о скором пришествии новой пандемии — ну, так на то он и «воз», чтобы быть «и ныне там».

Ему бы, этому «возу»-телеге, не стращать землян, уже и так не знающих, чего вперёд бояться, а предупреждать пандемии, готовить вакцины против выявленных вирусов, а они все, под руководством главного «изВОЗчика», будут, конечно, ждать, когда кто этим первым займётся? Правильно, Россия.

Но это так, рассуждения, к основной теме не относящиеся. Просто отмена ограничений стала отличным поводом для визитов по некоторым знакомым адресам, где активная деятельность по ковидным обстоятельствам на три последних года замирала.

Дора Товьевна Пиркова

И первый из таких адресов — ул. Крылова, 54, культурно-просветительское общество крымчаков «Къырымчахлар». Приятно видеть, что за это время в маленьком симпатичном доме ничего не изменилось. Всё та же добрая, уютная атмосфера, умело создаваемая гостеприимной хозяйкой Дорой Товьевной Пирковой и её ближайшими соратницами — Натальей Ивановной Зенгиной и Натальей Александровной Суминой.

В этот раз крымчакская община собралась, чтобы отметить интересный юбилей — столетие открытия в Симферополе первого крымчакского клуба. В 1923 году под этот клуб была передана часть исторического здания на углу улиц Кантарной (ныне — Чехова) и Турецкой, сейчас в этом здании находится Центральный народный суд г. Симферополя.

С открытием такого клуба немногочисленный народ получил возможность почувствовать себя равным среди равных, даже обучение в школе на родном языке стало доступным. Но, к сожалению, в 30-е годы национальная политика изменилась, и клуб был закрыт.

Но есть Дора Товьевна, Наталья Александровна и Наталья Ивановна — хранительницы наследия крымчакского народа, живут также в Крыму потомки первых членов клуба, поэтому и получилось мероприятие, которое даже этим казённым словом называть не хочется — скорее, встреча единоверцев в этакой почти домашней обстановке.

Александр Иосифович Фишер (в центре), Максим Волков и Наталья Александровна СуминаВыступил ветеран общества Александр Иосифович Фишер, рассказавший много интересного о клубе, крымчаках, в том числе о своих предках. Основной доклад прочёл перед собравшимися Максим Волков, представитель молодого поколения крымчаков. Ну, и конечно, с особым вниманием присутствующие слушали замечательного художника Илью Даниловича Борохова, чьи картины, изображающие сцены из истории быта крымчаков, украшают стены зала для проведения подобных встреч.

Как же много значит в жизни таких небольших народов, как крымчакский, каждое светлое событие, с этим народом связанное! Ведь если бы существовал рейтинг самых многострадальных из ныне живущих на Земле народов, крымчаки, как бы ни цинично это прозвучало, были бы одними из бесспорных претендентов на победу в этой страшной номинации.

Судите сами: в Российской империи они как талмудисты (в отличие от караимов) попали под пресловутую черту оседлости, из-за чего не имели возможности, простите за повтор, реализовать свои возможности: ни образование хорошее получить, ни раскрыться в искусстве — занимались крымчаки, в основном, ремёслами.

Илья Данилович Борохов

Было, правда, в Крыму исключение — братья Михаил, Лев и Абрам Анджело, которые формально приняли христианство и благодаря этому, что называется, выбились в люди, но в душе так и остались крымчаками.

На средства братьев Анджело в Симферополе было построено несколько украшавших город зданий, из которых уцелели два: бывший Центральный банк на ул. Горького (архитектор — великий Н. Краснов) и молитвенный дом крымчаков — Къаал — на ул. Краснознамённой, 33 (о нём чуть ниже). Но дело разве в богатстве?

Крымчаки славились как отличные кожевники, ювелиры, пекари; стараясь проживать в городах компактно, они сохраняли свой язык, свою культуру, наконец, свою национальную кухню, но всё-таки, в отличие опять-таки от своих братьев-караимов, чувствовали себя несколько ущемлёнными.

Ситуация изменилась в 1923 году с открытием клуба крымчаков, но, как я уже упоминал, ненадолго — до 30-х годов. А потом пришла война, и был 10-й километр Феодосийского шоссе. Восьмидесятипроцентная потеря своей численности — это самый высокий процент из потерь всех народов, прямо или косвенно принимавших участие в двух мировых войнах.

Как крымчакский народ ещё тогда смог выжить!? А уже в наше время никуда не денешься от ассимиляционных процессов — хотя бы наличие у крымчаков фамилий «Волков» или «Ткаченко» это подтверждает. И как ещё при всём этом крымчаки смогли дать столько ярких, незаурядных людей — от поэтов Ильи Сельвинского и Якова Чапичева до писателя Александра Ткаченко и художника Ильи Борохова, от генерала Владимира Колпакчи до археолога Игоря Ачкинази

Восхищаться жизнестойкостью крымчакского народа можно (и нужно!) до бесконечности, а что конкретно следовало бы для него сделать?

Мечта караимов и крымчаков, пока, правда, несбывшаяся — попасть в Реестр коренных малочисленных народов России. А критерий отбора для попадания в этот Реестр таков: народ должен быть не только коренным для своей территории проживания (этому пункту крымчаки соответствуют) и не превышать определённую численность (тем более соответствуют), но и заниматься традиционными промыслами — охота, там, рыболовство, оленеводство, резьба по клыкам моржа и т. д.

Но ведь могут же у любого правила быть исключения. Ну вот скажите, чем должны заниматься крымчаки с точки зрения разработчиков этого критерия для того, чтобы попасть в Реестр? Битьём острогой пескарей в Салгире или же резьбой по удалённым стоматологами зубам? Крымчаки — это народ городской культуры, а не таёжной.

С караимами, кстати, дело, похоже, стало сдвигаться с мёртвой точки — вот кенассу вернули караимской общине. Не пора ли и крымчакам вернуть их молитвенный дом — Къаал? С ним, конечно, сложнее, чем с кенассой: в нём сейчас обычный жилой дом, поэтому возврат нужно осуществить так, чтобы никоим образом не ущемить права жителей этого дома. Тем более, надо отдать им должное — содержится бывший (а, всё-таки, может, и будущий?) Къаал в порядке.

А насчёт Реестра коренных малочисленных народов — здесь не мешало бы переступить через Её Величество Букву и внести в него крымчаков и караимов уже хотя бы потому, что эти два народа, по-своему самобытные и уникальные, представляют Крым — российский Крым.

Вон уже даже духовные наследники чеховского Беликова из Российского футбольного союза поняли, что бесконечно играть в «как бы чего не вышло» не получится, и, пусть и потихоньку, с бюрократическими проволочками, но начали приём крымских команд в российский чемпионат, а тут целые — пусть и малочисленные — народы получат юридический статус коренных народов именно России.

Оно понятно, что ассимиляция будет продолжаться. Недавно прошла информация о том, что в Латвии исчезли ливы, в России на грани исчезновения находится народ водь… Не хотелось бы такой участи крымчакам. Вот если бы можно было бросить клич и вернуть на землю предков представителей крымчакских диаспор, живущих в США, Германии, Израиле — но это, как говорят в интеллигентных кругах, «отдел фантастики на втором этаже».

Неутешительный вердикт для крымчаков вынесла и «Крымская правда»: в одном из её недавних номеров, где освещались итоги последней переписи населения, было открытым текстом заявлено, что нынешней численности крымчакского народа недостаточно для его естественного восстановления...

Но знаете, как ответила Дора Товьевна Пиркова автору этой заметки в «Крымской правде»? Фразой из всем известного анекдота: «Не дождётесь!».

И вот это как раз тот случай, когда хочется именно не дождаться. Жить в Крыму, зная, что рядом с тобой живёт народ, одним своим названием Крым и символизирующий, и не раз ещё войти в гостеприимно распахнутые двери дома на ул. Крылова, 54. А в чудеса надо верить, а ещё лучше, как советовал А. Грин, делать их своими руками — и тогда они будут случаться.

Ведь скажи нам да хотя бы в канун наступающего 2014 года, какое чудо произойдёт менее, чем через три месяца…

Фото автора;
вверху — из открытых источников: крымчаки

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.2 / 5. Людей оценило: 20

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Крым и Кавказ: исторические и культурные связи

.

Россия — это класс!

.

Теперь МФЦ предоставляет услугу по оформлению биометрических загранпаспортов

.

Оставить комментарий