Крымское Эхо
Архив

Тот самый Загурский

ИНТЕРВЬЮ НА ЗАКАЗ

Владимир Загурский откликнулся на предложение редакции «Крымского Эха» ответить на вопросы наших читателей. Таких вопросов поступило на страничку сайта около двух десятков – как оказалось, среди читателей «Крымского Эха» много завзятых театралов.

Итак, мы начинаем наш разговор, который состоялся в директорском кабинете и в который никто не смел войти, кроме…

— Владимир Иванович! Народ интересуется, как идет подборка театрального репертуара, кто принимает в этом участие, какие идеи, выходящие от творческого коллектива, воплощены в реальный спектакль.

— Предложения по репертуару поступают от главного режиссера, главного дирижера, хормейстера, артистов. Я как председатель художественного совета резюмирую все предложения, вношу свои предложения и таким образом мы готовим репертуарный план. Кроме того, особое внимание мы уделяем предложениям молодых артистов, которые склонны к режиссуре. Даем им возможность раскрыться в этой ипостаси. Примером сотрудничества с такими молодыми режиссерами является сценическое воплощение «Парфюмера» по роману Патрика Зюскинда. Инициатива этой постановки принадлежит молодому артисту Николаю Лапунову, пробующему себя в режиссуре. Спектакль имел большой успех, имел резонанс и в театральных кругах. Таких примеров я мог бы привести немало…

Владимир Иванович в поисках того, что
сказал Ленин о театре. Не нашел. О кино — есть,
что оно самое-де важное, а о театре — ну ни слова!

— Как подбирается актерский состав театра, где находите таланты, есть ли конкурс или, кто придет, того и берете?

— Конечно, есть конкурс, и кого попало в театр не принимаем. Нужны талантливые певцы, драматические актеры, танцоры, музыканты. Поиск их не ограничивается только Крымом. Выезжаем и в Киев, и в другие областные центры, а бывает, находим и на периферии. Тут в этом деле играет удача. А эта удача играла бы чаще, если бы была возможность для того или иного кандидата решить проблему жилья. Во многом эта проблема тормозит пополнение творческого коллектива выпускниками столичных вузов. Как эта проблема решается, спросите вы. Пока никак. Только на уровне обещаний и поисков. В середине 90-х начиналось строительство общежития для работников культуры. Однако следы от этого строительства потерялись. Время было такое…

Мы особенно нуждаемся в жилье. Если тот же Русский драматический театр может готовить смену в своих студиях, то в наш театр, кроме драматических актеров, нужны выпускники столичных консерваторий, хореографических училищ. Кроме того, не любого выпускника возьмешь, а отбираем тех, кто по своим способностям достоин такой сцены, как наша. Театр-то академический! А где же жить молодому таланту?

— Читатель нашего сайта интересуется, что нужно сделать, чтобы устроиться на работу в ваш театр.

— Как и на любое предприятие: прийти с документами в отдел кадров и предложить свои услуги. Если есть вакансии на ту или иную должность – рассмотрим. Если это актер, музыкант — проверим его способности, подготовку и примем соответствующее решение. Если это исключительно талантливый артист, примем со всей душой и дадим возможность выразить себя на сцене. Бывает и такое: приходит человек откуда-то со стороны без всяких рекомендаций, без образования, без знания нотной грамоты, а голос — от Бога. Тут уж не до дипломов. Надо брать и работать с ним: природный талант, при всем при том, требует огранки. И это уже наша задача. Бывает, что таланты, раскрывшиеся на нашей сцене, получившие серьезную сценическую подготовку, уходят в столичные театры. Например, Наталья Красовская, выпускница Одесской консерватории, за два с половиной года освоила весь сольный репертуар и, по сути, стала примой нашего театра. Но тут присмотрел ее знаменитый киевский режиссер и посоветовал ей попробовать себя на столичной сцене. Попробовала — и там осталась, ушла в Киевскую оперетту вместе с мужем Олегом Яровым, выпускником Московской консерватории. И у нас возникли проблемы подбора артистов, чтобы заменить ее в ролях.

 

И только один человек за все время
нашей беседы был допущен в кабинет.
Главный бухгалтер театра Ольга Доценко принесла
на подпись ведомость на выдачу зарплаты. Святое дело


— Вот, кстати, о других театрах. Конкурируете ли вы с драматическим театром им. Горького?

— Конечно конкурируем. Конкуренция в таких городах, где несколько театральных и творческих профессиональных коллективов, всегда была и будет. Идет борьба за зрителя. Но такой театр, как наш, в Крыму единственный. На нашей сцене — классика мировой оперетты, украинская музыкальная классика, драматические произведения, оперные постановки украинских композиторов.

Но вот из 300 тысяч симферопольцев, включая детей, только около 80 тысяч интересуются театральным искусством и ходят регулярно в театры. Конечно, у нашего, как и у другого театра, есть свой зритель. А от наполняемости зала зависит и финансовое состояние, возможности новых постановок, которые стоят совсем недешево. Вот только постановка такого спектакля, как «Звездный час», премьеру которого мы даем в день открытия театрального сезона, обошлась примерно в 50 тысяч гривен.

Это и сценическое оформление, и костюмы, и много другое. Одно из самых дорогих приобретений для новой постановки — музыка к спектаклю, клавир которой надо купить, сделать партитуру, а затем сделать оркестровую и голосовую аранжировку. Каждая премьера выливается в копеечку, но иначе нельзя, иначе театр просто тихо скончается. Театр без зрителя представить нельзя, а зритель требует новых постановок…

— А эта конкуренция не выливается в то, что ваши артисты переходят на работу в драматический, а от них просятся к вам? Кстати, у Драматического пять сценических площадок и там есть где развернуться, а у вас одна сцена…

— Не скрою, есть проблема, но она как правило, решается при обоюдном согласии без скандалов, с взаимным пониманием. Этот процесс вполне закономерен в творческой среде, и каждый такой переход хоть и болезненно воспринимается и у нас, и у в Русском драматическом, трагедии из этого мы, руководители, не делаем. Ну, уговорю я артиста остаться – а, может, тем самым закрою ему дорогу стать гениальным артистом в другом амплуа. Зачем же брать грех на душу? Это ведь не токарь, и не сталевар… Бывает что уходят, а потом, не найдя свое место в новом коллективе, возвращаются. Принимаем с тем же пониманием, с каким и расставались, но не всегда…

— Владимир Ильич Ленин в свое время утверждал, что важнейшее из искусств — это кино. Вы, театральный деятель, согласны с ним?

— Попробуй-ка я не согласиться в те времена! Уж директором театра я точно не был бы. В лучшем случае, дирижировал бы где-нибудь самодеятельным оркестром на Колыме.

А сейчас скажу: не согласен! Чем отличается работа киноактера от театрального артиста? Нет той связи киноактера со зрителем, которая необходима для полного раскрытия души артиста, таланта. А в театре это общение со зрителем постоянно, заставляет артиста играть в полную силу, не отбывать на сцене свои минуты и не отговаривать заученные по роли фразы, а жить во время спектакля вместе со зрителем, заставить его сопереживать сюжет, драматизм, заставить, наконец, смеяться в тот или иной момент. А если зритель вдруг не засмеется, или не зааплодирует после знаковой фразы или монолога, значит, спектакль не удался, и это стресс для артиста. Я уж не говорю о том, как болезненно воспринимают артисты, да и режиссеры полупустой зрительный зал. Я в таких случаях шутя но с горькой иронией говорю: не полупустой, а полуполный зал.

Сила театрального искусства и для зрителя, и для артиста намного мощнее в эмоциональном смысле, чем в кино. Напомню, что порой выдающиеся артисты заканчивали свой жизненный путь на сцене, отдавая перевоплощению себя без остатка. Вспомните того же Андрея Миронова… Поэтому тут с Лениным согласится не могу. Да и театром Владимир Ильич, если верить истории, не очень-то увлекался.

— На сцене театра часто выступают звезды эстрады, вот и московский балет дает скоро «Лебединое озеро». Цены непомерные для зрителей среднего достатка. Нельзя ли как-то…?

Это только малая
часть наград и подарков


— Нельзя, ибо мы в этом случае только сдаем зал в аренду, а цены на билеты устанавливает продюсер. Мы в этом никак не участвуем, не имеем права вмешиваться. На наши же спектакли цены вполне приемлемые даже для бедного студента.

— А от таких бедных студентов много ли в кассу-то получите?

— Если вы спрашиваете о финансовой состоятельности театра, то я должен с удовлетворением отметить, что оно за последние годы значительно стабилизировалось. Это опять-таки благодаря тому, что репертуар постоянно обновляется и пополняется новыми интересными для зрителя постановками. Но вот есть одна проблема, которая меня как руководителя не устраивает, беспокоит. Это большая разница между зарплатой артистов и зарплатой технических работников. Но эти ножницы существуют во всех театрах. Тем не менее, технические должности в отличие от творческих, заполнены почти на все 100 процентов. Есть такая категория людей, которая любит работать в театре, находит в этом духовное удовлетворение и, может быть, поэтому текучесть технических кадров в театральных коллективах значительно ниже, чем на промышленном предприятии. Видимо, атмосфера, царящая в здании театра, вокруг всего процесса, происходящего в театре, имеет свою притягательную особенность. Это загадка, которую никто и не пытается разгадать. А зачем? Пусть так и будет. С античных времен всегда были и актеры, и те, кто закрывает и открывает занавес…

— Вы в театре со всеми на одной ноте или приходиться кого-то терпеть?

— Приходится порой и терпеть. Творческий народ сложный, по-хорошему амбициозный и ранимый. И у меня уже за многие годы работы в творческих коллективах выработался иммунитет к этой амбициозности. Это специфика театра, и от нее никто и не пытается избавиться. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы, даже молоко кое-где за эти минусы выдают. У нас эта специфика компенсируется всего лишь пониманием друг друга. Поверьте, это не просто, но по-иному нельзя. В то же время, если артист или режиссер нарушают трудовую дисциплину, приходится ставить таких на место. Иначе, зачем театру нужен руководитель? Но при всем при этом не могу и не хочу рубить с плеча. Я всегда старался понять такую «недисциплинированность» талантливых людей и никогда не боялся приглашать к нам на работу сильных личностей, имеющих свой взгляд и способных его отстоять. С ними интересно работать, с ними интересно обсуждать, спорить, поскольку у талантливого человека всегда в запасе умные аргументы и к ним прислушиваешься.

— Театр, в прошлом одно из современнейших зданий, сегодня имеет неприглядный внешний вид, да и внутри все как-то изношено..

— Скоро, надеюсь, совсем скоро начнем капитальный ремонт и реконструкцию, и симферопольцы увидят совсем другой театр. Будет еще одна сцена, новое современное сценическое оборудование. Надо потерпеть и дождаться обещанных властью денег. Но есть за этим и еще одна проблема. Ремонт будет длиться не один месяц, а где играть артистам? Сцен-то свободных в столице Крыма нет! Думаем вместе с Министерством культуры, как из этого положения выйти без потерь.

— А вот такой дотошный читатель нашего сайта и, судя по всему, постоянный зритель вашего театра прослышал , что для обогрева театра предполагается установить тепловой насос. Это действительно так?

— Отопить такое помещение, как наш театр, весьма непросто. Один только зрительный зал имеет высоту 16 метров, много и других особенностей. Поэтому для решения проблемы отопления здесь нужен нестандартный подход. Харьковские энергетики предложили нам использовать этот самый тепловой насос, вопрос обсуждался даже на правительственном уровне, и мы его со специалистами сейчас изучаем. Но в любом случае обещаю нашему зрителю в буквальном смысле теплую атмосферу.

— Тепло вы обещаете… А что вы обещаете из новых постановок в новом театральном сезоне?

— Мы открывает театральный сезон 11 октября премьерой спектакля «Звездный час» на музыку С. Колмановского, кстати, сына известного советского композитора Эдуарда Колмановского. Следующая премьера -«Маршрут товарища Станина» Гарольда Бодыкина, к Новому году подготовим новую сказку. Из оперетт — «Голландочку» Имре Кальмана и «Прекрасную Елену» Жана Оффенбаха, обещаем зрителю популярную в народе «Свадьбу в Малиновке», а еще — несколько концертных программ с участием солистов театра Валерия Карпова и Владислава Черникова. А еще любителей музыкального искусства ожидает постановка «Stabat mater» Перголези, композитора эпохи возрождения. Здесь мы будем привлекать, кроме нашего, и оркестр Крымскотатарского академического театра.

Готовим репертуарную программу и для любителей балета. Вместе с тем, надо понимать, что репертуарный план — это не догма на год. Будут идеи, будут оригинальные предложения — будем вносить изменения в план, чтобы быть интересными нашему зрителю, чтобы дать возможность в полной мере раскрыться артистическому и режиссерскому дарованию.

— А вот и еще один вопрос нашего читателя и вашего зрителя, который звучит так: «Почему вы не поддерживаете новаторский театр, почему такой устаревший и однообразный подход к постановкам? Сами не хотите, или боитесь, что наш зритель к этому не готов?

— Очень серьезный вопрос. Новаторство в искусстве — вещь хоть и модная, но требует осторожного и дозированного подхода. Тут либо будешь смешон в своем новаторстве, либо окостенеешь. Необходим, как у политиков говорят, центристский подход. В новаторстве нужна не только дозировка, но и уважение к автору, уважение к театральным канонам, к зрителю, прежде всего. Ведь в театре и молодежь и люди старшего возраста, которые привыкли видеть театр таким, каким он был во времена их молодости. А многим любовь к театру привита с детства. Нам дорог и тот зритель, и этот.

Ломать же все в угоду моде я не хочу, и артисты, и зрители меня не поймут. Надо же еще найти и режиссера, способного найти эту золотую середину. В то же время я мог бы привести массу примеров, когда то же новаторство дало нам грандиозный успех. Я имею в виду премьеру прошлого года «Портрет Илиаса», или «Пер Гюнт», в котором мы соединили драматургию Ибсена и музыку Грига, включили балетные сцены, ввели вокальные и хоровые партии. Ну разве это не новаторский подход к постановкам? А разве это не новаторство, когда мы начали на нашей сцене ставить балетные спектакли? А вообще, эта тема дискуссионна…Я умного новаторства не боюсь, я его приветствую, поддерживаю.

— Тут вот поклонница балетного искусства, зовут ее Настя, интересуется, какие новые балетные постановки ей ожидать?

— Намечаем к постановке «Сотворение мира» Андрея Петрова, «Кармен сюиту» на музыку Бизе и концерт из фрагментов классических балетов. Хотелось бы больше, и труппа балетная есть, и постановщики талантливые, но, опять-таки, и сцена одна, да и назначение театра несколько иное, чем театра оперы и балета.

— «А почему бы вам не поставить оперный спектакль хотя бы в концертном исполнении? И голоса есть, и оркестр неплохой, а, главное, публика скучает по серьезным классическим операм. Можно было бы и совместно с музыкальным училищем и институтом культуры сотворить что-то подобное», — спрашивает наш читатель, спрятавшийся под незамысловатым псевдонимом «зритель».

— Оригинальный псевдоним и замечательный вопрос. Я и сам скучаю по большому полнокровному оперному действу. И когда есть возможность послушать оперу в других городах, такой возможности не упускаю. У нас же это поставить сложно: не так уж и много голосов у нас, пригодных для оперного пения. И в этом главная проблема. Кроме того, подготовка оперного спектакля даже в концертном исполнении требует много времени, что не позволяет привлекать к этому студентов наших музыкальных заведений. Для оркестра это тоже большая нагрузка, в то время как театр должен почти каждый вечер открывать свои двери и каждый вечер оркестровая яма должна звучать. Много и других проблем.

Тем не менее, мы поставили в концертном исполнении «Алеко» Рахманинова, оперные спектакли «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка» и другие. Ставить же полнокровные масштабные оперы, например, «Евгения Онегина» или «Князя Игоря» при всем желании пока невозможно. Для этого требуется большой оркестр, большой хор, сильные вокалисты. А по большому счету скажу так: Крыму, как автономной республике, нужна своя крымская оперная сцена, где найдется место и балету. Это не только престижно для статуса Крыма, это еще и мощный фактор духовного воспитания. Да и сам Крым своей природой музыкален.

Рабочий день Владимир Иванович
начинает с утреннего обхода всех своих
владений. На глаза лучше не попадаться…

— У вас нет такого желания выйти самому на сцену да сыграть в спектакле?

— Я по профессии своей дирижер, а не актер. Но более тридцати лет выходил вместе с оркестром, хором и с дирижерской палочкой, так что сцена для меня место привычное. Могу это сделать и сейчас. Когда предоставляется возможность, встаю за дирижерский пульт и отвожу душу. Что же касается участия непосредственно в спектаклях, то, как говорится, каждый должен заниматься своим делом. Но опыт позволяет мне влиять на творческий процесс и на качество подготовки тех или иных постановок. Это, кстати, и моя обязанность…

— Директор театра много чего обязан, если судить по накопившемуся в приемной народу и телефонным звонкам на вашем рабочем столе. А как складывается ваш рабочий день, при всем том, что двери театра закрываются поздним вечером?

— Стараюсь соблюдать рабочий ритм и совмещать его с нормальным течением жизни. Ведь, кроме директора, в театре много ответственных работников, высокого уровня профессионалов, которым я доверяю и в работу которых вмешиваюсь только в исключительных случаях. Есть отлаженный механизм, который может давать сбои, но вот здесь на это и есть директор. Роль личности всегда определяющая в таких больших коллективах, но если отлажен механизм работы и коллектив может работать, руководитель удовлетворен, ибо это итог его целенаправленной работы, как руководителя. Мне нравится работать с таким коллективом, какой сегодня меня окружает.

— А коллективу каково?

— Это вы у них спросите…

— Спросим, но чуть позже. А пока вот вам еще такой вопрос зададим по поручению наших читателей: «Что лучше всего вас «заряжает» утром и в процессе рабочего дня? Чашка кофе, рюмка коньяка, погода или улыбка жены?»

— Порой все вместе. А улыбка жены — самый серьезный стимул. Здесь я не лукавлю. Радуют и вдохновляют внуки и внучка, радует сын, военный летчик, у которого все в жизни складывается хорошо. Ну а когда встретишь на пути хорошего человека, которому и ты рад и он не возражает, почему бы и по рюмке с ним не пропустить…

— Так ведь в рабочее время вам нельзя, а время это заканчивается с закрытием занавеса. Когда же успеваете?

— Пусть это будет моей служебной тайной…

…Я не настаивал, понимая специфику творческого труда, поблагодарил Владимира Ивановича за откровенный и содержательный разговор, за уважение к читателям нашего сайта, проявившим интерес и к деятельности театра, и к его директору, пожелал от имени наших читателей всему творческому коллективу успехов и поздравил с наступающим праздником — открытием нового, 54 театрального сезона.

[hr]

Загурский Владимир Иванович, 61 год, родился на Украине, закончил дирижерско-хоровой факультет Киевской государственной консерватории и с 1973 года работает в Крыму, с 1999 года возглавляет Крымский украинский академический музыкальный театр. Заслуженный работник культуры Украины, заслуженный работник культуры АРК, лауреат премии АРК, доцент государственного инженерно-педагогического университета.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Александр Герцен: Людям нужна не власть, а свобода

В первомайской демонстрации планируется участие порядка 15 тыс. человек

.

Удавить жемчужным ожерельем и взорвать изнутри: как будут дестабилизировать Китай

.

5 комментариев

Аватар
NN 04.10.2008 в 21:03

Хороший материал, спасибо Васильеву и вопросам читателей. Надеюсь, КЭ продолжит эту рубрику, не будет оглядываться на первый блин — хамство городского головы.

Ответить
Аватар
твой доктор 05.10.2008 в 19:37

Сразу видно, что Загурский — понимающий,культурный человек…
а бабенко не спасет даже тысяча интервью. псевдохозяйственник)))

Ответить
Аватар
Жорж 05.10.2008 в 21:40

Настоящих интеллигентов трудно сейчас найти. Слав Богу, хото одного показали. А причем здесь мурло Бабенок, не понимаю. Там у них свой театр, театр абсурда и пародии под мурку

Ответить
Аватар
Зритель 06.10.2008 в 09:10

А я вот интересуюсь: "Как там из СДПУ(о) клиент (пардон дюже интеллигентный директор) уже вышел иль еще чего й то ждет-с?"

Вашему интеллигенту видимо лавры директорши "Симферополя" покоя не дают. Они соревнуются: кто больше торговых ярмарок проведет?

Пока директорша явно лидирует, эффективнее площадя использует. Пора догянять, господин Загурский, столько у вас площадей без дела пустуют. И доход будет, куда больший чем от попсы российской.

Ответить
Аватар
Добрый 06.10.2008 в 10:08

На такие вопросы, многоуважаемый зритель, владельцы площадей обычно отвечают, что это мера вынужденная. А вообще-то это позор для республики. Республике легче кинуть сотни тысяч на украинизацию нас, чем дать в театры, чтобы не было этого позорища со шмотками.

Ответить

Добавить комментарий для Жорж Отменить