ПО КРЫМУ ВМЕСТЕ С «КРЫМСКИМ ЭХОМ»
Андрей КИЩЕНКО
«То, что обычному человеку кажется камнем,
для знающего является жемчужиной».
Джалал ад-Дин Руми
В Евпатории сохранился архитектурный памятник, история которого говорит о том, что Крым не всегда был курортом: в прошлые века это был полуостров с богатыми культурными традициями и духовными школами, относящимся к различным религиозным конфессиям, которые органично сосуществовали между собой на протяжении веков. Одной из таких духовных школ являлось Текие дервишей.
Текие дервишей был воздвигнут в XV веке рядом с главными воротами Евпатории (тогда Гезлёва) и представляет собой архитектурный комплекс из мечети Шукурла-эфенди и медресе. Здесь несколько веков подряд располагалось суфийское братство Мевлевиййа или «Вращающихся дервишей», как их называли в странах Европы. (Одним из видов духовной практики в этом ордене было вращение в танце «сема».)
Центр этого суфийского ордена расположен в Конье на территории Турции. Основатель ордена Джалал ад-Дин Руми (1207 г — 1273г), называемый его последователями Мевляна «Наш господин». Руми был великим духовным учителем и суфийским поэтом, известным во всем мире. Его перу принадлежат поэтические произведения «Маснави», «Диван» и др.
Текие — это место обучения и обмена опытом дервишей. В нем собирались члены ордена, чтобы осознать духовный опыт, полученный во время странствий, и проводить совместные ритуалы — сема. На путь дервиша становился тот, кто осознал бренность мирской жизни, и чья душа желала большего, чем мирские блага, — постичь Творца. Именно этому и посвящали свою жизнь дервиши, устремляя все свои помыслы и желания к тому, кто является источником всего.
Сегодня в Текие дервишей возрождаются древние духовные традиции. Одна из продолжательниц традиций ордена Мевлевиййа — Алифе Ханум, получившая посвящение в Конье. Неоднократно отправляясь в паломничество по святым местам, она обошла почти все Средиземноморье, посещая мусульманские и христианские святыни. По ее словам, те, кто искренне ищет Бога, не противопоставляют себя друг другу. Такая цель только объединяет людей разных религий.
«
На вопрос, как найти учителя духовного пути, Алифе Ханум ответила, что сначала надо по-настоящему захотеть идти по духовному пути. Только когда это станет главной потребностью, ты сможешь встретить учителя. Но главный учитель находится в твоем сердце, именно там находится частичка света, данная нам Творцом и через нее можно достичь желаемого. Познать — значит обрести свойство, а не просто интеллектуально ознакомиться с неким учением.
Когда ты станешь учеником пути, учителем станет путь. Каждый, кто встретится тебе на этом пути, что-то подскажет или чему-то научит. Когда внутренний учитель ведет, внешне многое может стать его отражением. Важно раскрыть свое духовное сердце. Но на этом пути у нас есть враг, с которым необходимо бороться.
Это нафс — низшая природа: страсти, эгоизм, тщеславие. Это животная природа в человеке. Ее надо преодолеть. Пока человеком управляет нафс, он не принадлежит себе. Им правят не его желания, хоть человеку и кажется, что это он так решил или захотел. Душу эти желания никогда не наполнят. Нужно быть непривязанным к этому миру и его страстям, тогда можно обрести свободу. Непривязанность — это свобода от уз эгоизма. Но это не значит отказ от пользования материальными вещами или уход в пустыню. Это свобода от страсти обладать. Но важно и не оказаться привязанным к своей непривязанности. Это тоже рабство. В этом мире нужно быть внимательным к своим желаниям и поступкам. «Этот мир горы, а наши
поступки крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам» — так говорил Мевляна.