Сколько выходило фильмов ужасов в последнее время… Там и зомби, и вампиры, и другие монстры потустороннего мира. Смотрелись они, мягко говоря, не страшно, а после каждого нового монстра хотелось смеяться в голос. Не было по-настоящему страшно, хотя анонсировалось как «ужасы». А все почему? Потому что осознаешь, что все это вымышлено, придумано — ты выйдешь из кино, глянешь на солнышко, на листья, которые только-только начали распускаться, и поймешь, что жить хорошо…
Но вот на экране — самый страшный фильм, который я когда-либо видел. Он не претендует на звание ужастика — в жанре стоит «психологическая драма». Итак, встречайте «Утомленные солнцем 2. Предстояние».
Фильм — правда, страшный. В нем не покажут зомби, вампиров, глобальную эпидемию или конец света. В нем просто война. Самая близкая и страшная для нас война — Великая Отечественная. Здесь не будет романтики, политики, пропаганды и прочего бреда. Просто война. Война, как она была.
Действие фильма по-прежнему разворачивается вокруг бывшего комдива Котова, который, на начало фильма, находится в русском концлагере по 58-ой статье. Ему снится сон, в котором он принимает у себя в гостях Буденного и Ворошилова и самого Сталина. Во сне он вспоминает дочь Надю и с громким криком просыпается. Выходит во двор — и слышит, что его статью изменили с политической 58-й на 129-ю уголовную. Причины перемен неизвестны, как и то, что он «совершил» в соответствии с новой статьей. И вдруг начальник лагеря сообщает, что началась война, фашисты без объявления войны напали на Советский Союз и всех уголовников приказано эвакуировать. И тут же через минуту всех зэков с 58-й статьей расстреливают из пулемета «Максим»…
Комдива Котова играет сам Никита Сергеевич Михалков, по совместительству — режиссер ленты. Когда идут титры с именами актеров, просто тихо ахаешь — каких же актеров удалось привлечь Михалкову! И Гафт, и Дюжев, и Ошурков, и Панин, и много других. Хотя главные роли все равно остались за Михалковым и его дочерью Надей. Именно они чаще всего мелькают на экране. А у остальных роли второстепенны. Тот же Гафт засветился в кадре ровно на 1 минуту 17 секунд…
Котову с его другом Ваней (Дюжев) удается сбежать из лагеря. Наивный Ваня говорит: «Да война закончилась уже, наши, поди, в Берлине маршируют». И буквально после этих слов они видят огромную боевую машину немцев и танки с «парусами». Еще через несколько минут нам показывают страшные сцены. Беззащитных граждан перед переправой с «миссершмидтов» расстреливают немцы. А бестолковый грузин, не правильно поняв приказ своего командира, взрывает мост вместе с переходящими его людьми…
Понимаешь, почему фильм не сняли бы в СССР. Тут Сталин показан таким, каким он был — с виду добрым вождем, но внутри монстром. Таким же выставляют и его «правую руку» Лаврентия Палыча. Откровенные сцены антисоветского характера — например, разговор старшего лейтенанта штрафбата и капитана элитных кремлевских курсантов, присланных на передовую. Лейтенант абсолютно не соблюдает субординацию — зато он точно знает законы войны. Сцена смотрится смешно, но в тоже время страшно.
Зверство немцев вызывает панический ужас — вот они согнали всех жителей деревни в сарай, заперли и подожгли. А вот немец, которому надоело слушать цыганские песни, просто расстреливает уличных артистов. А вот немцы ради забавы давят русских солдат танками… Страшно смотреть на поле после боя, которое усеяно трупами с оторванными конечностями. Ей-богу, намного страшнее, чем порванные зомби из той же «Обители зла». А все потому, что было это недавно, всего-то 65 лет назад, а для истории это пустяк, и было на нашей с вами земле, и было все это правдой, которая иногда прорывается в рассказах наших дедов…
Фильм обязателен к просмотру, особенно старшим школьникам. Там показана война, там показаны все ужасы войны. Выйдя из кинотеатра, я понимаю: как хорошо жить без войны, идти по улице, не боясь, что на тебя упадет бомба. Почти все критики в один голос твердят: Михалкова на мыло, а фильмы его «ф топку». А зря… фильм прекрасен. Хотя чрезмерно частые крупные планы таки раздражают. В общем, повторюсь — смотреть, смотреть и еще раз смотреть!