Крымское Эхо
Архив

Школа осознанного творчества

Школа осознанного творчества

ЗАМЕТКИ О III РЕСПУБЛИКАНСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ СЕМИНАРЕ МОЛОДЫХ АВТОРОВ КРЫМА

Виктория АНФИМОВА,
Марина МАТВЕЕВА

29 апреля в КРУ «Универсальная научная библиотека им. И.Я. Франко» по инициативе Крымской республиканской организации Национального союза писателей Украины прошел III Республиканский литературный семинар молодых авторов Крыма. В этом году семинар собрал более 40 участников из Симферополя, Белогорска, Ялты, Евпатории, Бахчисарая и Феодосии. <br />
Открытие началось с торжественной речи председателя КРО НСПУ Владимира Бушняка, который напомнил участникам, что главным для молодого поэта во время его становления является творческая школа и хорошие литературные учителя.

Не любят критику и боятся ее только те, кто не стремится к самосовершенствованию и не мечтает стать настоящим писателем. А истинному таланту не страшно ничего – любые замечания он воспринимает как стимул к дальнейшему росту. В. Бушняк также рассказал о достижениях ребят, которые прошли два Республиканских семинара прошлых лет. В частности, он представил молодого поэта и прозаика Елену Масленникову, ставшую, по результатам I семинара, делегатом Всеукраинского совещания молодых литераторов в Ирпене и недавно принятую в Национальный Союз писателей Украины. Сама молодая писательница пожелала участникам семинара успехов и постоянной работы над собой.

 

Мастер-класс ведет В.Бушняк

Школа осознанного творчества
Занятия с творческой молодежью проходили по двум мастер-классам поэзии, которые вели поэты и критики, члены НСПУ Ирина Сотникова и Лариса Афанасьева, и прозы, ведущим которого был Владимир Бушняк.

Что можно сказать о молодой крымской прозе? Нужно отметить, что в ней замечается уход от постмодернизма, расцветшего в нестабильные 90-е. В настоящее время, как в сознание человечества, так и в литературу приходит стабильность или, по крайней мере, стремление к ней, что и отражается в тематике, проблематике, формах воздействия на читателя, используемых молодыми прозаиками. Разумеется, юность – это всегда поиск себя, неустойчивость, эмоциональность. Но если сравнить молодежь начала 2000-х и современную, то наших писателей можно назвать более осознанными. У них эмоция – это вспомогательная, хоть и очень действенная, сила в творчестве, а не то, что им правит, заслоняя разум. Именно поэтому сюжеты стали логичными, последовательными, а характеры героев – «человеческими», больше напоминающими типажи классического реализма.

Мастер-класс ведет Ирина Сотникова»
Школа осознанного творчества
Жанры произведений радовали разнообразием: фэнтези, историческая проза, рассказы из жизни, эссе, размышления. Проба пера у совсем юных частниц семинара: школьниц Анны Чепелевой, Адиле Эминовой, Александрины Бобраковой – это поиск себя в современном мире, они пишут о том, что волнует, о реальной жизни, которая их окружает, и делают это искренне, сопереживая своим героям.

Произведения авторов студенческого возраста и старше часто напоминают философско-психологические трактаты. Молодежи очень интересен психологизм. Они еще не слишком хорошо разбираются в этой сложной составляющей хорошей прозы, но в их творчестве видно неравнодушие к миру и людям, а не только к себе. А это – положительная черта для писателя. Хочется посоветовать молодым авторам просто записывать свои мысли и переживания и делиться ими с окружающими – впрочем, современные технологии это позволяют.

 

Мастер-класс ведет Лариса Афнасьева

Школа осознанного творчества
По результатам работы мастер-класса лучшими стали симферопольцы Ленора Сеит-Османова, Татьяна Павленко и Анна Чепелева, а также были отмечены грамотами за литературное мастерство Виктория Милюкова, Адиле Эминова и Ольга Кедук.

Мастер-классы поэзии представляли собой два разных подхода к работе с творческой молодежью. Лариса Афанасьева, педагог с большим опытом, мягко, тактично и с тонкой иронией указывала молодым поэтам на недочеты и удачные моменты в представленных рукописях, высказывала пожелания, давала советы к дальнейшему росту. Ребята активно включались в дискуссию, шло оживленное обсуждение представленных работ. Возрастной диапазон участников семинара – от 14 до 35 лет. Разумеется, поэты с жизненным опытом, а особенно имеющие опыт выступлений, публикаций и работы в лито, заметно отличались от начинающих уровнем поэзии. Именно такой и была задумка организаторов: юные должны были видеть перед собой пример того, к чему стремиться в своем творческом развитии. Впрочем, и опытные не были идеальны – им не хватало литературной школы и грамотного учителя. Всем молодым поэтам были указаны недостатки, исправив которые, они смогут сделать свои стихи более профессиональными.

Впрочем, что такое профессионализм? Иногда и у пятнадцатилетнего поэта можно найти такую строфу или мысль, что и мэтр позавидует. На настоящем мастер-классе каких-то особо поразительных прорывов не было, но присутствовали ребята, заслуживающие одобрительной оценки своему творчеству и вселяющие надежду на то, что крымская литература вскоре пополнится новыми интересными именами.

На этом мастер-классе свои переводы с финского и польского представила Мария Шуйская. Она по Интернету подружилась с молодым музыкантом-финном Яркко Калеви Ахола, участником группы «Ter&#228;sbetoni», что в переводе означает «Железобетон». Мария представила свои переводы текстов этой группы, а чтобы присутствующие смогли оценить музыкальный колорит и язык оригинала, она дала возможность и послушать произведения музыкантов. Такая широта мышления не может не радовать, ибо, к сожалению, большинство наших юных дарований зациклены на себе и личном продвижении, не видя ничего и никого дальше собственного монитора. Ведь большинство из нас предпочитает размещать в сети свои стихи, нежели читать чужие. А уж тем более, кто озаботиться еще и изучением для этой цели иностранных языков? Единицы. Поэтому неудивительно, что Мария, которая показала также и свои поэтические переводы с польского языка стихотворений классика Адама Мицкевича, была удостоена на семинаре особого поощрения.

Работа мастер-класса Ирины Сотниковой проходила очень живо. Там не смолкали литературные споры, ломались копья, за каждый образ ребята боролись со всей искренностью своих творческих душ, отстаивали каждую идею, одно и то же произведение, едва ли не отдельная строка, рассматривались с самых разных сторон – вплоть до переворачивания с ног на голову, при этом тон задавала сама руководитель мастер-класса. Харизматичная Ирина некогда прошла жесткую, но выковавшую в свое время немало неординарных поэтов и критиков Крыма школу, – поэтический семинар профессора Н.А. Кобзева. Там не щадили никого, критика была объективной, но безжалостной, однако и мнение автора не только учитывалось – его даже целенеправленно учили отстаивать. Поэтому те, кто «выживал» у Н. Кобзева, становились действительно сильными и яркими – и писателями, и критиками, и личностями. Возможно, уроки этой школы действительно подходят лишь сильнейшим, потому что на настоящем мастер-классе были те, кто этого не выдержал. Однако, по словам ведущей, «именно после подобного психологического катарсиса у молодого автора осознание себя в творчестве и литературном мире становится настоящим». Тот, кто действительно хочет писать, – будет это делать дальше, становясь лучше, а если кто-то отсеется – значит, литература не имела такого уж большого значения в его жизни.

Рабочие моменты семинара»
Школа осознанного творчества
Не можем полностью согласится с таким подходом. По опыту знаем, что наиболее чувствительными как раз являются самые талантливые: им сделаешь пару небольших замечаний – они начинают жечь стихи и рыдать, что не имеют права больше быть поэтами. А толстокожий графоман, раскритикованный в пух и прах, скажет критику «сам дурак» или «вы просто боитесь конкуренции» и пойдет дальше писать свои бездарные произведения.. Поэтому знание психологии и педагогики при ведении мастер-класса имеет серьезное значение. Эмоциональные споры – это хорошо, но нужно также уметь поставить грамотную точку под дискуссией и подвести позитивную черту под любую, даже самую жесткую критику, что всегда удавалось Ирине Сотниковой – истинному профессионалу своего дела.

Приятно было сознавать, что современная молодежь все же тяготеет более к поэзии смысла, чем эмоции. Если в начале 2000-х юным больше нравилось покричать, и неважно, о чем, поразить зрителя со сцены жесткими, резкими метафорами и образами – вплоть до грубого натурализма, то сейчас, даже если таковые и встречаются в поэзии, то это уже не самоцель. Молодежь стало больше интересовать, о чем и даже для чего писать, а не при помощи каких образных средств. В стихах появились сюжеты, идеи, глубокие мысли, хотя и, по-прежнему, очень экспрессивно окрашенные и несобранные.

Тем не менее, обращение молодежи к психологизму и, как уже говорилось, изучение не только себя, но и окружающего мира, не может не радовать. Особенно позитивным является то, что происходит отход от болезненного интереса к темным и патологическим движением души, свойственным посмодернизму, и возращение к чистоте, благородству, ценности морали. Для современного писателя мораль – это не шоры и рамки, против которых следует лезть на баррикады и сметать все на своем пути, а, напротив, то, что спасет наше давно уже все сметшее и потому оставшееся «голым и босым» на высокие ценности общество. А без них жизнь человека – как существа разумного и духовного – теряет смысл, и потому молодые писатели чувствуют, что именно это необходимо их творчеству.

В связи с этим нельзя не отметить устроенного Ириной Сотниковой для всего семинара показательного разбора одной рукописи – типичного автора-постмодерниста, все творчество которого и есть обращение, пусть даже не всегда осознанное им самим, к далеко не лучшим сторонам человеческой натуры. Этот автор талантлив, его взгляд зорок и весьма чувствителен к проявлениям мира и социума, но почему-то он видит лишь самое неприглядное и порочное: мусорные свалки, грязные подъезды, алкоголь, наркотики, свободные и скучные от этой свободы отношения… Даже описания природы, растений, животных у него патологичны: они все какие-то «мясные», болезненные, «пластилиновые»… Да, несовершенство мира должно отражаться в поэзии, но нельзя возводить его в культ, нельзя внушать читателю, что именно таким и должен и быть этот мир, что именно это – «хорошо». Нет, не будем делать из этого автора воплощение «мирового зла» – он всего лишь юный поэт-студент, еще не понявший толком, ни что он хочет сказать этому миру, ни что уже говорит. Зато уже осознавший силу своего таланта и даже малость «подуставший» от ее успеха в своей среде, как эдакий маленький Печорин. Именно об этом и хотела сказать Ирина Сотникова молодым авторам: осознав в себе талант, неординарные творческие способности, не следует в это играть, потому что иногда «игрушки» могут быть опасными. Осознанность в творчестве – и есть одна из главных черт профессионализма. Настоящее искусство – это всегда выход из тупика, всегда – свет, и всегда – надежда.

 

Совместное обсуждение рукописи –
Ирина Сотникова и Лариса Афанасьева

Школа осознанного творчества
К сожалению, не все молодые авторы понимают ценность профессионализма и литературной школы. Многие считают, что если являются «звездами» своих молодежных неформально-богемных тусовок («а что нам мнение старья? – они все равно все скоро умрут» – реальное высказывание одного нашего юного дарования), то этого достаточно. Что ж, кто ищет быстрой славы и мыльного успеха, тот их получит – слушатели с удовольствием «ведутся» на рифмо-ритмическое воздействие, независимо от его уровня. Конечно же, юный автор соберет аудиторию – ее соберет и любой графоман. Но это ничего не даст для душевного и духовного развития – ни ему, ни его публике. Он так и останется литературным клоуном, пусть и, что чаще, плачущим. Единственное, что может превратить начинающего автора в настоящего писателя, как это и происходит в любой профессии, – это наставничество, школа, тяжелая и не всегда приятная работа над собой – как фортепианные гаммы и упражнения у балетного станка. Кто этого не понимает, на семинаре не присутствовал. Что ж, на мастер-классах и без того было множество ребят, желающих и умеющих работать над собой.

Активное участие в организации и работе семинара приняла Республиканская литературная студия им. Н. Кобзева (рук. Виктория Анфимова) – единственное молодежное литературное объединение г. Симферополя, работа которого строится по принципу школы литературного мастерства. Члены студии Марина Рязанова и Юлия Цисарь, выпускницы ТНУ им. В. Вернадского, уже сами работающие с одаренной молодежью, привели на семинар своих учениц – учащихся гимназии № 11 г. Симферополя и Чистеньского «УВК школа-гимназия». Отдельно хочется отметить библиотеку-филиал № 15 им. А.С. Грина (п. Комсомольское), сотрудники которой всячески опекают одаренных детей и передали их рукописи на семинар. Участие крымских школьников в Республиканском семинаре – хороший признак: работа по выявлению и поддержке творчески одаренной молодежи охватывает ребят уже со школьной скамьи.

Участники III Республиканского семинара молодых авторов»
Школа осознанного творчества
III Республиканский литературный семинар молодых авторов Крыма завершился, по традиции, награждением грамотами и памятными подарками лучших участников. В мастер-классе Ларисы Афанасьевой первое место разделили Ариолла Милодан и Маргарита Шитова (Симферополь), второе место получил Виктор Сушко (Евпатория). Мария Шуйская (Симферополь) была награждена грамотой за мастерство перевода, а Татьяна Харская (Белогорск) – за свой творческий голос.

В мастер-класе Ирины Сотниковой первое место решили не присуждать. Второе место заняла Аська Коробкина (Бахчисарай), а третье разделили Маргарита Шитова и Ольга Кедук (Симферополь). Грамотой за яркий дебют была награждена старшеклассница Анна Третьяк (Симферополь), номинацией «За осознанный подход к творчеству» был отмечен Антон Яценко (Симферополь).

Завершением семинара стал небольшой гала-концерт наиболее ярких и талантливых его участников, а также руководителей, на котором гости, представители прессы и сами участники в очередной раз убедились в том, что крымская литература продолжает развиваться, становится все более яркой, сильной и профессиональной, приобретая все большее значение в жизни полуострова.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Какая у нас там коррупционная составляющая?»

Ольга ФОМИНА

«Бюрократия задавила экономику»

Ольга ФОМИНА

Об особенностях украинской геополитики

Сергей ПАХОМОВ

Оставить комментарий