1 октября культурное сообщество нашей страны и всей планеты отмечает 230-летие со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова – выдающегося писателя и мемуариста, тончайшего знатока природы и классика языка, подарившего книгочеям, по словам Павла Анненкова, «сладостную русскую речь». Почитателями аксаковского таланта в разное время были Николай Гоголь и Иван Тургенев, Федор Достоевский и Лев Толстой, Иван Бунин и Максим Горький. «Благодушным рапсодом», произведения которого «представляют собой один из самых уютных уголков русской литературы», называл писателя Юлий Айхенвальд.
К юбилею непревзойденного мастера отечественной словесности библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского МБУК ЦБС для взрослых Симферополя приурочила выставку-почитание «Кудесник слова русского».
Издания, представленные в разделах выставки «Аксаковской души чудесные порывы» и «Певец семьи и Отечества», познакомят с творческой биографией самобытного писателя. «Энциклопедия русской жизни» Евгении Сахаровой и Ирины Семибратовой, «История русской литературы XIX века» Геннадия Поспелова, «Аксаковы» из серии «Жизнь замечательных людей» Флорентия Павленкова расскажут о детстве писателя, прошедшем в родной Уфе и дедовском имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии, его гимназических и студенческих годах, проведенных в Казани, где впервые проявился интерес будущего автора к литературе и театру.
Живя по делам службы в Петербурге и в Москве, Аксаков становится известен как литературный и театральный критик, к слову, первый оценивший талант Михаила Щепкина и угадавший гений Николая Гоголя.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал уже в зрелом возрасте и первые книги написал, когда ему было далеко за пятьдесят. К вымыслу у литератора «душа не лежала», а потому в своих произведениях автор поведал о том, что любил и знал лучше всего: охоте, рыбалке и собирании бабочек. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
«В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», – замечал Гоголь. «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в этом уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал нам г. А-в», – вторил ему Тургенев, отдавая должное настоящей русской речи «Записок», «добродушной и прямой, гибкой и ловкой».
Не меньший читательский восторг вызвали знаменитые «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) – произведения автобиографические, рассказывающие о семье Аксаковых, названных в книгах Багровыми. Приложением к «Детским годам…» стала сказка «Аленький цветочек», рассказанная в детстве маленькому Сереже ключницей Пелагеей.
Раздел выставки «Мир добра, любви и красоты» напомнит читателям о самом известном произведении Сергея Тимофеевича – «Аленьком цветочке», написанном писателем на склоне лет. Сказка, быть может, самая добрая и мудрая из всех русских литературных сказок, стала визитной карточкой Сергея Аксакова и одним из шедевров русского словесного искусства.
Добрые книги удивительного писателя, навечно скрепляющие человека с родной природой, по словам Максима Горького, «способны осветить душу человеческую», подарить спокойствие и умиротворение, так необходимое в современном мире.
Не случайно, отмечая главное качество аксаковских книг – душевное здоровье, Владимир Солоухин писал: «Неторопливая манера повествования, ясность мыслей и чувств, чистота языка и яркость его, несмотря на кажущуюся простоту, огромная художественная выразительность при кажущейся незатейливости – все это приводит к тому, что книги Аксакова читаются с наслаждением… и читающий эти книги, издерганный и тоже почти без духовного пульса, вдруг чувствует прилив сил, возвращение бодрости».