Крымское Эхо
Архив

«Сделайте себе словарь рифм!»

«Сделайте себе словарь рифм!»

ЗАМЕТКИ С ПЕРВОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЕМИНАРА МОЛОДЫХ ПИСАТЕЛЕЙ КРЫМА

Марина МАТВЕЕВА,
Виктория АНФИМОВА

Если бы вы были молодым автором, делающим первые шаги в литературе, вы бы испытывали потребность в творческом общении. Не только со своими сверстниками в стихийно образующихся литературных компаниях, гордо именующих себя литобъединениями, но и со сложившимися, признанными писателями. Как важен был бы для вас их профессиональный взгляд на ваше творчество и грамотная литературная критика!

С начала 90-х годов прошлого века и до недавнего времени в Симферополе работу с литературно одаренной молодежью проводил известный литературовед и критик, профессор ТНУ им. В. И. Вернадского Николай Кобзев.

Он регулярно проводил семинары молодых поэтов, в ходе которых могли обсудиться и услышать квалифицированную критику своих произведений начинающие авторы — старшие школьники, студенты, творческая молодежь.

 

Открытие семинара. Выступает В. Бушняк



К сожалению, с уходом из жизни Николая Алексеевича эта работа была временно приостановлена, и на какое-то время юные авторы остались, так сказать, «без присмотра». За это время в Крыму выросла новая литературная поросль — большое количество интересных, подающих надежды начинающих писателей. Уже два года их опекает Республиканская литературная студия им. Н. А. Кобзева (руководитель — Виктория Анфимова) при Крымской Республиканской организации Национального Союза писателей Украины. Студия охватывает пишущих ребят, живущих в Симферополе, в основном, студентов начальных курсов вузов. Однако значительная часть творческой молодежи Крыма, особенно проживающей в других городах и селах, остается вне литературной среды, творческого общения и наставничества.

Для того, чтобы выявить как можно больше молодых талантливых авторов-крымчан и поддержать их в начале сложного, но интересного пути в большую литературу, Крымская Республиканская организация НСПУ основала ежегодный Республиканский семинар молодых авторов Крыма. 1-й семинар прошел в Симферополе 10 апреля. Начинающих литераторов и их наставников принял уютный Голубой зал Центрального музея Тавриды. Присутствовало около 40 юношей и девушек из разных городов и сел полуострова — те, кто прошел предварительный конкурсный отбор. Ядро семинара составляли симферопольцы — члены Республиканской литературной студии им. Н. Кобзева и Клуба начинающих писателей «Хорошо».

На открытии с приветственным словом выступил председатель КРО НСПУ Владимир Бушняк. Он рассказал об истории крымских литературных семинаров для молодых писателей, о работе Республиканской организации, выпускаемой ею газете «Литературный Крым» и журналах, которые ждут на своих страницах самых талантливых из пишущей молодежи. Затем начался основной этап семинара. Участники были распределены по трем секциям. Мастер-класс по прозе проводил В. Бушняк. Мастер-классы поэзии вели: Лидия Огурцова — поэт, прозаик, детский писатель, член НСПУ, лауреат Государственной премии АРК, Заслуженный работник культуры АРК, главный редактор журнала «Литературный детский мир»; Ирина Сотникова — член НСПУ, известный крымский поэт, прозаик, переводчик. В работе мастер-классов принимали участие прозаик Самад Шукур и авторы этих строк (В. Анфимова помогала И. Сотниковой, М. Матвеева — Л. Огурцовой).

Работа секции поэзии. выступает И. Сотникова»

В работе мастер-класса прозы приняло участие 14 авторов, некоторые из них уже имели первые публикации в крымских изданиях, но большая часть представляла свои работы на суд мастеров впервые. Ведущий мастер-класса В. Бушняк уделил серьезное внимание каждой рукописи, провел тщательный анализ, указал молодым авторам на их ошибки, многие из которых были общими — от недостаточного знания законов написания прозы. К сожалению, это очень характерно для молодежи, которая пишет просто ради удовольствия, не задумываясь о том, что они создают художественное произведение — духовную пищу для читателей; не забивая себе головы изучением литературоведческих и критических материалов, теорией написания прозы, ее правилами. И нередко из-за этого у начинающих страдает композиция, логика развития сюжета, а уж технических ошибок — не перечесть.

Руководитель секции посоветовал принять во внимание все названные недочеты и совершенствовать свое мастерство, в том числе и с помощью литературно-теоретического самообразования и чтения произведений выдающихся мировых прозаиков, особенно современных. А также призвал уходить от всякого рода фантастических сюжетов (которые, как правило, в молодой прозе являются подражательными и неразвитыми), а обращать больше внимания на современную действительность, которая — часто, к сожалению, в силу своего трагизма и неоднозначности — так и кипит темами, сюжетами, образами, заслуживающими и даже требующими освещения в литературе, особенно молодой — энергичной и нестандартно мыслящей. Правда, относительно нестандартности мышления участников прозаической секции можно было поспорить. В большинстве своем это еще пока не литература, поскольку авторское «я» у ее юных создателей практически не выражено.

Однако были и такие, кого можно было назвать уже сложившимися авторами — не без недостатков, конечно, но они меркли на фоне достоинств. Наибольший интерес на секции вызвало творчество Эдема Ибозеровича. Его повесть «Сон», написанная в 20 лет, вызвала активное одобрение всего мастер-класса и его руководителя. Повесть исследует вечную тему любви, показанную через поклонение высшему Идеалу женской красоты. Она написана в традициях западной литературы, но сквозь них проглядывает индивидуальность авторского стиля, на развитие которого и следует обратить внимание молодому прозаику в его дальнейшей работе. Также вызвало интерес творчество Елены Масленниковой, которая представила серию небольших рассказов. Они написаны в русле классической русской литературы, очень светлые, прозрачные, добрые. Ее письмо отличает точность выражения мысли, легкость языка, которая достигается кропотливым трудом. Елена — человек с уже почти сложившимся писательским мировоззрением, и есть большие надежды, что из нее получится настоящий хороший прозаик.

 

Работа секции прозы



Работа мастер-классов поэзии проходила по-разному. Ирина Сотникова выбрала своеобразный стиль разбора рукописей: в первой части семинара она провела серьезный, филологически грамотный анализ наиболее характерных ошибок в поэзии начинающих на примере отдельных стихотворений без указания имен их авторов. Одной из наиболее часто встречающихся ошибок было отсутствие правильной грамотной речи, логики стиха. Наличествовало много технических недочетов: нарушение ритмики, размера, недоработанность рифмы, отсутствие цельности строки и всего текста. Над всем этим молодым авторам следует работать и работать.

Ирина указала на первостепенную значимость теоретической подготовки, поделилась воспоминаниями о своем литературном учителе — известном крымском писателе Владимире Орлове, который разбирал и критиковал ее стихи куда более беспощадно, чем это делает она сама сейчас. И тут же Ирина с улыбкой попросила прощения у ребят за свою «жесткость», сказав, что именно такой подход к творчеству молодых гораздо сильнее воздействует на их сознание и приносит куда большую пользу, чем сюсюканье из боязни ранить неокрепшую творческую душу. Такие раны нужны: сильный и талантливый — встанет и пойдет дальше, совершенствуясь и выкристаллизовываясь, слабый бросит писать — и одним бездарным рифмоплетом станет меньше, что на пользу литературе в целом. В конце своего выступления И. Сотникова дала рекомендации молодым авторам, как совершенствовать свое мастерство:

1. Выписывать из понравившихся сборников список тем, затрагиваемых авторами.
2. Составить для себя словарь синонимов, антонимов, сравнений и т.д.
3. Выписать 10-15 самых ярких образов.
4. Научиться составлять ритмическую структуру стихотворений.
5. Научиться выявлять в стихотворении: сильные первую и последнюю строки, кульминационную строку.
6. Сделать словарь рифм и вести его постоянно.

Очень полезно было бы пользоваться этими рекомендациями не только начинающим поэтам.

Во второй части семинара Ирина Сотникова провела индивидуальную работу с каждым автором, подробнее разобрав его произведения и указав каждому путь его дальнейшего развития, на каких именно моментах ему следует наиболее акцентировать свое внимание.

Мастер-класс Лидии Огурцовой проходил в традиционной форме. Каждый автор читал несколько своих стихотворений, затем ведущая интересовалась обратной связью ото всех присутствующих: кто что понял, почувствовал, что услышал хорошего и интересного, какие выявил недостатки. К сожалению, сами молодые авторы — скорее всего, по незнанию, или же из доброго отношения друг к другу — недостатков практически не видели и говорили своему собрату только хорошее. Друг для друга они все пишут «прекрасно», «блестяще».

Участники и руководители семинара
на сцене Голубого зала Центрального музея Тавриды»


Такое мнение возникает, когда молодые варятся в собственном котле, не вынося свое творчество дальше дружеской, хоть и творческой, компании, и не знают никакого другого мнения. На мастер-классе ребята не только не всегда соглашались, но даже и пытались оспаривать те справедливые замечания, которые высказывали им руководитель мастер-класса и участвовавшая в работе секции поэт Марина Матвеева. А замечаний было множество, причем не только технического характера (хромающий размер, слабые, бедные и банальные рифмы и др.), но и тематического, идейного, мировоззренческого. Самой главной особенностью, присущей практически все молодым авторам, было то, что они пишут «не своими словами» — страдают, восхищаются, к чему-то призывают и т.п. словами и фразами, которые уже множество раз употреблялись в поэзии, причем часто в плохой, и стали даже не просто штампами, а позором уважающего себя поэта. Но молодому автору было трудно доказать, что ее строки восхищения музыкой:

Бессмертная!
С тобой хочу совместно путь пройти,
Ты кровь моя, любовь, мой свет!
Тебе сравнения нет! —

не имеют к поэзии никакого отношения. Это «открыточный» стиль, для друзей, для поздравлений, и нести такое в большую поэзию — это все равно, что пластилиновые фигурки, вылепленные детсадовцами, выставлять в Эрмитаже. Ведущие посоветовали молодым авторам искать «своё слово», которое бы несло отпечаток индивидуальности автора, нестандартности писательского мышления. А для этого им необходим, в том числе, и жизненный опыт, и широкое литературное самообразование, чтение современных поэтов, расширение круга творческого общения.

Большая часть молодых авторов пишет, как им кажется, «верлибром». На самом деле их неорганизованный поток сознания, изредка раскрашенный интересными, но далеко не всегда обоснованными образами, к верлибру не имеет никакого отношения. У этого очень перспективного поэтического направления есть свои законы и правила, которые наша молодежь не только не соблюдает, но, как правило, и вовсе не знает. Именно так называемым «верлибристам» и следовало бы вплотную заняться поэтической теорией, а также научиться сознательно регулировать свои мысли и чувства, выражаемые в слове. И этому помогает, в том числе, и освоение классического рифмованного стиха с его рамками и ограничениями, которые учат экономности в словах, концентрации образа, ясности мысли.

Не в пример Ирине Сотниковой, Лидия Огурцова была очень мягка со своими подопечными. Она следила за их эмоциональным фоном, старалась больше поощрять, нежели критиковать, объясняя это тем, что пусть лучше «дети» пишут (даже как умеют), чем, обиженные, бросят писать. Ибо стихосложение, как и любой вид творчества, полезно для их эмоционально-психологического развития, душевного и духовного роста. Такое мнение неудивительно — ведь Лидия известный психолог, в том числе применяющий в своих методиках стихотерапию, — и оно очень даже правильное. Но лишь с одной стороны. С другой же права Ирина. И истинность этих абсолютно противоположных в данной ситуации позиций объясняется тем, что во главу угла их представительницы ставят разные предметы.

Для Ирины главное — поэзия как искусство. И в ней, как и в любом другом искусстве, абсолютно значимым является произведение. Оно создается для читателя, для духовного потребления, а потому должно быть безупречно. Иногда даже в ущерб автору, его чувствам и прочим тонкостям: не умеешь создавать безупречное и необыкновенное — учись, ограняй в себе алмаз, снимай с себя три шкуры, и до крови, а не хочешь или не можешь — тебе в литературе (как и в любом искусстве) не место, милости просим за дверь. И если современный читатель, в силу неразвитого поэтического вкуса, и примет автора-недоучку, то уж время-то не простит никому из нас ни одной ошибки, ни единой нотки фальши — останется лишь самое лучшее, самое драгоценное.

Лидия же на первое место ставит автора, его душу и жизнь, значение в ней творчества как процесса, как развивающего и приносящего радость труда, который не следует бросать или терять из-за обиды на своего первого критика. А ведь нередко самыми тонко чувствующими и ранимыми оказываются самые талантливые — они могут разочароваться в себе и бросить поэтическое творчество из-за пары-тройки указанных им ошибок, в то время как рядом сидящий и в пух и прах разгромленный, но толстокожий графоман встанет и пойдет корябать новые бездарные вирши и терзать звонками редакции с бесконечным «Почему меня не печатают?». Так что отслеживание эмоционального фона и индивидуальный подход очень значимы в работе с неокрепшими авторами.

На наш взгляд, если бы можно было соединить и гармонизаровать эти две позиции, то получившийся способ творческого общения с юными писателями дал бы наилучшие результаты.

Завершился семинар награждением самых ярких и перспективных молодых авторов, которых выделили руководители мастер-классов. От секции прозы был награжден Эдем Эбозерович, а Елена Масленникова получила поощрение не только за мастерство в области прозы, но была отмечена и за поэтическое творчество. Лучшими в секции Ирины Сотниковой стали Сергей Стойко (один из немногих участников семинара, которого можно уже назвать сложившимся поэтом, причем с очень ярким индивидуальным стилем), Елена Малая (лучшая из «верлибристов»), Анастасия Колда и Ксения Ветер. Лидия Огурцова от своей секции отметила Юлию Цисарь (которая уже не в первый раз получает благосклонную оценку жюри крымских фестивалей), Наталью Малую, Маргариту Шитову и Ольгу Кедук. Все они получили грамоты и книги с автографами крымских поэтов. Вдохновленные похвалами и поздравлениями, победители 1-го Республиканского семинара молодых авторов выступили на небольшом поэтическом марафоне, где прочли свои стихи со сцены под заслуженные аплодисменты.

Владимир Бушнк завершил семинар пожеланием увидеть всех в следующем году — на 2-м Республиканском семинаре молодых авторов — с новыми силами, новыми произведениями, филиграннее оточенным мастерством. Он пригласил молодых авторов к сотрудничеству, предложил лучшим из них публикации в газете «Литературный Крым» и других крымских изданиях.

Итак, подведены итоги. Семинар показал, что молодые авторы, талантливы, активны, готовы работать над своими произведениями, открыты к литературной учебе и жаждут общения между собой и с профессиональными писателями. Были высказаны пожелания, чтобы подобные семинары проходили чаще, так как они крайне необходимы юным писателям на этом важном этапе их творческого становления.

У литературы Крыма большое будущее. В добрый путь!

[hr]

 

Стихи победителей
1-го Республиканского семинара молодых авторов Крыма

 

 

Юлия ЦИСАРЬ
Бессознательная осень

В предначертанность упорно не веря,
геометрию листьев нарушит каблук.
Бессознательно не выпущу зверя
На ноябрьское беспутье разлук.

Будет больно, как раздетым деревьям,
От нордостовских пощечин лихих.
В вязких лужах застывает безвремьем
Не оплаканный никем акростих.

Наталья МАЛАЯ
Рождество в горах

Туманный отблеск веет над горой,
И тучи перемешаны с дождем,
И снег слегка вздыхает под ногой
И тает — прямо в сапоге моем.

И позабытых дней рассвет и дым,
Снежков полет среди заснувших трав.
И смех звучит под небом, чуть седым,
И тучи разгоняет в пух и прах.

И солнце вышло, и земля поет,
И позабыты прошлых дней долги,
И речка пробивается сквозь лед
В намокшие сырые сапоги.

И скалы освещаются лучом,
Что солнце, подмигнув, швырнуло нам,
А мы залезли на горы плечо,
Подставив лица вспугнутым ветрам.

Маргарита ШИТОВА
Рок-осень

Осень — девчонка в стоптанных берцах.
Рыжее солнце. Горный экстрим.
Море. Свобода. Открытое сердце.
Поздний октябрь. Музыка. Крым.

Снова на старой любимой гитаре
Осень играет яркий мотив.
Клавиши листьев ей вторят пожаром,
Страстью объята земля… Рок-порыв!

Громом ударных пронзается небо,
Ветви надрывно трещат на басах,
Соло свободного, дерзкого ветра
Эхом разносится в Крымских горах.

Драйв, одержимость, колкие чувства
Вспышкой оттенков звонко искрят…
Вдруг… все замолкло. Так резко. Так грустно.
Вдумчиво. В струнах прозрачных дождя…

Рыжее солнце. Листьев улыбки.
Поздний октябрь. Горный массив.
Осень мечтает мелодией скрипки,
Вновь сочиняя дерзкий мотив.

Ксения ВЕТЕР
Индиго

Индиго-синего цвета
Глаза, смотрящие вдаль.
С первыми брызгами света
Преодолели печаль.
Свежим дыханием утра
Были согреты мечты…
Мы умирали, как будто
Перерождались в цветы.

Елена Малая
***

Воздух простужен.
Замерший, замороженный.
Стаканчик из-под мороженого —
Клетки тротуара, вокзалом
Для ног моих ложатся,
Змеятся, двоятся, боятся быть бесполезными
Путями железными,
Сообщением — местные,
Но — не значит, что ехать быстро,
На улицах — чисто?
А вы подметали?
А вы летали.
И забывали, что эти улицы,
Мокрые курицы, замороженные
Окорочка из магазина —
Наша основа. Шин резина.
Без них стальные диски будут резать асфальт.
Жаль. Ай. Искры летят.
Тоже — от тротуара отрываются?
Наглые. Ой, зазнаются…
Тоже ходить брезгуют?
Какие мы все помпезные, высокие, умные,
Чистые, прям серебристые —
А вот тротуары у нас грязные.
Язвами.

Сергей СТОЙКО
Концлагерь осенних луж

В этом городе сером на каждом шагу — лужи.
Тёплые, ржавые, грязные океаны.
С жидкостью цвета чая из старых кружек,
С берегом из газеты, слепой и рваной.

В этом городе лужи в каждом твоём вздохе,
В каждом взгляде твоих глаз, изумрудно-мокрых,
В каждом мраморе уходящей в туман эпохи,
В каждом отзвуке твоих слов, листопадно-звонких.

В этом трауре неба капли взрывают воду,
Капли бьют по ладоням луж, искривляя плоскость.
Лужи морщатся и растут, оценив свободу,
Оккупируют подворотни и перекрёстки.

В этом месяце лужи множатся, как мыши,
Превращая кварталы в каменные ковчеги.
В этом сборнике ржавых душ протекают крыши.
Из концлагеря осени не совершить побега.

Елена МАСЛЕННИКОВА
Не поверишь

Не поверишь: пила слезу,
У окошка, взирая в небо:
Там сам Бог рисовал грозу,
Укрывая дождливым пледом.

Ночь в окне, замирая, ждет
И, свернувшись, сопит тихонько.
Дождь по стеклам ручонкой бьет,
Растекается нитью тонкой.

Ольга КЕДУК
Ни слова об осени

На столике уличного ресторанчика,
засыпанном пожухлыми листьями,
валялись из-под кофе два пластмассовых стаканчика,
от ветра покачиваясь
в ритме моих мыслей…

Под лучами солнца, горячего, пьяного,
немного холодно,
немного неуютно
бледному больному облаку…

Из этой боли
наблюдаю,
как гуляет
по пруду
маленький мальчик
в огромном венке из кленового золота…

Начинаю замечать
на том берегу
в опустившемся розовом мареве
призрак тебя, прошлогоднего,
в руках с оранжевым
воздушным шариком…

Анастасия КОЛДА
***

Слова ничего не скажут,
Давно позабыт мотив.
Ты мерно идешь по спарже,
Я возвращаюсь из Фив.

Ты сам — шиповатый и мелкий,
И климат твой сух и прост.
Зовешь на свои посиделки —
Создать для себя помост.

А мысль твоя не поражает,
Моих же тебе не понять.
Зачем зажигают пожары?
Чтоб после направить вспять?

Мечтаем мы оба умело
И просим прощения — тоже.
Но липкое, грязное тело,
Но холодок по коже —

Тебе еще не надоело?!
А зря. Ведь мы так похожи.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

…И огарочек культуры

Смерть на тротуаре

Я получил субсидию. Но как?

.

Оставить комментарий