В СИМФЕРОПОЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ША!»
Угрюмый подвал с серыми стенами, пайка хлеба и стакан чифиря — таков антураж новой выставки крымских фотографов <b> Арвидаса Шеметаса и Александра Кадникова</b>. Чтоб спуститься в выставочный зал, нужно двумя руками держаться за перила — настолько оббиты ступеньки крутой лестницы. Этот заброшенный подвал в Центральном музее Тавриды был выбран не случайно.
Здание музея когда-то занимал суд, и здесь ожидали судебного решения заключенные. Кто знает, что тут были за люди, и что они такого натворили! Только спустя много лет эти стены увидели лица тех, кто пошел по их стопам — лица героев фотовыставки «ША!», что на тюремном жаргоне означает «Внимание!»
Внимание на тюремные будни Кадников и Шеметас обратили 4 года назад, когда начали собирать материал для этой выставки. Объектив искал сюжеты из реальной жизни за решеткой — без блатной романтики, достоевщины и чернухи — просто жизни во всех ее ежедневных проявлениях. Для этого фотографы посетили немало мест лишения свободы, причем не только в Крыму. Снимали церковные обряды и приготовление борща, занятия спортом и просто лица. Спустя четыре года набралось достаточно материала и желания, чтобы представить все это на суд публики.
Жизнь по ту сторону решетки лучше рассматривать на фото»
«Поначалу было психологически тяжело работать с заключенными, но с какого-то раза это прошло, — рассказывает один из фотографов Арвидас Шеметас. — Я не берусь их осуждать. Но там сидят такие же люди, как и по эту сторону решетки. Они играют в шахматы, ставят пьесы, отмечают праздники, там такая же жизнь, как и здесь. Просто она ограничена решеткой и замкнутым кругом людей. Вот это мы и хотели показать».
Случались за время съемок и курьезы. Откуда-то выгоняли, скрывали то, что происходит в потустороннем мире. Где-то откровенно пускали пыль в глаза. «Было очень смешно, когда мы были в белоцерковской тюрьме, — рассказывает Александр Кадников. — Прошли мы туда без специального разрешения, поэтому нас не ждали. Идем по двору тюрьмы и заворачиваем за какой-то угол, а там охрана чуть ли не пинками запихивает заключенных в столовую. Нас увидели — все сразу стало красиво и прилично».
Надзиратель»
На открытие выставки были приглашены духовники, представители общественных организаций, которые занимаются социальной реабилитацией заключенных, представители государственного департамента по вопросам исполнения наказаний и сами бывшие зэки. Все в один голос уверяли: «В этих фото — всё!»
Всё или не всё — об этом не нам судить. Но было там очень многое: парнишка-заключенный смеется, заглядывая в томик Достоевского. Читал ли он в школе «Преступление и наказание» или сразу опробовал очередность этих понятий на своей шкуре? Зэки играют в спектакле «Про Федота-стрельца удалого молодца». На лице у «царя» такой накал эмоций — талантище! Теперь по нему не тюрьма плачет, а театральные подмостки. Двое малышей на стеганом одеяле — они родились за решеткой и здесь начинают свою жизнь. А еще девушки, томящиеся в камере от скуки, множество бритых голов, игра в шахматы, татуировки, сердце, нарисованное на снегу прямо перед окнами тюрьмы. Это то зазеркалье, в которое мы так боимся когда-нибудь попасть, но которое щекочет нервы своей тайной потусторонней жизнью. А тайны там, как видно из фотографий Кадникова и Шеметаса, и нет никакой. Есть только жизнь, в которой мало свободы и солнечного света.
Тюремный обед»
Держать форму там очень важно»