Крымское Эхо
Дословно

Русский мир: цивилизационная проекция-3

Русский мир: цивилизационная проекция-3

Часть III. «Киевская Русь» или «Древняя Русь»?

(Продолжение, начало см.: «Крымское Эхо»,  21 Декабрь 2016 и 9 Января 2017)

Коснемся некоторых терминологических аспектов, связанных с осмыслением исторических истоков Русского мира.

В отечественной исторической литературе, рассматривающей проблему формирования, становления и развития Древнерусского государства, в XX веке утвердился термин «Киевская Русь», введенный в научный оборот известным украинским историком, председателем украинской Центральной Рады (март-декабрь 1917 г., январь-апрель 1918 г.) М.С. Грушевским.

Мы полагаем, что этот термин не является ошибочным, однако он не отражает всей полноты и универсальности исторического процесса, а также диалектического своеобразия формирования истоков Русского мира. Приведем ряд аргументов.

Во-первых,обращаясь к истокам древнерусской государственности, уходящим корнями еще в «доваряжский период», необходимо помнить, что Киев был далеко не единственным государствообразующим центром. Таких центров, по данным арабских источников, было несколько. В частности, «Славия» охватывала северные земли (Старая Ладога, Новгород, Белоозеро и др.), «Куявия» – Поднепровье с центром в Киеве, «Арсания» – Северное Причерноморье.                 

Во-вторых, правящая династия Рюриковичей, с 882 до 1132 года объединявшая восточнославянские земли в едином политическом пространстве, имела не южное или центрально-днепровское, а именно северное происхождение, о чем говорилось выше. При этом, как замечает выдающийся российский историк С.М. Соловьев, на протяжении древнерусской истории север практически неизменно одерживает верх над югом [24]. Князь Олег, в 882 году установивший свою власть в Киеве, пришел из Новгорода. Князь Владимир Святославич, одержавший победу над своим братом – киевским князем Ярополком в 980 году, пришел из Новгорода. Ярослав Мудрый, разгромивший узурпатора великокняжеской власти Святополка Окаянного и его союзников в 1016 и 1019 годах, изначально был князем новгородским и опирался на новгородское ополчение. Князь Андрей Боголоюбский, войска которого одержали убедительную победу над Киевом в 1169 году, был князем Владимиро-Суздальским и видел центром Древней Руси Владимирскую землю. Во времена Батыева нашествия (1237-1240 гг.) именно не тронутый монголами север – Новгород и Псков стали тем государственным центром, который даст толчок новому собиранию русских земель и началу династии великих князей московских…

— В-третьих,  термин «Киевская Русь», по сути, не учитывает своеобразия культурной традиции. Вокруг крупных городов Руси – не только Киева, но и Чернигова, Новгорода, Смоленска, Полоцка, Суздаля, Владимира, Галича и других формируются свои архитектурные, живописные, ювелирные, литературные школы и направления. Это же можно сказать и о религиозной жизни, особенно христианского периода. Князь Ярослав Мудрый возводит великолепный Софийский собор в Киеве, и он же строит не меньший по значению Софийский собор в Новгороде, а князь Всеслав возводит знаменитую Софию в Полоцке. Основатель монашества на Руси – преподобный Антоний создает Киево-Печерский монастырь в Киеве, и он же созидает пещерный Богородицкий монастырь в Чернигове. Выходцы из разных городов и земель канонизируются Русской Православной Церковью, занимая свое почетное место в церковных святцах…

Таким образом, по нашему убеждению, было бы более правомерным обращаться к историческому термину «Древняя Русь» или же к историософскому «Святая Русь», как более полным и универсальным, чем просто «Киевская Русь».

Тем более, что в настоящее время эта дискуссия все более выходит за сугубо научные рамки, становясь предметом политических манипуляций и откровенных спекуляций. В частности, это относится к эволюции украинского и других национализмов [25], пытающихся отрицать историческую общность восточнославянских народов, что влечет разрушительные последствия, в первую очередь, для самих инициаторов этих псвевдо-теорий [26].

Не вызывает сомнений, что концепция Русского мира, далеко выходящего за географические рамки собственно Российской Федерации и объективно чуждая проявлениям национализма и ксенофобии, в своих истоках опирающаяся на идеи соборности и созидания, призвана стать той стержневой основой, которая даст новый цивилизационный импульс развитию государств евразийского пространства, вошедших в ее поле.

(продолжение следует)

Источники, литература, примечания

  • 1)  Тишков В.А. Русский мир: смыслы и стратегии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mdn2011.web.belti.ru/cntnt/blocksleft/menu_left/nacionalny/publikacii2/stati/va_tishkov3.html.
  • 2)  Васильевский В.Г. Житие св. Стефана Сурожского // Журнал Министерства Народного Просвещения (далее – ЖМНП). – 1889. – Часть CCLXIII (июнь). – С. 437-439; Ишин А.В. Крещение князя Бравлина. К вопросу об утверждении Христианства на Руси // Крымский Архив. – 1999. –  № 5. – С. 24-27.
  • 3) Васильевский В.Г. Житие св. Стефана Сурожского // ЖМНП. – 1889. – Часть CCLXIII (май). – С. 101.
  • 4) Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира // ЖМНП: новая серия. – 1917. – Часть LXXI (сентябрь). –  С. 41-42.
  • 5) Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. – М., 1987. – С. 21.
  • 6) Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. – Репринтное воспроизведение. – М., 1991. – Т. 1. – С. 65.
  • 7) Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X в. – М., 1980. – С. 26, 28.
  • 8) Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е., испр. и доп. – М., 1971. – С. 56.
  • 9) Древнерусские княжества X–XIII вв. / Отв. ред. Л.Г.Бескровный. – М., 1975. – С. 145-148.
  • 10) Се Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). – С. 51.
  • 11) Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под редакцией и с предисловием А.Н.Насонова. – М., Л., 1950. – С. 160.
  • 12)Татищев В.Н. История Российская в семи томах. – М., Л., 1962. – Т. 1. – С. 112.
  • 13) Подобное положение было высказывалось в XIX столетии архимандритом Макарием.  См.Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства. – М., 1988. – С. 69.
  • 14) Се Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). – С. 72.
  • 15) Там же. – С. 78.
  • 16) Там же. – С. 80. Очевидно, речь идет о неудавшейся миссии епископа Адальберта, прибывшего на Русь в середине X столетия.
  • 17) Там же. – С. 97.
  • 18) Там же. – С. 97.
  • 19) Жития святых таврических (крымских) чудотворцев / составил художник Д. Струков. – М., 1878. – С. 44.
  • 20) Белый А.В. Находка стрелы древнерусского типа в Крыму // Известия Крымского республиканского краеведческого музея. – 1994. – № 6. – С. 72-73.
  • 21) Се Повести временных лет (Лаврентьевская летопись). – С. 101.
  • 22) Керчь. Фотоальбом / Под общей ред. С.А. Чистова. – М., 1984.
  • 23) Ишин А.В. Святитель Иннокентий (Борисов): к 150-летию блаженной кончины //  Таврида Православная.–  № 10 (188). – май 2007 г. – С. 6; Ишин А.В. Воссоединение Крыма с Россией: геокультурное измерение //  Проблемы постсоветского пространства. – 2014 . – № 2(2). – С. 163-172.  
  • 24) Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – Том. 1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.istorya.ru/solov/solv01p7.php.
  • 25) Жильцов С.С. Истоки современного украинского национализма // Вестник РУДН. Политология. – 2014. – №4. – С. 21-36.
  • 26) Григорьянц В.Е., Жильцов С.С., Ишин А.В. Федерализация Украины: к единству через разнообразие. –  М.: Изд-во МГОУ, 2010. –  35 с.
  •  
  • На фото вверху — автор, Ишин Андрей Вячеславович –
  • доктор исторических наук,
  • профессор кафедры истории России
  • Таврической академии Крымского федерального
  • университета имени В.И. Вернадского (г. Симферополь)

 Доклад прочитан на Зимней сессии II Ливадийского форума

Продолжение следует

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Сергей Аксёнов считает, что освобожденные территории могут обойтись без референдумов

.

Сарказм депутата

.

Сергей Аксёнов: Объединение русского народа и сегодня является целью России

.

Оставить комментарий