СЕГОДНЯ ВАСИЛИЮ ПОЛЕНОВУ 180 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
«Выше всего люблю работу… больше всего живопись» – признавался Василий Дмитриевич Поленов. 1 июня выдающемуся русскому художнику, всемирно признанному мастеру пейзажной, жанровой и исторической живописи, талантливому декоратору и музыканту исполняется 180 лет со дня рождения.
Известный педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества, среди учеников которого были Исаак Левитан и Константин Коровин, он утверждал: «Когда вы задумали писать, то, уже стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думайте, что это будет ваша лучшая работа – только тогда, крепко веруя в свое начинание, приступайте к делу».
К юбилею непревзойденного отечественного пейзажиста симферопольская библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского подготовила арт-знакомство «Искусство должно давать счастье и радость».
Организаторы мероприятия познакомили читателей с творческой биографией художника, с детства увлекающегося живописью и страстно любящего русскую природу. Талантливый выпускник Петербургской Академии художеств, Поленов много путешествовал, побывал с этюдником в Италии, Германии, Англии, Испании, Греции, Турции, Египте и на Ближнем Востоке. При этом он замечал: «Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз».
Главными темами творчества Василия Дмитриевича были «лирический пейзаж» и евангельский цикл «Из жизни Христа».
«Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни. Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос – как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?», – задавался вопросом Федор Шаляпин.
Самые известные полотна Поленова «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад», «Христос и грешница» наполнены нетипичным для русской живописи второй половины ХIХ века избытком солнечного света и воздуха.
«Вы с таким молодым, непосредственным чувством, с такой красочной полнотой показали мне поэзию старого родного быта, неисчерпаемые тайны нашей природы. Вы как бы заново открыли волшебное обаяние красок», – восхищался мастерством Поленова Михаил Нестеров.
Участникам мероприятия интересно было узнать о крымских страницах жизни и творчества художника. В 1887 году Поленов приезжает в солнечный край на отдых и для лечения. Работая долгое время над полотном «Христос и грешница», Василий Дмитриевич довел себя до нервного истощения. Отправляясь в конце августа на полуостров, в дороге он с увлечением читал книгу доктора Владимира Николаевича Дмитриева «Лечение морскими купаниями в Ялте и вообще на Южном берегу Крыма», рассчитывая победить головные боли и обрести утраченное вдохновение.
Минуя Симферополь и Алушту, Поленов приезжает в Ялту, которая напоминает живописцу «не то Неаполь, не то Смирну, не то Бейрут». По приезде в город художник поспешил на прием к Дмитриеву, который предписал Василию Дмитриевичу пешие и конные прогулки, а также через день «на лодке грести».
В свободное от медицинских назначений время художник знакомится с местными достопримечательностями. В сопровождении сестер жены, которые проживали в то время в Ялте, Поленов побывал в Ореанде, где осмотрел сгоревший в пожаре царский дворец, в Мисхоре и Алупке, а также у водопада Учан-Су.
Путешествуя по южному краю, Василий Дмитриевич избавился от неврозов, мучивших его, и погрузился в любимые занятия живописью.
«Вчера была чудесная погода. Я пошел на берег с этюдником и написал маленький этюд, на том месте, которого никто не видел… Во время работы ни разу голова не заболела, а я работал около 3-х часов», – писал художник жене 15 сентября.
В Москву художник возвратился абсолютно здоровым, а в полюбившийся Крым приезжал еще не раз. Ныне пронизанные солнцем крымские работы Поленова составляют гордость многих музейных собраний нашей страны.
Информационным сопровождением мероприятия стала выставка «Василий Поленов: художник света, рыцарь красоты», центральное место на которой заняли краеведческие издания «Палитра Крыма» Владлена Авинды, «Памятники Большой Ялты» Наталии Гурьяновой, «Биографический словарь Крыма» Владимира Сухорукова, а также буклет «Все это весьма… живописно», подготовленный сотрудниками библиотеки.