Крымское Эхо
Архив

Российский вектор в крымской истории

К 225-ЛЕТИЮ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА К РОССИИ
Очередная годовщина присоединения Крыма к России – это не только славная дата в истории нашего Отечества, но и подходящий повод обратиться к острым вопросам, волнующим русское население полуострова. Среди множества проблем, которые стоят сегодня перед русскими Крыма, одной из важнейших является сохранение национальной и культурной идентичности, своего этнического своеобразия, т. е. тех уникальных особенностей, которыми обогатился характер русских людей, прошедших социо-культурную переработку на протяжении более двухсот лет в уникальных условиях Крымского полуострова.

Одним из способов преодоления кризиса идентичности является обращение к истокам, к той «русской идее», которую в явном и неявном виде воплотил в своей тысячелетней истории русский народ.

В отличие от «больших» и «малых» национализмов «русская идея» – это идея государственная, державная, не имеющая этнического оттенка» (1, с.325). Во многом благодаря именно этой идее и основанной на ней традиционной русской ментальности, а также присущей православной культуре веротерпимости возникло и продолжает существовать крупнейшее в мире государство. После развала СССР площадь его существенно уменьшилась, однако в сознании многих, особенно живущих в постсоветских республиках миллионов русских, оно до сих пор воспринимается как единое целое, как общее наследие, приобретенное ратным и мирным трудом наших предков. Поэтому пока русские сохраняют свою идентичность, будет справедливо высказывание Н.Я.Данилевского, утверждавшего, что «национальная территория не отчуждаема, и никакие договоры не могут освятить в сознании народа такого отчуждения, пока отчужденная часть не потеряет своего национального характера»(2, с.22).

Сергей Киселёв


Русские пока еще цементируют в единое целое ту огромную континентальную массу, которую евразийцы определяли как «месторазвитие» (родину) русского народа. Это прекрасно понимают этнократические элиты, стоящие у власти в государствах СНГ. Именно поэтому русские являются наиболее дискриминируемой частью населения постсоветских республик, за исключением Белоруссии. И именно поэтому мы – крымчане, выступая против национального угнетения, будем отмечать как праздник день присоединения Крыма к России, будем напоминать об этом историческом факте, факте бесспорном, не опровергаемом никакими «новейшими» изысканиями националистической историографии. В осмыслении этого факта раскрываются те глубинные связи между «благословенной землей Тавриды» и Россией, связи, объединяющие в тугой и неразрывный узел судьбы Крыма и Москвы.

Кризис национальной идентичности — явление общее для постсоветского пространства; в Крыму же он осложняется тем, что, составляя подавляющее большинство населения полуострова, русские стали тем объектом, относительно которого происходит национальное самоутверждение большого «государствообразующего» этноса и малого «коренного» народа. В основе самоутверждения и первых, и вторых лежат оголтелая русофобия, мифологизация собственного прошлого, отрицание какой-либо позитивной роли российского и советского периодов истории Украины и Крыма. Для подтверждения этого тезиса достаточно ознакомиться с содержанием статей в этнической прессе полуострова.

Однако куда большую опасность, чем безграмотные статьи в малотиражных изданиях, представляют главы школьных учебников по истории, в которых образ России и русских трактуется преимущественно негативно. Россия предстает в них как «империя зла», главный враг украинской государственности и душитель украинской культуры (3, с.83-84), а русские изображаются агрессивными варварами. Естественно, что в подобном контексте российский период истории украинской территории подается как эпоха колониального угнетения, а присоединение Крыма к России трактуется как акт территориального захвата, вытекающий из агрессивной сущности российского экспансионизма.

Вступать в полемику с представителями националистической историографии традиционно игнорирующими технику научного исторического исследования, которые обретают «вдохновение» в иррациональных источниках обветшалых идеологических догм, не имеет смысла. И мы не будем этого делать. Хотелось бы остановиться только на ряде положений, имеющих принципиальное значение. Первое касается пресловутой российской экспансии, так называемого «русского империализма». Второе – причин, обусловивших включение Крыма в состав Российской империи и его места в новейшей истории России.

Понятие государства неразрывно связано с территорией. Российскому государству в ходе своей тысячелетней истории удалось распространить свою власть на 1/6 часть земной суши. Естественно, что это достижение явилось результатом территориальной экспансии русского народа. «Корифеи русской историографии (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков и др.) справедливо считали территориальную экспансию ключевой проблемой российской истории» (4, с.61).

В современной науке вопросами экспансии занимается геополитика. Именно экспансия составляет предмет ее исследования – экспансия пространственная, политическая, военная, экономическая, культурная, а в последнее время и информационная. Основой геополитического знания являются учение о роли пространственно-географических факторов в истории и органическая теория государства. С позиций геополитики процесс территориальной экспансии российского государства является одной из лучших иллюстраций к ее теоретическим положениям. Это достаточно ясно понимал уже Г.В. Вернадский, писавший, что фундаментальная необходимость русской экспансии «кроется глубоко в истории, ее нелегко свести в какой-то параграф. Это совсем не «империализм» и не проявление мелких политических честолюбий российских государственных деятелей. В конечном счете, может быть, это необоримая логика географии, которая лежит в основе всей истории» (5, с.12).

Вполне объяснимо, что подобные аргументы не воспринимались представителями марксисткой историографии и всеми другими «географическими нигилистами». Однако факты истории свидетельствуют, что все великие государства созидались путем экспансии, путем империализма. «Путь империализма – необходимый и вполне законный путь великих государств», утверждал Н. Устрялов (6). Естественно, что можно не разделять эту точку зрения, отказывать ей в праве на существование в современной науке, но тогда, обращаясь к событиям сегодняшнего, было бы логично отрицать и американские танки на улицах Багдада.

Природа российской экспансии имеет объективный характер. Этот процесс вовсе не уникален в мировой истории, его своеобразие заключается преимущественно в характере осваиваемой территории. «История, — утверждал Г.В. Вернадский, — не дает более наглядного примера влияния географии на культуру, чем историческое развитие русского народа» (5, с.12). Здесь стоило бы добавить — и американского народа.

В XIX веке американским историком Ф.Дж. Тернером была разработана концепция о влиянии подвижной границы страны на ее развитие. Сходство между колонизационными процессами в США и России давно подмечено учеными. Основное отличие между ними состоит в том, что «в России, в отличие от США, где колонизация изначально имела экономическое назначение, новая территория сперва завоевывалась по стратегическим соображениям и только после прекращения военных действий начиналось ее экономическое освоение» (4, с.51). Поэтому-то экономическое освоение присоединяемых к России территорий происходило более медленными темпами, чем в США, и требовало больших усилий со стороны государства. Кроме того, российскому государству пришлось прикладывать поистине титанические усилия на протяжении столетий для сдерживания европейского «дранг нах Остен», на что у Российской Федерации сегодня пока не хватает сил.

По мнению известного военного аналитика Л.Г. Ивашова, с момента образования русского государства определяются лучи его геополитических интересов. Причем вектор экспансии и территориальной интеграции по оси Север-Юг формируется первым из них, «что было обусловлено самим фактором образования Русского государства на торговом пути «из варяг в греки» (7, с.11).

От эпохи полулегендарных походов в VIII веке древних руссов в Крым начинается отсчет растянувшегося практически на тысячелетие процесса утверждения России на берегах Черного моря. Здесь хотелось бы особенно подчеркнуть, что при всей важности геополитической аргументации, с позиций которой не составляет особого труда доказать необратимость этого движения, обоснование присоединения Крыма к России не сводимо исключительно только к аргументам геостратегической и геоэкономической выгоды. На протяжении столетий между древней землей Тавриды и растущим московским государством сформировалось неисчислимое множество связей, большинство из которых находится за пределами рационального осмысления.

Прослеживая истоки этих связей, отмечаешь, что они завязываются уже на заре русской государственности и сразу же приобретают фундаментальный характер. Чтобы доказать это, достаточно привести всего лишь один аргумент, способный перевесить все доводы против русского присутствия в Крыму. Таврида – колыбель русского православия. Здесь, на древней земле Херсонеса, принял крещение Святой Владимир. Отсюда началось распространение православной веры на Руси. Той Веры, которая наложила неизгладимый мистический отпечаток на всю ее историю; Веры, сформировавшей «загадочную русскую душу», тайна которой по-прежнему остается недоступной чужакам. Поэтому, обращаясь к современности, с горечью приходится констатировать, что Россия, отказавшись от Крыма, утратила вместе с ним не сомнительный «рай для курортников», а духовный исток своего национального бытия.

Не только в вере, но и в государственной символике «Третьего Рима» отмечается крымский след. В XV веке двуглавый орел, «оттолкнувшись» от разоренного турками Мангупа, «перелетел» из Царьграда в Москву, где правил Иван III. Великий князь Московский был женат на Софье Палеолог — племяннице последнего византийского императора, брак с которой устроили при помощи выходцев из крымских итальянских колоний (3, с.86). В 1475 году Иван III сватал своего сына за дочь владетеля Феодоро – кровного родственника двух императорских домов — константинопольского и трапезундского. И с 1494 года византийский двуглавый орел утвердился на гербе России (4, с.141).

Новейшие исследования показывают также, что и московский герб может иметь крымские истоки (5). Скульптурная икона Святого Георгия Победоносца, украшавшая главные — Фроловские (ныне Спасские) ворота Московского кремля, по внешнему виду и технике изготовления была практически идентична беломраморным иконам, укрепленным на стене предвратного храма Мангупа и «воротах Всадника» Кафы (Атлы-капу). Искусство, с которым были выполнены эти иконы, очевидец описывал как «удивительное волшебство» (6, с.34, 90). Несомненно также и то, что приглашению итальянских мастеров для строительства московского Кремля, способствовали тесные торговые и политические связи, сложившиеся в период правления Ивана III, с черноморскими генуэзскими колониями.

После распада Золотой Орды и захвата турками в 1453 году Константинополя существовал небольшой исторический промежуток во второй половине XV века, когда Москва и недавно возникшее Крымское ханство находились в дружественных, союзных отношениях. Но со смертью Ивана III и Менгли-Гирея, начинается трехвековой период соперничества и борьбы Москвы и Крыма. После покорения набиравшей силу Москвой Казанского и Астраханского ханств, единственной по настоящему смертельной опасностью для национального существования России со стороны степного мира оставалась угроза, исходящая из Крыма. Достаточно вспомнить жуткое нашествие 1571 года, когда крымцы во главе с ханом Девлет Гиреем захватили и подожгли предместья Москвы. По свидетельствам иностранцев, возможно и преувеличенным, в огне погибло 800 тысяч человек, и еще до 150 тысяч было уведено в плен (7, с.37) для продажи в рабство.

Начиная с XVI века, Крымское ханство становится крупнейшим поставщиком рабов. Понятие «крымская неволя» глубоко укореняется в народном русском сознании, становится одним из его архетипов. Стоявшая за спиной Крымского ханства Османская империя всячески поощряла захват пленников и работорговлю, ставшую главным источником существования для крымских татар, как бы сегодня ни пытались изобразить их кроткими земледельцами. Чтобы представить себе масштабы этого постыдного промысла, ставшего подлинным бедствием для славянского населения Восточной Европы и народов Северного Кавказа, достаточно сравнить следующие цифры. За 350 лет работорговли из Африки было доставлено в Америку около 12 миллионов рабов и до 100 миллионов погибло на пути в Новый Свет (8, с.3, 167);а за 350 лет работорговли через маленький Крым, по данным выдающегося русского историка и славяноведа В.И. Ламанского, прошло от 3 до 5 миллионов невольников! (14).

Секретарь польского короля Сигизмунда II Михалон Литвин, посетивший Крымский полуостров в первой половине XVI века, сообщал, что все имущество татар составляли «обильно плодящийся скот» и рабы, причем «у них не столько скота, сколько невольников», которых они поставляют «в другие земли». Не случайно, видя бесконечные потоки пленников, направлявшиеся в Таврику, один иудей, «стоящий во главе таможни» на Перекопе, спрашивал у Литвина: «…все так же ли наши земли изобилуют людьми или нет и откуда здесь такое множество смертных?». Увидев же крупнейший невольничий рынок Крыма – Кафу, он восклицает, что «это не город, а поглотитель крови нашей» (9, с.71,72,73).

Миллионы русских, украинцев, поляков, валахов, черкес, проданные в рабство, рассеялись на огромных пространствах — от Алжира до Индии, и только ничтожное их меньшинство, пройдя немыслимые испытания, возвращалось к родному очагу. Думается, что давно уже пришла пора поставить на крымской земле памятник жертвам работорговли – одного из самых постыдных занятий в истории человечества. Прецедент имеется. Руководители так называемых «цивилизованных стран», граждане которых промышляли в прошлом работорговлей, принесли публичные извинения народам Африки. Дождемся ли мы подобных извинений, неизвестно. Пока же в адрес России и русских звучат привычные обвинения в «международном бандитизме» Екатерины II, присоединившей Крым к России (10, с.159) и избавившей таким образом своих подданных от сомнительной «привилегии» быть проданными, подобно скоту, в турецкую неволю.

У современных народов Западной Африки существует поверье, что память о работорговле исчезнет тогда, когда кора огромных деревьев, стоящих на побережье, поглотит опоясывающие их цепи и кольца, к которым приковывали рабов в ожидании невольничьего корабля. Пока же еще до этого далеко. Наверное, и у русских память не короче, чем у африканцев, поэтому пора им перестать каяться в «преступной» политике завоевания Крымского полуострова. Тем более что во многом эта политика была вынужденной и являлась ответом на турецкую экспансию XVI-XVII веков.

Фронт борьбы против Турции протянулся в то время от Гибралтара до Волги. Османская империя рассматривалась тогда как общий враг и государств Европы, и крепнувшей в сражениях Московской Руси, заявившей права на золотоордынское наследство, включавшее в себя не только Казанское и Астраханское ханства, но и земли Северного Причерноморья. На те же территории, а иногда даже и на московский престол, претендовали крымские ханы. Если бы не Турция, которая «была единственным скупщиком захваченных татарами пленных и награбленного имущества», то еще в XVI или, по крайней мере, в XVII веке Россия и Речь Посполитая, поодиночке или объединившись, смогли бы покончить с постоянно досаждавшим им Крымским ханством (7, с.17-18). Однако история распорядилась иначе.

Завоевание южнорусских степей Россией затянулось до конца XVIII столетия. «Спокон века, еще со времени Святослава, — писал Н. Я.Данилевский, — боролись за них с ордами кочевников сначала русские князья, потом русские казацкие общины и русские цари. Зачем же и с какого права занесло сюда турецкую власть, покровительствовавшую хищническим набегам? То же должно сказать и о Крымском полуострове, хотя и не принадлежавшем исстари к России, но послужившем убежищем не только ее непримиримым врагам, но врагам всякой гражданственности, которые делали из него набеги при всяком удобном случае, пожигали в огне и посекали мечом южные русские области до самой Москвы. Можно, пожалуй, согласиться, что здесь было завоевано государство, лишена своей самостоятельности народность; но какое государство и какая народность? Если я назвал всякое вообще завоевание национальным убийством, то в этом случае это было такое убийство, которое допускается и божескими, и человеческими законами, – убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны и вместе в виде справедливой казни» (2, с30). Как бы непривычно жестко ни звучало высказывание выдающегося отечественного мыслителя – это высказывание умственно свободного человека, свободного от «лучших традиций либеральной русской интеллигенции», никогда не признававшей для своего народа прав на самобытное существование и национальный взгляд на историю.

Овладение Крымским полуостровом стало одной из важнейших внешнеполитических задач Российской империи на протяжении всего XVIII столетия. Россия и состоялась собственно как империя в борьбе за обладание Крымом и Черным морем (11, с.21). Судьба Северного Причерноморья была решена не столько на полях сражений, сколько на полях и огородах крестьян-переселенцев, упорно наступавших на Дикое поле, отделявшее Крымское ханство от оборонительных линий российского государства. Именно поэтому вторжения в Крым армий русских генералов Миниха и Ласси в 1737 – 1738 годах единственным своим итогом имели опустошение полуострова. Разрыв между освоенной к тому времени русскими территорией Дикого поля и оккупированными в ходе этих военных экспедиций землями был еще слишком велик, чтобы их можно было включить в состав Российской империи. Только после того, как на вновь освоенных пространствах был подготовлен необходимый плацдарм, включение Крыма в состав российских владений стало практически возможным.

Понимание стратегической цели русской колонизации имелось и у правителей Крымского ханства, и у европейских противников России. Не случайно последний поход крымских татар под руководством хана Крым-Гирея в 1768 году был направлен на так называемую Новую Сербию – область близ Елисаветграда (Кировограда), отвоеванную переселенцами у степи в середине XVIII столетия.

Та видимая легкость, с которой армия В. М. Долгорукова в 1771 году овладела Крымским полуостровом, была подготовлена тремя веками тяжелой борьбы, в ходе которой русские оборонительные рубежи от Оки продвинулись к низовьям Днепра и Дона. Не завоевание Крыма открыло путь к колонизации Северного Причерноморья. К этому времени она уже фактически началась. Успехи русского оружия только позволили преодолеть вооруженное сопротивление со стороны Турции и Крымского ханства, направленное на то, чтобы остановить этот процесс.

Присоединение Крыма к России несколько опередило приближение к нему колонизационной волны с севера. Но уже в первой половине XIX века она захлестнула полуостров. Так, городское население территорий, составлявших Таврическую губернию, с 1795 по 1850 годы выросло в десять раз, а все население с 1811 года до середины столетия увеличилось более чем в шесть раз. Темпы освоения земель Новороссии (в том числе и Крыма), превосходили аналогичные и одновременные с ними темпы колонизации американского Запада. При этом в отличие от судьбы индейских племен, частью уничтоженных полностью, частью загнанных в резервации, в ходе новороссийской колонизации ни один из причерноморских этносов не исчез. Этническая карта Северного Причерноморья, наоборот, даже пополнилась за счет колонистов – выходцев из различных стран Европы.

С первых же лет включения Крыма в состав России начинается его интенсивное культурное освоение. Если Петр I, прорубив «окно в Европу», вывел Россию «к передовой границе социально-исторического и технического развития континента», то Екатерина II, «распахнув дверь» в Черное море, открыла России «вход в древнейшее лоно Европы, в ее внутренние, утробные воды, на берегах которых зачиналась античная цивилизация» (12, с.165). Таврида стала духовной «пуповиной», соединившей Россию с европейской прародиной, сделала ее обладательницей собственных памятников классической древности, которых так не хватало «Третьему Риму» для самоутверждения как империи.

Не было во всей России ни одного сколько-нибудь значительного писателя или поэта, не побывавшего в Крыму или не посвятившего ему хотя бы несколько строк (от Пушкина с его восторженным «Волшебный край, очей отрада», до горестного «Здесь обрывается Россия над морем Черным и чужим» Мандельштама. Крымская тема органично и глубоко вошла в ткань русской культуры, русская культура накрепко запечатлелась в современном облике Крыма. «А оригинальный русский сплав всех известных стилей архитектуры, градостроительства, паркостроения с бессмертной красотой приморья и Главной гряды Крымских гор вызвали к жизни уникальный «ансамбль искусств» Южного берега Крыма. И вот создание этого антропогенного ландшафта и является главным вкладом России в формирование облика нашего полуострова» (13, с.17).

Особенно хотелось бы подчеркнуть какую-то мистическую связь Крыма с судьбой правителей России, начиная со смерти Александра I и до форосского «заключения» М. Горбачева, когда практически каждое судьбоносное для России событие имело прямую или опосредованную связь с Крымом. Например, причиной смерти Александра I стала простуда, полученная им во время поездки по Южному Берегу, после чего московский митрополит Филарет проклял Крымские горы. Брат Александра – император Николай I, удрученный неудачами в ходе Крымской войны, то ли покончил жизнь самоубийством, то ли, тяжело заболев, осознанно выбрал смерть, а не выздоровление.

Что же касается собственно Крымской войны, то она занимает место среди крупнейших и наиболее драматичных конфликтов в мировой истории. По сути, она была войной цивилизационной. Вся Европа объединилась против России, которой было отказано в праве войти на равных в «семью европейских народов». Героическая оборона Севастополя в годы Крымской войны принесла ему имя «города русской славы».

Крымская война совсем не случайно отделена практически равными хронологическими отрезками от Великой Французской и Великой Октябрьской революций. Главным итогом поражения победоносной империи стал слом царистского самосознания русского народа, что является самой характерной чертой завершающего периода российской имперской истории. Еще накануне войны, по меткому замечанию П. А. Валуева, Россия представляла собой «гладкое поле, где воля правительства не встречает преград» (14, с. 144). Она была надеждой и оплотом всех европейских реакционных сил.

Сидя в оренбургской глуши, мудрый ученый-востоковед В. В. Григорьев делился своими заветными мыслями с одним из корреспондентов: «Крымская война будет иметь своего двойника в Империи. Дай Бог только, чтобы роль французов и англичан досталась в этой компании народу, а роль России – помеществу» (15, с.473). Что и случилось. Прошло не так уж много времени, и Россия стала центром мировой революции…

Что же касается революции русской, то Крымскому полуострову пришлось пережить одни из самых драматических страниц кровавой междоусобицы гражданской войны. Оставаясь «последним оплотом Российской империи», Крым в холодном декабре 1920 года превратился во «всероссийское кладбище», над которым не заходило «Солнце мертвых». Символично, что уходящая Россия отправилась к чужим берегам от священных стен Херсонеса-Корсуня, оставляя купель Святого Владимира во власти красных безбожников.

Новая Россия строила свой новый мир как бы с чистого листа. Революция освободила огромную энергию, копившуюся на протяжении столетий в народной толще. Ее преобразующая сила за 70 лет советской власти коренным образом изменила облик полуострова.

В годы Великой Отечественной войны Крым не раз был в центре событий, оказавших влияние на судьбу России и мира. Сегодня не часто вспоминают, что решение Гитлера в конце лета 1941 года повернуть свои наступающие армии с московского направления на Украину и Крым во многом предопределило исход войны. 21 августа он издал приказ, в первом пункте которого говорилось: «Важнейшей целью до наступления зимы считать не захват Москвы, а захват Крыма…» (16, с.273; 17, с227-228). В результате немецкие войска потеряли реальную возможность овладеть столицей СССР. После войны гитлеровские генералы назовут это решение фюрера роковым, предопределившим поражение Германии во Второй мировой войне.

Героическая оборона Севастополя, трагедия Крымского фронта, Аджимушкай, штурм Сапун-горы навсегда останутся в анналах русской военной истории. Так же, как Крымская конференция 1945 года — в истории мировой дипломатии. Решения конференции в Ялте способствовали обретению Советским Союзом статуса сверхдержавы. Под сенью этого статуса, Крым переживает свой «золотой век», становится подлинной всесоюзной здравницей, местом массового паломничества миллионов нетребовательных советских отдыхающих.

После выселения из Крыма в 1941 году немцев и в 1944 году татар, армян, греков и болгар, он становится типичной русской провинцией. Передача полуострова в состав Украины практически не отразилась на образе жизни крымчан. Ситуация изменилась с началом перестройки, когда сквозь трещины фальшивой позолоты проступили пугающие очертания нового мирового порядка. Крым пришел в движение, охватившее самые широкие народные массы. Возможность развала единого государства потребовала быстрого принятия каких-либо политических решений. В Крымской области прошел первый в СССР референдум, в результате которого она повысила свой статус до автономии, и получила право участвовать в подписании нового союзного договора. Право, так и оставшееся не реализованным.

После образования независимой Украины и особенно форсированной украинизации в последние годы многие крымчане ощутили угрозу потери своей национальной идентичности, разрыва духовной связи с большим Отечеством — Россией. Выборы 1994 завершились триумфальной победой кандидатов от блока «Россия». Однако, как утверждал классик, главное — не прийти к власти, а удержать ее. Этого пророссийским силам тогда сделать не удалось. Эпоха «бури и натиска» отошла в прошлое. Задача ближайшего времени – объединить все позитивное, что имеется в русском движении, и, опираясь на поддержку России, которую она оказывает соотечественникам, сосредоточить усилия на сохранении русской самобытности Крыма.

Наиболее приемлемый путь для этого видится в развитии регионального самосознания русского населения полуострова, в его своеобразном ментальном «закреплении» на древней земле Тавриды. Эта задача вполне решаема, особенно учитывая тот факт, что более половины русских крымчан родилось и выросло в Крыму, поэтому для них он является Родиной в подлинном смысле этого слова, а, следовательно, и месторазвитием русской культуры. Социологические исследования фиксируют в последние годы феномен русско-крымской идентичности. С каждым годом число тех, кто называет себя крымскими русскими, возрастает. Это свидетельствует о том, что спустя двести двадцать пять лет после присоединения Крыма к России, русская культура настолько укоренилась на крымской земле, включив ее в свой генетический код, что началась ее пространственная самоорганизация, подтверждением чему и является крымско-русская идентичность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубкова Е., Куприянов А. Возвращение к «русской идее»: кризис идентичности и национальная история// Национальные истории в советском и постсоветских государствах. – М., 1999.
2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – Л., 1995.
3. Забелин И. История города Москвы. – М., 1905. – Ч. 1.
4. Лакиер А. Б. Русская геральдика. – М., 1990.
5. Яхонт О. В. Истоки московского герба// Москва – Крым. Историко-публицистический альманах. – М., 2000.
6. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.). – Симферополь, 1999.
7. Широкорад А. Б. Русско-турецкие войны 1676-1918 гг. – Минск, 2000.
8. Абрамов С. Ю. История работорговли на Верхне-Гвинейском побережье. – М., 1966.
9. Литвин М. О нравах татар, литовцев и москвитян. – М., 1994.
10. Джемилев М. Народ имеет право// Родина. – 1995. — № 3-4.
11. Киселев С. Н., Киселева Н. В. Размышления о Крыме и геополитике. – Симферополь, 1994.
12. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.
13. Веникеев К. Влияние присоединения Крыма к России на архитектуру и ландшафты полуострова// Крым и Россия: неразрывные исторические судьбы и культура. – Симферополь, 1994.
14. Валуев П. Дума русского// Родина. – 1995. -№3-4.
15. R. На заре крестьянской свободы// Русская старина. – 1898. — №3.
16. Гудериан Г. Воспоминания солдата. – Смоленск, 1998.
17.Мировая война: Взгляд побежденных, 1939-1945 гг. – М., 2002.

 

Сергей Киселёв,
к.ф.н., доцент Таврического национального
университета им.В.И.Вернадского

 

Выступление на конференции
«Крым – Россия: общие судьбы, неразрывные связи»
22 апреля 2008 года
в Русском культурном центре г. Симферополя

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

До дыр известные фигуры

Крым в планах нацистского военно-политического руководства (1941-1944)

Олег РОМАНЬКО

Эффект завтрашнего дня

26 комментариев

Аватар
yt[jhjibq 23.04.2008 в 14:06

а почему Киселёв с бумажки читает? Интересно, как он лекции проводит- общаться с ним интересно, а какой он препод?

Ответить
Аватар
ответ-этому 23.04.2008 в 14:12

Поступай — узнаешь. *06 А вообще, давно пора дать бой всей этой националистической сволочи, почаще бы такие как Киселёв выступали

Ответить
Аватар
Проницательный почитатель 23.04.2008 в 15:19

Киселев, фантаст, б-я, трехглавый орел, русский летающий жираф православно-имперский. Каков, (ай, да Пушкин, ай да, сукин сын — чур, меня от модератора), какова прозорливость, сколько прыти и щирого русского вольнодумства… от Ключевского, от Данилевского…от Мешкова и Бахаревых, от Цекова и жилина с костылиным, от… да ОТ и ДО…
Пора, брат, пора выступать в поход, чтобы возродить колыбель ВСЕГО ПРАВОСЛАВИЯ — Константинополь. Что нам эта возня тут в русско-крымском затхлом захолустье. Ударим светло-данилевской мыслью по турецкому дремучему бездорожью! Слава! Уря-я-я-я-я-я-я! И Киселев со своею дружиною воссядут возле Капалы-Чарши в главном офисе русской идеологической славы всего великорусского (без национализма и национальностей, с чистой безродной космополитчностью), а патриарх крымский православно- вселенский, восседающий в самой св.Софии, отправит @ Путину и Алексию 2, приезжайте, оставте Медведева на хозяйстве и вылетайте на наше воцарение.., гости дорогие. И возликует мир восточно-
цивилизационный, истинно православный. Торжественные фейерверки в Афинах и Софии, в Бухаресте и Кишеневе, и Белграде, и в Тбилиси, и Киеве вознесут певца обновленной идеи, продолжателю Великих Идей Данилевских, воспоют асану и благодать, и выставят памятники и бюсты в каждом окне православной поднебесной — СЛАВСЯ! И не зайдет больше солнце над миром обновленно-православно-истинно-русском.
А в это время в Симфеополе, переименовонном в Киселевополь, на улице культнаместника Мальгина, на площади демсатрапа политпсихиатора Филатова, рядом с мавзолеем живого божетва Радивилова им возле усыпальницы крымских великомучеников… возопят трубы торжественные, многие лета, многие лета!!!! И поганые украинские националисты начнут повсеместно клясть себя, а ярые и вовсе… дайдет и до.. до харакири… Плачте поверженные! Какой же ты, Сережа, умница! Таких и свет-то еще не видовал!

Ждем следующих опусов!

Ответить
Аватар
Лида 23.04.2008 в 19:58

История это история. А вот что ждет Крым в этом году 2008 . С июня по ноябрь НАТОвские сапоги будут топтать КРЫМ и Юго-Восток . За военные учения стран НАТО в Украине Сибриз — 2008 — в верховной РАДЕ проголосовали все партии кроме Коммунистов. Вот полная сдача Крыма без войны. А ведь Крымский парламент проголосавал что Крым — территория БЕЗ НАТО. Это ВОЛЯ НАРОДА. Но Оранжво БелоГолубое правительство и гарант предали свой народ . ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ КРЫМЧАНЕ. ЗДАВАТЬСЯ БЕЗ БОЯ или ВМЕСТЕ ДО ПОСЛЕДНЕГО ПАТРОНА как НАШИ СЛАВНЫЕ ОТЦЫ

Ответить
Аватар
непроницательный 23.04.2008 в 21:29

Пан КИСЕЛЬОВ!Я, вот тут интересуюсь- Вы, говорят, самый большой знаток Данилевского, могилку его раскопали, ежегодно обряд на ней проводите, всем непонимающим доказуете его величие и непревзойдённую мощь умственную: всё он предвидел и всё открыл. Я дико извиняюсь, а что сей гигант мысли писал о половом вопросе?В чём здесь превосходство русскаго человека над европейским упадничеством? В чём состоит вклад России в мировой половой опыт и что может быть обозначенно как истинно русское половое наследие? И как ему виделось в его гениальных прозрениях, будущее половое величие Россиии?
С глубочайшим почтением и преклонением истинный почитатель Вашего таланта, недостойный упоминать своё незначительное имя пред столь величественным разумом *18

Ответить
Аватар
впечатлительный 23.04.2008 в 21:57

А мине понравилась величественная картина нарисованная N3, только предлагаю дополнить её ещё жертвоприношениями врагов русского единства, либо регулярными, либо по-праздникам.Красиво! *04

Ответить
Аватар
Наблюдательный 23.04.2008 в 23:06

Почитайте, подумайте, выпейте чаю, какавы, или еще чего, снова подумайте…

"Заснування Арiйськоi Стрiлецькоi Асоцiацii — першого рiвня мережевоi гри Вишня Борiя

24 лютого в Киевi вiдбулось заснування мережевоi гри-стратегii творчого класу. Почесним головою i вчителем АРСА обрано Iсуса Хреста

Iсус Хрестос — почесний Голова, Учитель i Покровитель Арiйськоi Стрiлецькоi Асоцiацii (АРСА)

«Арiйська Стрiлецька Асоцiацiя» (АРСА) — це назва першого рiвня гри. Другий називаеться «Гродери Арiана», а третiй рiвень гри — «Третiй Гетьманат».

Кiнцева мета гри — формування глобальноi украiнськоi держави-громади Арiан (держави-корпорацii). Вона мае започаткувати нову цивiлiзацiю пiд назвою Вишня Борiя, яка буде спадкоемницею двох попереднiх украiнських цивiлiзацiй, вiдомих як Борiя i ГiперБорiя (див. Земля Сонячного Вепра: Борiя, Гiперборiя, Вишня Борiя).

Iдея Арiйськоi Стрiлецькоi Асоцiацii вперше була висловлена у статтi Продай одежу й купи меч! (26 серпня 2006). На сьогоднi вона реалiзуеться у формi першого рiвня рольовоi гри-стратегii «Вишня Борiя».

Завдання першого рiвня:

1. Очищення власноi психiки, формування якiсного колективного iнформацiйного поля (книги, пiснi, кiнофiльми, сайти), впорядкування i компактна «упаковка» найважливiших знань про життя, самозцiлення i самовдосконалення. Критерiй досягнення — гармонiйний психофiзичний стан, впевненiсть у власних силах, орiентацiя в навколишнiй суспiльно-полiтичнiй ситуацii, високий iмунiтет щодо хвороб.

2. Формування якiсного соцiального середовища у формi громад АРСА (див. Що таке Арiйська Стрiлецька Асоцiацiя?). Учасник гри творить нову громаду АРСА, розвиваючи навики керування, або приеднуеться до iснуючоi громади. Критерiй досягнення — структурована громада (лiдер + трое друзiв), спроможна досягати соцiально значимих результатiв.

3. Освоення сучасних технологiй комунiкацiй (ел. пошта, мобiльний зв’язок, Скайп, блоги, ICQ тощо). Критерiй досягнення — практична спроможнiсть оперативно обмiнюватися з членами громади вiдкритими i шифрованими повiдомленнями (щоб було цiкавiше 🙂

Особливостi першого рiвня гри

Учасник гри дотримуеться «трьох золотих правил арiя» (див: Як стати арiем):

1. Оздоровлюйся! (розвивайся духовно, психiчно i фiзично, вдосконалюйся, пiзнавай себе).

2. Роби те, що любиш! (займайся тим, що вiдповiдае твоiй природi, будь самим собою).

3. Тримайся за своiх! (пiдтримуй iнших арiiв, збiльшуй кiлькiсть подiбних до тебе, просвiчуй iх знанням, народжуй дiтей).

"Три золотi правила арiя" е умовою особистого щастя людини, для якого потрiбнi здоров’я, улюблена робота i дружне соцiальне оточення.

Вiтаються фiзичне вдосконалення, заняття спортом, в т. ч. стрiлецьким, спiльний вiдпочинок всiею громадою на природi, у тренувальних таборах тощо.

Всi комунiкацii в середовищi гри здiйснюються пiд iгровими iменами. Iм’я мае вiдповiдати сутностi людини на цьому етапi розвитку, сприйматися нею як щось природне. В iдеалi iм’я — це образ мети людини на першому рiвнi гри.

Старт першого рiвня гри починаеться в недiлю 23 березня 2008 р.

До цього часу потрiбно здiйснити пiдготовку, яка називаеться Великим арiйським постом. Завдання:

1) очищення i оздоровлення, позбавлення зайвого жиру, гартування м’язiв,

2) пiдготовка комп’ютерiв, впорядкування iнформацii та програмного забезпечення,

3) очищення життевого простору (позбавлення вiд смiття, макулатури i непотрiбних речей), гармонiзацiя стосункiв з ближнiми: дiтьми, батьками, родичами, сусiдами, спiвробiтниками.

4) заглиблення в себе i пiзнання свого iгрового iменi. Це iм’я приймаеться пiд час ритуального омивання 21-22 березня (весняне рiвнодення, початок Арiйського нового року). Омивання (хрещення) здiйснюеться шляхом повного занурення в воду природноi температури (рiчка, озеро, ставок, ванна, сауна) з намiром гармонiйного поеднання з Всесвiтом i його Творцем.

Правила другого i третього рiвнiв гри вироблятимуться в мiру розгортання першого рiвня.

Другий рiвень гри називаеться «Гродери Арiана». Його мета — формування мережi гродерiв (громад-держав). Особливiстю гродера е економiчна самодостатнiсть, здатнiсть захистити себе, наявнiсть власного банку гродера i зручноi системи фiнансових транзакцiй, що використовуе iгрову валютну одиницю пiд назвою «бор» (твердий, потужний, мiцний). Вищим рiвнем розвитку гродера е формування автономного територiального поселення — соцiополiсу.

Третiй рiвень гри називаеться Третiй Гетьманат. Його мета — об’еднання гродерiв усього свiту в глобальну нацiональну державу-корпорацiю Арiан (внутрiшня назва — Орiяна). Поеднання чоловiчого i жiночого iмен в назвi держави символiзуе гармонiйну взаемодiю чоловiчого i жiночого начал, атаки i оборони, творення нового i впорядкування наявного, минулого, теперiшнього i майбутнього.

Днiпропетровська делегацiя запропонувала обрати Iсуса Хреста почесним головою Арiйськоi Стрiлецькоi Асоцiацii. Iдея викликала загальну пiдтримку, проте виникло запитання:

— Чи доречним е поеднання Iсуса Хреста зi стрiлецькою справою, адже вона пов’язана з убивством? А як же заповiдь «Не убий!»

Пiсля обговорення прийшли до згоди, що слова «Арiйська» i «Стрiлецька» символiзують поеднання брахманського (священичого) i кшатрiiвського (воiнського) начал. Призначенням кшатрiiв (воiнiв i державних органiзаторiв) е не вбивство, а захист людей та iнших живих iстот.

Заповiдь «Не убий!» категорично забороняе вбивати iнших людей i водночас категорично вимагае захищати людей вiд убивства. Ця заповiдь невiддiльна вiд Золотого правила етики: «Роби iншим те, що хотiв би для себе!». Якщо ж хтось намiрився вбити людину, то вiн автоматично погоджуеться на те, що його самого за це також можуть вбити. При цьому життя агресора мае нижчий прiоритет в порiвняння з життям його потенцiйноi жертви. Якщо людина вбивае того, хто хоче ii вбити, то вона виконуе заповiдь «Не убий!» i дiе згiдно з Золотим правилом етики.

Якщо людина вбивае того, хто хоче ii вбити, то вона виконуе заповiдь «Не убий!» i дiе згiдно з Золотим правилом етики.

Iсус Хрестос показав приклад застосування фiзичноi сили, вигнавши торговцiв з Ерусалимського храму. Згодом показав приклад застосування магiчноi сили, проклявши безплiдну смоковницю, яка наступного дня всохла вiд самого кореня. А пiд час святкування арiйського Нового року (Таемноi вечерi) 22 березня 31 року залишив настанову своiм духовним нащадкам, якi через 2 тисячолiття потраплять в ситуацiю тотальноi кризи: «Тепер же, хто мае гаманець, хай вiзьме ще й торбу; хто ж не мае, хай продасть свою одежу i купить меч» (Лк 22.35-36). В сучасних умовах слово «меч» можна замiнити словом «пiстолет», «револьвер» чи «гвинтiвка». Очевидно, що йдеться про зброю захисту, а не зброю агресii.

Поеднання слiв «Арiйський» (брахманський) i «Стрiлецький» (кшатрiiвський) вiдбивае фундаментальний архетип украiнського нацiонального характеру. Адже за своею природою украiнський народ е народом-брахманом (священиком-мудрецем, воiном духу) i народом-кшатрiем (воiном-органiзатором), але не народом-торговцем. Крiм того, украiнцi е народом-виробником, проте ефективнiсть iхнього способу господарювання захована в тому, що воно здiйснюеться як священодiйство, свята праця i священне надзусилля, тобто як реалiзацiя тiеi ж брахманськоi та кшатрiiвськоi функцii на практичному й побутовому рiвнi.

Представники Киiвськоi делегацii звернули увагу на те, що органiзацiйна структура АРСА здiйснюеться за моделлю, викладеною в Евангелii: лiдер навчае трьох духовно близьких людей, кожен з яких формуе свою трiйку i так далi. Вся органiзацiя е мережею, в якiй Батьком е Творець Всесвiту, Учителем — Iсус, а Наставником (еволюцiйною метою, полюсом тяжiння) — боголюдина (хрестос): «Ви ж не давайте себе звати: учитель; один бо ваш Учитель, а ви усi брати. Та й батька собi теж не iменуйте на землi: один бо у вас Батько — той, що на небесах. Анi наставниками не давайте себе називати, один бо ваш Наставник — хрестос».

Органiзацiйна структура АРСА здiйснюеться за моделлю, викладеною в Евангелii.

Пiсля обговорення була одностайно прийнята пропозицiя обрати Iсуса Хреста почесним Головою, Учителем i Покровителем Арiйськоi Стрiлецькоi Асоцiацii.

— Творення нового свiту у формi гри. Це не занадто легковажно?

Гра передбачае наявнiсть iгрового простору, чiтких правил i гравцiв, якi погодились виконувати цi правила. Тобто гра — це порядок i справедливiсть. На жаль, цих якостей стае дедалi менше в нашому життi. Тому гра Вишня Борiя — це творення впорядкованого життевого простору.

Одна з учасниць гри нагадала вислiв Шрi Ауробiндо, що «Бог — це вiчна дитина, що граеться у вiчнiм саду…». Бог творить свiт граючись. Тож коли людина творить через гру, то вона уподiбнюеться Богу-Творцю.

Представник Львiвськоi делегацii поставив запитання:

— Чи не стане запропонована гра втечею вiд реальностi?

В жодному разi! «Вишня Борiя» — це творення новоi реальностi i повнокровне життя, яке щораз бiльше витiснятиме iмiтацiю життя старого вмираючого свiту. На першому рiвнi ми лише починаемо будувати простiр здоров’я, людяностi, справедливостi, порядку. Конкретнiшi результати з’являться тодi, коли запрацюють гродери i почнуть взаемодiяти мiж собою, творячи Арiан.

В ходi зiбрання були також обговоренi методологiчнi аспекти гри.

Засновники гри звернулися до украiнцiв усього свiту з закликом приеднатися до Великого арiйського посту, здiйснити ритуальне омивання-iнiцiацiю 21-22 березня, прийняти iгрове iм’я i в недiлю 23 березня разом стартувати перший етап стратегiчноi гри украiнського творчого класу.

Мир Вишньоi Борii — Хай Буде!"

Так, что господа — процес пошел…

Ответить
Аватар
Незлой Симферополец 23.04.2008 в 23:26

Впечатлительному. Поддерживаю идею то.

Первым можна Йофу! Ничего личного, однако с шнильцой типчик.

Потом, потом можна того, запамятовал, караима главного (нечего тут караимство басурманское (или басурманство караимское) разводить!), потом и Васю-нацика можна…

Ответить
Аватар
рад, очень рад 23.04.2008 в 23:31

Рад, что наши ряды пополняются! Присваиваю вам звание самого из самых ! А если скажете, почему Пилунский свою программу на ЧТРК ведёт на русском- благодарен буду безмерно! *16

Ответить
Аватар
Националист 23.04.2008 в 23:50

Киселев пишет: "…Миллионы русских, украинцев, поляков, валахов, черкес, проданные в рабство, рассеялись на огромных пространствах — от Алжира до Индии, и только ничтожное их меньшинство, пройдя немыслимые испытания, возвращалось к родному очагу..".
Ни хрена не понимаю — так были украинцы в 18 веке, или их не было в природе, как раньше говорил автор и его антиукраинская компашка. Шизня какая-то — то были, то не были, то и до сих пор нет, а вы, друг пишите, что этот, ну, путешественник, говорит, что были. От засранцы и Киселев это признает, умничка, или наоборот? А кто тогда такие югороссы? Может это их и угнали татары десятками миллионов, а щепоточка украинцев осталась. А теперь расплодились под селекционным, пристальным взглядом поляков и австрияков.
И вааще, представляете колону поляков, россов и югороссов величиной в десятки млн человек и всех в несчастной Кафе продают в рабство, садят на транспортные корабли (наверное, третьего рейха) и увозят и увозят. За 100 лет в Америку из Европы меньше вывезли. Делим, (примерно 100 человек на галеру 18 века, ну уж точно не больше, а то и меньше) 1.000.000 рабов на 100 и .. получается 10.000 транспортных кораблей. Так вот Киселев — во время десанта через Ла-Манш у союзников было кораблей намного меньше и они грузились в, примерно 20 портах Британии со всей транспортной инфраструктурой и то были безумные сбои. Читайте историю, миллионщик-почвеник. А в Кафе было всего два причала, а так, грузили плашкоутами в море. Вобщем, обыкновенная шовинистическая бредятина. А я думал вы правда кандидат, а ты так… подмастерье. Прежде чем писать эту фигню надо хотя бы знать, что такое грузопоток и пропускная способность порта. И еще вопрос к геополитику — а как и кто эти млн кормил. Неужели уже был татарско-турецкий общепит. Реально Кафа могла прокормить, сверх своего, примерно 5-7 тысячного населения. еще тысячу человек и то временно за большие бабки. Так, что и здесь промашка. Экономическая! Понятное дело, что геопсевдополитика она из области шовинистического бреда — пиши, что хочешь — Хаттингтон проглотит (дурную фамилию пишу по памяти не обессудьте). Кстати, чтой-то вы про него давно не писали? Наверное, как и с Николаем Бердяевым, как-то не срослось. Посидите на кафедре, подумайте, с Мальгиным посовещайтесь, спросите у бесноватого коллеги Филатова,.. может и с Данилевским уж не срастается… А то студенты заплюют! Или до того, как загляните к Шевчуку! Он фантаст покруче чем вы, и у него в конспектах все есть, даже откровения СИАМСКИХ КОШЕК-МУДРЕЦОВ про рабовладельчество в Крымском ханстве. Тем более, что вы-то кто, а он директор всей и всякой крымской стратегии. Вы хоть ему всей своей бредятины не пишите, а то в Киеве уже трепещут от смеха?!

И под конец. Скажите Киселев, вы как-то на Черноморке, в передаче оппонировали Пилунскому и громко стенали, что, мол, не могли люди Выговского с татарами крымскими взять 120 тысяч русских в плен, как раз по причине очень большой колонны. И в пример приводили колонну военнопленных немцев под Сталинградом, растянувшуюся на безумное расстояние. Это был «убийственный» аргумент. И вдруг такой ЛЯП — миллионы рабов! Бедный. Бедный еврей на Перекопе… А теперь мой пример — пленные (по Манштейну в «Утерянных победах») взятые гитлеровцами в Севастополе он (генерал-фельдмаршал) обогнал под Джанкоем — это больше двухсот км. От города русской славы. А ваша советская историография говорит всего о 80 тысячах пленных. А тут миллионы… АТАС!

Ответить
Аватар
Киселев 24.04.2008 в 03:43

Лишний раз убеждаюсь, что ни националист(= нацист в наших палестинах), то дурак, лишенный логики и способности понимать прочитанный текст. Где я писал о галерах? Галера — это военный корабль. Галеры бывали разных типов. Например мальтийские галеры, "использовавшиеся в Греции и Турции, имели в длину свыше 50 метров, ширину около 11 ми приводились в движение 49 веслами длиной 13,5 метров. Экипаж насчитывал 540 человек" (http://pirates.vif2.ru/galera.html). Сидеть в интернете и изрекать про сто человек то ли экипажа, то ли кого еще. А через поисковик посмотреть сложно?
А "математических" расчеты вообще — свидетельство свидомого дебилизма. Возьмем 3 млн. рабов. Разделим на 350 лет. Получим — 8571 человек в год. Разделим теперь это число на количество дней в году. Результат — 23 человека в день. Цифры вполне реальные. Никакой фантастики. Если мои расчеты не убеждают (а как они могут убедить нациста — я же русский), то обраимся к данным авторитетного украинского историка Д. И. Яворницкого — атора "Истории запорожских козаков".
Яворницкий пишет: " Сколь велико было количество христиан, уводимых татарами в неволю, можно видеть нз тех примеров, когда невольники, не имея при себе никакого оружия, но, пользуясь своею превосходною против татар численностью, восставали иногда, на пути следования в Крым, против своих похитителей, избивали их поголовно и вслед за тем возвращались на родину. Увод в плен христиан был главнейшею целью татарских набегов на христианские земли, оттого набеги татар год году принимали все большие и большие размеры, но особенно усилились с тех пор, когда крымские татары, с 1478 года, при хане Менгли-Гирее, подпали под верховное влияние Оттоманской Порты. Не проходило почти ни одного года, чтобы татары не сделали набега на Украину и на соседние с нею земли: 1516, 1537, 1559, 579, 1589, 1593, 1640, 1666, 1667, 1671, 1688 годы ознаменованы в особенности страшными набегами татар на южные славянские страны. В эти годы татары уводили в неволю по 5000, по 8000, по 5 000, по 55 000, даже по 60 000 человек христиан 2. В архивных, не обнародованных актах 1698 года говорится, что в это время татарская орда, ворвавшись в "полъсскiя страны, великiе и безчисленные убытки починя, возвратилась въ свои бусурмансюя жилища въ цълости со всею добычею, которой с 10000 душъ : христианскихъ было взято". Это только одно из множества упоминаний Яворницким о рабах. Но и кроме Яворницкого были в дореволюционной России историки, которые собрали и обобщили огромное количество фактов о работорговле в Крымском ханстве.
Большевики, борясь с русским государственническим инстинктом использовали политику коренизации. Для них абсолютно не выгодно было показывать неприглядное прошлое малых народов России, поэтому тема работорговли была табуирована в советской историографии несмотря даже на выселение татар из Крыма. Кстати, именно из времени строительства большевистского рая перекочевали в наше время мифы о России как "тюрьме" народов, которые так милы нашим оранжевым и лазоревым нацистам. Поэтому "на закуску" вам взгляд на эту проблему из XVII века.
Козацкая дума "Плач невольников на турецкой каторге":
"Що на Черному морю,
Потреби царськiй,
Громади козацькiй,
Там много вiйська понажено.
У три ряди бiйних бiщасних невольникiв посажено,
По два та по три до купи посковано,
По двое кайданiв на ноги покладено,
Сирою сирицею назад руки пов'язано.
Тодi бiднi, бiщаснi невольники на колiна упадали,
Вгору руки пiдiймали, кайданами бряжчали,
Господа милосердного прохали та благали:
"Господи милосердний! Создай з неба ясне сон'це-мати,
Нехай будуть кайдани коло нiг опадати,
Сирая сириця коло рук ослабати,
Хай ми будем, бщш, бщасш невольники,
У чужiй землi хоч мале число полегкости собi мати".
Тее войн промовляли.
Аж ось баша турецький бусурманський, Недовiрок християнський,
По ринку вiн похожае,
Вiн сам добре тее зачувае,
На слуги своi, на турки-яничари, зi зла гукае: Кажу я вам, турки-яничари, добре ви дбайте: Iз ряду по ряду захожайте,
По три пучки тернини та червоноi таволги набирайте, Бiдного невольника тричi в одшм мiсцi затинайте".
Тодi турки-яничари iз ряду до ряду захожали,
По три пучки тернини i червоноi таволги в руки брали,
По тричi в однiм Мiсцi бiдного невольника затинали,
Тiло козацьке молодецьке коло жовтоi костi обривали, Кров християнську неповинно проливали".
————————————————
Специально для Пилунского (не узнать этот стиль просто невозможно. У нас в "крымском дворике", где я вырос, жил один не здоровый психически мальчик, который любил писать по разному поводу. Он писал на бумаге, на асфальте, на стене туалета, на руке и т.д. Содержание его писаний очень похоже на пост N3).
Слово "осанна" пишется через "о" и с двумя "н". Возможно что ваш вариант происходит от зажигательного "асса", тоды — "Ой", но и в данном случае надо писать два "с".

Ответить
Аватар
Иванов. 24.04.2008 в 12:56

Нащелся один русский интеллигент, который решился правду сказать, и того свидомые укры хотят в землю и навоз закопать… Жуть!
А чего тогда простым смертным говорить, которых каждый день украинским поносом зомбируют через СМИ и прочее

Ответить
Аватар
Tatarchuk 24.04.2008 в 12:57

Кисилев пише:
[quote]Большевики, борясь с русским государственническим инстинктом использовали политику коренизации. Для них абсолютно не выгодно было показывать неприглядное прошлое малых народов России, поэтому тема работорговли была табуирована в советской историографии несмотря даже на выселение татар из Крыма.[/quote]
Ви що так жартуете? *05 Нi я розумiю що ви не iсторик, а просто тiпа разбiраетесь, але щоб аж так? Будь-який пiдручник радянських часiв на цю тему е доказом що ви або марите або не читали в школi пiдручникiв. Кривавi татарськi походи та ясир — провiдна лiнiя в радянському агiтпропi. Ну добре припустимо в вас не зберiглися пiдручники вашого совкового дитинства. Так загляньте хоч в радянську енцiклопедiю, пане "географе, який знаеться на iсторii". *18

Ответить
Аватар
ренегатов- стукачей- геть 24.04.2008 в 13:49

Пилипенко, а ты кто такой? Что ты из себя представляешь,? Только доносы и словесное извержение среди себе подобных? Маловато для того, чтобы поучать других, тем более,людей, заслуживших авторитет своим умом и трудом. Давй, Киселёв, жги, ипусть нечисть изводится на … *05

Ответить
Аватар
Пилунский 25.04.2008 в 10:58

Тяжело больной на хронически-политческую диарею господин доцент… нет, я не отвечу в страстную пятницу, а тебе вернется от Чистого Четверга. Неприменно верется, ибо грех это, истинно православному ругаться в эти дни. Я тебе прощаю, иди с Богом, может он тебе тоже простит!

Ответить
Аватар
стс 25.04.2008 в 11:32

пан пилунский истиный верующий говорит- " бог простит" а не наоборот,

*11

Ответить
Аватар
Пилунскому посвящается 25.04.2008 в 17:44

Увидя гавно,
удивилась свинья:
— неужто, друзья,
это все из меня?!

Ответить
Аватар
Истинный почетатель талан 29.04.2008 в 19:39

Посвящается эпохальному
докладу доцента С. Киселева
К 225 годовщине Крыма в России
«Русский вектор в крымской истории»

Во тьме Кисельных берегов
(панегирик истинно русскому гуру)

Когда по Салгиру
Сплавляешься в лоно
Далекой России,
То видишь, что Гуру
Стоит на крутом берегу.

Ему, бронзоликому
Снится Империи сила
И Миних с Ласси,
И ладони в кровавой росе.

Ему политологу-мулу
За верность отчизне
Воздвигли скульптуру
На голой гранитной скале.

И он, солнцеликий,
Под бронзой
Мечтает:
Как Красная площадь
С восторгом встречает
Его — сверхгероя,
Кормильца, отца!
Духовного пастыря
Поводыря…

А рядом в цукатах
Сверкает столица
И млечные реки
Кисельные были,
Сибирские зыби
Уральские дали…
А грудь у героя:
К медалям медали…
За верность, за веру,
За доблесть и честь,
За мудрость людскую,
И русскую спесь…

(В полях запустелых
Немые крестьяне —
Корову забрали
А тюри не дали…)

Но где-то проклятье —
Гуляют в Майями,
Гуляет Берлин,
Веселятся в Варшаве…

Но площадь в цукатах
И в небо дорога
А тучи в зарницах
И пыль на бровях:
Ребята шагают вернуть Туркестан
И рядом положат родной Казахстан,
Аляску вернут и поляков задавят,
С Финляндией кончат,
Попрут на Иран,
И чехов вернут,
И литовцев придавят…

И вспомнят Выговского,
Мерзкого пана,
Мазепы отступника,
Прах разотрут!
Махно — недоумок,
Грушевский — предатель,
Петлюра — предатель,
Бандера — предатель…
…предатель,
…предатель,
…предатель,
…предатель…
Из памяти вырвать,
Порвать, раздавить!

Мы Киев возьмет
И с хохлами покончим…
Татар нам не надо —
В тайгу отвезем…

Над нами сверкает звезда Херсонеса,
Над нами горит православья планета
И вечная память
И вечный полет…

Нам с Катькою памятной,
Лениным — Сталиным,
Куном беспамятным
С «русскою памятью»,
«Русскою силушкой»,
«Русской смекалочкой»…
Гадов стрелять..!

Когда по Салгиру
Плывешь на Россию
И видишь, что Гуру
Стоит на скале
И мысли шальные,
И мысли стальные,
Текут
И текут,
И текут…
По спине.

24 апреля 2008

Ответить
Аватар
Почитатель таланта 29.04.2008 в 20:36

Используемая литература к панегирику истинно русского гуру

1. С. Киселев «Обращение к истокам русской идеи в Крыму в самом начале 2 века до Р.Х.», Симферополь, 1994.
2. Данилевский Н. Я., Киселев С. «Путинская Россия и НОТОвская Европа». — Л., 1998.
3. Забелин И., Киселев С. «История города Москвы и ее Симферопольских предместий». — М., 1905-1995. — Ч. 1.
4. Лакиер А. Б., Киселев С. «Русская геральдика в районе Чокурчинской пещеры в эпоху раннего неолита» — М., 1999.
5. Яхонт О. В., Киселев С. «Истоки трехглавого московского герба в конце 9 века и сказочный мир двуглавых крымских грачей» // Москва — Крым. Историко-публицистический альманах. — М., 2000.
6. С. Киселев «Цементирование месторазвития крымской прородину русского народа» — Симферополь, 1999.
7. Широкорад А. Б., Киселев С. Русско-турецкие войны 1242-2008 гг. — Минск, 2000.
8. Абрамов С. Ю. и С.Киселев «История развития работорговли от самого Верхне-Гвинейском побережье в Африке до Сенатской площади в России в середине 19 века. — М., 2007 год.
9. Литвин М., С. Киселев «О нравах русскоязычных татар, кацапов, хохлов и других народов заселяющих левый берег Салгира. — М., 1994.
10. Киселев С. Н., Киселева Н. В. «Бесспорный факт воровства Украиной русского Крыма» Сказочные размышления о Крыме в нашей личной геополитике. Личные тошнотворные записи, Симферополь, 1994.
12. Киселев С. Н., Киселева Н. В. «Оголтелая русофобия и мифологизация украинского сексуального сленга в постельном режиме» — Симферополь, Самиздат, 2008 год
13. Киселев С. Веникеев К. «Влияние присоединения Крыма к России на архитектуру и формирование ландшафтного профиля Крымского полуострова»,
13. Киселев С. Веникеев К. «Крым и Россия: неразрывные исторические судьбы и тектонические процессы в формирования культурологических абрисов Западной стены Ай-Петри и центрального вывала Форосских стен в районе вершины Марчека». — Симферополь, 1994.
14. . Киселев С., Валуев П. «Дума русского во глубине Бабуган-яйлы» — Я вижу Роман-Кош и сразу понимю — я русский и глазами, и душой» // Родина. — 1995. -N3-4.
15. Гудериан Г.. . Киселев С. «Утерянный русскими Крым. Воспоминания солдата». — Смоленск, 1998.
16. . Киселев С. «Мировая война за Крымский полуостров: Взгляд побежденных», 1991-2008

Ответить
Аватар
Добрый 30.04.2008 в 10:04

Сергей Николаевич! Вот как вы их достали — они Вам уже оды слагают! Не каждый такой части удостоился! Для "Истинный почетатель талан" — видать, господин хороший, ваи в жизни здорово не повезло, что вы на других паразитируете *02

Ответить
Аватар
Очень добрый 30.04.2008 в 10:22

Шовиняки добрыми не бывают!

Ответить
Аватар
Добрый 30.04.2008 в 13:07

А нацики — "очень добрыми" *02

Ответить
Аватар
очень добрый 30.04.2008 в 16:14

:bic:

Ответить
Аватар
Гоша 30.04.2008 в 18:53

Вы посмотрите,какая примитивно оголтелая,бездоказательная реакция наци-истов,пилунистов и прочих мусоросборников на фактический материал с использованием источников,каково стремление вопреки реалиям перелопатить то,что известно столетиями.Какое желание,стремление в угоду собственной дури опрочить автора статьи.Нет,недаром считают,что национализм это ОГЛУПЛЕНИЕ народа,как четко это подтвержают "т.н.оппоненты"если их так можно назвать.

Ответить
Аватар
Мягкий и пушистый 30.04.2008 в 21:07

Бедный, бедный Гоша…!
Почитай, может быть, протрезвеешь!!! Хотя пустое это…
Хотя читать надо не только Киселева и членов его кружка, а и что-то менее националистическое и империалистическое, а то можно и до ОАС докатиться.

Николай Бердяев
«Судьба России»
Москва, «Мысль»
1990 год
ISBN 5-244-00333-X
Стр. 14,
6 (шестая) строка сверху и далее по тексту.

"….Россия — самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель.
Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение.
Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный. "Русское" и есть праведное, доброе, истинное, божественное…
… Русская история явила совершенно исключительное зрелище — полнейшую национализацию церкви Христовой, которая определяет себя, как вселенскую. Церковный национализм — характерное русское явление… Тот же национализм проникает и в славянофильскую идеологию, которая всегда подменяла вселенское русским…"

Ответить
Аватар
Лида 02.05.2008 в 14:24

ппоговорить На вашем сайте все говорят ниочем и это считают круто. а поговорить о серьзных вещах духу не хватает НЕ ИНТЕРЕСНО

Ответить

Добавить комментарий для yt[jhjibq Отменить