Так обстоит дело, наверное, с любой эпохой. Спросим коммуниста, как он оценивает период с 1917-го по, например, 1941 год. О чём он скажет — о ликвидации классов, прекращении эксплуатации человека человеком, преодолении неграмотности, индустриализации и т.д. Спросим монархиста (или либерала) — услышим о красном терроре, распаде империи, жертвах репрессий и т.д. и т.п. И оба в общем-то будут правы. Сколько людей, столько и политических позиций, столько же и мнений.
Так же будет оцениваться и современная нам эпоха — кто-то вспомнит о распаде Союза, экономическом коллапсе, криминальной революции, а кто-то о демократии, открытости и новых независимых государствах. Но при всём плюрализме (и субъективизме) возможных оценок есть по крайней мере одно измерение любой эпохи, которое носит если не безусловный, то всё же относительно объективный характер — это культурные достижения того или иного времени.
Любая эпоха может быть оценена на основании созданных в её пространстве произведений искусства, литературных и научных трудов. Русская революция 1917 года будет вызывать какие угодно оценки — а вот о наследии Блока, Набокова или пусть даже Маяковского большинство наблюдателей будет судить более или менее сходным образом, причём совершенно независимо от личных вкусов и позиций того, кто даёт оценку. Таково свойство той относительно универсальной субстанции, которую мы называем культурой. Какой бы деструктивной, репрессивной и хаотичной ни казалась бы нам та или иная эпоха, более или менее адекватно она может быть оценена только с учётом того сухого остатка, который выпал после всех брожений в виде доступных нам культурных достижений.
Как же в этом смысле выглядят наши последние 25 лет? Говоря «наши», я имею в виду то, что делалось за эти году в Крыму – в сфере литературы, искусства, науки. Появились ли за это время феномены, которые могли бы быть интересны не только их создателям, но и более или менее широкому кругу современников и, главное, – о которых могли бы вспомнить потомки? Есть ли что-то, что действительно выделяет наше «культурное сообщество» на общем постсоветском фоне — то, что могло бы служить маркером нашего культурного своеобразия?
Понятно, что никто в одиночку сегодня не смог бы предложить сколько-нибудь объёмное видение этой предположительно многоплановой картины, поэтому инициаторы этой затеи – Центральный музей Тавриды и электронная газета «Крымское Эхо», идя вслед за уже заявленными проектами создания неких «общественных историй современности», предлагают осуществить своего рода коллективную «реконструкцию культурного ландшафта» Крыма рубежа тысячелетий и сообщить её результаты так сказать urbis et orbis.
Всякая реконструкция – процесс невероятно сложный – разумеется, предполагает несколько уровней и этапов. На первом всем желающим экспертам мы предлагаем выстроить свою линейку знаковых культурных явлений на полуострове по определённой схеме, приложенной ниже. Главными условиями при этом являются два – «гамбургский счёт» (условие №1), то есть возможность поставить то явление, которое Вы отмечаете в ряду национальных или даже мировых, то есть Вы отмечаете то, что явно выходит за «местечковые» рамки и второе – абсолютная субъективность Вашей оценки то есть желательно, если Вы не будете обращать внимания на социальный статус отмечаемого вами лица или проекта, его место в формальных рейтингах, звания, награды и т.д., не обязательна также широкая известность отмечаемого Вами явления; возможно, именно благодаря Вам оно и станет известным. Количество отмечаемых Вами лиц (проектов) не ограничивается (главное – соблюдать условие №1). Отвечать на все вопросы, то есть заполнять всю линейку не обязательно. Ответ не должен содержать больше 5 слов.
Когда мы будем иметь более или менее обширную картину, нас ждёт второй этап исследования. Мы снова обратимся к экспертам (их круг будет, скорее всего, несколько уже первоначального) с просьбой дать более развёрнутую характеристику тех культурных явлений, которые в достаточной степени будут соответствовать всё тому же условию №1.
В результате мы надеемся получить некоторый объем текстов и изображений, которые и создадут реперные точки нашего «культурного ландшафта» (но не сам ландшафт, который, как известно, включает в себя не только вершины и впадины, но и более спокойные разновидности поверхности). Полученную таким образом модель мы сможем выставить на всеобщее обозрение на одном или нескольких электронных ресурсов, а возможно также воплотить и в бумажной версии в виде книги (альбома).
Таким образом мы приглашаем всех желающих стать участниками этого коллективного проекта, который должен помочь нам лучше понять мир, в котором мы живём и, в конце концов, нас самих.
Вот как ответил на вопросы Андрей Мальгин:
- 1. Наиболее интересные, с Вашей точки зрения, авторы литературных произведений, 90-х-начала 2000-х годов:
- В прозе: Борис Цытович
- В поэзии: Александр Вишневой, Андрей Поляков
- В драматургии: Валерий Чепурин
- В публицистике:
- 2. Наиболее интересные литературные проекты, реализованные в Крыму:
- Фестивали: Боспорский форум современной культуры, Шорох
- Сообщества:
- Периодические издания: «Таврические ведомости»
- 3. Наиболее знаковые художники, музыканты, деятели культуры:
- Дизайнеры: Оксана Белоплотова, Ольга Степанова
- Художники: Олег Грачёв, Виктор Бабанин, Шарик
- Музыканты / Группы / Проекты: Алемдар Караманов
- Новаторские режиссерские и сценические решения (авторы):
- Выдающиеся художественные проекты (выставки, издания): Заборная выставка, Симферополь 1989 г.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ОПРОСА ПОДВОДЯТСЯ 15 МАЯ ТЕКУЩЕГО ГОДА.
{uniform form=1/}