Крымское Эхо
Общество

Речь не об имуществе, но о каноническом верослужении

Речь не об имуществе, но о каноническом верослужении

В круговерти новостных лент, которые сегодня со всех сторон в фокусе выдерживают прежде всего события и ход специальной военной операции, очередной драматической строкой легло: «Украинская православная церковь» (УПЦ) объявила о своей «полной самостоятельности». Получается — демонстративно отмежевавшись от канонического единства с Русской Православной Церковью.

Еще одна «церква на эмоцiях»?!

Как известно, 27 мая сего года за киевской кольцевой трассой, в Феофании, на территории Свято-Пантелеймоновского женского монастыря состоялось заседание «собора УПЦ», где было принято «постановление», в пункте 4 которого зафиксировано так:

«Собор ухвалив відповідні доповнення і зміни до Статуту про управління Української Православної Церкви, що свідчать про повну самостійність і незалежність УПЦ».

В общем, «самостийность и нэзалэжнисть» — эдакий «украинский тренд», в котором, начиная с 1991 года, не желая такового, бултыхались и мы, крымчане. И верующие, и «не очень», и  атеисты аж до самого 2014-го…

Нам в «гетьманстве» не понравилось. Несмотря на все заливистые обещания рая на земле от чиновников от Кравчука до Кучмы и далее. А пели они многозначительно («многовекторно») доверчивым прихожанам-избирателям то об «СНГ без границ», то о «европейском выборе».

Однако тут ведь разговор не о государственных кордонах, сравнении качества региональных госуслуг, эффективности муниципальных реформ или сопоставления житомирских и орловских черноземов. И даже не о том, кто «лучше» — патриарх Кирилл или митрополит Онуфрий. Речь, собственно, о каноническом верослужении на территории нашего Отечества. В частности, на той его части, которая в Русском мире пару-тройку последних столетий называется Окраина-Украина.

Тень на самостийный плетень

Следует упомянуть, что в этот же день, только 30 лет назад, в 1992 году, по инициативе сегодня подзабытого митрополита Иова (в миру Дмитрия Яковлевича Тывонюка), родившегося, что ни на есть на Западной Украине, в городе Почаеве и при участии его сподвижников-епископов, а также других верных церковнослужителей и мирян, состоялся резонансный Харьковский собор, заклеймивший отступника от Веры Православной Филарета (Денисенко), посягнувшего на единство Церкви.

Что интересно, одним из пяти епископов, первыми пошедшими за Иовой, давшими жесткую и решительную отповедь на попытку сепаратистов расколоть Единую Церковь, выступившими тогда за проведение собора в Харькове с последующим низложением и преданием анафеме-проклятию «расстриги»-Филарета* оказался, тогда 47-летний нынешний лидер УПЦ митрополит Онуфрий.

Харьков-1992 — символ честного служения Богу, пастве и — Отечеству!.. Служения принципиального, хотя и трудного, тернистого. Прежде всего из-за исторического периода, «разлома»: «постперестроечного» крушения СССР; появления условных тогда, но уже оформляющихся внутри нашей некогда общей страны государственных границ; засилья, как и сегодня, всевозможных «агентов влияния» в украинском госаппарате, СМИ и даже, как теперь понятно, «утробных самостийщиков» в церковных структурах.

Харьковский собор, смело и отчетливо отстоявший православные устои и продолживший курс на каноническое церковное единство Церкви, её епископата и паствы, пусть даже раскромсанной политиками-банкротами Родины, никому не нужными (ни тогда, ни сейчас) границами между Брянском, Черниговом и Гомелем, даже спустя 30 лет в оценочном плане большинства нормальных людей — безусловный «плюс»!

Его главные герои, персонажи, организаторы и активные участники Харьковского собора — настоящие религиозные и общественные Лидеры с большой буквы.

Теперь же мы наблюдаем некоторые «метаморфозы»…

Как уж на сковородке

Вот «соборные перлы — 2022» (как некоторые уверяют, «вынужденные», «в целях самозащиты религиозного объединения») лидера нынешней УПЦ (теперь без виртуальной приставки «МП», которую потеряли еще давным-давно), престарелого 77-летнего митрополита Онуфрия:

«Вiдвоєнного вторгнення російських військ на територію нашої суверенної і незалежної Держави… Від бойових дій особливо потерпають 14 з 53 єпархій нашої Церкви… Збройним Силам України передано військової амуніції на півтора мільйона гривень… Різнопланову допомогу отримують підрозділи Територіальної оборони».

То есть, «обвиняя» московских «братьев по вере», в «неправильном поведении» касательно СВО (самому, получается, будучи «безупречным»: можно снабжать «амуніціею» одну из сторон вооруженного конфликта) иерархи УПЦ заявили об одностороннем выходе из канонического единства (отхода от общих канонов православной веры).

Теперь все вновь гадают: что это — «вынужденное бегство» или задуманная загодя измена?

Да, приходится констатировать, что меры, которые светская власть, киевская военно-административная верушка демонстративно и публично объявила в адрес УПЦ, — «драконовские».

В том же выступлении Онуфрия они указаны почти полностью (далее — в переводе):

«В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №7204 «О запрещении Московского патриархата на территории Украины», которым планируется воспретить на Украине деятельность Украинской Правослвной Церкви». Согласно документу, после его принятия вся церковная собственность УПЦ в течение 48 часов инвентаризируется и национализируется в порядке, установленном Кабинетом министров Украины. Свято-Успенская Киевско-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская лавра (Волынская обл.), Свято-Успенская Святогорская лавра (ДНР — авт.) и другие архитектурные памятники государственного значения, что находятся в собственности или использовании нашей Церкви, переходят в собственность государства, а условия об их использовании — анулируются».

Кроме того, из уст Онуфрия с горечью прозвучало:

«Органами местного самоуправления и их должностными лицами утверждено уже около 20 незаконных решений о запрете или ограничении деятельности местных религиозных общин УПЦ. Зафиксировано свыше 40 рейдерских захватов наших приходов и около 15 случаев противостояния и опечатывания храмов. Полсотни наших религиозных общин силовым путем склоняли к переходу в так называемую «Православную церковь Украины — ПЦУ»).

И далее, как бы оправдываясь:

 «В ходе многочисленных проверок и обысков правоохранительными органами наших храмов по жалобам и заявлениям так называемых «активистов» не было выявлено никаких признаков антигосударственной деятельности».

И в итоге получается, пусть даже утрировано, как видится теперь уже со стороны, из «спокойно-курортной» (при том пережившей угрозу междоусобицы, блокады-санкции) православной Тавриды: на «Киевском соборе — 2022» во главу угла причин «самостийности» для УПЦ поставлены вопросы владения имуществом и незаконные действия тамошней «хунты». А уже потом — возможность ведения служб и в целом жизнедеятельности этого, по-прежнему — наиболее массового, церковного религиозного объединения Украины.

Эти сумбурные призывы и «объяснения» с трибуны/амвона киевского православного монастыря уважаемых людей в «униформе» влекут, в свою очередь, наши неочевидные реакции.

«Вира, Вова, Петя, Епифаний»… и вот теперь — Онуфрий

Усилиями антирусских сил на Украине на «чисто православном фронте» снова не протолкнуться!

После «соборования в Феофании» ПЦУ (берем фразу в кавычки, потому что значительная часть православных Украины да и Российской Федерации, с учетом канонического единства имеющих на это сомнение полное моральное право, считают данное мероприятие нелегитимным) получились новые/очередные самостийные «самозванцы», «самосвяты». Пусть даже этот свой шаг на раскол они сделали «из лучших побуждений».

Получается, заварили кашу еще 100 лет назад «липковцы», подлил маслица в лампадку 30 лет назад Филарет. А уже после 2014-го -началось «томособесие», уход части православных Окраины «под «Константинополь» («Второй Рим», который с 1928 года, после волевого решения еще одного «младореформатора» — Ататюрка, то есть уже почти век, не «город императора Константина», православного христианина, а «Стамбул»), оформившееся в субъект под названием ПЦУ.

И вот на тебе: «УПЦ не путать с УПЦ-МП»!..

Забавно, но, очевидно, чувствуя теперь «бо́льшую близость» со вчерашними оппонентами-раскольниками из УАПЦ/УПЦ-КП/ПЦУ которых епископат УПЦ (ранее МП) гневно и справедливо клеймил последние десятилетия, в п. 10 «феофАнического документа», с витиеватостью, достойной речи «первых среди равных», оппонентам предлагается «возобновление диалога».

При этом есть и «условия», «совсем малость. Первое — остановить захваты храмов «УПЦ-без-МП». Второе — осознать (раскольникам из ПЦУ, понимаешь), что их Церковь — «неавтокефальная» (то бишь «ненастоящая»; а что теперь есть «УПЦ-без-МП»?). Ранее бывший «третий пункт» — покаяние с возвращением «в лоно» инерпретирован во фразу: «Вiрішити питання канонічності ієрархії ПЦУ». То есть, пожилые вожди «УПЦ-без-МП» по-прежнему думают, что их «вес» позволяет, даже «после Феофании», принимать молодых и потому «необузданных заблудших» из наплодившихся «неавтокефальных/ненастояшщих» церквей Украины, включая епископат, путем «пере-рукоположения».

Карикатура какая-то!

Отдельно в этом документе, но тезисно (как в свое время в листовках Кравчука для крымчан), описываются «плюсы» «полностью самостоятельной церкви». Свежо предание…

И, как «рефрен» двусмысленности, фраза от 27 мая 2022 года:

«Осознавая личную ответственность перед Богом, Собор высказывает глубокую обеспокоенность в связи с отсутствием единства в украинском Православии. Наличие раскола Собор воспринимает как глубокую болезненную рану в церковном теле».

Первые последствия

Пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви (УПЦ Московского патриархата, г. Симферополь) оперативно, уже 28 мая, сообщила, что «делегация епархии, принимающая участие в соборе (легитимизирующая его, получается, однако) не поддержала решение о самостоятельности и независимости УПЦ:

«Проголосовав против принятия постановления Собора и предложенных поправок в устав об управлении УПЦ. Симферопольская и Крымская епархия остается под омофором святейшего патриарха Московского и всея Руси».

Отмечу, что данное пресс-сообщение не видно на сайте епархии, новостная лента 28-29 мая — чиста), а было размещено лишь в светских СМИ республики.

Вот и в «милой деревне» Джанкое, где находится кафедра православного иерарха самой молодой, созданной в 2008 году Джанкойской и Раздольненской епархии УПЦ, епископа Алексия (Овсяникова), который, в свою очередь, был хиротонирован/рукоположен Онуфрием лишь в январе сего года, заявили черным по белому:

 «Представители духовенства, монашествующих и мирян Джанкойской епархии не поддержали проведение Собора».

Более полная информация с её джанкойского сайта (отмечаю про себя, до сих пор размещенная на домене «ua») находится здесь.

К слову, в отличие от соседней Симферопольской епархии, на сайте Джанкойской размещено и постановление «из Феофании», и оперативная реакция на это, выраженная на состоявшемся внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) 29 мая.

А вот вести из самой древней на полуострове православной епархии:

 «Высокопреосвященнейший митрополит Феодосийский и Керченский Платон сообщил Собору то, что клирики епархии подтверждают верность управлению Церковью статус-кво, канонически, а именно, Патриаршей Церковью… Феодосийская епархия остается под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».

В общем, как уже видим, раскол в УПЦ/!УПЦ(МП)/УПЦ-без-МП — в действии и набирает ход!..

В качестве эпилога

Вчера в ленте новостей мельком проскользнуло сообщение, что на (нынешней) границе Украины с Россией (Брянской областью) и Белоруссией (Гомельской областью) власти Черниговской военно-гражданской администрации «хунты» вознамерились «демонтировать» (читай, уничтожить) Монумент дружбы «Три сестры». Эти откровенные провокационные действия были анонсированы к 45-летию со дня открытия монумента Дружбы славянских народов, торжественно открытом (отмечаю — на земельном участке УССР) еще в 1977 году!..

Фото из открытых источников

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Людей оценило: 8

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Патриотизм — альтернатива качеству?

Ольга ФОМИНА

Крым и Кавказ: исторические и культурные связи

.

Техническим специальностям – будущее

.

Оставить комментарий