В Концертном зале Русского культурного центра открылась выставка акварелей «Поэзия русского пейзажа. По материалам поездки по России».<br />
Автор работ, <b>Вячеслав Кель</b>, с 1982 года живёт в предгорье Крыма, в Бахчисарае. Его мастерская находится на крутом каменистом взлёте долины, напротив всемирно известного Ханского дворца. Местоположение мастерской обеспечивает неиссякаемое присутствие пейзажного пространства с ощутимыми этнографическими слоями, с татарской, благородно вписанной в рельеф архитектурой, с восточной классикой триады: роза, родник, соловей, с изменчивым источником света – луной и солнцем, благодаря которым живописная долина многократно меняет свой облик.
Крымское предгорье и в целом Крым во все времена привлекали живописцев разных направлений. Тем, кто проявляет глубокий интерес к живописи, известны многие имена, перечислить которые возможно только отчасти: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, друзья А. Пушкина — братья Г. и Н. Чернецовы, И. Крамской, К. Богаевский, Е. Нагаевская, А. Куприн, М. Волошин, наши современники – С.Пустовойт, Р. Нетовкин, З. Трасинова, А. Усеинов, И. Сафонов, В. Хоришко, А. Кокорин, В. Кель.
Вячеслав Кель, если обобщённо проследить систему геовпечатлений, как художник-путешественник, впитал всё обозримое и доступное и создал живописную карту поднебесных миров: равнинность, созерцательность России, многоцветное благородство Грузии, златопесочные, парящие миражи Узбекистана, вылепленная из прочных природных основ Украина, европейские архитектурные контрасты, и как особенный праздник – прозрачный благодатный Крым.
Работы Вячеслава Келя»
В разные годы в соответственных возрасту увлечениях происходит восхождение по ступеням совершенства. Станковая живопись, монументальное искусство, темпера, акварель, гравюра – неполный перечень увлечений художника. Но, в конце концов, Вячеслав Кель отдаёт предпочтение живописи, окончательно избрав из сложного множества то, что ближе всего: масло, акварель. Две главенствующие темы определены на сегодняшний день: портрет и пейзаж и, разумеется, вариации на тему портрета и пейзажа. Метафорическое преображение этих двух, можно сказать, стихий происходит не только по воле художника, оно имеет два взаимопроникающих разряда: сила яркой личности (портрет) или проникновенного фрагмента природы (пейзаж) с одной стороны и сила Проводника (исполнителя) – с другой. Этот процесс во все времена был и остаётся самым таинственным, не поддающимся «алгебраической анатомии» художественным процессом.
Художник, каковы бы ни были его пристрастия, всегда интересен отношением к свету, к его физической и духовной субстанции. Сфера уникального крымского пейзажа проявляет в нём самые невостребованные чувства и прозрения. Обращения к пейзажу раскрепощает, оставляя за «преградой влияния» всё, что искусственно и чужеродно. Наедине с природным пространством художник испытывает истинные моменты гармонии, к сожалению, всё реже открывающиеся зрению по разным причинам. Пейзажи Вячеслава Келя всегда открыты, «распахнуты настежь» и соответствуют природным настроениям, в которых мы нуждаемся, которые нам особенно дороги…
О технике. Не одно поколение художников осваивало выразительные возможности техники акварели. Вело борьбу с её строптивостью и своенравностью. Трудная и сложная в освоении, она не каждому открывала свои тайны. Широкий диапазон её возможностей, подвижность и мобильность, импровизация и неповторимость, активное воздействие на мысли и чувства всегда привлекали. Не остался в стороне и Вячеслав. Но первые опыты были не совсем удачными. Дело в том, что художник успешно работал в технике маслом и боялся акварели. Помогла случайность. Уже на четвёртом курсе училища знакомый попросил сделать несколько десятков акварелей, якобы пленерные работы выпускника прикладного отделения. Давали бумагу, краски, кисти в любом количестве. И как только Вячеслав ни пытался объяснить, что акварель и масло — большая разница, «пленер» пришлось делать. Раскованность прибавила смелости и за короткий промежуток времени «задание» было выполнено.
В тот же год он впервые попал на республиканскую выставку. Владение материалом особенно сказывается при работе «по сырому». Будучи по натуре экспрессивным, мастера привлекает в акварели необходимость концентрировать в короткое время все профессиональные способности, внутреннюю творческую собранность. Исполнение творческого замысла «на одном дыхании». Только при таком методе сохраняется свежесть восприятия, передаются ощущения художника от натуры. Акварель звучнее по цвету, чем масло, поэтичнее и шире по градации тона, очень живописна, хоть и спорят искусствоведы, записывая её в графическую технику. Наверно, не в технике дело, а в том, как художник использует материал. Акварель прежде всего — это чувство темперамента в работе, вечный источник наслаждения краской.
О поездке. Родившийся в России и разлученный с ней по воле судьбы в восьмилетнем возрасте, художник всю жизнь стремится к ней, как тянутся к дому. Любовь – понятие многогранное, и любовь к природе тоже. Крым для Вячеслава – горы и море, точка пересечений всего, что есть на земле, а может быть, и космосе. Россия – более интимна. И если Крым для ума и тела, то Россия – для души. За пищей для души он едет туда, а путешествуют художники с красками. И как уже сказано ранее, акварель в этом случае самый мобильный материал из красок.
До Харькова ехал на поезде, потом электричкой до Белгорода, там друг «художественного» детства. Три дня рисовал в городе, деревне Прохоровке, с. Дубы, на речках и озёрах. Столько же при обратной дороге. Затем, передвигаясь на попутных машинах и автобусах, посетил Курск, Орёл и Тулу. Остановился на три дня у братьев в Новомосковске. Рисовал город, Иван-Озеро, речку Шат, был в Северо-Задонске и Ясной Поляне, которая запала в душу. Куликовское поле расшевелило в душе массу чувств: это и патриотизм, и гордость за нацию, это Дмитрий Донской, Рублёв и Тарковский. Точно на таком же поле в Прохоровке тоже решалась судьба народа, и — тоже незабываемые впечатления.
Потом Москва, остановился у друга-искусствоведа Веты. Москва в душе оставила много воспоминаний, ведь автор знаком с ней с самого детства. Он после армии попытался поступить в Московский Полиграфический институт, жил в деревне Томилино. Старший брат закончил училище им. Щукина, (знаменитая «Щука»). Любит Театр на Таганке, смотрел спектакли неоднократно, как только приезжал в Москву. Теперь один из актёров — его друг, на спектакли ходит по контрамарке. В этот раз встретился с Юрием Любимовым. В тот день ему исполнилось 93 года. День рождения был отмечен спектаклем «Мёд». Гениальный человек!..
При последней поездке город не понравился, выставочные залы демонстрировали конъюктурную живопись, рекламы пестрили «латынью», было ощущение, что попал на запад. Поэтому в свободное время бродил по старой Москве и снова, как в первый раз, полюбил её: Кремль, Александровский сад, Старый и Новый Арбат, Варварка, Данилов и Новодевичий монастыри, Воробьёвы горы, Третьяковка и так далее… По Москве надо ходить.
Встретился с Людмилой Абрамовой, первой женой Высоцкого, (она сама приглашала два года назад), как она и просила, привёз иллюстрации к песням поэта. Из десяти работ ей понравилось шесть. Комиссия по приёму должна была заседать через неделю, поэтому Вячеслав сразу уехал в Киржачи, где на даче проживала знакомая, Ирина Галкина, главный режиссёр редакции пропаганды Центрального телевидения. Деревня стоит среди лесов, болотистые места, богатая архитектура. Через два дня художник уже был во Владимире, городе-сказке. А на следующий день – Суздаль, куда ехал через Боголюбово, мимо самой великой церкви — Покрова на Нерли, часто пересекал речку Клязьму, которую запечатлел множество раз. Очень понравились все пять Суздальских монастырей, каждый из которых имеют свой особый цвет и внутреннее содержание. Очень красивые деревни, которые являются продолжением древнего города.
Недолго был в Коврове, у своего друга и учителя, Порунина Марка Николаевича. Эти места художнику нравятся из-за своих лесов, дремучих и первозданных. Потом опять Суздаль и Москва. Комиссия в музее Высоцкого приняла все десять иллюстраций. С удовольствием весь день, в сопровождении милого гида, осматривал музей. Через четыре дня началась обратная дорога.
Всего путешествие по русским городам составило 36 дней. Осеннее солнце, ветер и промозглый дождь, снег и опять солнце. Но по всей дороге автора сопровождала яркая красная рябина. Вячеслав набирал её полные карманы, а когда шёл, ел, она придавала силы, питала душу. Жизнь русской природы, поэтически одухотворённая, для него богата живописными впечатлениями. И эта поэтическая наполненность живописно выразительна, в ней присутствует монументальная масштабность, сочность, возвышенная радость от соприкосновения с чем-то родным для сердца.
Эта выставка — личностное, пристрастное отношение к природе, эмоциональное, с простыми композиционными, цветовыми и пространственными решениями. В отличие от живописи на юге задачей художника было очень тонко сдерживать цвет. Архитектура в пейзаже уступает место живописности и как бы растворяется в природе. Гармония в природе – главное. Человек и его деяния — только часть природы, только часть всего земного. При работе акварелью «по сырому», мысли и чувства сливаются в единое целое, творческая свобода идет вместе со строгой самодисциплиной. Необходима способность изысканно и тонко руководить «спонтанными» разливами краски.
За время путешествия художник проехал и прошагал около двух тысяч километров. Увидел много городов и деревень. А сколько людей, друзей и знакомых… Художники, актёры, искусствоведы, певцы. Выставки, спектакли, концерты. А как менялся цвет пейзажей с приближением севера! Солнечный Крым с зелёным, стронциановым и жёлтым, Харьков и Белгород представили к палитре оранжевый, в Туле и Москве была уже красная рябина, чёрная, жирная земля, с контрастным белым снегом. А вода, речки и озёра, когда в тихой воде отражаются низко склонённые деревья, придавая воде ещё большую загадочность. Речки будят в Вячеславе детские воспоминания. Может быть, потому, что он родился у истоков Дона, на Иван-Озере. И наконец, пейзаж: сосны-великаны, дубравы, рябины, берёзовые рощи, от которых становилось светло и радостно. Свет внутренней чистоты. Запах грибов, и аромат яблок. Если бы можно было съесть все эти яблоки, если бы можно было вдохнуть все запахи лесов и садов, если бы можно было вобрать в душу всю теплоту Родины.
Приглашаем всех посетить выставку по адресу: г. Симферополь ул. Фрунзе, д. 8, Концертный зал Русского культурного центра. Вход свободный. Выставка работает до 6 августа 2012 г.. Время работы: вторник – воскресенье, с 11.00 до 16.00.
Добро пожаловать!
Наша справка: Вячеслав Матвеевич Кель, родился 26 декабря 1948 года в Подмосковье, г.Болохово. В 1965 году поступил в Московский заочный университет искусств, работал художником-декоратором в театре Экибастуза (Казахстан), с 1971года в системе художественного фонда СССР оформителем, монументалистом, живописцем (Целиноград-Астана). Учился в Алма-Ате, Ленинграде, своими учителями считает Марка и Алексея Поруниных.
[img=right alt=title]uploads/8/1341993440-8-817N.jpg[/img]
С 1971года участвовал почти во всех выставках областных, республиканских, а так же многих всесоюзных и зарубежных. Был председателем секции молодых художников Целинограда. В 1982 году был принят в Союз художников СССР, в том же году переехал в Крым, в г. Бахчисарай. Работал в Художественно-производственном и оформительском комбинатах. Создал в Бахчисарае Художественную галерею, успешно существовавшую несколько лет. С 1990 года член Союза художников Украины и Крыма. Участвовал во многих выставках в составе Союза художников и Крымского Товарищества современного искусства.
Работает много и плодотворно в станковой живописи (масло, темпера, акварель, гуашь). Увлекается гравюрой. Много путешествовал по России, Казахстану, Узбекистану, Грузии, Абхазии, Украине, Словакии, Чехии. Работы находятся в коллекции Дирекции художественных выставок Казахстана, художественном музее Астаны, художественных музеях Симферополя и Бахчисарае, музеях книги Варшавы и Кракова, Бахчисарайском историко-археологическом заповеднике, Украинской Академии геральдики, частных коллекциях России, Казахстана, Польши, Югославии, Италии, Германии, Турции, США, Индии, Чехии.