ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВАРВАРИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ
Депутаты Одесского горсовета таки поддержали снос памятников великому русскому поэту Александру Пушкину на Приморском бульваре и на улице Итальянской, с 1880 по 2024 год носившей имя русского классика. Поэт, проживший в городе «у Черного моря» 13 месяцев и написавший там первые главы «Евгения Онегина», спустя почти 200 лет после смерти не угодил нынешней украинской власти лишь тем, что был русским человеком. Великим русским. И даже то, что монумент на Приморском бульваре включен в реестр памятников культурного наследия Украины национального значения не останавливает оголтелых нацистов от бездумного преступного шага.
Пальмира на новый лад
Сейчас, когда у всех на слуху Сирия со стремительной сменой власти в этой стране, вспоминается трагическая судьба одного располагавшегося на ее территории памятника. Речь о Триумфальной Арке в Пальмире, возведенной в III веке римским императором Септимием Севером. Почти две тысячи лет украшала она древнюю землю и даже радовала глаз советских и постсоветских школьников на обложке учебника по истории Древнего мира. Пока в мае 2015-го боевики запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ взяли и просто взорвали ее.
Свой далекий от праведности гнев вооруженное зверье обрушило в основном на святыни, не имевшие, по их, звериному, мнению, права на существование согласно шариату. Им ли, безмозглым и разрываемым изнутри болезненной яростью, задумываться о том, что те были построены задолго до прихода туда мусульман?..
Посему уже летом того же 2015-го оные в прямом смысле головорезы разрушили до основания храм Баалшамина — один из самых известных памятников поздней античности, воздвигнутый в честь финикийского бога бурь и плодородных дождей. А еще храма Бэла, возведенный в честь одного из богов древнего мира.
Это сделали люди, с позволения сказать, далекие от плюралистичной Европы не только географически, но и ментально.
В Одесском горсовете сейчас заседают народные избранники, выступающие за цивилизационный европейский выбор своей многострадальной страны. И в «лучших» европейских традициях последних двух лет голосуют за любую отмену всего русского, действуя так же бездумно, как и разъяренные разрушители Пальмиры.
В противном случае, задумайся они всерьез о происхождении своего города, им пришлось бы, следуя своей идиотской логике, отменять саму Одессу как таковую. По крайней мере, ее без малого двухсотлетнюю историю (когда Украина обрела пресловутую «незалежнiсть», городу было 197 лет). Впрочем, если бы эти господа были способны мыслить исторически, их вряд ли бы посещали мысли о какой бы то ни было отмене.
Пожалуй, до этого последний раз в истории посмертный Пушкин так застил разум гитлеровцам во время Великой Отечественной. Летом 1944-го при отступлении из Пушкинских Гор фашисты не только сожгли дом, где жил Александр Сергеевич, но и взорвали Успенский собор, построенный в XVI веке, и даже частично уничтожили могилу поэта.
Кстати, спустя всего пять лет, к 150-летию со дня рождения классика, несмотря на тяжелые послевоенные годы, советская власть сочла необходимым Михайловский заповедник восстановить — и его подняли из руин.
А в городе Пушкин (бывшем Царском Селе) гитлеровцы в годы войны систематически расстреливали памятник поэту работы скульптора Леопольда Бернштама. Фашистские ублюдки использовали изящную работу замечательного мастера в качестве мишени для стрельбы из пистолетов. После войны памятник отреставрировали, реставраторам пришлось заделать в бронзе 142 выбоины.
Надо ли после этого еще кому-то что-то рассказывать о чрезвычайной уместности денацификации, проводимой сегодня нашими бойцами на Украине?..
Глас вопиющего в пустыне
Из-за угрозы сноса памятника Пушкину в Одессе члены постоянной комиссии по социальным и культурным правам Совета по правам человека при президенте России направили обращение генеральному директору ЮНЕСКО Одри Азуле.
«Уничтожение исторического объекта, имеющего значение не только для российской, но и всей общеевропейской культуры, не может быть оправдано никакими соображениями, — подчеркивают авторы обращения. — Вандализм в отношении историко-культурных ценностей является также грубым нарушением права людей на сохранение исторической и культурной идентичности, а также закрепленного во «Всеобщей декларации прав человека» ООН 1948 года права каждого «свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством (статья 27)».
Уже неоднократно отмечалось, памятник Пушкину на Приморском бульваре входит в состав объекта Всемирного наследия «Исторический центр Одессы», подлежащего государственной охране в соответствии с международной Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года. В связи с этим члены СПЧ просят гендиректора Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры «предпринять безотлагательные меры по предотвращению акта антикультурного вандализма».
Казалось бы, все правильно. Вот только было бы слишком наивно рассчитывать на то, что ЮНЕСКО под силу повлиять на одесских вандалов с корочками депутатов. До сих пор жива в памяти безотрадная реакция представителей этой организации на упомянутые выше события в Пальмире, когда ЮНЕСКО «решительно осудила» разрушение памятников.
А тогдашний гендиректор Организации Ирина Бокова заявила, что «глубоко опечалена» происшедшим, и подчеркнула, что расценивает такие действия экстремистов как «недопустимое преступление против мировой цивилизации».
«Каждая из подобных атак указывает нам на важность в еще большей степени содействовать распространению достояния человечества, рассказывая о нем в музеях, школах, в СМИ, в семьях, — отметила она. — Именно в этом заключается смысл тех инициатив, которые ЮНЕСКО осуществляет на планете. Перед лицом очередного военного преступления ЮНЕСКО подтверждает свое твердое намерение продолжать защищать то, что еще может быть спасено».
Прошло девять с лишним лет, и, как видим, твердость намерений — пожалуй, все, чем может похвастать ЮНЕСКО. И то на словах, разумеется. А уж с нынешним руководителем — и подавно. Даже знающий цену этим самым словам глава российского МИД Сергей Лавров не удержался от того, чтобы не назвать эту даму «прямой соучастницей» информационной войны против России.
Так жестко руководитель внешнеполитического ведомства высказался о мадам Азуле после того, как в докладе секретариата ЮНЕСКО, посвященном погибшим при выполнении своих профессиональных обязанностей журналистам, не обнаружил «ни единого упоминания» о гибели сотрудников российских СМИ.
— Поэтому госпожа Азуле, генеральный директор ЮНЕСКО, является прямой соучастницей информационной войны против Российской Федерации, а по большому счету — против правды, — сказал министр.
Лавров напомнил, что «уже доказано»: украинские спецслужбы «напрямую» причастны к убийствам Дарьи Дугиной, Олега Клокова, Максима Фомина, Ростислава Журавлева, Бориса Максудова «и многих, многих других». И остается только догадываться, насколько правдивым представится соотечественнице Жоржа Дантеса, смертельно ранившего на дуэли великого русского поэта, сохранение памятника классику в Одессе.
«Боятся даже мертвых»
Проживающий в Бельгии последний прямой потомок по мужской линии и тезка поэта 81-летний Александр Александрович Пушкин признался, что не может смириться со сносом памятников великого предка на Украине и в Прибалтике.
— Памятники Пушкину снимают, меняют название улиц и станций метро, — возмутился он. — Я не могу с этим согласиться. Как последний потомок Александра Сергеевича не могу принять, что смешивают культуру с политикой. Это ужас, это нонсенс.
Однако Александр Александрович уверен, что для умных людей, почитателей таланта великого русского поэта, политические события не меняют отношения к классику.
— Для умных людей, интеллектуалов, как русских, так и украинцев, тех, кто изучал Пушкина и любит его, ничего не изменилось, они понимают, что русская и украинская культура очень близки, — отметил Пушкин и напомнил, как в 1999 году в честь 200-летия поэта памятник Пушкину открыли в Брюсселе и благодаря этому еще больше бельгийцев узнали о творчестве великого предка и стали им интересоваться.
По решению горсовета Одессы, вслед за бронзовыми Пушкиными с Приморского бульвара и улицы Итальянской паровозом должны пойти еще 17 памятников, в том числе Максиму Горькому, Зое Космодемьянской, Александру II, Владимиру Высоцкому и даже Исааку Бабелю.
На демонтаж (перенос) каждого предусмотрели по 10 тысяч гривен (около 24,2 тысячи рублей). Монументы упомянутым историческим персонам, по мнению одесских депутатов, содержат «символику российской имперской политики».
Что это за символика такая и как она заявляет о себе в судьбах упомянутых людей, в горсовете не уточнили. И если самого российского императора Александра II еще можно (как сову на глобус, правда) натянуть на какую-то одному Богу известную «имперскую политику» (в конце концов, император, политик и так далее), то с героической комсомолкой Зоей Космодемьянской эту политику можно увязать разве что в чьем-то горячечном бреду.
Скорее, вместе с первым пролетарским писателем Горьким навеки 18-летняя разведчица и первый Герой СССР среди женщин могла бы проходить по части декоммунизации, которую вот уже одиннадцатый год проводят в Незалежной. Что уж говорить о Владимире Высоцком, авторе песни «Москва — Одесса», который как киноактер неоднократно снимался на Одесской киностудии, в том числе в легендарном телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя»!
…А тем более, об авторе «Одесских рассказов» Исааке Бабеле! Оба горячо и открыто любили город у моря и всячески прославляли его в своем творчестве.
И наверное, прав ирландский журналист Чей Боуз, который считает, что причина сноса памятника Пушкину в Одессе — страх исполненных «националистической ненависти» и «вопиющего невежества» украинцев перед совместным с Россией культурным наследием:
«Они боятся даже мертвых русских».
Да, боятся. Но, надо признать, не все. И не только мертвых русских, но и живых горе-соотечественников. К примеру, на Западе Украины, в Закарпатье, в селе с говорящим и по-своему священным названием Пушкино, где сегодня проживают около полутора тысяч человек. Там еще в начале года вопреки высказываемым в рамках декоммунизации требованиям вышестоящих властей сельская администрация приняла твердое решение не сносить памятник Советскому солдату, установленный в честь воинов, освобождавших эту землю от фашистов в Великую Отечественную. И воистину прав Александр Солженицын: не стоит село без праведника…
Фото: wikimedia.org
На фото: Помимо бронзового Пушкина
на Приморском бульваре, в Одессе
намерены снести еще один памятник поэту
— на улице Итальянской, установленный к его 200-летию