Крымское Эхо
Архив

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве

В ТРЕХ ЧАСТЯХ
Часть I. О названии улицы 

Симферопольцем я стал в 1949 году. Летом 1951 года, когда мне исполнилось 6 с половиной лет, мы переехали с улицы Комсомольской, что была за «Первосоветской больницей», на улицу Крылова. В 2011 году исполняется 60 лет, как я живу на этой улице, которую за это время познал вдоль и поперек. Как и её окрестности.<br />
Крылова на всем своем протяжении стыкуется только с одной улицей, Самокиша. Их пересекает Севастопольская. Улица Самокиша и другие, упомянутые выше, появились несколько десятилетий спустя после образования Симферополя.

Примечательно, что первоначально они не имели официальных названий. Впоследствии направление на город Севастополь дало название улице Севастопольской. Христианское кладбище, которое находилось на окраине города, дало первоначальное название улице — Кладбищенская (современная улица Крылова).

 

Библиотека (Дж. Робертсон)

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
Нынешняя улица Самокиша, пожалуй, одна из лидирующих в нашем городе по количеству исторических своих названий: Товчиановская, Амбарная, Торговая, Кооперативная, Самокиша.

Моя коллега Людмила Вьюницкая, знаток истории нашего города высшей, как говорится, категории, недавно мне поведала, что однажды во время архивных поисков встретила название Мало-Садовая. Людмила Николаевна высказала предположение, что это название с определенной степенью вероятности можно отнести к современной улице Самокиша. Итак, улица Самокиша — 5 названий (без дискуссионной Мало-Садовой)!

Когда улицу назвали именем знаменитого художника?

Краевед В.Поляков в справочнике-путеводителе «Улицы Симферополя», изданном в 1994 году, сообщил, что улица Самокиша «упоминается с 1960 г.» (стр. 71). В 1960 году мне было 15 лет и я, как и мои сверстники, не говоря уже о старших симферопольцах, привыкли, что улицы нашего города периодически переименовывают. Да-да: привыкли, как само собой разумеющееся. Я жил на улице, которая называлась сначала Кладбищенская, потом — Субхи, а после войны — Крылова.

Стр. 19. Библиотека (Н.С. Самокиш)»
Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
В 1955 году улицу Караимскую, где находилась моя 14-я школа, переименовали в улицу героя Гражданской войны Пархоменко. Улицу Ново-Садовую (она шла параллельно ул. Крылова и ул. Самокиша) в 1957 году назвали именем Козлова, старого большевика и одного из организаторов подпольного движения в Крыму в годы Великой Отечественной войны.

Однако, когда много лет назад в книге В.Полякова узнал о том, что в 1960 году ул. Кооперативную переименовали в ул.Самокиша, пришел в некоторое сомнение, ибо никак не мог припомнить этот факт, который должен был произойти на моих глазах и в районе, где я живу. Поинтересовался у своих соседей, а также у знакомых, которые жили на ул. Самокиша, когда же их улица была названа именем известного художника-баталиста. Примечательны были ответы тех людей, которые проживали в доме, где до 1944 года жил, работал и умер Николай Семенович Самокиш. До войны и после этот дом называли «Учительским» или «Домом учителей». Мы же условно (!) назовем его «Домом Самокиша».

Сын директора 14-й школы Александра Аркадьевича Шинделя Константин Кретов. С рождения (1946 г.) проживал в квартире, которая находилась на 3-м этаже в том же подъезде, где ранее была квартира Самокиша. Его вердикт: сколько себя помню, улица, куда торцом выходил наш трехэтажный дом, называлась Самокиша. В ходу было и прежнее название Кооперативная.

Лобов Юрий Иванович. Рождения 1938 года. Начал жить в этом доме с 1945 года. Квартира Лобовых была в том же подъезде, где ранее жил Н.С.Самокиш (на одной площадке с квартирой Шинделей). Отец Юрия Лобова Иван Григорьевич в 1954-1962 годах работал директором Крымского краеведческого музея (мне пришлось работать в этом музее позже, в первой половине 1970-х годов). Вердикт Ю.И. Лобова: официальное название улицы — Самокиша, но местные жители пользовались и более ранним названием — Кооперативная.

 

Между стр. 62 и 63.
Смерть В.А. Корнилова (Н.С. Самокиш)

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
Пречиский Юрий Антонович родился в 1939 году. Безвыездно жил в «Доме Самокиша» во 2 подъезде на 3 этаже. Дочь Юрия Антоновича, Татьяна, начала учебу вместе с моей дочкой Ирой в 1975 году в 1 классе 9-й средней школы, которая находилась тогда на перекрестке улиц Героев Аджимушкая и Самокиша. Юрий Антонович передал мне копию личного листка по учету кадров, которую его отец заполнил 12 января 1948 года. Указан домашний адрес: г.Симферополь, ул.Самокиша, 30 (в связи с изменением нумерации домов в 1959 году номер упомянутого дома стал 32-м).

Таким образом, улица, названная именем Самокиша, точно существовала в 1940-х годах. 2 апреля 1997 года в газете «Крымские известия» была опубликована небольшая заметка, подписанная упоминаемым выше краеведом В.Поляковым, где, в частности, были такие строки: «Занимаясь историей улиц Симферополя, я был поражен не известным мне ранее фактом. Оказывается, улица Самокиша получила свое название… решением немецких властей, таким образом отреагировавших на смерть художника зимой 1944 года. А уже потом по инерции, и, скорее всего, по недосмотру, ей не стали возвращать прежнее название Кооперативная (до революции — Торговая)».

Эта информация, во-первых, противоречила данным из книги того же самого В.Полякова, что улица Самокиша «упоминается с 1960 г.» (см. выше!).

Во-вторых, профашистская газета «Голос Крыма», которая издавалась в оккупированном Симферополе, просто-напросто ничего и никогда не сообщала о неком «решении немецких властей». Вероятно, исследователь не критически оценил информацию из номера газеты «»Голос Крыма» от 9 февраля 1944 года. Цитируется полностью:

«Памяти Н.С.Самокиша.
Севастопольская батарея (Дж. Робертсон)»
Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
Выходящая в г.Николаеве газета «Новая мысль» опубликовала известие о кончине Н.С.Самокиша и поместила некролог, который заканчивался следующими словами: «В Крыму его знали все и гордились своим знаменитым земляком. Его именем названа улица, где он жил. В его лице русское искусство потеряло крупного талантливого мастера».

В сентябре 2010 года С.А.Андросов, начальник отдела информации и использования документов Государственного архива в Автономной Республике Крым, подбирал документы для выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника Н.С.Самокиша. Сергей Александрович любезно познакомил меня с выпиской из протокола 19 заседания Симферопольского горсовета от 16 августа 1940 года: «О присвоении Кооперативной улице имя (именно так! — В.Г.) Академика тов. Самокиша»: «В связи с исключительными заслугами академика тов. Самокиша перед русским искусством, а также учитывая крупную роль его в деле развития изобразительного искусства в Крыму, в день юбилея 80-летия присвоить имя академика Самокиша ул. Кооперативной».

Итак, 1940-й год!

Часть II
Прогулка современников со старожилом
 

21-я англ.батарея под Севастополем (Дж. Робертсон)

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
По улице Самокиша за последние шесть десятилетий (1951-2011 годы) прошелся бесчисленное количество раз. Попытаемся виртуально и мы пройти во времени по этой улице.

Улицу своего имени Н.С. Самокиш, вероятно, видел последний раз незадолго до своей смерти в январе 1944 года. Она мало чем изменилась за последующие семь лет.

Итак, 1951 год. Улица Самокиша начиналась от пересечения с улицей Севастопольской. Нумерация была нетрадиционной: обычно номера домов идут по восходящей от центра города в сторону окраины, здесь же мы наблюдаем обратную закономерность. Повторю, что в период упорядочения нумерации домов (конец 1950-х годов) номера «сдвинулись» в сторону увеличения. Так, например, «Дом учителей», или «Учительский дом», или «Дом Самокиша» под номером 30 стал иметь 32-й номер. Это был последний, завершающий номер.

Вся улица во времена Самокиша и в 1950-е годы была вымощена тёсаным булыжником. Ее асфальтировали в 1960-е годы.

Отрезок улицы Самокиша от улицы Севастопольской до проспекта Кирова, нечетная сторона

Здесь располагался только один объект — городской рынок. И во времена Самокиша и на условный рубеж 1951 года рынок практически был идентичен. Он занимал квартал по периметру улиц (современные названия!) Севастопольской, Самокиша, проспекта Кирова, улицы Чехова. Рынок состоял из одноэтажных строений: каменных лабазов и небольших магазинов, лавок и открытых торговых рядов. Были и деревянные лавки. Их скопление взрослые называли «шанхаем».

Стр. 87. 21-я англ.батарея под Севастополем (Н.С. Самокиш)»
Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
Только одно здание было двухэтажным — там находилась дирекция рынка, санэпидстанция и какие-то другие службы. Это здание было построено, вероятно, в начале 1930-х годов. Сохранилось оно и поныне — там находится детская музыкальная школа.

Помнится, что все деревянные постройки в большинстве своем были окрашены в зеленый цвет, иногда — в голубой. Стены каменных построек — упомянутых лабазов и небольших магазинчиков — белились известью. Выбелены были и стены общественного туалета (необходимая, но очень непривлекательная была точка, так как запах от выгребной ямы не мог заглушить даже хлор). Весь рынок был вымощен булыжником. На рынке была небольшая аллея — десятка полтора акаций.

На открытых площадях торговали с колёс — с грузовиков, телег и других повозок.

В начале 1950-х годов существовали еще небольшие повозки, запряженные ишаками. Помнится, что ровно в полдень они, как по команде, пронзительно скандировали «и-и-и-ааа!».

Описываемое время мне запомнилось наличием большого количества инвалидов войны — на костылях, на инвалидных колясках (далеко не все коляски имели двигатель внутреннего сгорания) и на «каталках». Это были дощечки с четырьмя небольшими колесиками (часто использовали шарикоподшипники). Безногий инвалид пристегивал себя к дощечке и, отталкиваясь зажатыми в руках деревянными «утюгами», передвигался по рынку.

 

Лагерь 97-го англ.полка
под Севастополем (Дж. Робертсон)

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
Тогда же от старожилов я узнал, что безногие инвалиды войны, как и все другие, появились на улицах Симферополя в годы оккупации: такие работяги-военнопленные немцам были не нужны.

Вспоминаю эту категорию жертв войны именно потому, что они вызывали у взрослых, да и у моих сверстников, какое-то особое чувство жалости. На всю жизнь не забудется чувство какой-то вины и стыда: ты, двуногий (!) пацан из начальной школы, был выше ростом, чем инвалид с орденами-медалями на своей каталке. Жутким был и гул шарикоподшипников, когда сразу несколько инвалидов передвигались своей несчастной гурьбой.

В конце ХХ века в творческой группе Александра Тархова мне посчастливилось работать над интересным проектом иллюстрированного издания о нашем городе. «Симферопольский альбом», изданный в 1996 году, включал без малого 400 иллюстраций, в большинстве это были старые фотографии. Среди раритетов была и фотография рынка в 1930-х годах: торговые ряды, над которыми лозунг на русском языке и латинизированным шрифтом — на крымскотатарском: «Наша ближайшая задача сделать колхозников зажиточными». Да-да: естественно, что это тов. Сталин, Иосиф Виссарионович!

Стр. 89. Лагерь 97-го англ.полка
под Севастополем (Н.С. Самокиш)»

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
В начале 1990-х годов мне пришлось изучать в архиве содержание подшивки профашистской газеты «Голос Крыма», которую издавало «ведомство доктора Геббельса» на русском языке. Оттуда я узнал, что румыны в Симферополе соорудили памятный знак в честь своих воинов, погибших в Крыму. И установили его почему-то у одного из входов на городской рынок. Вероятно, где-то неподалеку от места, где до вступления германо-румынских войск в Симферополе красовался сталинский лозунг.

В 1957 году был построен новый колхозный рынок, который назвали Центральным, и старый рынок был ликвидирован до последнего камешка. Уже в следующие годы на его месте был разбит чудесный парк, который получил полностью оправдывающее себя название — Парк цветов. Ныне у него другое название — Парк им. К. Тренева. Сейчас здесь нет ни цветов, ни скамеек.

Четная сторона улицы Самокиша, от улицы Севастопольской до проспекта Кирова

Во времена Самокиша этот участок улицы состоял из одноэтажных и нескольких двухэтажных каменных домов. Они были совершенно не интересны, без какой-то строительной или художественной изюминки. Это были в основном продуктовые и промтоварные магазины, в том числе комиссионные. При этом в двухэтажных зданиях торговые помещения занимали только первые этажи. Была мужская парикмахерская (меня там стригли «под бокс»), какие-то ателье и службы всевозможного ремонта — часов, утюгов, очков и т.д.

 

С. 113. Севастопольская улица (Н.С. Самокиш)

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространствеВ 1960-х годах этот отрезок улицы изменился полностью. Все старые дома были снесены и построено три пятиэтажных дома из крупных блоков. Две классические «хрущевки», предельно упрощенные в своем экстерьере, и одно строение, можно сказать, «раннего архитектурного хрущевизма» — это выражалось в присутствии сдержанного декора главных фасадов.

В настоящее время здесь сохранилось только одно здание, которое мог видеть Н.С. Самокиш. Можно даже утверждать, что это одноэтажное здание, построенное в восточном стиле для татарского медресе в XIX веке, несомненно, могло заинтересовать Николая Семеновича, как художника. В 1951 году в этом здании находилось ателье по пошиву одежды (в 1963 году здесь мне был сшит костюм для выпускного вечера). Сейчас в этом здании (ул. Самокиша, 8) расположена крымскотатарская библиотека им. Исмаила Гаспринского. Примечательно, что здание, созданное по мотивам архитектуры крымских татар в XIX веке, ныне выглядит гораздо привлекательней, чем во времена Самокиша. В конце XX века были проведены комплексные реставрационные работы, которые, в частности, улучшили картину восприятия главного фасада здания. Работы по реконструкции финансировали Правительство Нидерландов и Международный фонд «Вiдродження» (укр. «Возрождение»).

Отрезок улицы от современного проспекта Кирова до улицы Пушкина, нечетная сторона

Помнится, что в начале 1950-х годов все строения здесь были одноэтажные, маловыразительные. Это была застройка, как говорится, «до 17-го года».

В 1950-70-е годы практически все ветхие здания были снесены и на их месте построены 2-х, 3-х и 5-ти этажные жилые дома. В 1960-м году самой высокой постройкой на улице Самокиша стал дом 3 (по проспекту Кирова, 18). Здесь жил мой тёзка, одноклассник и товарищ Володя Кугаевский. Примечательно, что крыша этого углового дома была плоской, с каменным парапетом по всему периметру. Во времена же Самокиша (1920-е — 1940-е годы) в Симферополе не было ни одного жилого здания с плоской крышей. Они появились только в конце 1950-х годов. Впрочем, они себя не оправдали…

Севастопольская улица (Дж. Робертсон)»
Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
В центральной части крыши находился тамбур (выход с 5-го этажа на крышу). Взобравшись на его крышу (тоже плоскую), можно было лицезреть круговую панораму большей части Симферополя. В моем архиве хранится редкая фотография центральной части города, сделанная в начале 1960-х годов с самолета или вертолета. К сожалению, автор мне неизвестен. На первом плане — описываемое здание с тамбуром на крыше — точка моих романтических Полетов над Симферополем!

Интересен был небольшой двухэтажный жилой дом ( 5Б) в стиле так называемого «сталинского классицизма» — с высоким цоколем, тосканскими полуколоннами на главном фасаде и треугольным фронтоном с круглым чердачным окном. Здание построено, кстати, после смерти Сталина, в начале 1960-х годов. Не так давно надстроили третий этаж.

Сохранилось только одно одноэтажное строение, которое, безусловно, мог видеть Н.С. Самокиш. Это здание, которое находилось на углу ул. Самокиша ( 7) и ул. Пушкина ( 20). Построено в середине XIX века в стиле провинциального ампира. У здания характерный срезанный в плане угол, выходящий на пересечение улиц. Постройка имеет, казалось, все составляющие своего стиля — лепнину (растительный орнамент), наличники, сандрики, подоконники, профилированный венчающий карниз, фриз, фронтон с парапетом на угловом срезе. В настоящее время здесь находится Крымское республиканское отделение Украинского Совета «Фонд мира», Крымское республиканское общество международных связей, Крымское республиканское отделение общества «Украiна — свiт» и… турецкая закусочная, коей владеют настоящие турки.

Отрезок улицы от проспекта Кирова до улицы Пушкина, четная сторона

Во времена Самокиша здесь было два двухэтажных здания. Собственно, одно из них — на углу ул. Самокиша и ул. Пушкина было Г-образное в плане, одноэтажное, с угловой надстройкой в уровне 2-го этажа — своеобразный мезонин с балконом. Второе угрюмое двухэтажное здание ( 20) занимала дирекция механического завода. В начале 1950-х годов и позже он выпускал весы для народнохозяйственного пользования. По моему, завод назывался «Крымметровес».

 

Казармы (Дж. Робертсон)

Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
Остальные дома были одноэтажные, большинство из которых жилые. В некоторых домах располагались какие-то конторы и ремонтные мастерские. В хрущевское время на месте одноэтажек было построено два пятиэтажных жилых дома, а в начале нашего XXI века — 4-этажный офис со стеклянным главным фасадом. Это самый технопродвинутый дом на ул. Самокиша! Слово «офис» в 1950-е годы не существовало. В ходу было простое, почти народное слово — контора. А завода сейчас нет. Его оставшиеся помещения используют разные торговые и деловые структуры.

Один дом сейчас снесен: что-то будут строить новое. Некоторые жилые здания заняты магазинами и офисами. Многие здания времени Самокиша изменили свой первоначальный экстерьер — появились невиданные еще два десятилетия назад евроокна, новая еврокровля, цоколи облицованы импортной керамической плиткой.

От улицы Пушкина до улицы Жуковского, нечетная сторона

От улицы Пушкина до Героев Аджимушкая весь квартал занимает сквер. Он имел на своем веку множество названий: Семинарский, Пушкинский, даже — Летний сад (как в Санкт-Петербурге), Коммунаров, Комсомольский. Прижилось же в народе только первое название. Примечательно, что в годы моего детства и юности (в 1950-60-х годах) все наши соседи и старожилы Симферополя этот сквер называли по-старому — Семинарский.

5 декабря 1920 года в Семинарском сквере состоялся траурный митинг по поводу перезахоронения здесь 66 участников большевистского подполья и красногвардейцев Гражданской войны. Достоверны имена 27 захороненных. Людмила Николаевна Вьюницкая, которая, пожалуй, обстоятельнее всех работала в архивах по восстановлению подлинной истории этой братской могилы, сказала в итоге однозначно: «Много здесь неясного. Надо работать!»

В 1930 году на братской могиле был сооружен памятник: каменная стела. Вероятно, по замыслу автора, она символизирует устремленное ввысь знамя. В ее основании — три прямоугольных геометрических объема, на одном из которых было исполнено рельефное изображение коммунара (революционера, подпольщика, большевика, комсомольца).

Памятник был возведен по проекту художника Александра Николаевича Глаголева. По специальности он был врач, но профессионально увлекался изобразительным искусством. Был, естественно, знаком с Н.С. Самокишем. Его имя было в ряду имен других крымских художников, которые подписали некролог памяти своего коллеги, учителя, товарища («Голос Крыма», 21 января 1944г.). Памятник, созданный по проекту А.Н. Глаголева, был разрушен в ноябре 1941 года.

Примечательно, что среди погибших в борьбе за «новый мир» (помните «Интернационал»?) были люди разных национальностей, в том числе и крымские татары. Известны имена погибших членов Мусульманского бюро подпольного областного комитета РКП(б): Амет Мамут Рефатов, Асан Изет (он же Урманов), Асан Усеин Сакаев, Абдул Мустафа Баличиев (он же Балич), Мурат Решит Асанов, Евгения Лазаревна Жигалина.

Стр. 133. Казармы (Н.С. Самокиш)»
Прогулка по улице Самокиша во времени и в пространстве
Диоритовый четырехгранный обелиск, который восстановлен на месте разрушенного пособниками нацистов памятника, сооружен в 1957 году.

Осенью 1941 года близ могилы Коммунаров были похоронены погибшие в боях на Перекопе генерал-майор бронетанковых войск С.В.Борзилов и Герой Советского Союза В.П.Трубаченко, зам. командира истребительного авиаполка (на его похоронах присутствовал Константин Симонов, знавший Василия Петровича по Халхин-Голу). Можно весьма аргументировано предположить, что это были первые могилы героев Великой Отечественной войны, которые увидел Н.С.Самокиш в 1941 году, до оккупации Симферополя. Останки С.В.Борзилова и В.П.Трубаченко после войны были перезахоронены на нынешнее Воинское кладбище.

Сквер во времена Н.С. Самокиша и позже, до 1960-х годов, был окружен легкой металлической оградой, высотой где-то в полтора метра. В сквере несколько лет назад обосновалось десерт-кафе «Чао!» Понятно, что ни к православным семинаристам, ни к павшим героям это итальянское слово никакого отношения не имеет.

От пересечения с улицей Героев Аджимушкая до улицы Жуковского

Когда Н.С. Самокиш переехал в Симферополь (1922 г.), современная улица Героев Аджимушкая называлась переулком Театральным. Вскоре его переименовали в Профсоюзный переулок (хотя по внешним признакам это небольшая улица). С 1965 года — улица Героев Аджимушкая. Можно предположить (именно: предположить!), что Н.С. Самокиш мог что-то знать о драматической судьбе советских воинов, которые несколько месяцев (с мая 1942 года) сражались в Аджимушкайских каменоломнях: в оккупированном Симферополе было немало наших военнопленных, захваченных немцами под Керчью.

Кроме того, 18 сентября 1942 года издаваемая германскими оккупантами в Симферополе газета «Голос Крыма» напечатала фрагмент из поэмы «Трагедия в каменоломнях» некого поэта, писавшего под псевдонимом «Киевлянин». Понятно, что это была профашистская интерпретация действительно страшной трагедии защитников Аджимушкайских каменоломен. Вирши анонимного поэта предваряло голосокрымовское предисловие: «Отступающих красноармейцев комиссары обманным путем завели в каменоломни, с целью уничтожения их, лишь бы они не попали в плен к немцам». В годы оккупации «Голос Крыма» был единственной доступной газетой, которую мыслящие люди воспринимали предельно критично, а читать между строк они научились еще в довоенный период.

Отрезок ул. Самокиша от ул. Героев Аджимушкая до ул. Жуковского в начале 1950-х годов занимало два строения: двухэтажный корпус семилетней мужской школы 8 и четырехэтажный жилой дом — «Дом специалистов». Главный фасад школы выходил на ул. Героев Аджимушкая, а торцовый — на ул. Самокиша. В 1954 году в Советском Союзе была проведена реформа народного образования: мужские и женские школы были преобразованы в смешанные. Так, 8-я влилась в 9-ю женскую школу-десятилетку. Образовалась 9-я средняя школа со смешанным обучением. Кстати, изначально здание 9-й школы возвели в 1873 году для православной духовной семинарии, понятно, мужской. Здание 8-й школы полностью перестроено. Сейчас здесь находится офис МТС. А к нам в 1954 году, в 14-ю (бывшую мужскую!), пришли ученицы из 9-й женской. В настоящее время в стенах здания бывшей 9-й школы находится Таврическая духовная семинария, возрожденная в 2006 году (ул.Героев Аджимушкая, 9/11).

Последний дом по нечетной стороне ул. Самокиша, несомненно, самый интересный на всей улице. У него двойная нумерация: по фасаду, выходящему на ул. Жуковского, 20, по фасаду, выходящему на ул. Самокиша, 9. Впрочем, старожилы Симферополя называют его не под порядковым номером (20/9), а с каким-то обстоятельным уважением «Дом специалистов».

Это творение архитектора Павла Константиновича Кржижановского. Появлению таких домов (построенных по индивидуальным спецпроектам) Симферополь, как и сотни других городов Советского Союза, обязан… товарищу И.В. Сталину. Вспомним строки из «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына: «Летом 1931 года вымолвил Иосиф Виссарионович «Шесть условий» строительства (социализма. — В.Г.), и угодно было Его Единодержавию пятым условием указать: от политики разгрома старой технической интеллигенции — к политике привлечения и заботы о ней». Во исполнение воли Генерального Секретаря по всей стране начали возводить «де-эсы» — «дома специалистов» (аббревиатуру «ДС» можно видеть и на симферопольском доме, построенном в 1935 году).

В 1982 году на фасад, выходящий на ул. Жуковского, поместили мемориальную доску: «В этом здании с 14 апреля 1937 г. по 6 февраля 1939г. жил известный украинский архитектор, ученый, реставратор и краевед Павел Николаевич Голландский». Сейчас этой доски нет — отлитая из алюминиевого сплава (размер: 0,75х0,55м), она была похищена злоумышленниками в период криминального накопления капитала в первые годы существования Украинского государства. Следы от выломанной мемориальной доски хорошо видны и поныне. Н.С. Самокиш был знаком и дружен с П.Н. Голландским.

Угловую же квартиру (на самом углу ул. Самокиша и ул. Жуковского!) до войны занимал сотоварищ Самокиша Ян Бирзгал.

Лет десять тому назад я встретил женщину, которая родилась где-то в середине 1930-х годов. Она мне поведала, что в годы оккупации занималась рисованием в детском кружке, студия которого находилась в бывшей квартире Бирзгала. К сожалению, в тот период был загружен судебной тяжбой к редакции газеты крымскотатарских националистов «Голос Крыма», и не развернул далее поиск по истории изостудии, которая была создана, как я понял из рассказа пенсионерки, Н.С. Самокишем. Смешно, но к великому сожалению, не могу вспомнить фамилию бывшей ученицы — то ли Абакумова, то ли Бенкендорф, то ли Аракчеева (точно: или — однофамилица создателя «СМЕРШа», а затем министра МГБ при Сталине, или — однофамилица начальника Третьего отделения при Николае I, или — однофамилица Аракчеева, крестного отца пресловутых «военных поселений»). Да, никогда в историческом поиске, даже в локальных деталях, не следует откладывать дело на завтрашний день!

От улицы Пушкина до улицы Жуковского, четная сторона

Эта часть улицы в основном состояла из одноэтажных домов. Это были жилые дома постройки XIX века. Каждое здание в те времена строилось, естественно, по индивидуальным проектам, которые сообразовывались с желанием, вкусами и средствами заказчика. Тем не менее, все упомянутые дома носили печать русской классической провинциальной архитектуры. Примечательно, что эти дома, как и многие аналогичные дореволюционные на всей улице Самокиша, имели проработанные во всех деталях парадные фасады, выходящие на улицу, но дворовые фасады отличались простотой, аскетизмом, а иногда и предельной экономией, которая граничила с незавидным финансовым положением домовладельца. Но — подчеркнем! — с главного фасада все здания воспринимались, как правило, мило, красиво и достойно.

Многие одноэтажные здания, ранее жилые, сейчас заняты различными офисами, магазинами и даже весьма представительными учреждениями. Появились, естественно, у них евроокна и бронированные двери «под старину», изящно сделанные козырьки из металла и пластика над парадными входами, ступенчатые крылечки с перилами из нержавеющей стали. «Проросли» на домах XIX века какие-то немыслимые для старого Симферополя мансарды. Фасады ряда зданий украшены рекламными разноцветными щитами. Интересно, что все здания на этом участке улицы отличаются разнообразием колеров своих фасадов.

Социально-политические метаморфозы произошли с главным фасадом дома 30 — это предпоследний дом по четной стороне. Двухэтажное здание, где до и после войны располагалась главная контора Крымоблпотребсоюза, было построено, вероятно, в годы Первой пятилетки. Главный фасад был исполнен в стиле сдержанного периферийного конструктивизма. Он был украшен рельефным изображением всемирно известной в свое время эмблемы — серп и молот. Примечательно, что сохранилась она и в период господства немецких нацистов.

Интересно, что другая аналогичная эмблема, где был также серп, молот, а также чаша со змеей, тоже не была затронута гитлеровцами. Она и сейчас украшает основной фасад главного корпуса Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко.
А серпу с молотом на ул. Самокиша не повезло: при ремонте здания на рубеже XXI века их новые наши «соотечественники» ликвидировали. На месте устраненной эмблемы сейчас цифра «1918». Почему 1918 год? Думаю, даже профессионалы и энергичные исследователи не ответят на этот вопрос.

Стоит, естественно, спросить, кому помешала эмблема всемирного союза трудового народа?

В характерном для середины XIX века провинциальном стиле исполнен фасад дома 24. Здесь находится магазин «Букинист». Горы всяких изданий, много воистину раритетных, различных времен жизни Н.С. Самокиша — это книги и журналы второй половины XIX — первой половины XX века, в том числе «иллюстрированные журналы для семейного чтения» «Нива» с информацией и иллюстрациями с театра боевых действий Русско-японской войны и «Великой войны» (так первоначально в России называли Первую мировую войну).

В этом же доме находится консульство Турецкой Республики, с изображением государственного герба над входом. Появилось данное дипломатическое представительство в начале XXI века. Н.С. Самокиш последний раз мог видеть представителей турецкого государства в годы Великой Отечественной войны. Так, газета «Голос Крыма» в номере от 14 августа 1942 года сообщала о посещении Крыма «турецкими деятелями». Их встретили на Симферопольском аэродроме представители германского командования и Крымского Мусульманского комитета. Делегация посетила татарский военный лазарет, мусульманскую мечеть, театр и музей «Таврида» (именно так! — В.Г.).

Можно предположить, что Н.С. Самокиш имел реальную возможность видеть «турецких деятелей» во время посещения ими музея, который находился в нескольких сотнях метров от квартиры Самокиша, на ул. Пушкина, 18. Кстати, по большому счету, Н.С. Самокиш мог видеть не просто турок, а неких политических и военных деятелей дружественного, казалось бы, Советскому Союзу государства. Ведь они незаконным образом перешли государственную границу СССР, и, находясь на территории этого государства, вели действия, враждебные Советскому Союзу, его Вооруженным Силам и его народу. Так что мог Николай Семенович видеть не каких-то явных врагов, а представителей государства, которые нарушили советско-турецкие договоры и соглашения 1925, 1929, 19341 и 1935 годов, подтверждающие принципы взаимного уважения к суверенитету обеих стран… Турция объявит войну Германии в 1945 году, 23 февраля — «подарок» Красной Армии в день ее юбилея.

И последнее здание по этой стороне улицы под 32 — «Дом учителей», «Учительский дом» или — «Дом Самокиша».

Об этом здании можно сделать целое исследование. Оно было построено для преподавателей Таврической духовной семинарии, вероятно, незадолго до начала учебного процесса (19 августа 1873 года) в этом духовном заведении. Первоначально здание было 2-х этажное. Третий этаж, несколько меньший по высоте, чем 1-й или 2-й этажи, был надстроен в 1930-х годах. Таким образом, здание стало 64-х квартирным.

До 1973-го года в здании действовало печное отопление. Каждый квартирант имел типовой сарай или подвал для дров и угля. Эта складская постройка располагалась во дворе, параллельно дому, на расстоянии нескольких десятков метров. И, пожалуй, по длине она была почти равна длине дома. Сейчас сохранилась только часть этого топливно-складского комплекса, и то в значительной степени перестроенная.

Помню, как в 6-м классе (была ранняя осень) наши ребята устроили шефский воскресник по переносу угля и дров для Семена Трофимовича Марченко. Он у нас в 14-й школе вел алгебру и геометрию. С особым энтузиазмом работали ученики, у которых стояли незакрытые двойки. К чести последних надо сказать, что тот воскресник мы проводили, как истинные тимуровцы, ибо сам «Сэм-Трэм» о нашей инициативе ничего не знал — все было осуществлено в его отсутствие. Вообще-то ребята уважали Семена Трофимовича в силу ряда причин. Главная, наверное, была в том, что до войны Семен Марченко служил на границе, вступил в перестрелку с нарушителем границы, был тяжело ранен.

Семен Трофимович жил в первом подъезде на 3-м этаже, а на втором жил Петр Васильевич Чиннов. Это был один из старейших школьных учителей географии в Симферополе. Он преподавал еще в 1-й женской гимназии и в Таврической духовной семинарии. Мне с ним посчастливилось познакомиться в 1970 году. В 1983 году вместе с дочерью Чиннова Ниной Петровной и друзьями ее семьи побывал на хребте Абдуга в Крымском заповеднике. Там был похоронен ее брат Александр Чиннов, 20-летний партизан, погибший в 1942 году. Абдуга — хребет, малодоступный для обычных путешественников, так как находится в запретной заповедной зоне. Даже среди туристов не много встречал тех, кто там бывал. Поэтому могила Александра Чиннова известна не всем.

Много можно написать об интересных и увлеченных людях, которые в разное время жили в «Учительском доме». Живы, слава Богу, еще люди, которые помнят своего знаменитого Жильца, Николая Семеновича. Да и о самом здании как архитектурном объекте можно рассказать немало. Например, в этом здании существует совершенно эксклюзивная для всех аналогичных строений Симферополя компоновка подъездов. Их было три. Входы со стороны улицы Жуковского и со стороны двора были идентичны. Но чтобы пройти с улицы во двор, надо было подняться с площадки первого этажа по лестнице на площадку второго этажа, а потом спуститься на площадку первого этажа к двери, выходящей во двор. Воистину, загадки неизвестного нам архитектора 70-х годов XIX века! Да, много этот дом имеет историй, тайн и загадок…

Улица Самокиша заканчивается перекрестком с улицей Жуковского. Собственно говоря, «Дом Самокиша» парадным фасадом выходил именно на эту улицу. Примечательно, что до Советской власти название улицы писалось так: «Жуковскаго».

Некролог памяти Н.С. Самокиша в газете «Голос Крыма» (19.01.1944 г.) заканчивался фразой: «Похороны состоятся 20 января в 2 часа дня. Вынос тела из квартиры покойного Жуковская ул., 33, 3-й подъезд». Именно: «Жуковская ул.».

Итак, улицей Жуковского завершается наше путешествие во времени и в пространстве по улице Самокиша.

На протяжении своей многолетней музейной, краеведческой и искусствоведческой деятельности просмотрел сотни почтовых открыток с изображениями улиц и достопримечательностей города Симферополя. Их начали выпускать в конце XIX века. Но за все это время не видел ни одной (!) фотооткрытки с изображением улицы Самокиша. Полагаю, что моя попытка осуществить виртуальное историческое путешествие по улице Самокиша в какой-то мере поможет компенсировать отсутствие фотооткрыток с изображением этой улицы — и в далекие времена, и в наши дни.

Часть III
Рисунки Н.С.Самокиша,
сделанные на основе фотографий Джеймса Робертсона
Улица Самокиша начинается от пересечения ее с улицей Севастопольской, по которой в период Крымской войны шли русский войска на защиту Севастополя. По ней возвращались в Симферополь повозки с тысячами раненых воинов.

Много лет спустя после этих героических и горестных событий Н.С.Самокиш внесет свою скромную лепту в сбережение памяти о защитниках Севастополя, приняв участие в иллюстрации книги о тех достопамятных днях…

20 апреля 1971 года газета «Крымская правда» опубликовала мою статью «Страницы славы русской». Это был краткий обзор некоторых исторических, художественных, иллюстративных и других изданий о событиях 1854-1855 годов. В статье, в частности, были такие строки: «Среди исторических монографий и сборников документов особо выделяется книга писательницы А.П.Валуевой (Мунт) «Севастополь и его славное прошлое» (издание Девриена, СПБ, 1899 год), ныне ставшая библиографической редкостью. Она посвящена севастопольцам — морякам и адмиралам, солдатам и горожанам — всем, кто потряс мир непоколебимым патриотизмом, стойкостью и презрением к смерти. Многие страницы автор отводит простым людям — безвестным защитникам города, их гуманизму, чести и благородству.

Книга А.П.Валуевой пользовалась огромной популярностью у юношества. В 1905 году, к 50-летию Севастопольской обороны, было осуществлено второе издание, которое также мгновенно разошлось. В значительной степени успех предопределили блестящие иллюстрации, выполненные Николаем Семеновичем Самокишем. К концу прошлого века талант художника, как графика, был беспрекословно признан во всероссийском масштабе. Для книги «Севастополь и его славное прошлое», он сделал 34 рисунка, которые отличались безукоризненной чистотой техники, динамизмом и правдивостью.

Историческая точность воспроизведения событий почти полувековой давности была поразительна. Характерно, что Н.С.Самокиш очень умно и оправданно использовал документальные фотографии 1855-1856 годов для воссоздания на графических рисунках незабываемых дней Севастопольской обороны».

Жанр газетной статьи не дал, естественно, возможности изложить более подробно детали моей находки.

В 1893 году в Москве вышел в свет альбом фотографий британского фотографа Джеймса Робертсона «Севастополь в 1855-1856 г.» — 25 фототипических снимков (именно так: фототипических).

Ряд этих фотографий были использованы Н.С.Самокишем как основа для иллюстративных рисунков. Например, «Морская библиотека» и «Храм ветров» после бомбардирования», стр. 19. Здесь и далее — дословные подписи под книжными иллюстрациями:
«Смерть В.А.Корнилова», илл. между стр. 62 и 63;
«Английская батарея под Севастополем», стр. 87;
«Английский лагерь», стр. 89;
«Рисунок изображает одну из улиц Севастополя во время бомбардирования», стр. 113;
«Вид одной из площадей Севастополя после последнего бомбардирования», стр. 133.
Итак, статья, начатая в 1971 году, закончена в 2011-м. Вероятно, это хронологический рекорд. Шутка ли, от начала до конца — дистанция в 40 лет!

Рад случаю, который позволил мне поставить последнюю точку в собственном исследовании начала 1970-х годов. В то время я работал научным сотрудником Крымского краеведческого музея, мне было 26 лет. Это была одна из первых моих газетных публикаций.

 

Выступление на научно-практической искусствоведческой
конференции «Н.С. Самокиш и его ученики», посвященной
150-летию со дня рождения художника.
Мероприятие проходило 27 октября 2010 г.
в Симферопольском художественном музее

 

 

Иллюстрации предоставлены автором

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Никогда более!

Сергей ГОРБАЧЕВ

Из-за этих окаянных книг

Все умрут — но не в больнице!

Ольга ФОМИНА