Крымское Эхо
Архив

Прибалтика. Постсоветский синдром

Прибалтика. Постсоветский синдром

Даниил ПАВЛЕНКО

Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы.
Заражаются национализмом по большей части слабые народы…

академик Дмитрий Лихачев

Время, когда в умах и душах людей царит смута, называют «темным временем». Именно в такой период выпало жить нам. Сегодня повсеместно ущемляются законные и естественные права человека. Многие лишены возможности говорить на родном языке и демонстрировать свою принадлежность родной национальной культуре. Особенно в этом смысле досталось русским в Прибалтике.

Истоки


После распада СССР в странах Балтии (Литве, Эстонии, Латвии) активизировались националистические движения титульных наций (латышей, эстонцев, латвийцев). Ловко воспользовавшись нестабильным положением новых независимых государств, они взяли курс на полную унификацию прибалтийского общества. Начался процесс вымывания «чужих культур». В первую очередь под «расстрел» националистов попали представители второй по численности нации в Прибалтике — русские. И это не было случайностью…

Последние несколько веков страны Балтии находились на стыке двух цивилизаций: европейской и русской. Полинациональность балтийского общества, его двойное цивилизационное ориентирование в ключевых вопросах веры, культуры, языка и традиций разделило общество на две основные группы: одни ориентированы на Европу, другие — на Россию. Однако расхождения во взглядах не являлись (до недавнего времени) причиной межэтнических распрей. Титульные нации стран Прибалтики и представители национальных меньшинств (русские, белорусы, украинцы) всегда умели находить общий язык и избегать конфронтации.

Демократия по-европейски


С обретением странами Балтии независимости новым правительством был избран радикальный политический путь — система этнической иерархии, то есть жесткого распределения прав и обязанностей по этническому признаку. Она выглядит следующим образом. Во-первых, представителям титульных наций Балтии были переданы все руководящие посты, даны всевозможные экономические и социальные привилегии. В то же время нашим соотечественникам не было предоставлено даже право на получение гражданства.

Все представители меньшинств (независимо от того, родились они здесь или только что переехали) получили особый унизительный статус — «неграждане». Им был выдан специальный паспорт, который, словно клеймо, демонстрировал их место в современном шовинистическом прибалтийском обществе. На законодательном уровне были определены все допустимые права и свободы «не граждан». В частности, на них распространялся запрет занимать любые посты в государственном и муниципальном аппарате; быть судьями, прокурорами, адвокатами и нотариусами; служить в армии и полиции, таможне и пожарной охране; являться пограничниками или охранниками…

Ну что? Узнаете демократическую Европу?

В экономической сфере «неграждане» ограничены в возможности участвовать в приватизации государственного имущества, имеют табу на занятие высших должностей в акционерных компаниях, банках и государственных учреждениях…


Подобная дискриминация имеет место и в социальной сфере. Так, например, и славяне, и представители титульных наций платят одинаковые суммы налогов, однако русские (в отличие от представителей титульных наций) не имеют права на высшее, среднее и дошкольное образование за счет государственного бюджета…

Демократическая Европа!

Жесткая политика унификации проводится и в отношении языка, культуры, религии нетитульных наций. Принудительно закрываются многие русские школы и детские сады. Из государственного бюджета практически не выделяются средства на поддержание русской культуры. Русский язык объявлен иностранным и запрещен к официальному употреблению. И это — несмотря на то, что он является родным почти для половины жителей Литвы, Эстонии и Латвии. С недавнего времени, за плохое владение государственным языком были введены жесткие санкции (штрафы). Русский язык полностью исчез из радио- и телевещания. Славяне ограничены в религиозном отношении. В странах Балтии государственными религиями являются протестантизм (Эстония, Латвия) и католицизм (Литва). У православных русских отсутствует даже возможность отмечать религиозные праздники, без риска преследований со стороны государства.

Может быть это и есть свобода по-прибалтийски?


Стоит также упомянуть о том, что при активной поддержке действующего правительства в крупнейших городах Эстонии и Латвии регулярно проводятся встречи и марши легионеров «Ваффен СС».

Итоги

Как следствие, подобные фашистские провокации вылились в падение морального состояния национальных меньшинств Балтии. Количество безработных среди славян с каждым годом растет, повышается смертность и падает уровень. Это связано, в первую очередь, с принудительным отчуждением «неграждан» от экономической и политической жизни, а также с полным отсутствием социальной поддержки.

Не имея реальной возможности повлиять на государственную политику, славяне Прибалтики оказались на грани вымирания. Сегодня, благодаря активной антирусской пропаганде со стороны правящей элиты, балтийское общество (коренные латыши, эстонцы, латвийцы) поддаются на провокации и поддерживают действующую власть в ее фашистских методах борьбы с народом, чей вклад в экономику, культуру, искусство стран Балтии сложно переоценить. Именно при поддержке Царской России в странах Прибалтики открылись университеты, Россия подарила Прибалтике десятки светлых умов академиков и ученых, которые развивали Прибалтику, жили ею.


Подобное бесчеловечное, аморальное отношение титульных наций к группам национальных меньшинств естественно вызывает озлобление. Русское сопротивление в странах Балтии лишь с недавнего времени приняло организованную форму. Состояние накаленности, спровоцированное фашистской властью Прибалтики, регулярно выливается в акты массового гражданского неповиновения. Ярким примером протестного настроения стали события, развернувшиеся вокруг «Бронзового Солдата».

Эстонское правительство во главе с премьер-министром Андрусом Асипом, приняло решение снести памятник Воинам Великой Отечественной войны. Мотивировка была следующей: «данный памятник символизирует оккупационный режим, введенный Советской Россией». Последовавшая в апреле 2007-го реакция русской общины Эстонии на несколько дней превратила Таллинн в арену боевых действий. В столице были развернуты массовые акции сопротивления сносу памятника, побоища, погром города представителями русской диаспоры.

Рассуждать спустя годы о том, правильно ли повели себя русские в Таллинне «бронзовой ночью», мы не беремся, однако отметим, что причиной тому было отчаяние. Та Прибалтика, в которой они мирно жили, где родились их дети, та Прибалтика, с которой они связывали свое будущее и будущее своих детей, в одночасье восстала против них, и, по сути, не оставила им иного выбора, как силой бороться за свои права и свободы.

Русофобский Мир

Рассматривая «темную сторону» жизни современной Прибалтики, отметим, что это лишь малая доля тех процессов, которые происходят сегодня в Русофобском Мире. В Мире, где нет врага страшнее русского; в мире, где русская речь приравнивается к гражданской измене; в мире, где обрели силу шовинистические доктрины; в мире, где мы с вами живем, — в нашем мире.

После распада Советского Союза примеру Прибалтики последовали Украина и Грузия. Основной целью деятельности националистических движений в этих странах стало создание мононациональных государств.

Каждый из этих конфликтов уникален по своим историческим, социально-политическим и экономическим параметрам. Однако их объединяет общая попытка всеми путями отстраниться от России, разорвать многовековую связь с Русским Миром, обвинить своих соседей в собственных проблемах. Это похоже на вирус, передающийся воздушно-капельным путем в среде политиков, и имя ему — «постсоветский синдром».

За время существования СССР Москвой принимались немало противоречивых и неоднозначных решений в отношении союзных республик. Обида на коммунистических вождей накопилась у многих, и на это есть объективные причины. Однако крайне несправедливо сегодня, спустя десятки лет, вымещать свою злость на потомках многонационального советского общества. Ошибочно видеть в русском человеке коммуниста, а в России — СССР. Исторические трагедии были, но тех людей, по вине которых они случились, уже нет в живых. Справедливо ли то, что сегодня представители русской нации, живя за пределами Российской Федерации, вынуждены отвечать за ошибки советских номенклатурщиков и подвергаться дискриминации лишь потому, что когда-то существовал советский режим?! …освободивший, кстати, Европу от фашизма!

Анализируя ситуацию в Прибалтике, приходишь к пониманию того, насколько предконфликтная атмосфера в странах этого региона схожа с современной ситуацией на Украине (в частности в Крыму). Примеры Прибалтики (а также Южной Осетии, Югославии…) демонстрируют, что подобная фашистская политика в отношении национальных меньшинств, в конечном итоге, приводит к конфликтам, несущим лишь горе и боль людям, в них вовлеченным.

Есть мнение, что люди умные… Не будем это оспаривать. Но неужели такое количество примеров прошлого так и не научило осторожнее относиться к урокам истории?…

На фото вверху —
Даниил Павленко,
политолог, активист движения «МОЛОДЫЕ за «Русское Единство»

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Одним словом, румын…»

Алексей НЕЖИВОЙ

Неблагодарный город

.

Я не трус, но я боюсь!

Ольга ФОМИНА

Оставить комментарий