Крымское Эхо
Архив

Праздник белого цветка

…24 марта 1882 г. в Берлине шел дождь; в физиологическом институте на Доротее-штрассе, в помещении библиотеки, собралось множество физиологов, врачей, профессоров Берлинского университета. Все с нетерпением ждали доклад Коха «Об этиологии туберкулеза». По окончании доклада зал взорвался овациями. Сообщение о том, что Роберт Кох открыл бактерию, за одну ночь разнеслось по телеграфным проводам до Камчатки и Сан-Франциско, наутро стало новостью газет всего мира.

Так 24 марта стало днем, когда ежегодно внимание всего мира направлено на борьбу с туберкулезом. «Пока имеются на земле трущобы, куда не проникает луч солнца, чахотка и дальше будет существовать. Солнечные лучи — смерть для бацилл туберкулёза. Я предпринял свои исследования в интересах людей. Ради этого я трудился. Надеюсь, что мои труды помогут врачам повести планомерную борьбу с этим страшным бичом человечества», — писал Кох.

Интересно, что Роберт Кох, немецкий ученый, родился у подножия горы Брокен, где по преданиям в Вальпургиеву ночь собираются нечистые силы, в том числе покровители чахотки. Поэтому помимо 24 марта, 1 мая — день за Вальпургиевой ночью — также является датой, символизирующей победу над силами тьмы.

А в дореволюционной России день борьбы с туберкулезом отмечался 20 апреля – в день открытия Лиги по борьбе с туберкулезом.

Об учреждении «туберкулезного дня»

Ежегодно в мире от туберкулеза умирали миллионы людей. А. Дюма-отец писал в «Мемуарах» (1854 г.): «…модно жаловаться на слабую грудь; все были чахоточными, особенно поэты. Считалось хорошим тоном умереть до 30 лет». «Белая чума» уносила цвет наций. Пики заболевания приходились на периоды социальных потрясений: революций, войн, голода… Особенно подвержены заболеванию были, мягко говоря, люди бедные.

О судьбе приезжающих на лечение в Ялту неимущих больных в свое время писал А.П.Чехов: «Если бы вы знали, как живут здесь чахоточные бедняки, которых сюда выбрасывает Россия, чтобы отделаться от них, если бы вы знали… Тяжелых больных не принимают здесь ни в гостиницы, ни на квартиры, можете себе представить, какие истории приходится наблюдать здесь. Мрут люди от истощения, от обстановки, от полного заброса и это в благословенной Тавриде…»»

Средств для организации лечения туберкулеза недоставало не только в России. И тогда во многих странах мира стали организовывать благотворительные акции для сбора пожертвований в пользу больных.

На сайте «Газетные старости» в газете «Русское слово» за 20 апреля 1911 года нашла заметку об учреждении «туберкулезного дня».

«СЕГОДНЯ ДЕНЬ БЕЛОЙ РОМАШКИ. Учреждение "туберкулезного дня"
(За границей и в России)

"Туберкулезный день" возник в Швеции.

Учредила его шведская национальная противотуберкулезная ассоциация в 1908 году под названием: "Ассоциация первого весеннего цветка". С тех пор ежегодно 1-го мая по всей стране устраивается продажа цветка. Цветок продается по 10 эре (около пяти копеек).

В первый год продаж в туберкулезный день было выручено 78 тысяч рублей. За Швецией последовала Финляндия и другие страны.

В России история возникновения этого дня такова: в 1910 году открылась "всероссийская лига для борьбы с туберкулезом".

В Первом совете лиги обсуждался вопрос об учреждении "туберкулезного дня", который и был приурочен к 20-му апреля — дню открытия лиги.

Места продажи

Днем продажа ромашки будет происходить во всех центрах города, на главных улицах, в учреждениях, — банках, конторах почтамте, на бирже, в магазинах, пассажах, ресторанах, на бульварах, на вокзалах. Вечером, кроме театров, — в народных домах, кинематографах и клубах».»

Происхождение этого праздника и его символа – белая ромашка — связывают с именем шведской королевы Маргариты, учредившей в начале века день благотворительности и для которой благодарные люди приносили букеты из белых маргариток (marguerite с французкого – ромашка).

1 мая 1908 года в Швеции, в знак солидарности с больными рабочими и всеми больными мужчины вдевали целлулоидный цветок белой ромашки — символ «природного антибиотика» ромашки, входившей в состав использовавшихся для лечения туберкулёза средств народной медицины, и одновременно любви, уязвимости и ранимости — в петлицы или прикалывали к своим шляпам, а дамы прикалывали к шляпам или к платью.

Из Швеции этот обычай перешел в Норвегию, Финляндию, Данию, Германию и другие страны Европы. В России этот день проходил под покровительством страдавшей от туберкулёза великокняжеской императорской, царской фамилии и лично государя императора — главы Русской православной церкви.

В Ялте, куда приезжали на излечение больные туберкулезом из всей России, День белого цветка имел особое значение. Доктор Альтшуллер, лечивший А.Чехова, Л.Толстого и многих знаменитостей, первым провел в Ялте сбор «Белой ромашки».

Весенние благотворительные базары получили название «День Белого Цветка». Они проходили на Ялтинском молу с 1911 года. Там монтировались павильоны, один из которых украшался лиловой тканью, так как Императрица любила лиловый цвет, и глициниями. В нём торговала сама Александра Федоровна. Ей помогали Великие Княжны — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. В 1912-м впервые помогал и Царевич Алексей.

Для благотворительного базара Александра Федоровна и дочери помимо цветков готовили различные поделки, миниатюры, вышивки, фотографии царской семьи. Вырученные довольно внушительные суммы шли на лечение больных туберкулёзом, причем императрица лично участвовала в их распределении по различным благотворительным учреждениям. Например, в 1911-м и 1913-м семьёй императора было собрано более 40 тысяч рублей!

В День «Белой ромашки» с утра все ялтинцы старались одеться понаряднее и выйти на улицы города, прогуляться по набережной, чтобы сделать пожертвования в помощь больным туберкулезом, для поддержки работы ялтинского отдела всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом. Сборщиками пожертвований, как правило, были дети известных и уважаемых в городе людей, а также их жены, молодые женщины. Они одевались во все белое. Специальные металлические ящички зеленого цвета с отверстием вверху и тщательно опечатанные, называемые кружками, висели у пояса сборщиков. В руках они несли шесты с зеленными бантами и множеством ромашек и надписью под крестом «На борьбу с чахоткой».

День белой ромашки (украшенный автомобиль)


Праздник белого цветка
Тем, кто сделал пожертвование, прикалывали на грудь скромные ромашки. В День Белого цветка кружечные сборы производили в разных частях города: в гостинице «Россия» и в банках, на Пушкинском и Никольском рынках, на улицах Екатерининской, Виноградной, на Садовой и Набережной, на Воронцовской и Татарской, на Ломоносовском бульваре и Аутской, в городском саду.

Сборщиками иногда выступали владельцы магазинов и кафе, фотографий и кинотеатров, ванных заведений и пансионов, городские врачи и учителя гимназий. В деревнях Ай-Василь и Дерекой сборщиками были мужчины-татары. В ялтинских санаториях также устанавливались благотворительные кружки, а больные, находившиеся на лечении, организовывали сбор средств.

В интернете есть несколько фотографий с изображением благотворительных базаров, в которых принимали участие представители высшего общества, а также с царскими детьми на празднике «Белого цветка» в Ливадии в 1912 году.

Праздник белого цветка
«В День белого цветка 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1914 года, — сообщил журнал «Туберкулёз», — Ялтинский отдел Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулёзом во второй раз был осчастливлен личным участием продажи цветка Высочайших Особ: в Ливадии белую ромашку соизволила продавать Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Фёдоровна, там же продавали цветы Их Императорские Высочества Наследник Цесаревич и Великие Княжны». Знаком особого отличия считалось получить цветок из рук наследника Алексея. К сожалению, этот базар в Ливадии был последним в жизни императорской семьи…

В Петербурге наиболее успешными продавщицами были студентки Высших Женских Курсов и Женского Медицинского института. Они брали букеты и расходились по всему городу. Особым украшением Дня борьбы с туберкулезом были юные барышни и дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, собирали пожертвования, выкрикивая: «Жертвуйте на борьбу с чахоткой». Организаторы особенно подчеркивали то, что ценен каждый пятачок. Прейскуранта на букеты и цветочки не было — каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах.

Плакат «20 апреля – День белой ромашки»


Праздник белого цветка
Из «Отчета по организации праздника «Белого цветка» 20 апреля 1911 года»: «Продажа цветов производилась как на улицах, площадях Санкт-Петербурга, в учреждениях — казенных и частных, фабриках, учебных заведениях, театрах и пр., так и в городах Царском селе, Гатчине, Павловске, Петергофе, Луге, Ораниенбауме и Сестрорецке. Каждое лицо, участвовавшее в продаже, снабжалось особым значком и именной номерной карточкой с печатью Общества… Цветы накалывались на особые щиты, стоимость которых была отчасти покрыта прокатной картой, взымавшейся с продавщиц, в размере 20 коп. за щит.

Сбор денег производился либо в кружки, снабженные соответственными карточкам номерами, либо в тарелки (предусмотренные для сбора в закрытых заведениях). Кружки сдавались до 23 апреля включительно под расписку в запечатанном виде в центральное бюро. Комиссией по устройству увеселений было постановлено пригласить в дворцовые и городские сады военные оркестры, на что и были получены соответствующие разрешения…»

Плакат «Борьба с чахоткой в Н.Новгороде и губернии»»
Праздник белого цветка
И эта традиция прижилась в России, Дни цветков стали настолько популярны, что стали проводится по нескольку раз в год!

В 1912 году только в Москве было собрано 230 тыс. рублей. На эти средства, в частности, по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны был создан туберкулёзный санаторий «Ромашка». Он поначалу арендовал частный дом, а в 1914 году построили собственное здание в Большой Всехсвятской роще. Первым директором санатория стала Ольга Ивановна Богословская, член общины Марфо-Мариинской обители. После революции Богословскую уволили с поста директора, но санаторий просуществовал до 1928 года.

В молодом советском государстве, хотя Дни белой ромашки больше не проводились, в Москве в 1920 году был открыт показательный санаторий «Белая ромашка». Памятью о Днях белой ромашки стали и другие многочисленные противотуберкулёзные учреждения с названиями «Ромашка», «Белая ромашка» и т. д., существующие и в наши дни по всей территории бывшей Российской империи.

Алуштинское попечительство в борьбе с туберкулезом

Интересен Отчет за 1913 год Ялтинского отдела Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом, где говорится об организации Алуштинским попечительством дневной детской колонии для слабых детей, нуждающихся в поправке здоровья и укреплении сил. Помещение было снято у госпожи Сомовой по Судакскому шоссе. Местность вполне подходящая – высокая, сухая, очень здоровая и отсутствие кругом жилья.

Единственным недостатком называется отдаленность колонии от центра Алушты. В колонию принимались дети только несостоятельных родителей, без различия вероисповедания, обоего пола, в возрасте от 6 до 13 лет, действительно нуждающиеся по удостоверению врача в укреплении сил для борьбы с возможным развитием туберкулеза. Колония функционировала с 23 июля по 5 сентября; посещали ее 19 детей, «причем общее число посещений выразилось в сумме 690 при числе дней 46. Для колонии была приглашена заведующая, а ответственными лицами являлись М.С. Машковцева (председательница Алуштинского попечительства) и доктор Ю.Г. Полюта».»

Средства для колонии были «добыты попечительством: 1) устройством дня «белого цветка» 20 апреля; 2) устройством лекции-концерта, которую любезно предложил прочесть 30 апреля Д.С.Шор (неразборчиво) безвозмездно и 3) устройством концерта 15 августа при благосклонном и безвозмездном участии артистов: г-ж кн. Баратовых, Бекман-Щербины, Бекетовой, Литавкиной, Эгиз, г-д Н. Савин, Литавкин и деятельном участии председательницы и членов попечительства».»

«В колонии главное внимание было обращено на достаточное питание детей: утром они получали чай с молоком и хлебом, в 12 час. обед из 2-х или 3-х блюд, в 3 часа детям давалась кружка молока с хлебом и часов в шесть ужин из одного или 2-х блюд, после которого дети уходили домой.

Символы борьбы с туберкулезом:
Лотарингский Крест


Праздник белого цветка
После обеда дети непременно укладывались спать, для чего мальчиков устраивали на посланных для этого циновках, а девочек на тюфяках.
Было установлено обязательное мытье рук перед едой и вообще содержание себя в чистоте, а также купание в море в жаркие дни, причем самые маленькие от купания освобождались. Дети обязаны были также мыть головы 2 раза в неделю, а мальчики коротко остригались».»

В 1902 г. на конференции Лиги в Париже в качестве международной эмблемы противотуберкулезного движения был принят Красный Крест с двумя горизонтальными полосками, иначе его называли Лотарингский Крест.

Марки почтовые: Марокко – 1951 год,
Югославии – Лотарингский крест»

Праздник белого цветка
Крест такого вида в средневековье являлся знаком патриархов Византии и Иерусалима. Во времена первых крестовых походов он был использован в качестве личного герба герцогом Лотарингии Готфридом (Франция), когда тот в 1099 году стал правителем Иерусалима, и с тех пор он известен как Лотарингский Крест. В 1906 году Лотарингский Крест был принят в качестве эмблемы Национальной противотуберкулезной ассоциации США. Некоторые страны, где исповедовалась мусульманская религия, где не желали брать эмблему, напоминающую религиозный символ христианства, видоизменили Лотарингский Крест, заменив две горизонтальные линии в нем двумя полумесяцами, обращенными выпуклой стороной вниз. Во многих странах изображение эмблемы противотуберкулезного движения печатались на благотворительных марках, открытках.

Белая ромашка

В России эмблемой борьбы с туберкулезом стал цветок белой ромашки. Дни «Белого цветка» или «Дни ромашки» были учреждены в России всероссийской Лигой борьбы с туберкулезом по предложению профессора А.А.Владимирского, одного из основателей Лиги.

Целью этих дней стало санитарное просвещение населения и сбор благотворительных средств на устройство детских противотуберкулезных колоний, просветительных выставок. Первый такой день был проведен в 1911 году. К этому дню была выпущена специальная открытка. На ней был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем вепря. Слева вверху было изображение Лотарингского Креста, обвитого цветами белой ромашки.

В дни «Белой ромашки», т.н. «кружечных» сборов пожертвований в фонд борьбы с туберкулезом, студенты, гимназисты, «благородные дамы», снабженные кружками, продавали искусственные цветы белой ромашки, изготовленные воспитанниками детских домов и приютов. Денежные средства всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом формировались из доходов дней «Белой ромашки», пожертвований, членских взносов и отчислений местных обществ и др.

От правительства Лига получала субсидию, которая составляла всего 0,3% от всего бюджета Лиги. Сбор денег по всей стране достиг в этот день 1911 года полумиллиона рублей. Одни только две столицы (С.-Петербург и Москва) получили около 150 тыс. руб. при 3-х копеечной стоимости эмблемы – «белой ромашки», а в следующем, 1912 году – около миллиона рублей.

20 апреля 1912 г. в Дне Белого цветка в Ялте приняли участие более 100 посланцев Лиги. Средний сбор пожертвований на каждую кружку составил 40 рублей, а наибольший превысил 100 рублей. Для пополнения собранных средств в Ялтинском городском саду устраивали гуляния, работали буфеты, организовывали беспроигрышные лотереи, продажу конфет и цветов, катание на осликах и каруселях, выступления артистов и благотворительные ужины. Отделения Лиги на местах имели средства для открытия амбулаторий, попечительств и даже первых санаториев. Так, самое большое в России Петербургское общество борьбы с туберкулезом финансировало лишь два санатория для больных туберкулезом легких: Таитский (вблизи Петербурга) и Ялтинский (на Поликуровском холме), открытый в 1901 году на 12 мест.

Вместо символов – трехдневники с серпом и молотом

После Октябрьской революции деятельность Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулёзом была прекращена заседанием Совета врачебных коллегий 11 апреля 1918 года. Были закрыты и те немногие богадельни при монастырях, синагогах, где находили пищу и приют больные и немощные люди. У молодого государства в условиях разрухи денег для лечения сотен тысяч больных туберкулезом не было, никакой противотуберкулезной работы не велось.

Заболеваемость туберкулезом приняла угрожающий характер, что послужило поводом для создания в 1918 г. при Наркомздраве РСФСР секции борьбы с туберкулезом (тубсекция). Первым руководителем секции был Е. Г. Мунблит.

В 1920 г. Наркомздрав обратился за материальной помощью к народу, и ему удалось внушить, что «борьба с туберкулезом – дело самих трудящихся» и что «только пролетарская общественность может обеспечить больных туберкулезом лечением, санаторной помощью». Чего стоит лозунг того времени – «Счастье народа – в победе над туберкулезом»! Был провозглашен призыв о проведении «трехдневников по борьбе с туберкулезом», которые должны были заменить «Дни Белой ромашки».

Призыв встретил всеобщую поддержку. Впервые в истории Российского государства была развернута широкая народная кампания, люди отдавали из своего скудного заработка совсем не лишние деньги в фонд помощи чахоточным. В Москве в 1922-1923 гг. состоялось 5 таких трехдневников. В 1924 была выпущена специальная брошюра о том, как проводить эти мероприятия, с рекомендациями об организации выставок, «уголков писателей», умерших от туберкулеза, проведении вечеров с лекциями, беседами, чтениями и даже 2-актной пьесы «Спасенный».

С 1924 года использование красного Лотарингского креста в плакатах по борьбе с туберкулезом в СССР было отменено специальным циркуляром Наркомздрава. Утратило свое историческое значение и изображение символа сбора средств для борьбы с туберкулезом – белой ромашки. В циркуляре говорилось: «Ввиду того, что деятельность противотуберкулезных организаций НКЗ основывается на принципах советской медицины, не имеющих общего с принципами Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом, Наркомздрав постановил заменить эмблему противотуберкулезной борьбы Лиги борьбы с туберкулезом – белую ромашку, равно как и двойной красный крест, заменив гербом РСФСР – серп и молот, украшенный красным цветком стилизованного рисунка». Под этой революционной символикой проводились в последующем все трехдневники.

Плакат «СССР – На борьбу с туберкулезом»


Праздник белого цветка
Первые трехдневники в Украине прошли в 1923 г. Особый размах приняла кампания по борьбе с туберкулезом в Харькове, тогдашней столице Украины, в период с 24 по 26 мая 1924 года. В городе тиражом 5 тыс. экземпляров был издан сборник популярных статей по туберкулезу, половина тиража была распродана в первый же день. Были изданы 4 различные по содержанию листовки: 43 тыс. на украинском языке и 70 тыс. на русском, прочитано в коллективах свыше 350 лекций.

Был выпущен специальный фильм, посвященный туберкулезу, который демонстрировался в эти дни 11 раз. В рабочих клубах было организовано семь «санитарных судов» над туберкулезом. В первый день, 24 мая, в городе был организован карнавал, артисты на грузовиках устраивали концерты, а 25 мая состоялось детское шествие с красными флагами и плакатами, посвященными борьбе с туберкулезом, вечером в течение 3 часов небо освещалось прожекторами.

С 24 мая по 6 июня были открыты выставки, посвященные борьбе с туберкулезом, которые посетили 6357 человек. Сбор по Харькову составил 28 624 руб. 55 коп., что заметно больше, чем в трехдневнике 1923 г, когда в городе было собрано 17 500 руб. золотом. Собранные средства были направлены на благоустройство туберкулезных больниц и жилья для больных.

В трехдневник 1924 г. в Украине было собрано около 150 тыс. рублей. Средства, собранные на трехдневках были, конечно, малы: на них нельзя было построить солидного противотуберкулезного учреждения, но они способствовали началу организации по борьбе с туберкулезом, появлению тубдиспансеров, кабинетов и санаториев для больных.

Засекреченный туберкулез, о котором вновь заговорили

Однако после принятия Конституции в 1936 году и до 1990 года все сведения о туберкулёзе официально стали информацией «для служебного пользования». Официально считалось, что в Советском Союзе заболевание туберкулезом не превышает нормативных показателей, а многочисленная и хорошо оснащённая фтизиатрическая служба занимается, в основном, профилактикой…

Родом из СССР»
Праздник белого цветка
Но сегодня эпидемия туберкулеза охватила многие страны. И вспомнили о хорошей традиции – Дне белого цветка, главной задачей которого было разъяснение, что туберкулёз излечим, если соблюдать определенные требования.

И в современном мире День Белого цветка возрождается. Постепенно он набирает популярность и, начиная с 2000 года, уже по несколько раз прошёл во многих городах России: Курске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Петербурге, в 2011 году – в Москве. В Ялте, традиционном центре лечения больных туберкулезом, где День белого цветка проходил при личном участии царской семьи, своеобразный праздник проходит ежегодно уже с 2003 года. Сначала это был небольшое школьное мероприятие, организованное по инициативе учительницы истории.

С 2005 года идею поддержал Крестовоздвиженский домовый храм царской семьи в Ливадии. Настоятелю храма протоиерею Димитрию Гоцкалюку удалось объединить вокруг идеи возрождения Дня белого цветка ялтинские храмы и городскую администрацию. Праздник «Белого цветка» теперь ежегодно проводится во второе воскресенье по Пасхе, в день Жен Мироносиц в Ливадийском дворце.

Итак, слово за вами, современные читатели! Если вы увидите в эти весенние дни девушек, предлагающих купить белый цветок, знайте – это акция направлена на борьбу с туберкулезом. И пожалуйста, обратите внимание на свое здоровье и состояние здоровья своих близких, особенно детей! Пройдите обследование в поликлинике! Своевременно выявленный туберкулез может быть излечим!

Еще много интересного на эту тему вы можете прочитать в книге А. Колесника «Крым в объятиях чахотки».

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Преданные властями (ВИДЕО)

Все в Керчь! За хамсой

Автомобиль – не корова, народ – не быдло

Анна СЛАВИНА