Татьяна БЕРЕГОВАЯ,
Борис ВАСИЛЬЕВ
Пожалуй, такого коллективного просмотра художественного кинофильма, какой состоялся в кинотеатре «Спартак», наблюдать еще не приходилось. Одно дело — школьники или студенты, но не батюшки, пусть даже и будущие. Но в это раз в зрительном зале собрались именно будущие клирики, постигающие науку богословия и богослужения в Таврической духовной семинарии. Безусловно, такой коллективный поход в кинотеатр не мог состояться без благословения ректора семинарии, коим является сам Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Не возражала против такого многочисленного присутствия в зрительном зале будущих священнослужителей и дирекция кинотеатра. Это ведь для них тоже событие, как и то, что на экраны вышел новый фильм Владимира Хотиненко под названием «Поп».
Название, пожалуй, неблагозвучное для нынешнего времени, когда общество наконец обретает уважение и признание к человеку в рясе. Но так назвал свой роман Александр Сегень и он же вместе с режиссером написал сценарий.
Тема и романа и фильма даже по нынешним временам новая: церковь в период Великой Отечественной войны на оккупированной врагом территории. В советские времена тема эта была под запретом и только в некоторых фильмах, как например «Секретарь райкома», священник сельской церкви показан как участник партизанской войны.
Оставим на откуп кинокритикам режиссерскую работу авторов фильма и игру киноактеров. Ведь это все же только игра, искусство перевоплощения. Кому-то нравится в главных ролях Владимир Маковецкий и Инна Усатова, а кто-то находит подбор актеров неудачным. Впереди еще много будет самых разных суждений. Но мы говорим о теме фильма, которая накануне 65-летия Великой Победы звучит набатом, вызывает у старшего поколения горькие воспоминания о том, как тайком от парткома крестили детей и жили неспокойно, когда сами были некрещеные.
А тот, кто войну пережил, не может не помнить, как в ожидании весточек с фронта от родных своих шли в храм и ставили свечку, и искренне до исступления молили Бога о спасении душ наших. Тема, поднятая создателями фильма, невероятно сложная. Это история священников, которые на оккупированной территории осуществляли свой священнический и человеческий долг, а для кого-то они были предателями. Но десятки миллионов людей, оказавшихся под фашистами, оказались брошенными, и у них была в той жизни только одна опора — Бог и Церковь, где они вместе собирались и молились, и за победу, и за своих родных мужей, сыновей, ковавших эту победу на фронтах. Другого утешения не было, но рядом в это время должен быть священник. И они были. Были такие, как главный герой фильма отец Александр.
Шли в храм и по ту, и по эту сторону фронта, а когда пришла долгожданная Победа, молча наблюдали, как тех, кто утешал их в минуты отчаяния, возложив на голову епитрахиль и крест, отправляли в лагеря как «пособников врага» и просто на всякий случай, чтобы не «путались под ногами у трудового народа». Но это уже другая тема, которая ждет своего раскрытия. И ведь есть готовый сюжет у нас в Крыму — жизнь и подвижничество святителя Луки, мощи которого покоятся в Свято-Троицком монастыре, и памятник которому стоит в самом центре Симферополя. Уж ему-то с лихвой досталось и в войну, и в послевоенные годы воинствующего мракобесия.
А как же воспринимают фильм главные в этот день зрители — воспитанники Таврической духовной семинарии? Мы попросили поделиться некоторых из них своими впечатлениями.
Воспитанник семинарии Василий:
— Впечатление огромное и даже шокирующее. Кинематограф давно не радовал нас такими фильмами. Замечательно, что это фильм — наш, славянский. Фильм открывает такие страницы истории, которые по тем или иным причинам умалчивались, а если и освещались, то неправдиво. Фильм поразил тем, что образ священника раскрыт настолько глубоко, что невозможно даже к чему-то придраться. Запомнились мне слова главного героя фильма Отца Александра, когда перед ним поставили вопрос кому он служит немцам или большевикам, а ответ звучит так: служу Иисусу Христу и божьему народу. Это проходит через весь фильм красной нитью. Об этом же говорит и другой персонаж фильма- митрополит Сергий, который болел душой о положении русского народа в условиях жестокой войны, поскольку большевистская власть лишила народ божьего утешения, лишила храмов, священников. То, как вели себя в тех условиях иерархи православной церкви, священники, показатель того нравственного состояния которое сформировалось у них в дореволюционное время.
Воспитанник духовной семинарии Николай:
— Фильм поражает своей обширностью в раскрытии темы. Это и образ отца Александра, и его матушки, и образ простого русского человека. Такой фильм доступен к восприятию для каждого — и для тех, кто уже связал свою жизнь со Святой Православной Церковью, и тех, кто готовится к такому шагу. Режиссер смог показать эту тему в такой форме, которая не позволяет при осмыслении всего происходящего на экране возникать чувству отторжения, непонимания. Показаны простые и вечные человеческие ценности — любовь матушки к своему мужу, любовь детей к своему отцу, любовь отца ко всему окружающему миру. Если честно, то глядя на происходящее на экране, я и себя, и свои качества невольно соизмерял с главным героем фильма. Думаю, не только у меня возникали такие ощущения. Священник творил добрые дела во имя народа и Отечества, но был несправедливо осужден, что конечно прискорбно. Эта несправедливость имеет место и в наши дни, когда порой священников поносят, клевещут на них. Но Господь сказал, что «в мире будете полны скорбей, но не бойтесь — непобедимы будете».
Элизбар, дежурный воспитатель Таврической духовной семинарии:
— Этот фильм является правдоподобным, снят он на основе уже имеющейся книги. Фильм мне очень понравился, во-первых, тем, что человек, который играет священнослужителя в этом фильме, очень хорошо вошел в образ пастыря его времени. Мне очень понравился взгляд этого пастыря, то, как он заботился о людях. И олицетворяет он и с нравственной, и с идеологической точки зрения пастыря того времени, который должен быть во все времена. Как сказал Христос, «пастырь должен полагать душу свою за овцы своя», так же и в этом фильме отец Александр в тяжелые времена всячески заботился о людях, независимо от того, были ли это коммунисты или простые крестьяне.
Он и сам подчеркивает, что служит Христу, а не германскому, или какому-нибудь другому народу. Я заметил в этом фильме искру божью, и этот фильм дает для духовно-нравственного воспитания очень хороший фундамент. На основе этого фильма можно воспитывать нашу современную молодежь, которая часто говорит о том, что предки наши не были верующими. А вы посмотрите, как люди тянулись к церкви!
Когда русские опять пришли к власти, начали ссылать священников, даже на столбах вешали, то священники смиренно, как и полагается пастырям, положили души свои за овец. Еще один, очень немаловажный момент в этом фильме: священник всех детей брал к себе, не задумываясь о том, как их прокормить. Потому что, если Господь дает детей, то он дает и на детей. Подобных фильмов очень мало снято в миру. Это фильм в изображении священнослужителей очень правдоподобен и он, в который раз, но уже средствами кино, показывает, что православие — на все времена.
с сайта kinopoisk.ru