Крымское Эхо
Архив

Помочь изучить себя

Помочь изучить себя

Профессия учителя уникальна еще и тем, что отношение к нему учеников, сложившееся о нем и передаваемое из уст в уста от выпускников к новичкам мнение перевешивают оценки коллег и руководства. Конечно, в идеале хороший учитель хорош всем, но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, потому что высокопрофессиональный педагог обычно ломает рутинную систему стройной отчетности школы, выбивается своими новаторскими идеями, что далеко не всегда поощряется начальством. А в оценке учеников нет заангажированности, личной зависти к чужой успешности, мелочных склок и предвзятости. Искреннее отношение ребенка к учителю не купишь ни самым высоким баллом, ни низкопоклонничеством перед его состоятельными родителями.

Инесса Махотина с учениками

Помочь изучить себя
Скажите, кто мог, кроме самого учителя, к которому обращены эти строки, вдохновить на них ученика?!

«И всякий, кто правду от лжи отличит,
Кто в жизни пульсирует веной,
Кто умный, упрямый и дерзкий на вид,
Пред вами преклонит колено.
Вам гимны гремящие будут звучать
Из труб мелодично и смело.
Я долго вас буду в стихах воспевать
И ваше великое дело!
Вы многих тащили из кратера масс
В сосуды кипящего вибра.
Вы лиру вложили во многих из нас,
За всё вам — большое спасибо».

Не многим, как ставшему литератором Антону Шведову, удается выразить свою благодарность в стихотворных строках, но и ученическая проза бывает не хуже.

[li] «Поверьте, сердца наши всегда будут с Вами. Ведь Вы и ваша душа — то лучшее, что мы впитали в себя в лицее, это Божий подарок, который мы приняли от неба и пронесём его через всю жизнь. Мы не говорили это Вам, потому что Вы были, есть и будете для нас идеалом во всём, а идеал укрепляется в сердце, которое поёт ему хвалу».

[li] «Как это замечательно находить в своём учителе что-то родственное, что-то близкое для себя. А больше всего я в Вас ценила и ценю то, что Вы давали каждому из нас быть самими собой. Вы не навязывали нам никаких догм, не ограничивали наши мысли, а направляли в нужное русло ласковым словом, добрым взглядом».

[li] «Вы удивлены, что я не забыла о Вас. Но в моей жизни есть немного людей, которые не остаются не стоящим внимания воспоминанием, а занимают постоянное место в душе, остаются нравственными и духовными ориентирами».

[li] «Кроме традиционных пожеланий счастья, здоровья, успехов хочу пожелать Вам понимания со стороны Ваших коллег, потому что я считаю, такие Учителя, как Вы, Учителя с большой буквы, встречаются крайне редко, и подрастающие поколения лицеистов многое потеряют, если лишатся ваших уроков».

[li] «Мы смотрели запись нашего выпускного вечера, я слушал, как вы говорили на торжественной части, и чуть-чуть не заплакал. Я вспомнил тот замечательный день и минуты…Я не знаю, как выразить моё восхищение Вами…»

У преподавателя русского языка и литературы Инессы Васильевны Махотиной таких писем огромный кулек. Нельзя сказать, что она их часто перечитывает, но хранит бережно: для нее слова бывших учеников не пустой звук, они ей служат поддержкой и дают уверенность в том, что годы работы в лицее искусств, создававшемся как новаторское учебное заведение, были прожиты ею в полную силу души, ума и сердца. Этот год для Инессы Васильевны вдвойне юбилейный. Не скрывая своего возраста, она говорит о грядущем пятидесятилетии, но гораздо важнее для нее другая дата – двадцать лет работы в лицее.

— При двойном юбилее время подведения итогов, на мой взгляд, еще не настало, хотя двадцать лет педагогической деятельности в таком необычном учебном заведении, как лицей, где на первые позиции выдвигались предметы музыкально-гуманитарного цикла, для учителя словесности особые. Ведь словесник – это стиль жизни, постоянное сотворчество с детьми, создающими себя под руководством опытного наставника.

— Действительно, я не перестаю учиться у детей, наши отношения проходят под знаком равенства. Все мы объединены в своей продуктивной деятельности, нуждаемся друг в друге и всей душой стремимся преодолевать разобщённость, чтобы пришло осознание того, что «мы — одно». По моему глубокому убеждению, сейчас пришло время не знаний (их накопилось в мире колоссальное количество), а осознаний. И если школа не поможет ученику осознать самого себя, своё место и предназначение в едином организме Мироздания, если не познакомит с закономерностями бытия и не предупредит о грозящих опасностях, а будет заниматься только предметным натаскиванием, то её функция сведется к массовому низведению человеческих душ на самый низкий уровень.

— Из двадцати лет работы в лицее вы десять лет были администратором высшего звена. Эти ваши учительские мысли и идеи находили отражение и воплощение в административной деятельности?

— Бесспорно, как же иначе. Были разработаны базовые ценности школы, ориентированные на единство обучения и воспитания, природного и человеческого развития. В основе философии и миссии нашего учебного заведения лежала идея о необходимости формирования в учениках целостного мировоззрения как залога гармонизации человека с людьми, обществом, природой, культурой, самим собой, Богом. Методическая цель виделась в построении проектно-созидательной модели обучения, в которой знание не самоцель, а руководство к действию и средство формирования личности.

В основе стратегии лежал принцип гуманитарности, предполагавший трансформацию от знания к сознанию как результата смены подходов к содержанию учебных курсов. Теоретический анализ и творческую практику лицея объединяла работа в рамках педсоветов, научно-методических семинаров, научно-практических конференций, мастер-классов, общелицейских проектов, методических выставок, проектов предметных недель. В то время и я сама старалась регулярно выступать на страницах педагогической прессы, на конференциях и семинарах разного уровня, чтобы раскрыть коллегам потенциал подобных нашему учебных заведений — всё это виделось как способ передачи накопленного педагогического опыта. Основной показатель эффективности административно-методической работы — семь лицейских педагогов, получивших звание «учитель-методист».

Я всегда старалась использовать обновляющий импульс как точку роста и развития. Ведь не секрет, что в коллективе всегда найдутся коллеги, не принимающие носителя новых идей в силу ограниченности и чувства социального самосохранения. И это была принципиальная позиция. В случае беспринципной позиции руководителя происходит неизбежная деморализация коллектива: кто-то будет защищать правое дело, не принимая консерватизм коллектива и руководителя, ещё кто-то, быть может, поддержит, но большинство, как правило, промолчат, а может, и воспользуются случаем выразить полную солидарность с вышестоящим, отказавшись от права на творчество и собственную позицию, спасая рабочее место или из-за глубоко гнездящейся склонности угождать и не перечить; а ещё кто-то не простит новатору его независимости, которая служит укором бытующей косности и соглашательству.

— Пик славы лицея пришелся на непростое время, стык общественных формаций, когда процесс духовного раскрепощения пошел в глубину, затронул, а где-то и сломал казавшиеся неизменными представления об историческом и литературном прошлом…

— Да, шла большая и беспощадная переоценка авторов, текстов, авторитетов, постулатов, суждений. Возвращённая литература расширяла наше сознание, учила в каждый момент жить в таких поступках, в которые бы вкладывалось всё наше существо целиком — бодрствующая совесть, душа и дух, все силы познающего ума и художественного вкуса. Мы уже тогда на собственном опыте ощутили, что, как писал Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите», «говорить правду легко и приятно».

— Что служило основой эффективной работы словесника?

— Достаточное количество часов на изучение предметных курсов, сильные внешние мотивационные ориентации, прежде всего — выпускной устный и письменный экзамен, сочинение при поступлении вузы. В конце девяностых эта практика стала сходить на нет, часы стремительно сокращаться.

— Это повлекло за собой практические изменения?

— В моей работе – нет. Я никогда не отказывалась от письменной отчётности о прочитанном: тетрадь «Эврика», в которую попадали лучшие работы, крепла год от года.

— Полагаю, предложение президента России возвратить сочинение как выпускного экзамена в школе согласились бы применить в своей работе все учителя словесности и на Украине.

— Несомненно, потому что авторский текст как отчёт о прочитанном представляет собой уникальный механизм «взращивания», становления и развития субъектности ученика, выявляет запас знаний личности, её установки, ценностные координаты, мотивы. Литературой нельзя овладеть, её можно только присвоить. Создание авторских текстов по результатам прочитанного и есть присвоение, то есть осмысление и переживание «литературной темы» в языке.

— Вы делитесь своим опытом с коллегами?

— Безусловно. Мастер-класс для учителей-словесников «Текстоориентированное обучение на уроках литературы; метод творческих мини-проектов» как раз и предполагает демонстрацию технологии организации интерпретационной деятельности. Большой успех в лицее имел мастер-класс «Диалог с художественным текстом», организованный совместно с учителем украинской словесности Верой Павловной Палёхой и посвящённый демонстрации методов дешифровки информации, закреплённой в языковой ткани произведения и определяющей его смыслы. Мастер-класс «Играем, фантазируем, учимся!» в помощь родителям шестиклассников, контролирующим внеклассное чтение во время каникул, также помог детям в сложном процессе становления настоящего Читателя.

Я готова поделиться и с результатами работы в рамках метода концептуального анализа, рада сотрудничать со всеми, кто интересуется современными технологиями обучения. Для широкой аудитории предлагаю просмотр двух очень серьёзных внеаудиторных мероприятий. «Разве навеки ненависть в людях?» (мировая поэзия о войне и мире) — это определение формулы патриотизма, главной составляющей которой является чувство родины — уважение к истории своего отечества, осознание себя частью этой истории. Это воспитание общечеловеческих ценностей — милосердия, сострадания, родственного внимания и милости к каждому отдельному и достойному жить существу.

И второе — «Мир дому твоему» (православные мотивы в русской литературе) к 1025-летию Крещения Руси – напоминание о тех непреходящих ценностях, определённых Христом, подхваченных пророками и закреплённых ими в русской литературе, в языке русском. Я хочу видеть в своих учениках человека культуры, отличающегося диалогическим сознанием, которому не свойственны отклонения от толерантных норм — экстремизм, ксенофобия, расизм, шовинизм, составляющих основу антагонизированного сознания. Как написал мне в письме один из моих выпускников, вспомнивший слова Сократа «Роль учителя подобна роли повивальной бабки». И я согласна с этим: учитель должен открыть в ученике его потенциал.

[color=red]См. также:[/color]

[url=http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=11394] По литературному сценарию [/url]
[url=http://direct.old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=2449] Учить – нельзя забыть [/url]

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Россия ничего не боится!

Борис ВАСИЛЬЕВ

Вот вода, лечебная вода!

Ольга ФОМИНА

«Я не верю, что уйду навсегда…»

Олег ШИРОКОВ