Владимир ФОМИЧОВ
«Вперед, беспечный пешеход, иди, избыв печаль,
Спешит дорога от ворот в заманчивую даль…»»
Толкиен
Весна в разгаре. Теплых ясных дней все больше, а, значит, появляется все больше возможностей проводить досуг на открытом воздухе. Пеший поход — едва ли не лучший способ совместить приятное с полезным!
Поход — это не только возможность размяться, разогнать кровь и ощутить ту мышечную радость и свободу, которой многие лишены из-за того, что проводят целые дни за партами в аудиториях вузов и школ, за столами контор и офисов, а потом за компьютерами дома. Поход дает то, что ускользает от нас в ритме большого города, зашоренное производными окружающей нас техносферы — особое состояние единения с природой и осознание себя частью биосферы.
.
Сейчас в Крыму цветут даже камни!
[img=left alt=title]uploads/4/1270736658-4-HlCH.jpg» />
Особенно если под боком — преисполненные красотой живописные склоны и долины, полные тайн и загадок древности леса и горы благословенной Тавриды. И вот уже мозг, измученный сенсорным голоданием за долгую, пронизанную серостью зиму, готов жадно впитывать через рецепторы позабытые цвета, звуки, запахи пробуждающейся потрясающе прекрасной крымской природы.
Именно такая сенсорная и эмоциональная зарядка, столь необходимая городскому жителю, делает походы замечательным и продуктивным видом проведения досуга активной молодежи. А такими, несомненно, являются сторонники движения МОЛОДЫЕ, ведь мы зарекомендовали себя как объединение активной, сознательной и всесторонне развитой молодежи. Среди МОЛОДЫХ нет тех, кто был бы равнодушен к природе родного края и его истории. Неудивительно, что в рамках движения со дня его возникновения организовалось туристическое направление. И это направление деятельности МОЛОДЫХ интенсивно набирает обороты. Туристические инициативы МОЛОДЫХ в значительной мере интегрируется с историко-патриотическими и экологическими направлениями.
Древние камни Эски-Кермена
Одним из ярких примеров этой интеграции является проведенный активистами Движения 3-4 апреля пеший поход с посещением пещерного города Эски-Кермен и пещерного монастыря Шулдан. По маршруту от села «Красный мак» через Эски-Кермен, «пятую балку», Шулдан, в село Терновка. МОЛОДЫЕ активисты пронесли флаг «Русского Единства», развернув его над историческими памятниками Средневекового Крыма, являвших собой Анклавы Православия на Крымской земле.
Следует сказать, что Эски Кермен был христианским православным укрепленным поселением существованием в VII-XIII веке и в конце XIII веке разрушенный и опустошенный ногайскими ордами.
С X века начинается постепенное разрастание города и рост его значения, с наибольшим расцветом приходящимся на XII и XIII вв, когда количество жителей превысило 3000 человек.
В 1299 году город был разрушен войсками монголов под предводительством золотоордынского беклярбека Ногая и уже не смог до конца восстановить своё былое значение. В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался.
Небольшой пещерный монастырь Шулдан датируется концом VIII века. Из монастырского комплекса сохранился храм с крещальней и епископским креслом в алтаре, высеченном в скале. На стенах его и сейчас еще заметны следы росписи XII-XIII вв. Во время монголо-татарского нашествия монастырь был разрушен. Сейчас это действующий мужской монастырь, символом которого стала построенная иноками на скале над монастырем каменная башня с золоченным куполом и разноцветными витражами в форме креста.
В монастыре выделяются два строительных периода. Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возникнуть в ХIII — ХIV вв. Скорее всего он был небольших размеров. На месте современной церкви располагалась более ранняя с примыкающей к ней с юга крещальней. В период Феодоро, вероятнее не раннее конца ХIV — начала ХV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма (см. ниже) и наличие горнего места, монастырь был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро — Мангупа. По-видимому, в ХIV — ХV вв. были созданы и остальные помещения монастыря. С конца ХV в., после захвата Крыма турками, вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота.
Шулдан-башня
В ясную погоду со стороны села Терновка монастырь Шалдун можно заметить на изрядном расстоянии.
Этот поход с посещением православных святынь, совпавший с великим праздником Пасхи, впаялся очередным звеном в цепь туристических мероприятий МОЛОДЫХ. В апреле и мае планируется осуществить еще ряд полноценных массовых выходов на природу, преследующих не только реакриционные, но и познавательные цели, и патриотическое воспитание.
активист движения МОЛОДЫЕ за «Русское Единство»