Крымское Эхо
Архив

Подарок от «Русского мира»

Подарок от «Русского мира»

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА «РУССКИЙ МИР» 18-19 СЕНТЯБРЯ ПРОШЕЛ ФЕСТИВАЛЬ «РУССКАЯ КНИГА В СЕВАСТОПОЛЕ»

Для севастопольцев это действительно был подарок. В полном смысле этого слова. Подав в Фонд «Русский мир» заявку на грант, Центральная городская библиотека им. Л.Н. Толстого г. Севастополя получила необходимое финансирование и провела в своих стенах творческую встречу с российскими писателями, а заодно и закупила для библиотечной сети города большое количество книг.

Творческая встреча с писателями Евгением Поповым, Натальей Нестеровой и Дмитрием Емецем прошла в виде фестиваля – так организаторы позиционировали это двухдневное мероприятие, назвав его «Русская книга в Севастополе».

Книги, полученные от Фонда «Русский мир»

Подарок от «Русского мира»
Как и полагается, Фестиваль стартовал церемонией открытия, на котором выступили представители городских властей. Чиновники долго и пылко говорили о необходимости сохранять в Севастополе русскую культуру и, соответственно, русский язык, а участникам фестивального действа – российским и севастопольским писателям – пожелали, как и полагается, творческих успехов.

После этого в «Толстовке» прошел круглый стол с участием российских писателей, где поднимались очень интересные темы (их мы коснемся несколько ниже), а на следующий день ценители литературы встретились и пообщались с гостями Фестиваля (это происходило в нескольких районных библиотеках), гости же смогли, насколько им позволяла обстановка, познакомиться с достопримечательностями Севастополя.

Церемония открытия Фестиваля «Русская книга в Севастополе»»
Подарок от «Русского мира»
Также в рамках Фестиваля в «Толстовке» прошли литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству М. Цветаевой и Р. Рождественского, и церемония вручения очередных литературных премий им. Л.Н. Толстого. Лауреатом этого регионального конкурса стал писатель Георгий Задорожников за книгу «Мемуары старого мальчика», поощрительные премии достались писателю Ирине Тюняевой за книгу «Дом мечты» и поэту Николаю Ильченко за книгу «Белое ожерелье». Упомянем еще одну прекрасную составляющую Фестиваля: с программой своих стихов и песен перед учащимися города-героя выступил евпаторийский поэт Сергей Овчаренко.

 

Встреча с писателем Е.Поповым в одной из библиотек Севастополя

Подарок от «Русского мира»
На этом, собственно говоря, можно было бы и завершить описание Фестиваля «Русская книга в Севастополе». Если бы не бурное обсуждение темы «Русская литература в современной социокультурной среде» на состоявшемся в «Толстовке» круглом столе, поверьте, очень легко можно было бы поставить точку и отослать эту статью в «Крымское Эхо» в некоем усеченном виде. Но дело в том, что тема круглого стола вызвала столь бурное обсуждение, что отвернуться от него и забыть все высказанное просто невозможно.

В обсуждении темы «Русская литература в современной социокультурной среде» приняли участие, считай, все севастопольские писатели. Они долго и пытливо спрашивали своих российских коллег о состоянии и значении русской литературы в наше время, о том, как они, столичные мастера словесности, понимают «патриотизм» в нынешней литературе и пр., и пр.

Гости, отдадим им должное, охотно вели разговор о специфике развития в России современной литературы и о тонкостях ее становления в условиях рыночных отношений. Севастопольские писатели и их российские коллеги не скрывали: это в советские времена они нужны были государству, а теперь, когда балом правит рубль и гривна, а в некоторых случаях и доллар, нынешние «властители умов», вроде как, и не ко двору государевым мужам. Поэтому проблем в их ремесле, не поддерживаемом государством, хватает.

Е.Попов»
Подарок от «Русского мира»
Для начала несколько слов о гостях Фестиваля – о российских писателях Евгении Попове, Натальи Нестеровой и Дмитрии Емеце. Сразу оговоримся, что организаторы литтусовки неплохо постарались, чтобы обойма прибывших на Фестиваль словесников отвечала самым разным вкусам почитателей литературы. И эти старания не пропали даром.

Вот, например, Евгений Попов – известный русский писатель, автор множества рассказов, повестей и романов, опубликованных как у себя на родине, так и за рубежом. Известность этому автору принесли не только его писательские труды, но и участие в создании легендарного неподцензурного альманаха «Метрополь», вышедшего на Западе и ставшего причиной последнего крупного литературного скандала «брежневской эпохи». Е. Попов преследовался КГБ за участие в альманахе «Каталог», опубликованного в США, он один из основателей Русского ПЕН-центра, ассоциированный член Шведского ПЕН-центра. Не слабая, признаемся, фигура в современной отечественной литературе! Вдобавок ко всему он секретарь Московской писательской организации.

 

Н.Нестерова

Подарок от «Русского мира»
Другой гостевой персонаж Фестиваля – писатель Наталья Нестерова, автор «женской», или как ее еще называют, «житейской» прозы. По книгам Н. Нестеровой снято несколько сериалов, ее проза выходит в свет в издательствах «АСТ» и «ОЛМА Медиа Групп».
И наконец, Дмитрий Емец, классифицируемый как детско-подростковый писатель-фантаст, автор множества книг-фэнтези. По трудам Д. Емеца, что интересно, издавались не только аудиокниги, но и компьютерные игры!

Таким образом подбор гостей Фестиваля, повторимся, оказался весьма полноценным.

Стартом работы круглого стола послужила информация Е. Попова о нынешнем состоянии отечественной литературы. Свой рассказ он начал с того, что в 90-х годах после «так называемой свободы» в Москве появилось сразу несколько писательских союзов, которые тут же начали друг с другом враждовать, и все это напоминало Е. Попову сцены из оперетты «Свадьба в Малиновке», где одна «банда», как он выразился, «борется с другой». Теперь все это закончилось, писатели «вошли в разум» и поняли: дело не в политических, а в профессиональных пристрастиях. Сейчас вошедшие в разум писатели активно сотрудничают, понимая, что настало время собирать, а не разбрасывать камни.

Рассказал Е. Попов и о нынешней читательской публике, о ее литературных пристрастиях. Давно уже прошло то время, когда вся страна читала запоем одну и ту же книгу. Раньше, вспомнил писатель, когда он заходил в метро, видел: весь вагон читает «Дети Арбата». Сейчас такого нет, одни читают религиозную литературу, другие – историческую, третьи – литературу фактов, четвертые – фэнтези или художественную литературу. «И это правильно! Потому что человека нельзя заставлять читать что-то одно. Свобода и в этом заключается. Свобода писателя – писать, что он хочет, а свобода читателя – читать, что он хочет», – заключил московский гость.

Участники Фестиваля внимают каждому слову российских писателей»
Подарок от «Русского мира»
О чем еще важном, касаясь нынешней литературной жизни, рассказал Е. Попов? О том, что закончилось, по его словам, время «культурного империализма». Это когда писатель, для того, чтобы состояться, должен был жить в Москве или, на худой конец, в Питере. Причем, огромную роль в разрушении «культурного империализма» сыграл Интернет. Для нынешней литературы Интернет – спасение.

«Благодаря Интернету я вижу, что практически в каждом крупном городе страны есть хороший писатель, и если бы он жил в Москве и был знаком с издательскими тайнами, то был бы известнее любого звездного столичного писателя, – признался Евгений Анатольевич (обнадежив при этом, надо полагать, своих севастопольских коллег по перу). – Я могу назвать с десяток нынешних писателей, которые живут в Сибири, и о которых, если бы они жили в Москве, можно было бы сказать словами одного моего знакомого – «Пелевину там делать нечего».

Поговорил Евгений Попов и об общих писательских бедах. Одна из них – не налаженное распространение книг. Да, сказал он, сейчас можно все написать и все издать, но как жить писателям без «Книготорга»? Старая система разрушена, а новой, которая бы ее заменила, нет. «И происходит черт знает что, – сокрушался гость. – Как раньше, в Москву ездили за апельсинами или за чем-то другим, так теперь ездят за хорошими книгами, которые издаются, как правило, небольшими тиражами».

И тем не менее, для поддержания литературы в России все-таки кое-что делается. Молодых писателей поддерживает премия «Дебют», спонсируемая одним из депутатов Государственной думы, есть такой же направленности государственная программа «Форум молодых писателей». «Теперь все это надо укреплять и усиливать…», – промолвил Евгений Анатольевич. Но особой уверенности в скорой реализации того, о чем он сказал, как показалось автору этих строк, в словах секретаря московской писательской организации не прозвучало…

 

Д.Емец

Подарок от «Русского мира»
Тему благого влияния Интернета на нынешнюю литературу продолжил Дмитрий Емец. Сейчас, сказал он, снижается значение журналов и альманахов, их вытесняет Интернет. Количество тиражей литературных журналов сравнялось количеству посещений тех или иных литературных сайтов. «Поэтому можно сказать, что литература будущего будет во многом литературой компьютерной», – таково резюме писателя-фэнтэзиста. То, что все книги в будущем предстоит читать в электронном виде, подтвердила и Наталья Нестерова.

Посетовав на свои столичные проблемы, российские писатели очень искренне порадовались за своих севастопольских коллег в отношении их благ. А эти блага выражены муниципальной программой поддержки и развития русской культуры и русского языка в г. Севастополе. Данная программа успешно действовала последние пять лет, а на одной из недавних сессий городского Совета депутаты продлили ее еще на пять лет.

Программа предусматривала выделение 1 млн. грн. в год на всевозможные траты в театральной сфере, поддержку художественных коллективов, закупку литературы дли библиотек, а также на издания книг местных поэтов и прозаиков для городских библиотек. Плюс ко всему несколько раз в год за средства муниципалитета в Севастополе издается литературно-художественный альманах. Гонораров, конечно, никаких, но литераторы и этим довольны – выходом в свет их вдохновенных строк. На следующее пятилетие, отметим, программа поддержки русской культуры и русского языка в Севастополе предусматривает использование уже не одного, а полутора миллионов гривен в год!

«Вам просто повезло, уважаемые коллеги! – ахнула, не скрывая своего удивления, Наталья Нестерова. – Не знаю, как на Украине (На Украине таких программ тоже нет. – Б.Б.), но ни в одном российском городе, поверьте, писатели не имеют подобной поддержки. И то, что все филиалы севастопольских библиотек социально поддерживаются – это тоже замечательно! В России положение с библиотеками – просто бедственное».

После таких приятных для севастопольцев слов в адрес российских писателей последовали вопросы. Не очень «сладкие», отметим, вопросы.

Сергей Горбачев, известный в Севастополе журналист, поинтересовался: «Должны ли сейчас писатели быть властителями дум, влиять на души читателей? Понятно, что плюрализм – дело, конечно, важное, но за двадцать лет мы убедились, к чему это привело. Возможно ли сегодня появление шохоловых, шукшиных или мы опять замкнемся на Пелевине, Сорокине, Ерофееве, Марининой? Появятся ли писатели, которых будут читать все?»

Прозвучавшие ответы российских писателей, как показалось автору этих строк, не очень удовлетворили севастопольскую публику. Н. Нестерова, в частности, сказала следующее: «Мне очень трудно представить писателя, который садится за рабочий стол и говорит себе: «Ну, сейчас я начну влиять!» или – «Ну, сейчас я начну своих читателей воспитывать!» «Если есть, – продолжила Н. Нестерова, – у писателя за душой нечто такое, что он может донести до читателя, – то и получится литература. А если этого нет, то… так оно и останется…»

Д. Емец ответил примерно в таком же духе: «Я думаю, что писатели – это некие семена, которые всегда лежат в земле и при определенных условиях – условиях влажности, состояния солнечной активности – пробуждаются и прорастают. Так и у нас, у людей – когда появится потребность в писателях, которые должны стать рупорами, тогда и идеи заговорят. А сейчас очень большое распыление: радио, телевидение, Интернет… И от писателей не ждут никакого слова. А если от писателей ничего не ждут, то они и молчат…» Из среды присутствующей на Фестивале публики прозвучала резкая реплика: «По существу они ничего не сказали…»

Остроту ситуации постарался выправить Евгений Попов: «Понимаете, очень часто получается так, что писателя начинают считать властителем дум, когда его уже отнесли на кладбище… Так было с Платоновым, например. Даже через год после смерти Платонова, его не называли ни властителем дум, ни великим писателем, потому что не были напечатаны главные его книги – «Котлован» и «Челенгур». А сейчас, при всем разнообразии оценки его таланта, выясняется, что Платонов – главный русский писатель XX-го века.

Примерно так же становился властителем дум и Шукшин. Василию Макаровичу до самой смерти приходилось пробивать свои рассказы в издательствах. Сейчас он, конечно, классик. Но все это проявилось позже, как фотоотпечаток. А то, что вы говорите: «властители дум», «рупоры идей»… Богу всякая тварь угодна – это я говорю про Пелевина и Сорокина. Они – тоже писатели! Но теперь, я думаю, не будет одного писателя на всю страну.

И раньше-то, в советские времена, это было с большой натяжкой. Поклонники Аксенова, например, терпеть не могли Шукшина, и наоборот. Даже внутри лагеря «деревенщиков», условно говоря, были разногласия. Астафьев, например, не принимал Распутина, особенно последнюю его прозу. То же самое, что и с Шукшиным, сейчас происходит с некоторыми российскими писателями. Например, во Владимире живет один из лучших российских рассказчиков Анатолий Гаврилов, и его мало, кто знает…»

Апологеты «патриотизма в литературе» не унимались. Зациклившись на этом аспекте, известный общественник Владимир Стефановский продолжал наседать: «Так как же все-таки современные писатели понимают воспитание патриотических чувств?»

Евгений Попов развел руками: «Дело писателя – писать то, о чем он думает, писать о том, как он представляет окружающий мир, а там… как уж Бог поможет! Главное – хорошо и качественно писать, халтурой не заниматься!» Дмитрий Емец, продолжая тему, неудачно напустил тумана: «Патриотизм – это, знаете ли, тонкая такая материя, где самая маленькая фальшивая нотка очень громко отражается…»

 

Лидер «Патриотов Севастополя» Е.Балашов

Подарок от «Русского мира»
В этот момент микрофон оказался в руках руководителя общественной организации «Патриоты Севастополя» Евгения Балашова. «Лично для меня, – заявил он с пафосом, – самый патриотический современный писатель – это Крапивин. Он настолько хорошо описывает улицы Севастополя, что его невозможно не любить! У меня возникает и такой вопрос: что для вас важно – быть хорошо обеспеченным писателем и писать то, что нравится всем читателям, или оставлять след в душах людей?»

Упрямый Е. Попов стоял на своем: «Вы хоть убейте меня, но я считаю: первое, что должно быть у писателя – это качественная книга! Самое главное – писать подлинные вещи, в этом и есть патриотизм! Патриотизм не в том барабанном бое, когда кто-то пишет, что наша страна великая! Наша страна и без того самая великая, а русский язык – самый великий язык…»

Подогревая ситуацию, слово для выступления взял севастопольский беллетрист Анатолий Коваленко. Он сказал, что его коллеги написали немало «патриотических книг» и они готовы хоть сейчас предоставить их для печати – «это очень нужные, очень умные и очень красивые книги». Но кто их будет печатать?

Свою точку зрения о «патриотической литературе» высказала Наталья Нестерова. «Книги должны быть интересными, – сказала она. – Патриотическая книга – это, скажем так, правильная книга. Но как заставить школьника читать правильные книги, если они не интересные? Мне кажется, книги должны быть не патриотические, а хорошо и интересно написанные, в данном случае – ин-те-рес-ные патриотические книги!»

Один из победителей литконкурса
им. Л.Н.Толстого – поэт Н.Ильченко»

Подарок от «Русского мира»
После этого российские писатели не совсем неудачно, как показалось автору этих строк, перевели разговор в русло издательских дел: они заговорили об отсутствии толковых редакторов в провинции, об исчезновении литературных критиков…

Весь этот фестивальный сыр-бор завершился перерывом, во время которого один из севастопольских литераторов (который, как выяснилось позже, вовсе не относился к их сообществу) подошел к Евгению Попову и сказал ему примерно так: вы нас не учите писать, а пригласите в Москву, мы приедем и покажем, как это нужно делать – писать книги! После этой неловкой ситуации севастопольский поэт Виталий Фесенко от имени всех присутствующих попросил у москвичей прощения. На что Е. Попов замахал руками: «Да не беспокойтесь вы, ради Бога! В своей жизни я и не такое слышал!»

Из всех этих разнополярных суждений, из всех этих споров и высказываний наиболее ярким в моей памяти осталось выступление одного из лучших в Севастополе поэтов, преподавателя русского языка и русской литературы школы-гимназии № 1 Бориса Бабушкина: «У нас, – сказал он спокойно и без всякого пафоса, – пришедших на фестиваль писателей одна задача: воспитать читателя! Потому что мы живет в такое время, когда от личной позиции автора и учителя зависит, как посмотрит на время, в котором мы живем, наш читатель, наш ученик и библиотекарь, который нам в этом тоже помогает.

К примеру, в Морской библиотеке Черноморского флота хранится экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве»… И мне кажется, что пока наши девятиклассники будут изучать эту книгу, пока они будут читать наизусть «плач Ярославны» и «золотое слово Святослава», останутся актуальными вечные слова о необходимости единства. Именно прикосновение учащихся к литературе, в которой поднимаются самые трудные вопросы, воспитает настоящего читателя и настоящих литераторов. И я убежден, что недалеко то время, когда лучшие из поэтов придут в школы воспитывать учеников!

 

Поэт Б.Бабушкин

Подарок от «Русского мира»
В завершении Б. Бабушкин прочитал фрагмент своего стихотворения «Учитель словесности»:

В наш век, обильный и губительный,
за каждый шаг и вздох в ответе,
поэт обязан быть учителем,
учитель – должен быть поэтом.

На Фестивале «Русская школа в Севастополе» много говорилось о необходимости налаживания контактов между севастопольскими и московскими писателями (гости из России активно поддержали этот призыв), о реализации различных форм сотрудничества, о проведении читательских конференций посредством Интернета и о многом, многом другом. Положительную оценку Фестивалю дали абсолютно все местные литераторы, но завершить свой материал я хочу, используя интервью с Б. Бабушкиным.

– Борис, что вы можете сказать о значении Фестиваля «Русская книга в Севастополе»?

– Думаю, что фестиваль продолжил работу, которая годами шла в душах тех, кто пришел на эту замечательную встречу с российскими писателями. Потому что мы очень часто ищем собеседника. Как писал Мандельштам, «Читателя! советчика! врача! на лестнице колючей разговора б!» Для меня этот фестиваль был праздником.

– Неужели писателю или, как вы, поэту, нужно так немного – встретиться, поговорить со своим коллегой…

– Здесь были не только писатели, но и читатели, с которыми можно было не только поговорить, но и помолчать о чем-то общем, объединяющем их. Лично для меня было очень интересно встретиться с Евгением Поповым. Для меня этот писатель – целая эпоха! Я давно читал его повести, и нынешняя встреча с ним напоминала встречу с моей молодостью, с теми мыслями, которые когда-то занимали меня…

– Какая же польза будет от этих встреч?

– Эта польза уже есть.

– Какая?

– Хочется писать, сочинять новые стихи…

 

Фото автора

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

На пути к «Большой Европе»

Сергей ГОРБАЧЕВ

«Дай Бог, чтоб мы были последними»

Сергей Юхин: Боюсь, что это будет война

3 комментария

Аватар
ра 24.09.2012 в 15:33

да

Ответить
Аватар
МЕСНЫЙ ПАДОНАК 24.09.2012 в 15:44

Очинь многа букфф. Ни асилил.

Ответить
Аватар
НЮ(рнберг) 24.09.2012 в 17:56

Здесь собрали очень разных писателей , да , мы их , в сегодняшнем их "множестве " , и не всех знаем . Я помню только , что Е.Попов в тяжёлые для Василия Шукшина времена очень его поддержал своими рецензиями на его рассказы . Сейчас , по -моему , его творчество, ближе к менталитету таких людей , как Ксения Собчак. А , Наталья Нестерова- это чисто "женский писатель ", коих сейчас множество , но , она всё же отличается от остальных своим тонким юмором . Самый интересный для меня из этой троицы- Дмитрий Емец . Быть детским хорошим писателем- нелёгкая работа , там фальш за версту видна . Но , он, ещё и большой знаток старины русской, интересно и много пишет о ней .

Ответить

Оставить комментарий