Крымское Эхо
Культура

Пиршество достойных людей в Парадизе

Пиршество достойных людей в Парадизе

Новое прекрасное событие появилось в Крыму. Симпозиум современного искусства в Новом Свете проходит уже в третий раз, но всё ещё может считаться новым — а актуальными такие новости будут всегда. В апреле российские художники собираются в Новом Свете и почти две недели пишут полотна на заданную тему, обязательно связанную с пространством, окружающим этот рай на земле (Парадиз, как назывался посёлок до выпивки Голицына с Николаем II). Два предыдущих симпозиума назывались Аrt-Орёл и Аrt-Сокол, то есть были посвящены горам, обрамляющим бухту.

Дмитрий Трубин

Подозреваю, что тема третьего симпозиума напрашивалась сама собой: она с носорожьей элегантностью выглядывает из-за горы Сокол и мыса Капчик – острыми пиками топорщится гора Караул-Оба (на фото вверху), но Арт-Караул уже был в нашей истории, и, похоже, назревает опять, поэтому, пока всем (за всеми) не пришёл караул, третье пиршество достойных мужей (исконное значение греческого symposion) назвали Art-Сосна.

Придумал симпозиум и пригласил коллег заслуженный художник России Дмитрий Трубин из Архангельска, гостиничный комплекс Новый Свет радушно принял творцов в своих апартаментах.

Участники симпозиума Art-Сосна в галерее современного искусства, созданной в Новом Свете

А вот здесь – внимание! – будет небывалое: не ради рекламы или «пяра», не заполнить номера, не прославить и воспеть имена владельцев, а исключительно ради покровительства искусствам. Нет, чтобы красиво поговорить о любви к Крыму, восхищении нашей природой – организаторы материализуют любовь и восхищение в хороших правильных делах: восстанавливают из руин и советского «шика» огромный гостиничный комплекс «Новый Свет», приглашают известных признанных художников со всей России пожить среди можжевельников, и, разумеется, сосен.

Марина Щелокова и Василий Власов

Номера в комплексе заняты уже сейчас (я пытался продлить на сутки, не вышло – занято всё! – весь комплекс забронирован до осени), а его владельцы попросили вообще нигде не упоминать их имена и не выкладывать их снимки. Их левая рука точно не знает, что делает правая, а потому я верю, что они по-своему служат искусству.

В Новом Свете собрались: члены Союза художников России Дмитрий Трубин, Владимир Наседкин, Татьяна Баданина, Василий Власов, Владимир Мигачёв, Валерий Гошко, Эдуард Кулиш, Екатерина Трубина; член-корреспондент Российской Академии художеств Александр Пономарёв; члены Московского союза художников Анатолий Горяинов и Елена Утенкова-Тихонова; живописцы Михаил Тихонов, Сергей Брюханов, Марина Щёлокова и Марина Рин.

Где я — а где художники, спросите вы, и этот вопрос терзает меня самого. Блогеров-ютуберов-тиктокеров, журналистов и просто фотографов из Крыма и материковой России, от Якутска и Казани до Ярославля и Северодвинска пригласили тоже, а наше участие в симпозиуме – это прогулки по Тропе Голицына и можжевеловым джунглям, восхождение на Караул-Обу, дегустация коктебельских вин и искренне удивлённый вид в Музее языков мира в Зеленогорье, да вот такие путевые заметки, размышления у парадного входа на вернисаж.

Чем дальше в арт, тем вкуснее шабаш

Участники симпозиума Art-Сосна, художники, журналисты, фотографы и блогеры, как уже сказано, не сидят взаперти, прикованные к мольбертам и ноутбукам: организаторы симпозиума устраивают знакомство с Крымом: поездки по достопримечательностям, в пещерные города и старинные монастыри, дегустации крымских вин и пешие экскурсии по окрестностям Нового Света.

Михаил Тихонов и журналистка из Казани Лилия Харисова обсуждают тенденции современного искусства

Современному «материковому» россиянину это необходимо, даже тем, кто учился ещё в советской школе. Там о Крыме если и упоминалось, то вскользь: на уроках географии про горы,  истории – о героических оборонах и освобождениях. А в новейшей истории российские школьники не знают о Крыме ничего, отсюда и распространённая дремучесть, когда речь заходит и о принадлежности полуострова, и о древности культур, государств и цивилизаций, считавших Крым своим.

Вот почему для Крыма так актуальны подобные просветительские проекты: вдохновляя художников, наполняя их воображение своими красками, формами и магией, расширять присутствие в пространстве искусства, а не только оголтелой лукавой пропаганды.

В Никитский Ботанический сад журналистско-блогерско-фотографический пул привезли вдохновляться произведениями садоводов, ландшафтных диза… нет, божеупаси, не дизайнеров каких-то, а мастеров садово-паркового искусства, а ещё живописью и скульптурой в музее НБС, блуждать в Лабиринте, успеть забежать в оранжерею с кактусами и парк Монтедор, и – это ведь хит сезона, его открытие! – тюльпанами, уже выстраивающимися в шеренги перед ежегодным парадом, самым мирным и добрым, какой только можно придумать.

Коктебель, площадка мадеризации

На завод марочных вин «Коктебель» лично я ехал – не поверите, а придётся, ведь просто выпить можно и не покидая чудесного парка ГК Новый Свет – не ради дегустации, а полюбоваться самой большой в Европе площадкой мадеризации. Более трёх с половиной тысяч огромных дубовых бочек просторно разлеглись на солнышке, а в них вызревает нектар богов, коктебельская мадера – и это не реклама, а гордость крымскими виноделами. Экскурсовод Александр Мартыненко и дегустатор-сомелье Мария Волосенко эту гордость развили и укрепили, а я честно попытался в дивных марочных винах уловить нотки чернослива, шоколада, и особенно автохтонного сорта винограда Шабаш.

Про уверенность в собственной правоте и безграничную любовь

Работы мастеров после вернисажа переходят в дар галерее современного искусства, которая – можно утверждать, имея в виду количество и уровень работ – уже создана инициаторами этого славного события в Новом Свете. Коллекция работ именитых художников, вдохновлённых конкретным местом и собранная в этом самом месте, начатая с нуля и растущая так стремительно – пожалуй, в Крыму это происходит впервые.

Единственный известный мне аналогичный пример, и то в позапрошлом веке: картинная галерея, созданная Иваном Айвазовским и подаренная Феодосии.

Достойность авторов, собравшихся на пиршество современного искусства, определяется формальными признаками: их работы известны во всём мире, экспонируются в престижных галереях от Петербурга до Нью-Йорка и от Милана до Стокгольма, они лидеры всевозможных биеннале, от венецианской до московской, лауреаты конкурсов и фестивалей, кураторы галерей и прочая, и прочая.

Для неформального непосредственного впечатления об уровне мастерства художников надо ехать в Новый Свет и идти в галерею. В отличие, скажем, от музыкально-театральных фестивалей, этот праздник остаётся с нами круглогодично. А дарить его себе можно много раз: эти работы воспринимаются совершенно по-разному, например, с бокалом шампанского на вернисаже, или после прогулки по можжевеловой роще, подъёма по Лестнице Тавров или когда, выбравшись из голицынских подвалов, по царскому примеру видишь всё в новом свете.

Полотна, вдохновлённые крымской сосной, здесь не про сосну – это про порывы ветра, свистящие в колючих кронах, про йодистый запах моря, смешанный с терпким привкусом хвои, про то, как переводишь дыхание, оставив позади Долину Ада и медитируешь на краю скалы, обращаясь то к Меганому, то к Аю-Дагу. Сосна, впрочем, тоже присутствует: моделью и соавтором многих работ, от прихотливых изгибов до хвои и коры на холсте вместо краски.

Ещё одна грань достойности художников открывается любопытствующему, если пройтись по их страничкам в соцсетях, увидеть их восторженные посты о Крыме и наткнуться на комментарии типа «…Крым, конечно, красив, но некрасиво аннексирован, а поэтому я бы туда ни за что не поехал…».

Мнением какого-то диванного либерала, не выучившего историю, безусловно, можно пренебречь, но его разделяют очень многие в России — от Грефа с его Сбером, устроившего нам фактически внутрироссийские банковские санкции, до кураторов Крыма, поощряющих уничтожение или осквернение уникального исторического и культурного достояния: в Керчи, в Феодосии, в Форосе, на Херсонесе и не счесть всего – так вот, чтобы после биеннале в Венеции приехать работать, выставляться и дарить картины Новому Свету, нужны сила воли, уверенность в собственной правоте и безграничная любовь к Крыму.

Про любовь по ленд-лизу

Памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю на задворках Ливадийского дворца, тем, кто его отыщет, бросается в глаза одной яркой деталью: колени у фигур, особенно у «дядюшки Джо», отполированы тысячами желающих забраться и попозировать. Обычно на эти колени вскарабкиваются барышни всех возрастов. Им наверняка неинтересны все исторические расследования, факты и воспоминания о войне, репрессиях, ГУЛАГе — с нынешним уровнем преподавания в школах, возможно, не все из них знают, по какому поводу собрались эти хмурые люди и о какой именно войне речь.

Ольга Голубцова представляет фильм и книгу

Вот поэтому от болезненно острого расхождения пропагандистских штампов, реальной истории и её практической интерпретации таким неожиданно пронзительным и трогательным оказался документальный фильм «Виза на любовь», снятый по книге писателя Ольги Голубцовой «Любовь по ленд-лизу».

На арт-форуме Art-Сосна в кинозале гостиничного комплекса Новый Свет состоялся просмотр фильма и творческая встреча с автором книги.

Это история любви моряков, приходивших с конвоями судов с военной помощью (ленд-лизом) Британии и США воюющему Советскому Союзу в северные морские порты, и российских девушек из Мурманска, Архангельска и Молотовска (сейчас Северодвинск).

Барышням, громоздящимся в Ливадии на колени бронзового Сталина (разумеется, не только им, но им-то в первую очередь!), полезно было бы знать, как эту любовь растоптали, а судьбы влюблённых изломали – лишь потому, что надобность в их любви отпала…

Правильный свет Нового Света

Затяжная холодная весна заволакивает крымское небо тучами и облаками, но нелёгкий прошлый год уже сдвинул приоритеты – дождику и даже апрельскому снегу крымчане радуются: прибавляется воды в водохранилищах и в горных карстах.

Облака на небе ещё и формируют хороший рассеянный свет, а их стремительное движение в порывистых потоках ветра ежеминутно меняет освещение, делает его непредсказуемым и драматичным.

Эти соображения актуальны и для братьев-фотографов, и для двоюродных братьев — художников. Наиболее везучие из них на днях завершили в Новом Свете очередной симпозиум современного искусства Аrt-Сосна. Крымская сосна, освещённая переменчивым светом самого холодного за всю историю метеонаблюдений апреля, стала символом и вдохновляющей темой симпозиума.

Некоторые крымские посёлки с момента основания имеют свою неповторимую атмосферу, своё отличие. Скажем, Симеиз – край аристократических дач и таких же нравов, порой ну прям совсем до голубой крови; Коктебель – богемный, раскованный: «…ах, что за славная земля вокруг залива Кокте…» — кто знает слова, пусть подпоёт. Новый Свет благодаря Льву Голицыну сразу стал столицей российского шампанского. Со временем имидж этих чудесных райских мест поистёрся и обветшал: с дач осыпалась штукатурка и лепнина, коктебельская бухта стала сточной ямой…

…а Новый Свет? а Новый Свет даёт новые надежды, что не всё прогнило в крымском королевстве: находятся люди с верой в прекрасное, с мечтой и возможностями её осуществить, с изрядным мужеством и несгибаемой волей преодолеть всё ещё сопротивляющееся гнильё. Гостиничный комплекс «Новый Свет» реконструируется, несмотря на сопротивление чиновничества, и там уже проступил облик прекрасного современного курорта, а имидж посёлка Новый Свет постепенно, но необратимо приобретает артистический шарм.

Разумеется, одной галереи современного искусства, основанной в Новом Свете, недостаточно для существенного влияния на душу и облик посёлка, погрязшего в «мини-отелях» из гаражей и сараев, но начало уже положено, лучик правильного света уже пробился сквозь мрак.

Для меня важно, что прерванная традиция покровительства искусству в Новом Свете возобновляется, и даже одного лучика может оказать достаточно, чтобы он освещал потомкам направление.

– Да ладно… — скажете вы; – да правда! – отвечу я: принимал же Лев Голицын в своём имении творцов, людей искусства, угощал же шампанским, скажем, Фёдора Шаляпина! И уже неважно, что Шаляпин никогда не давал концертов в гроте и голосом своим не бил бокалы – легенда ведь красивая и упорно живёт до сих пор, и туристам нравится, и продолжение имеет самое правильное.

А теперь пора предоставить слово художникам – пусть сами опишут свои впечатления.

Сергей Брюханов, москвич, очень хороший человек и блистательный художник:

Крым — это ощущение простора
Сергей Брюханов

 

– Крым – это ощущение свежести, широты, простора. Меня самого здесь становится как бы больше; фантазия по-другому работает в окружении этих можжевеловых рощ, высокого неба, моря… Крым – это, безусловно, место силы, сопоставимое по воздействию на человека, например, с Тибетом. Мы были в Тибете, как раз под миллениум — путешествие из тех, что оставляют шлейф на всю жизнь, паломничество у нас такое было: Володя Наседкин, Таня Баданина, Саша Пономарёв, нам есть с чем сравнивать…

 

Я в Крыму каждый раз рисую что-то совсем другое относительно того, что я делаю в Москве. Стиль, безусловно, остаётся: колоризм, моторика, вот эти вздрагивания, это всё сформировавшееся, но, как бы это попроще выразить… здесь мгновенно торкает! Вот едешь, ещё не знаешь, что будешь рисовать, а оказался здесь – и сразу же озаряет. И в каждый мой приезд в Крым – то же самое…

– А с чем это можно сравнить? Что ещё торкает так же ощутимо?

– Многое торкает. Женщины. Как художника, разумеется. А важнее всего – Крым дарит ощущение полёта. Свои композиции я осознанно лишаю гравитации, низ везде облегчённый, а всё контрастное, сущностное, важное – оно выше… Хорошо «насмотренный» зритель – он ведь именно этого взыскует в искусстве. Зачем ему реалистичное изображение каких-то ёлок? Он что, в лесу ёлок не видел? В этой работе – мои ощущения от шума сосны, от окружающего света и простора, – вот этого он ищет, мой зритель!

Катя Трубина, художник и филолог:

Здесь я испытываю трепет и восторг!
Катя Трубина

– Я из Архангельска, но живу и работаю в Москве. Здесь я потому, что мне очень интересна тема сосны, крымской сосны: она такая ломаная, изогнутая, скрученная, выразительная… мне нравится такой нервный рисунок, такая тема. Здесь я не в первый раз, я участвовала в предыдущем симпозиуме, когда мы писали гору Орёл, а всего в Новом Свете я уже раз в пятый…

В Крыму работается совсем по-другому, чем, скажем, в Архенгельске или в Москве. Да, тут и солнце другое, и природа, но, во-первых, мы приезжаем сюда большой компанией, здесь рядом пишут по-настоящему большие признанные художники, рядом с которыми я чувствую себя маленьким восхищённым ребёнком; это одновременно очень приятно и очень страшно – это такой хороший страх, точнее, трепет, соответствуешь ли ты заданному уровню.

Это и заданные рамки – тема и время, обычно я работаю без каких-то обозначенных сроков, а здесь условия дисциплинируют: тебе дают тему, и ты должен с ней сжиться, разобраться. Во-вторых, работается здесь просто суперприятно и из-за творческого окружения, и в окружении этой потрясающей природы.

В «обычной» жизни, то есть не в Крыму, я терпеть не могу работать рядом с кем-то. Мне нужно быть одной. Даже когда мы с папой работаем в одном помещении, мне некомфортно, я лишь делаю вид, что работаю, а сама ничего не делаю или просто убегаю куда-то, например, мыть кисти. Ну не могу я, когда он смотрит, даже когда ему нравится – мне это не нравится, папин авторитет довлеет, мне хочется вырваться из-под его влияния, даже самого благожелательного, и сделать работу самостоятельно.

Это собрание художников прекрасно возможностью пообщаться, поговорить, послушать мнения потрясающе интересных людей обо всём на свете – это идеально и очень здорово.

– А вот на вас тельняшка. Вижу, что настоящий флотский тельник. У него есть история?

– Это папин подарок, он ведь закончил мореходку, и вообще вся его история связана с морем. Он нашёл тельняшку в каком-то чуть ли не антикварном магазине, а я с удовольствием ношу. А ещё это ну прям индикатор людей в теме, кто может отличить настоящую тельняшку от сувенирной, например, Александр Пономарёв.

Александр Пономарёв, художник из Москвы:

Крым – мистический, фантастический, несравненный
Александр Пономарёв

– На вопрос, зачем мне этот симпозиум, отвечу: не знаю, зачем мне этот симпозиум. За мою творческую жизнь такое количество было форумов, симпозиумов, собраний, пленэров… Только в венецианской биеналле я участвовал восемь раз, представлял Россию в российском павильоне. Для широкого круга ваших читателей – это как представлять свою страну на Олимпийских играх. Для художника это очень важная ситуация.

Крым… Ещё ребёнком, с мамой, мы ездили в Крым, жили в Судаке, был и в Новом Свете. Это такая ностальгическая, поэтическая причина. Потом я служил в Крыму – юным офицером, в Севастополе, в Балаклаве… Эти чувства очень важны для художника и поэта – я ведь ещё и стихи пишу. А ещё мне очень важно увидеть море, вот так, в межсезонье. Да и компания прекрасная сложилась – все интересные художники; с кем-то мы знакомы по тридцать лет, по сорок — и тут же знакомимся с молодыми художниками… Про связь поколений – это не слова, это вот здесь и происходит…

Что бы я сказал, приглашая друзей в Крым? Скажу, что вино есть, неплохое, но и в этом Крыму нужно совершенствоваться. Рыбы значительно меньше стало, но если знать места – то можно найти хорошую. Природа удивительная, даже фантастическая, несравнимая ни с чем, народ хороший. Но на то они и друзья, чтобы их не приходилось убеждать – собрались и поехали.

А ещё во время этих симпозиумов мой внутренний взгляд, моё сознание артистическое работает здесь очень эффективно: сочиняю стихи, возникают впечатления, возвращаются воспоминания… Люблю с людьми разговаривать, слушаю рассказы, как здесь живётся. Мистические ощущения – бывают и мистические события.

И вот отсюда, из Нового Света, я хотел бы передать привет своим друзьям, живущим в Одессе, Днепропетровске, Москве, Екатеринбурге, Мурманске, Санкт-Петербурге, Венеции, Париже, Милане, Нью-Йорке, на исследовательских станциях в Арктике и Антарктиде, и много ещё где: передать привет и попросить всех вместе подумать, как бы нам сохранить природу, сохранить климат, сохранить человеческие нормальные отношения… Это я считаю самым важным.

Марина Рин, художник, Москва:

Зарядиться энергией моря и гор…
Марина Рин

– Как художник на пленэре я в Новом Свете во второй раз. Первый раз – студенткой Академии художеств, два месяца на практике мы писали, наблюдали, наслаждались природой.

Основная моя тема в творчестве – взаимодействие человека и стихий, а потому для меня Крым – энергетически очень сильное место, каким бы привычным и устоявшимся ни было выражение «место силы», но он такой и есть, я это каждый раз ощущаю здесь. Вот почему для меня возможность поучаствовать в таком интересном проекте стала большой радостью. В прямом смысле зарядиться этой энергией, пропустить её через себя и направить в свою работу, в произведение, и через холст попытаться транслировать зрителю.

Эта особая крымская энергетика очень сильно резонирует с моим внутренним мироощущением, мы с Крымом здорово подходим друг другу. Особенно эти пространства, которые находятся между горами и морем…

– …для крымчан и большинства отдыхающих они называются просто: пляж…

– …а для меня не просто пляж. Это особая сфера, в которой соединяется несколько стихий, и они приводят меня в особенное творческое состояние, их энергия просто пронизывает меня насквозь…

Фото автора

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Людей оценило: 41

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Молитва пирамид

Людмила РУСИНА

Послевкусие Коктебеля

Джино МИНИХ

Эфиры Ирины Обуховой

Степан ВОЛОШКО

Оставить комментарий