Несколько сотен человек за минувшие десять лет углубили свои познания по истории государства Российского благодаря организуемому Комитетом по внешним связям администрации города на Неве Международному культурно-историческому университету.
Если учесть, что эти слушатели сами являются преподавателями средних и высших школ, а также краеведами и деятелями русских общин, — можно быть уверенным, что эти знания от них перешли далее к тысячам российских соотечественников в разных государствах.
.
Комендантского дома Петропавловской крепости
Консолидировать соотечественников за рубежом, сохранять их этнокультурную самобытность и укреплять связи с исторической родиной — эти цели, поставленные городской Программой «Соотечественники», невозможно достичь без опоры на историческую составляющую национальной идентичности. Иными словами — без того, чтобы каждый, считающий себя связанным с Россией, знал её великую историю. Великую в том числе и в своей противоречивости, неоднозначности, драматичности и увлекательности. Именно такой она и представала все эти годы в лекциях и занятиях петербургских учёных-историков с соотечественниками.
В 2013 году Культурно-исторический университет в Северной столице прошёл уже в десятый раз.
По сути, проводимый в Петербурге Культурно-исторический университет является образовательной программой, курсами повышения квалификации для историков и преподавателей истории. Такие мероприятия организуются Комитетом по внешним связям ежегодно, начиная с 2004 года, когда они получили поддержку и со стороны президента России. За эти годы формат проведения программы несколько изменился.
До 2009 года образовательная программа состояла из двух частей — аудиторных лекций и участия в археологической экспедиции Института истории материальной культуры в Старой Ладоге. С 2010 года Культурно-исторический университет для соотечественников — это двухнедельный курс лекций в Санкт-Петербурге. Их готовят и читают крупнейшие специалисты, являющиеся ведущими сотрудниками академических институтов и музеев, докторами наук и профессорами вузов города на Неве. К
Каждый год у программы новая общая тема, и вот некоторые из них: «200-летие Отечественной войны 1812 года», «1150-летие российской государственности», «История России в архивных документах, введённых в научный оборот в 2000-2011 годах», «История и культура русского зарубежья», «История русских революций»… И в рамках каждой темы — порядка двадцати лекций, многие материалы которых уникальны.
Петропавловский собор
При этом организаторы (как, впрочем, и при проведении мероприятий для иных категорий соотечественников) стремятся сделать программу максимально яркой и запоминающейся. Где же рассказывать о прошлом, как не в интерьерах различных исторических зданий! Как обойтись на исторических курсах без посещения музеев разных эпох! И, конечно, всякий раз образовательная программа сопровождается культурной.
Получение новых знаний подтверждают соответствующие сертификаты, которые, конечно, становятся важной строкой в резюме каждого слушателя.
Начальник Управления координации государственных программ по межнациональным отношениям и связям с соотечественниками за рубежом Вера Сахарова говорит, что среди участников есть и такие, кто систематически повышает на них свою квалификацию, но велик и процент ежегодного обновления состава. В любом случае, уровень мероприятия очень высок — поэтому высоки и требования к желающим. Спрос, как правило, превышает предложение, и отбор идёт через дипломатические представительства Российской Федерации, Российские центры науки и культуры в зарубежных странах.
49 историков из 15-ти государств собрались в Петербурге и нынче. В 2013 году юбилейный Культурно-исторический университет впервые прошёл под новым названием «История государства Российского», и перекличка с Карамзиным была не случайна: на сей раз лекции посвящались разным этапам истории династии Романовых, 400-летие которой отмечается в этом году. Символично и то, что «стартовали» курсы там, где более трёх веков назад родился сам Петербург, а сейчас покоятся российские императоры, — на Заячьем острове, в Петропавловской крепости.
Лекции проходили также в Горном институте, в музее-усадьбе Державина и Мемориальном музее-квартире Пушкина. Кроме того, слушатели посетили выставку живописи и скульптуры к 400-летию Дома Романовых в Михайловском замке, экспозицию «За веру и отечество. Династия Романовых и армия» — в Военно-историческом музее артиллерии и выставку «Поэт и царь» — в Институте русской литературы (ИРЛИ), а в Михайловском театре могли насладиться оперой «Травиата».
В лекциях «романовский» период русской истории был представлен через все его узловые моменты. Аудитория узнала о том, что «выборность» первых Романовых не надо мерить сегодняшними категориями, что эпоха цариц на русском троне в XVIII веке удивительным образом переплеталась с нравами Домостроя, что идеей модернизации России «горели» многие обладатели русской короны, что кавказская политика берёт своё начало не в знаменитых войнах середины XIX столетия, а в эпоху Ивана Грозного, услышали разные оценки деятельности Петра Великого…
— Лекторы стремились уйти от «затверженных» образов, формулировок. К примеру, трагедия Николая Первого была в том, что он искренне стремился реформировать Россию, держал на столе выписки из проектов декабристов, понимал необходимость реформ, но… не мог решиться на них — ему не хватало политического мужества, решимости реформатора, образования. Или взять, например Александра Первого, который в 1812 году возвысился над своими недостатками и предрассудками, повёл себя мужественно и ни на каких условиях не хотел заключать мир с Наполеоном, и того поразила эта непривычная неуступчивость русского царя, — приводит примеры научный руководитель культурно-исторического университета, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, профессор Евгений Анисимов.
Евгений Викторович отмечает, что курсы ни в коем случае не ставили имперско-ностальгических задач (что, кстати, отметили и сами гости), их главный посыл был такой: мы с вами все «в одной лодке», мы все европейцы и наша история — часть истории Европы, она наша и ваша; при этом мы к нашей истории неравнодушны, но и не станем ничего в ней «замазывать». И честная, многосторонняя картина аудиторию совсем не оттолкнёт, потому что лекции читают люди толерантные и увлечённые, а слушатели увидят в далёких событиях актуальные аналогии и сравнения.
Профессор хорошо отзывается и об аудитории:
— Слушатели этого года были на редкость хорошо подготовлены, доброжелательны, полны интереса к России, её истории. Отчасти это связано с тем, что приехали люди относительно молодые. Их отношение к России современной — в целом благожелательное. Они довольно отчётливо отделяют людей нашей страны от порой неуклюжей политики власти. И всё это — в атмосфере прелестной осени Петербурга. Один из слушателей сказал, что он ходил по улицам Петербурга и чувствовал себя, как будто он дома. Другая каждый раз повторяла, что с огромным наслаждением слушает русскую речь в петербургском произношении на улицах города…
Действительно, теперь самое время послушать и оценки из уст участников санкт-петербургских Международных культурно-исторических университетов последних лет.
Прежде всего, соотечественники-историки отмечают качество приобретённых в Северной столице знаний и очень дорожат тем, что слушали и имели возможность задавать вопросы профессионалам высочайшего класса.
Вручение сертификатов участников.JPG
— Аналитический и критический подход к преподнесению истории позволил заглянуть, так сказать, на «кухню» исторической науки, понять сложность и неоднозначность интерпретации исторических фактов и свидетельств. Интересно было отметить и влияние личностных качеств монархов на ход истории, — считает Марианна Дроздова из Эстонии. А её коллега Игорь Калакаускас признаётся, что первый раз в жизни потерял счёт времени на экскурсии, слушая рассказ о Пушкине, который вела заведующая Музеем-квартирой поэта на Мойке доктор филологических наук Галина Седова.
За радостью от обретения новых знаний (прекрасная сама по себе черта!) соотечественники не забывают и об их практической ценности в своей работе на благо диаспоры. Так, учитель из Латвии Наталья Шкестере подчёркивает, что главным адресатом подобных историко-культурных проектов, на самом деле, являются не учителя, а дети соотечественников, которые благодаря этому «не теряют Россию».
Важно и участие в этих курсах вместе с педагогами общественных активистов, журналистов — в результате появляются дополнительные возможности для просветительской деятельности. Учёный-историк из Молдавии Сергей Суляк напоминает, что исторические знания всё же необходимы соотечественникам и в мире идеологических споров и информационных войн: например, чтобы аргументировано отвечать на пресловутые требования о «покаянии России».
Участники культурно-исторических университетов заинтересованы в их будущем развитии, для чего, в частности, предлагают привлекать к ним и большой научно-культурный потенциал зарубежных российских соотечественников, то есть повысить «интерактивность» мероприятия. Обратная связь, впрочем, есть уже и сейчас.
— Она устанавливается у нас со многими слушателями, — подтвердил профессор Анисимов. — Идёт обмен книгами и идеями, да и личные отношения завязываются. Для нас оказывается важным каждый отзыв в социальных сетях. Я сейчас думаю, как помочь в издании учебных пособий по истории России для русских в Молдавии.
Евгений Анисимов отметил, что чувствует свой и коллег по историческому «цеху» долг перед всеми, для кого Россия — не пустой звук, ибо нельзя отдавать интерпретацию истории страны ксенофобам, невеждам и прохвостам. Эта просветительская деятельность также доказывает, что живущие в России не забыли братьев по крови и русскому слову.
— Конечно, город и так выделяет много средств на эти университеты, но мне бы хотелось проводить «профессорские десанты» хотя бы в близлежащие страны, где есть диаспоры, и читать курсы истории более широкому кругу русскоязычных граждан этих стран, — смотрит в завтрашний день именитый петербургский историк.
Каждое новое мероприятие для соотечественников-историков обогащает и их, и всю жизнь Русского Мира. Но «кладовые» исторических познаний Санкт-Петербурга поистине неисчерпаемы, и город готов вновь и вновь щедро открывать их.
Фото на память
2 комментария
Закономерно и естественно будет справиться у автора…А КТО ТАМ БЫЛ ОТ КРЫМА?
Что за молодое дарование представляло русскую общину Крыма?
Уже второй раз мы читаем за эту…великодержавно-романовскую встречу и ни разу за конкретного крымского счастливца.
Пора уже раскрыть тайну Полишинеля.
Я боюсь попасть в точку,но не то ли это молодое дарование в красной рубашоночке?
В любом случае нужна ясность!
Три мужика на такую компанию. То ли мужиков-историков на просторах бывшего СССР не осталось, то ли здесь дискриминация по половому признаку, гы-гы-гы…