Крымское Эхо
Архив

Переяславская Рада: 357 лет спустя

Переяславская Рада: 357 лет спустя

Кирилл ГУБА

Сейчас, по прошествии более чем трёх с половиной веков, мы смотрим на переяславские события со своей временной перспективы, находясь в совершенно иной политической реальности. Очередная годовщина даёт повод вспомнить прошлое и задуматься о значении и влиянии этого прошлого на последующую историческую судьбу двух братских народов и русской цивилизации в целом. Переяславская Рада стала событием огромной важности, в результате которого русский царь Алексей Михайлович принял под своё подданство запорожских казаков вместе с населёнными ими землями части Левобережной Украины.

Помимо собственного геополитического значения для тех времён, воссоединение стало началом собирательства прежде раздробленного цивилизационного пространства в рамках одного государства. С этого момента Московское Царство и позже Российская империя уверенно двигались на юг, к Чёрному морю и Крыму. Южный вектор был осознан давно, он фигурировал ещё в Киевской Руси. Военные походы древнерусских князей на Константинополь и Крым, сменяемые периодами мира и приоритетного сотрудничества с Византией наглядно это демонстрируют. В народном мышлении существовал особый образ юга и чёткая установка стремиться туда. Но так сложилось, что только 1654 год стал решающим в историческом процессе. С этого момента, когда свершилось воссоединение малороссов и великороссов, главной головной болью недавно освободившегося от татаро-монгольского ига русского государства стал юг ─ манящее море и колыбель русского православия, но одновременно источник набегов и разорений, чинимых татарами. Учитывая все эти факторы, южный вектор русской державной политики был соответствующе переосмыслен и стал более мощным, напористым и системным.

Современные историки и политики по-разному оценивают личность Богдана Хмельницкого, до сих пор идут споры о мотивах, толкнувших его к столь знаковому и поворотному решению. Для одних он так и останется политическим конъюнктурщиком, выбравшим наиболее выгодный для своих властных интересов вариант. В глазах других Хмельницкий видится ненадёжным и непостоянным политическим предводителем, бросавшимся из стороны в сторону и из одной крайности в другую. Третьи же считают его настоящим патриотом и радетелем единого отечества. А четвёртые вообще относятся к его личности с враждебностью и считают политическое решение Хмельницкого чёрным пятном в истории Украины. Но всё это, так или иначе, отходит на второй план. Главное внимание обращено на сам факт воссоединения близких этнолингвистически и единых по вере, культуре и истории народа. Цели и последствия 1654 года ─ вот что имеет первостепенное значение для будущей исторической судьбы русских и украинцев. И каким будет это будущее, общим или раздельным для двух народов и для русской цивилизации в целом зависит также от того, какое внимание мы уделяем своему прошлому и извлечём ли верные уроки из истории.

В своё время Никита Хрущёв в 1954 году приурочил передачу Крыма в состав УССР к празднованию 300-летия воссоединения России с Украиной и преподнёс как подарок полуостров братской Украине. Большинство из высших партийных чинов тогда и вообразить не могли, что в 1991 году могущественная сверхдержава треснет по швам и Крым с Севастополем окажутся в составе независимой Украины, что в официальных учреждениях Крыма весь документооборот будет вестись на украинском языке, а вместо всесоюзной здравницы ЮБК превратится в сплошной пояс коттеджей. Как в известной поговорке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!». Явно ничего не подозревая, одним росчерком пера была запущена мина замедленного действия. Благо, сапёры пока не перевелись.

Американский политолог Самуил Хантингтон в своей ставшей классическим трудом по геополитике книге «Столкновение цивилизаций» справедливо заметил, что, отдав приоритет Кучме над прозападно ориентированным Кравчуком во время президентских выборов июля 1994 года, украинский народ по прошествии более трёх веков подтвердил политический поступок Богдана Хмельницкого во время Переяславской Рады. Известен и тот момент, что Богдан Хмельницкий называл себя человеком русским. Но неверно считать, что данное обстоятельство направлено на оскорбление украинцев. Необходимо просто понять, что в те времена жители территорий значительной части современной Украины справедливо считали себя русскими, чувствуя свою ментальное единство с оными.

Определяя Переяславскую Раду как ключевое событие в жизни русских и украинцев, следует отметить, что она показала нашим народам позитивный пример, который до сих пор удерживает нас если не от всех, то от многих роковых ошибок. Стягивание военных сил на Тузлу, украинская экономическая блокада Приднестровья, военное противостояние за Сарычский и другие маяки, заявления о недопуске кораблей Черноморского флота в Севастопольскую бухту после войны в Южной Осетии и многие другие лихие шаги горячих голов не переросли в боевые действия и кровопролитие.

Если верить поговорке «Украинцы долго запрягают, но легко рванут», которой щедро разбрасываются украинские националисты, грозя пальцем в сторону Кремля, то она должна вот-вот сработать по отношению к Румынии. Тем не менее, её притязания на территории Украины, открыто высказанные первыми лицами государства, не считая отобранного шельфа вокруг о. Змеиный, были восприняты Киевом как норма. Остаётся только гадать, стоит ли Румынии объявить о претензиях на Крым, чтобы украинский МИД пробудился ото сна? С другой стороны, сон Киева какой-то паранормальный, поскольку Россия официально признала украинский статус Крыма и Севастополя, но всё равно расценивается как излучатель экспансии.

Во многом, успешный старт воссоединения братских народов гарантировало единство веры, именно этот аргумент фигурировал в присяге казаков на верность русскому царю Алексею Михайловичу. Православие сыграло роль главного звена, связавшего малороссов и великороссов крепкими историческими и политическими узами на несколько столетий вперёд. Поэтому неудивительно, что православие для восточных славян больше чем просто религиозная принадлежность. Это часть культуры, важный элемент государственной жизни русского государства. Недаром великий русский учёный Н. Я. Данилевский относил православную веру к фундаментальным чертам конструируемого им славянского культурно-исторического типа. Думается, что сохранением плодов Переяславской Рады в умах народов мы обязаны не в последнюю очередь православию, вздохнувшему с новой силой после распада СССР, будучи прежде значительно ограниченным в своей деятельности. Исключительная важность православной веры для истории и современности двух братских народов объясняет, почему попытки отдельных кругов на Украине расколоть церковь вызывают такой острый общественный резонанс в обоих государствах. Печально нынешнее положение, когда между Украиной и Россией, а точнее их правящими верхушками, остаётся немало неразрешённых противоречий в вопросах истории, религии и культуры.

Однако не одни только Майданы и газовые войны происходили за постсоветское время в российско-украинских отношениях. Позитивные сдвиги есть, причём достаточно серьёзные. Не только Оранжевая революция «красит» политическую историю Украины. Важнейшим достижением двух братских народов стали Харьковские соглашения Януковича-Медведева. Кстати, между Переяславом 1654-го и Харьковом 2010-го отчётливо прослеживается параллель. Военное, политическое и историческое значение заключённых актов в обоих случаях огромное и причины практически одни и те же. Как тогда, так и сейчас Украина стоит перед поглощением Западом. Изменилась только ткань и это поглощение сегодня идёт не военно-политическими, а экономическими методами. Можно сколько угодно глаголить об экономических интересах Киева и военно-стратегических задачах Москвы, решённых в ходе подписания Харьковских соглашений. И в немалой степени это окажется правдой. Но правдой является и другое, что Янукович не сделал бы такого шага без давления, которое на него оказывал народ, желавший этой самой нормализации отношений с Россией. После бесчинств Ющенко люди буквально толкали Януковича на такие кардинальные шаги.

Доводы некоторых экспертов, красующихся своей «научной объективностью», о сугубо прагматических интересах Киева и Москвы описывают лишь надземную часть айсберга. А подземной частью было давление народов, которое испытывало и украинское, и российское руководство. И кто знает, удержался бы Янукович на своём посту во второй раз, если бы не подписал Харьковские соглашения. И Богдан Хмельницкий тоже, каким бы коньюнктурщиком его не называли, просто не мог плевать на народ. Более того, его армия действительно была народной, поскольку состояла преимущественно из крестьянской бедноты. И нет необходимости подробно объяснять, что жители принятых под опеку Москвы земель были в основном селянами.

Русский Мир, русское историческое и национальное самосознание однозначно разделяют позицию, что Переяславская Рада была естественной необходимостью народов, их взаимным притяжением. Шаткой была бы власть того государя, который не прислушался бы к мнению своего народа по столь глубинному вопросу. И вообще, остался бы он государём?

Размышляя о Переяславской Раде, невозможно обойти стороной перспективы на будущее, поскольку осмысленные в настоящем удачные исторические примеры становятся руководством к действию в дальнейшем времени. Уже сейчас есть основания считать, что перспектива грядущего воссоединения России и Украины существует. Её предпосылки видятся в крайне опасном состоянии украинской экономики ныне и в обозримом будущем, причиной чего послужили транши Мирового Валютного Фонда. Страна находится в огромной долговой яме, она на грани дефолта. Конечно, украинская власть прилагает определённые усилия для минимизации рисков. Её можно понять, она хочет и дальше рулить страной. Но даже если Украина выстоит, то неизвестно, сколько времени ей придётся работать на возврат долга. Ведь МВФ поставил суровые условия, причём даже с евроинтегрированной Грецией не особо церемонились. В этих условиях Россия самостоятельно справилась с последствиями экономического кризиса и даже успела сама раздать кредиты некоторым странам. У кого, как не у России, Украина попросит помощи от экономического краха? Кто, как не Россия, готова помочь Украине при наиболее выгодных для последней условиях? Таким образом, следующее воссоединение, вероятно, начнётся с экономики. А какие обороты оно станет принимать дальше, предмет отдельного разговора.

Вот так сразу и обнадёживающий, и удручающий вывод. Наверное, такова историческая судьба, что путь к объединению двух братских народов с общим прошлым и светлым будущим лежит через очищение горем.

 

На фото вверху — автор

 

18 января 2011 года

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

С днем освобождения, Симферополь!

Борис ВАСИЛЬЕВ

О том, на что хватило интереса

Борис ВАСИЛЬЕВ

Статистика не совпала с личным опытом

Ольга ФОМИНА

Оставить комментарий