Крымское Эхо
Блоги Культура

Оставьте художников в покое!

Оставьте художников в покое!

ЖЛОБЫ ДОЛЖНЫ ЧУВСТВОВАТЬ ВАКУУМ ВОКРУГ СЕБЯ

Я сижу в небольшом кабинете, лишённом каких-либо начальственных атрибутов — только скромная мебель да несколько фотографий на стене. Напротив меня — хозяин кабинета Александр Демьянович, похожий на доброго дедушку Мороза, и Наталья, хрупкая молодая женщина с лучистыми глазами и проникновенным голосом, вполне себе Снегурочка.

Я слушаю их рассказ о проблемах, тревожащих их и их друзей уже не один год, а сам нет-нет, да и бросаю взгляд в окно кабинета. Из этого окна открывается «шикарный» вид на позор Симферополя — многоэтажную «крабовую палочку», отгроханную на месте бывшего кинотеатра «Мир». А нахожусь я в этом кабинете и слушаю моих собеседников для того, чтобы попытаться внести свои «пять копеек» в недопущение поползновения к возникновению (уф! неужели без ошибок написал?) на том месте, где проходит наша беседа, подобного архитектурного гоблина.

Именно эта хрупкая женщина, Наталья Пуголовок, возглавляет борьбу художников против этого фактически рейдерского захвата. Носил бы шляпу — снял бы перед ней

И это при том, что здание, вернее, комплекс зданий, о котором пойдёт речь, тоже далеко не Массандровский дворец, но здесь дело не в форме, а в содержании. Этот комплекс зданий находится в Симферополе на улице Лодыгина, и располагаются в нём художественные мастерские. Александр Демьянович Навальнов — заместитель директора этих мастерских, а Наталья Пуголовок — художница, член правления Союза художников Крыма.

Так получилось, что именно они выдвинуты, так сказать, на передний край борьбы за сохранение мастерских (да и не только их), ибо лакомые кусочки земли, на которых стоит принадлежащая Союзу художников недвижимость, не дают покоя тем, для кого в Крыму, похоже, закон не писан — господам застройщикам.

У переломных времён, а они сменяют друг друга с 1985 года, — свои «герои», причём чаще именно в кавычках; «герои» из литературы, кино и т. д., ассоциации с которыми помогают понять суть того или иного отрезка времени.

Так, позднеперестроечные годы называли «временем Остапов Бендеров», хотя подлинным их «героем» был, пожалуй, Александр Корейко. Девяностые — время наглого, омерзительного обманщика и хама Тарантьева из гончаровского «Обломова». Когда говорят об этом романе, обычно сосредотачиваются на противопоставлении характеров Обломова и Штольца, а о Тарантьеве как-то забывают, а ведь персонажик-то сочный, и, к сожалению, живучий!

А сейчас на сцену вышел Ермолай Лопахин из чеховского «Вишнёвого сада». Человек яркий, харизматичный, сделавший себя сам, но при этом перешагивающий даже через близких ему людей ради достижения своих, прежде всего меркантильных, целей. «Лопахиным» наплевать на красоту, духовность и душевность; право на жизнь, согласно их точке зрения, имеет лишь то, что приносит доход.

Причём, наиболее страшно то, что у «лопахиных» психология победителей; остановить их если не невозможно, то крайне сложно: пользуясь шахматной терминологией, это бывшие пешки, прорвавшиеся в ферзи. Ведь и у Чехова Лопахин торжествует: вишнёвый сад вырубается, никому оказавшийся не нужным старик Фирс обречён, а доход обеспечен!

А сейчас посмотришь вокруг — то же самое творится! Карьеры, уродующие крымскую природу, многоэтажки в зелёных зонах и на месте угробленных горе-правителями предприятий… Насколько удалось узнать, даже еврейское кладбище на ул. Широкой собирались застраивать — но там всё-таки протесты местных жителей впустую не пропали. В пригородах Симферополя кое-кому даже придомовые садово-огородные участки, последняя отрада живущих в этих домах пенсионеров, и то мешают — как же, парковки ведь важнее!

Комплекс художественных мастерских на ул. Лодыгина. Попытайтесь соединить эти фото в единое целое и представить, каких масштабов снос там готовится

Вот и художественные мастерские хотят сделать очередным «вишнёвым садом». И это несмотря на то, что построены эти мастерские на деньги самих художников методом, по сути, народной стройки, и вся их структура приспособлена именно для творчества. Только вот навара-то от этого творчества никакого — рассуждают «лопахины».

Заполучить мастерские возжелала организация, название которой натощак и не выговоришь: Государственное автономное учреждение «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым». (Сразу же возникает ассоциация с недоброй памяти Госкомимуществом, возглавляемым в своё время Чубайсом). Сия контора, в случае овладения территорией, на которой стоят мастерские, будет иметь право сразу же определить их под снос и передать землю под застройку кому угодно.

Территорию уже посещали землемеры, которые на просьбу хозяев-художников предъявить документы, разрешающие замер, просто послали их по известному адресу. Вот против этих попыток фактически рейдерского захвата уже не первый год ведут борьбу художники во главе с Александром Навальновым и Натальей Пуголовок, от которых в личной беседе я и получил основные сведения.

Но, увы, судебные иски, предъявляемые художниками к невыговариваемой организации, пока проигрываются… Надо сказать, что это дело такое, суды. Порой создаётся впечатление, что они в угоду сильным мира сего поворачивают дышло закона «то туды, то сюды». Пример — история с «Кубом». Вот этот архитектурный выкидыш, который нужно было сносить без разговоров, защищали в судебном порядке несколько лет — а почему? А не исключено, что и потому, что посреди площади Куйбышева многоэтажку не воткнёшь, а от обычного благоустройства этой площади дохода «лопахину» с гулькин орган дыхания.

Справиться с «Кубом» удалось лишь тогда, когда за дело взялся независимый калужский суд. А сколько ещё в Симферополе таких кубоподобных «шедевров»! На одной только улице Лермонтова их два. А в начале улицы Казанской?.. А в парке Шевченко? И ничего, стояли и будут стоять, как работа у лодыря, а вот то, что нужно для конкретного дела конкретным, но небогатым людям, приносится в жертву чьей-то алчности.

***

Кальянная с многозначительным названием «Дым культуры» в здании выставочного зала

Возникает вопрос: а куда же смотрит руководство Союза художников Крыма во главе с А. И. Павлючеком, почему не бьёт во все колокола? А им, оказывается, тоже «не до горячего, самих раскорячило». Историческое здание бывшего Симферопольского почтамта, в котором с Союзом художников соседствовал известный всем симферопольцам выставочный зал, закрыто. На него тоже есть претенденты: например, Художественный музей, которому, что ли, своих помещений перестало хватать?

А возможно, что дело опять-таки в деньгах: как это так, в эпоху дикого капитализма — и вдруг бесплатный выставочный зал! Непорядок, однако! Да ладно музей! Знаете, даже меня, того ещё циника, зацепило: это же надо было додуматься, пусть и в подвальном помещении, но всё же храма искусства, устроить… кальянную! Да ещё с откровенно издевательским названием: «Дым культуры»!

Почивший в бозе, он же давший дуба художественный салон. Кондиционер снимают…

Расположенный рядом художественный салон-магазин вообще приказал всем нам долго и счастливо жить, хотя какая-то возня в опустошаемом помещении идёт. Интересно, под что собираются использовать очередную освободившуюся «точку» в центре города? Логично было бы, например, под похоронное бюро. И название ему дать — «Последний гвоздь». Конечно же, в крышку гроба всё той же культуры, от которой такими темпами скоро и дыма не останется…

Все эти печальные для крымских художников события увязывались с именем одного человека — «министра бескультурья» А. В. Новосельской (её ещё в народе «директором прачечной» называли). Сейчас Арина Вадимовна отправлена на свалку истории, хочется верить, что навсегда, но, увы, её преемница г-жа Манежина и пальцем не шевелит, чтобы помочь художникам, во всяком случае, ничего об этом неизвестно..

А ведь дело не ограничивается этими двумя объектами. Есть ещё художественные мастерские на углу ул. Беспалова/Гончарова, есть принадлежащие Союзу художников Крыма помещения в Ялте и Алуште, участок земли под строительство мастерских в селе Соколином (как я понимаю художников: красота там неописуемая!). И на всё это, естественно, положен налитый алчной кровью «лопахинский» глаз.

Художественное училище им. Самокиша. Какая-то движуха там идёт, но вя-яленькая…

Туманно будущее и у здания художественного училища им. Самокиша, хотя реставрационные работы в нём, похоже, худо-бедно возобновились. Но тут хотя бы для студентов и преподавателей другое помещение нашли.

А с художественными мастерскими на ул. Лодыгина ещё и такой нюанс: если эта самая «дирекция имущества» (или как там её) заполучит комплекс зданий и определит его под снос, то художники просто будут выброшены на улицу — никакого альтернативного помещения им не предлагается.

Что же касается председателя Союза художников Крыма, то знающие А. И. Павлючека люди характеризуют его как весьма талантливого художника, но вот человека абсолютно не способного отстаивать интересы доверившихся ему людей. И если это действительно так, то достоин ли Антон Ильич стоять во главе крымских художников?

И вот как раз здесь нужно сделать отступление, правда, не совсем лирическое. Я знаком с несколькими людьми, которые, прочитав всё, написанное выше, могут сказать примерно следующее: да какие художники!? Кому всё это нужно именно сейчас? Решается судьба страны, а он о каких-то мастерских, нужных лишь тем, кто пачкает в них бумагу да орудует долотом… Да пусть он, этот писака, посмотрит на массово дискредитировавших себя деятелей культуры!

Вот так же, авансом, попробую на это ответить. Во-первых: Максим Галкин, «Ногу свело», профессор Лебединский и т. п. — да какая это, к чулпанам собчачьим, «культура»! Обидно, пожалуй, за Макаревича, на песнях которого росло моё поколение — так он тогда, при СССР, все свои лучшие вещи и создал. А начиная с 90-х стал пародией на самого себя.

А крымские художники, они наши. Они хотят дарить своё искусство крымчанам, а в перспективе — и всем россиянам. Хотят знакомить с ним прежде всего молодых, отравленных сериалами, сюжет большинства из которых зачастую сводится к одному: как выйти замуж за олигарха. Но для того, чтобы искусство дарить, его же надо где-то создавать, чёрт подери!

А во-вторых, именно сейчас, сегодня, решается судьба России, когда наши ребята, дай Бог им вернуться домой живыми и невредимыми, чистят это сатанинское капище, всё ещё именуемое на географических картах Украиной. Да, и ради раззомбирования украинского народа, но и прежде всего ради России, которая после окончания спецоперации тоже ведь уже не будет прежней.

***

Ребята вернутся. Вернутся с победой, потому что иначе просто быть не может. Вернутся и спросят, а следом за ними спросим и все мы: а что дальше? Неужели по-прежнему будет продолжать править бал всё тот же неуязвимый жлоб-частник, наследник лопахиных, корейко, тарантьевых и пушкинской старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке», жизненное кредо которого определяется словом из трёх букв? Нет, не тем, о котором многие подумали — а словом «моё».

Ведь дело тут не только и не столько в художниках, сколько в отношении тех, кто считает себя волками, к тем, кого они считают ягнятами. Условные галкины и макаревичи, честно говоря, жалки, а вот свой доморощенный жлоб — страшен, ибо он уверен, что то, что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги.

Вот стряхнула Россия с себя гнусного клеща-кровососа по фамилии Чубайс — но остался, например, господин Греф, претендующий на роль главного воспитателя молодого поколения и мечтающий уничтожить Учителя как профессию. А в Крыму такие вот маленькие грефы и грефики занимаются тем, что целенаправленно уничтожают то, что должно исцелять человеческие души — природу и подлинное искусство.

Ул. Суходольная. Когда-то там были автопредприятие и столярный цех, теперь высится эта громадина. Такое же будущее и улице Лодыгина готовят?

Одна только эпопея со строительством казематоподобного кукольного театра чего стоит… Или вот были на соседней с ул. Лодыгина ул. Суходольной автогараж и столярный цех — теперь на их месте высится многоэтажка. Аэропорт «Заводское» начали застраивать. Я уж молчу про набережную Салгира в районе ул. Воровского…

А недавно озвучили предложение отдавать участки под снос и последующую застройку в многострадальном Старом городе. И всё им мало, мало, мало… Да съездите вы, щучьи дети, в Евпаториюотрите, как нужно приводить в порядок Старые города! Конечно, никто не против: жильё нужно строить, но оно должно быть доступным и никому не в ущерб.

Так можно ли остановить «лопахиных»? Трудно, но, пожалуй, можно. По Глебу Жеглову, хитрость, жадность и предательство — три головы одной и той же гидры. Отношение к жлобу должно быть таким же, как и к сбежавшим из страны предателям.

Жлоб должен чувствовать не всеобщее восхищение, пусть и пополам с возмущением — ах, он всего лишь умеет жить — а вакуум вокруг себя.

А иначе мы можем потерять Крым, вся эстетика которого сведётся к «любованию» многоэтажками из окон таких же многоэтажек и элитных гостиниц.

***

А наши крымские художники воспитывают любовь к малой родине, к природе и бережному к ней отношению, что крайне важно в наши дни. И, опять же — сколько Крым дал замечательных художников, начиная от Айвазовского и Богаевского и заканчивая да хотя бы Татьяной Кисловой, посещение выставки которой могу порекомендовать в качестве одного из лучших антидепрессантов.

Художественные мастерские на ул. Беспалова. Они следующие?

Да только за это именно к художникам в Крыму должно быть особое отношение. А их лишают возможности где-то собираться, общаться, обсуждать проблемы творчества, делиться опытом, обучать молодых…

Вот потому я и обращаюсь через «Крымское эхо» к тем, кто хочет лишить Крым ещё одного островка подлинной культуры: оставьте художников в покое! Они ведь ничего не требуют, они всего лишь хотят работать в тех условиях, которые они сами, за свои деньги, для себя создали.

В эти мастерские нужно организовывать школьные экскурсии, чтобы у детей была хоть какая-то возможность оторваться от планшетов, где их завлекают в свои сети моргенштерны, насти ивлеевы и тому подобные деятели псевдоискусства…

И тут же я поймал себя на мысли: а к кому я, собственно, обращаюсь? К персонажам песенки из мультфильма про капитана Врунгеля: «Эх, маны-маны-маны, мы не люди, а карманы…»? Поэтому очень хотелось бы, чтобы на мой призыв откликнулось как можно больше неравнодушных авторитетных крымчан. (Дискредитировавшее себя слово «авторитет» употребляю здесь в его первоначальном значении.)

Помогите своим влиянием крымским художникам! А они, если им просто не мешать работать (а тем паче — поддержать), могут и Симферополь помочь преобразить к лучшему, ничего при этом не ломая и не выставляя неподъёмных условий. Впрочем, не каждому дано понять, что иногда простое «спасибо» стоит намного дороже самой увесистой пачки купюр…

Фото автора

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.6 / 5. Людей оценило: 14

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Разные истории» Елены Макеевой в Художественной галерее Никитского сада

«Святой Владимир»: о вечных ценностях

Культура на службе Отечества

Оставить комментарий