БЕЛАЯ МЕЧЕТЬ
В Симферополе начались работы на строительной площадке, где будет возведена соборная мечеть Джума-Джами. В презентации проекта на месте приняли участие представители всех религиозных конфессий Крыма вместе с главой РК Сергеем Аксеновым и депутатами Государственного Совета. Предполагается, что работы займут три года.
История строительства мечети была длинной и оценивалась неоднозначно. Сначала долго выбирали место, остановились на участке площадью около 3 га на Ялтинской, 22. Хотя горожане сомневались, что громадная парковка, неизбежная рядом с мечетью, рассчитанной на 10 тыс человек, и громкие призывы правоверных к молитве уместны вблизи онкодиспансера и детской инфекционной больницы.
Потом горсовет отменил свое же решение о выделении участка на улице Ялтинской: местные власти объявили предполагаемое место строительства лесопарковой зоной и охранной зоной водохранилища, а в качестве альтернативы мусульманам был предложен участок на Луговой, 6, в районе объездной трассы. Однако в Духовном управлении мусульман Крыма (ДУМК) и меджлисе заявили, что никаких других вариантов для строительства мечети они рассматривать не намерены, и подали в суд.
От имени «рядовых мусульман» была организована бессрочная акция протеста, и на Ялтинскую были завезены сотни тысяч штук камня-ракушечника. Это был 2008 год. Суд горсовет проиграл.
В 2011 году ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда решение о выделении участка объявил окончательным тогдашний глава Совмина Крыма Василий Джарты. На церемонии закладки памятной капсулы в основание будущей соборной мечети ему за это подарили къалпакъ (мужскую шапку из каракуля). После этого ДУМК объявило архитектурный конкурс на эскизный проект комплекса Соборной мечети. Итоги подвели, соавтором и соархитектором проекта-победителя была Зарема Нагаева.
За последние полтора года ситуация в снова Крыму изменилась: единоверцам стали активно помогать мусульмане, проживающие в Российской Федерации. Например, глава Чечни Рамзан Кадыров уже построил дорого отделанную мечеть в Крыму, в поселке Воинка, которая названа им в честь его отца. Там уже прошли конкурсы чтецов Корана.
Мы задали несколько вопросов будущей соборной мечети Зареме Нагаевой, потомственному архитектору, доктору архитектуры, профессору, заведующей кафедрой «Градостроительство» Академии строительства и архитектуры ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Нагаева уверена, что будущая Соборная мечеть в Симферополе не должна копировать уже построенные:
— Надеемся, что мечеть украсит наш город, что с точки зрения градостроительства она будет вызывать восхищение и у жителей Крыма, и у гостей.
— Ваш проект строительства мечети победил на конкурсе. Но строить ее предполагалось на турецкие деньги. Поэтому, по слухам, проект нужно было согласовать со спонсорами…
— Да, был конкурс, на котором по решению жюри мы заняли первое место. Вопрос о том, кто даст деньги на строительство мечети, расчет долго обсуждался определенными нашими лидерами…
— Уточним: лидерами Духовного управления мусульман Крыма?
— Да, был расчет на турецкие деньги, с турками долго шли переговоры. Но я думаю, есть люди-меценаты, готовые вложить деньги. Например, сейчас глава Муфитята России Равиль Гайнутдин объявил, что он тоже вкладывает достаточно много денег. Сейчас окончательно обсуждается вопрос о том, кто будет вкладывать, должны ли мы обсуждать это с турками. Мы за то, чтобы был наш проект!
— Проект сохранится в том виде, как он был задуман, как был подан на конкурс? Был разговор, что появилась другая его редакция, где здание уменьшили, упростили…
— Были попытки турецкой стороны его уменьшить. Но мы на это не соглашаемся — это наш проект, с учетом наших традиций!
— Что такое «наши традиции»? Именно крымские? Разве нет канонов, которых проектировщики обязаны придерживаться?
— Да, именно крымские! Канонические тоже есть: размещение молитвенного зала, там обязательна своя ориентация. Есть места для женщин и для мужчин в молельном зале, есть наличие минаретов. Но мы хотим, чтобы учитывались традиции крымской культуры.
— А как исламская религиозная традиция вообще относится к женщине-архитектору? Насколько это типично?
— В Турции среди проектировщиков культовых сооружений, в том числе мечетей, очень много женщин-архитекторов. Они проектируют очень красивые современные мечети, у меня есть эти материалы.
— Спрашиваю об этом потому, что вы не имеете доступа в некоторые помещения, как женщина не может войти в алтарь православного храма, «мужские» части караимской кенасы. Знаете ли вы, как они должны выглядеть?
— Нет, такого у нас нет! Женщины заходят так же, как мужчины, просто у них не пересекаются пути. Тут дело в том, что мужчины во время молитвы не должны видеть женщин, поэтому женщины размещаются сзади, на специальных балконах, они видят мужчин — считается, что мужчины более подвержены соблазну. Это канонические требования. Но есть и крымские традиции: элементы, орнаментика, однокупольность, Крымские мечети в основном были однокупольными — в Турции они многокупольные, более помпезные. Если сравнивать, например, с Татарстаном, там мечети совсем другие: сразу видно влияние христианских церквей. Мы предпочитаем, чтобы были отражены наши традиции.
— В Симферополе строится мечеть на улице Клары Цеткин. Вы в курсе?
— Да, я знаю о стройке, правда, не знаю, кто строит.
— Турки, фирма «Erbek».
— Это известная турецкая фирма, они много строили в Крыму, соборную мечеть тоже хотят строить они.
— Мечеть и медресе на Клары Цеткин (бывшая Софийская улица, названная по месту нахождения церкви святой Софии) когда-то были, сейчас они строятся строго в границах старого участка…
— Скорее всего, их там просто восстанавливают по старым снимкам, чертежам. Но, честно говоря, я не в курсе.
— Тогда вернемся к вашему проекту…
— Конечно, турки хотят строить по своему образу, но нам бы построить свою мечеть, так, как мы ее видим. Турки, например, ставят огромное свинцовое покрытие на куполе. Мы предлагаем сделать его в бирюзово-голубом тоне.
— Из чего?
— Можно из стекла — мы сейчас думаем, как это сделать. Можно сам купол выложить майоликой. Вот это и будет наше отличие. На наш взгляд, металл — это мрачновато. Ведь наш город в старину назвался Ак-Мечеть — белая. Поэтому наша мечеть будет белой, с отделкой из натурального камня. Мы хотим построить ее в соответствии с проектом, а не лишь бы построить.
— После присоединения к России эти ваши перспективы посветлели?
— В принципе, да! Ведь это все длилось 12 лет! Предлагали участок в Салгирке…
— Помню, предлагали на Воровского…
— Да, но те участки не очень одобрили.
— Сейчас она получается на южном въезде в город, на объездной дороге. Но если постоят еще одну дугу объездной, и транспорт, идущий с ЮБК на Севастополь, будет уходить влево в районе Пионерского…
— Да, там большие транспортные вопросы, их надо решать…