Не успел взойти на престол Украинской греко-католической церкви ее новый глава Святослав Шевчук, как с его стороны уже полетел первый камень в огород Православной церкви. По его словам, в ближайшее время он намерен заняться переговорами с Папой Римским по поводу признания УГКЦ патриархатом. Тема эта возникла не сегодня и не вчера, но то, что глава униатов выдвинул ее на первый план, свидетельствует о том, что он считает ее одной из важнейших.
Между тем, поскольку Церковь Московского патриархата считает себя единственной продолжательницей киевской традиции, идущей от Владимирова Крещения, вопрос о возникновении других патриархатов на ее канонической территории является крайне болезненным.
Главу униатов это не смущает. «Я думаю, что мнение о том, что мы являемся церковью региональной, — оно уже совершенно не соответствует действительности. Мы сегодня церковь глобальная. Мы существуем очень далеко за пределами Галичины. Не только на Восток, Запад, а также Север и Юг», — заявил он в интервью радио «Свобода».
Сложно что-то говорить об экспансии УГКЦ на Запад, а вот на Восток она в последние годы велась очень активно. В 2005 году, несмотря на протесты православных, предшественник Шевчука Любомир Гузар даже перенес в Киев из Львова свою резиденцию. Причем, на левый берег Днепра — за ту границу, которую униаты не осмеливались переступать с XVI века, со времен Берестецкой унии, конфессионно разделившей жителей будущей Украины.
Тем не менее, Святослав Шевчук, конечно, лукавит, говоря о том, что УГКЦ давно перестала быть региональной церковью. По официальным данным за 2010 год, в западных областях страны сосредоточено более 93% униатских общин. При этом нужно еще учесть, что общины в остальной части Украины не столь многочисленны, а то и вовсе микроскопические.
Но, как любой солдат мечтает стать генералом, так и Шевчук не прочь называться патриархом. «Мы действительно будем говорить (с Папой Бенедиктом ХVI, — ред.), что мы та церковь, которая развивается. А каждая развивающая восточная церковь стремится к патриархату. Потому что патриархат — это природное завершение развития этой церкви», — заявил он на этой неделе.
Правда, Рим вкладывает в понятие патриархата несколько иной смысл, чем Православие. В Православной традиции патриархат — это самостоятельная, автокефальная церковь. В католицизме же титул патриарха, в основном, носят предстоятели восточных церквей, которые все же имеют пределы независимости от Папы.
Кстати, из-за того, что униаты, хоть и католики, но еще и выходцы из восточного обряда, в Риме кое-кто с подозрением смотрит на их претензии на патриархат, опасаясь галицкого сепаратизма. Кроме того, на позицию Папы в этом вопросе влияет и постепенное налаживание более тесных контактов с Москвой. Учитывая, что Московский патриархат категорически не воспринимает амбиции УГКЦ, вряд ли Бенедиктом ХVI решится на обострение отношений с Православной Церковью.
В то же время ждать от Папы полного отказа тоже не приходится. Скорее, предстоит долгая, вялотекущая позиционная война, в ходе которой униаты будут стараться, с одной стороны, покрепче зацепиться за каждый клочок территории Украины, а с другой — со временем убедить Рим в том, что ради их патриархата потеплением отношений с Москвой можно пожертвовать.
В этой борьбе не последней является и политическая составляющая. Президент Виктор Янукович на интронизацию Святослава Шевчука не приехал, вместо него явились чиновники рангом пониже. А это свидетельствует, что в ближайшее время униатом особые преференции от власти не светят. Но кто может поручиться, что через несколько лет на киевский Олимп вновь не заберутся «западники»?
Вот если к тому времени униаты хорошо подготовят почву и на Украине и в Риме, вопрос о появлении униатского патриархата может решиться не лучшим образом для православных…
с сайта utro.ua