В Крыму продолжают проходить культурные и общественные мероприятия, связанные с возвращением полуострова в Россию. Чувствуется, что Россия принимает нас – с распростертыми объятиями, несмотря на множество противоречий, естественных сложностей, несогласий и «непоняток». Но так – только интереснее. Намного интереснее, чем бросаться на готовое, разжеванное и переваренное.
***
17 апреля в библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды состоялось торжественное награждение крымских общественных деятелей и деятелей культуры Императорской памятной медалью «Юбилей всенародного подвига. 1613-2013». Указом главы Российского Императорского дома Великой княгини Марии Владимировны, этой медалью награждаются «соотечественники, отличившихся на месте своего служения, и иностранные граждане, деятельно проявивших любовь и уважение к нашему великому Отечеству». Мы сейчас для России уже не иностранные граждане, а именно соотечественники. И от этого еще приятнее видеть наших крымчан кавалерами этой медали.
Многие из обладателей права ношения медали очень многое сделали для Крыма во время событий последних месяцев, названных с легкой руки одного из награжденных – барда Владимира Грачева, чьи песни постоянно звучали на митингах и площадях «Крымской весны», – Третьей Обороной Крыма.
Другие же отличались на протяжение многих лет любовью к истории отечества, сохранением исторической памяти России и Крыма, борьбой за историческую и социальную справедливость, культурный и духовный уровень полуострова. Все эти люди – более 20 человек, и организации (к примеру, духовная община караимов) – достойны своей награды.
Памятная медаль «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013» учреждена в честь 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской Государственности. И то, что ею награждают в дни становления нового Крыма, – символично. Обновление невозможно без истории, будущее – без памяти о прошлом, расцвет – без корней.
***
В тот же день в Русском центре (Пушкинском зале) КРУ УН библиотеке им И. Я. Франко состоялась встреча с нашими российскими писателями. Именно сами участники встречи подчеркнули это: «Называйте нас теперь вашими русскими писателями».
Встреча состоялась в рамках проходившего в последнюю неделю в Крыму Гумилевского фестиваля «Коктебельская весна – 2014», на который уже не первый год традиционно съезжаются писатели Крыма и России, в частности, Союза писателей России.
В этот день с крымскими студентами, писателями, публицистами и деятелями культуры общались такие литераторы, как секретарь правления Союза Писателей России Юрий Лопусов, председатель Ивановского регионального отделения СП России Юрий Орлов и заместитель главного редактора журнала «Наш Современник» Александр Казинцев.
Московский публицист Адександр Казинцев
и крымский пбулицист Людмила Обуховская — однокурсники»
В начале Ю. Лопусов представил своих коллег: Ю. Орлова – как ведущего поэта России, одного из самых продаваемый по тиражам, а также борца за права писателей Иваново. Рассказал о нем, как о человеке, долгое время возглавлявшем противостояние ивановских писателей против губернатора города, пожелавшего отобрать у них Дом творчества, дабы подарить этот особняк кому-то в собственность. История показала, что писатели – все еще сила, губернатор посредством масштабных разоблачительных публикаций в прессе был «сметен», Дом творчества сохранил свою прежнюю принадлежность.
Литераторам всегда приходилось быть борцами. А. Казинцев был представлен как публицист, острые статьи которого, публикуемые в «Нашем современнике», мгновенно повышают в разы читательский спрос на журнал, а Америкой этот человек объявлен в числе врагов. Это публицист необыкновенной эрудиции, который не только переосмысливает наше время, но и сопрягает его с пространством истории, глубинных сфер человеческого мышления. Но главное для него – это все же остросоциальная эссеистика (Например, книга «Новые политические мифы» и мн. др.).
Какова же основная тема острой писательской публицистики в России? В частности, какова линия Союза писателей России? Юрий Лопусов с грустью и одновременно не без иронии сообщил, что российское правительство их (СП России) не любит. Как, в общем-то, и писателей вообще. Однако СПР – единственная писательская организация, выступающая против официальной политики Путина.
Юрий Лопусов, Александр Казинцев
Как озвучил это Ю. Лопусов, «политики, направленной на обнищание народа и обогащение олигархии». По его мнению, тот факт, что сейчас у писателей практически отняли все: издательства, газеты и другие печатные органы, Дома творчества и главное – деньги за творчество, – это часть этой политики, «власти доллара». Он с прискорбием вспоминает о том, что в прежние годы писателю за роман платили столько, что он и его семья могла на эти средства спокойно прожить 5 лет, и в эти годы писать другой роман.
Сейчас сами писатели вынуждены платить издательствам за подготовку и выход своей книги. Да и когда ее писать, если вынужден бороться за жизнь? Да, в немногочисленные часы досуга можно что-то кропать, ну, а когда, к примеру, собирать материал на серьезную книгу, когда ходить по архивам и библиотекам и т.п.? Понятие «профессиональный писатель» исчезает. Может быть, это очень мудрая форма борьбы правительства со свободомыслием? Более действенная, чем запреты и лагеря? Вполне возможно.
Однако почему же тогда сейчас так много писателей и поэтов? Столько – желающих высказаться? Крымчан сейчас еще острее волнует свобода слова, свобода творчества, собраний, мнений. Мы пока еще не знаем, что нас ждет в этом отношении. Однако, во все времена в мире – (а уж в России-матушке – так обязательно) было нечто, против чего нужно было бороться. Были и эти борцы за справедливость: тихие, скромные, недемонстративные, молча делающие свое дело и не ждущие за него иных наград, кроме внимания и признания людей – своих читателей, слушателей, тех, кому помог, поддержал, «прочистил мозги».
Один из таких людей – А. Казинцев – рассказал об истории и издательской политике журнала «Наш современник». Главное в этом журнале – глубокое вхождение в историю и культуру страны. Человек должен знать свою историю, гордиться ею, поступать в соответствии с лучшими людьми своей родины. Во времена перестройки журнал был, как сейчас бы сказали, «консервативным» – он был против развала СССР, предостерегал своих читателей от резких необдуманных действий и перемен. По «Нашему Современнику» и «Огоньку» (кто что выписывает) в тот период определяли политические предпочтения людей. «Наш современник», в отличие от прозападного «Огонька», всегда позиционировал себя как журнал «коренной России».
Несмотря ни на что, журнал «Наш Современник» выстоял, даже в период, когда не получал ни государственного, ни грантового финансирования, а выживал лишь благодаря читателями. Зато такая «жизнь» подарила редакции возможность научиться чутко ориентироваться на читательские чаяния и предпочтения, а потому – придавать большое значение остросовременной публицистике. И сейчас тираж журнала суммарно превышает вместе взятые тиражи других не менее известных изданий России – «Знамени» и «Нового мира». Несмотря на то, что этим изданиям, «глядящим на Запад», помогают благотворительные фонды, а «Нашему современнику» – только любовь народная.
Однако и проза, и поэзия в журнале в большом почете. От классиков – до новых имен, молодых авторов. Начинали со страниц «Нашего Современника», а затем стали «лицами журнала» такие известные классики, как В. Шукшин, Ю. Бондарев, В. Распутин и др. Сейчас отмечается 90-летний юбилей Юрия Бондарева. И этот человек продолжает писать, бороться, жить полной жизнью. В последнем номере журнала представлено его новое произведение – все так же острое, актуальное. А рядом с ним – молодая писательница, для которой эта публикация – первая. Такова издательская политика журнала: эклектика прежнего, нового, и вечно новое. Плюс – постоянная публикация читательских писем: редакции необходимо слышать голос народа.
В конце вечера участники встречи прочли свои стихи. Должна сказать, меня разочаровал уровень поэзии «ведущего поэта России» Юрия Орлова. Наши провинциальные «ведущие поэты» (кавычки здесь означают иронию) мало в чем ему уступают, особенно в детской поэзии и юморе. Стихи Ю. Лопусова показались мне куда глубже, особенно отдельные находки. К примеру, его идеи о Боге, о том, что Он повелел нам любить ВСЕХ ближних, а мы, грешные, всегда любим одного или одну. В стихотворении об оболганной осинке (почему ее назвали «иудиным деревом», когда в Библии предатель повесился на смоковнице?) проступает тема вечно оболганной и предаваемой России. Мечта о справедливости, чести, достоинстве.
Сейчас для нас главное – понять, что такое эта самая справедливость. Какова она? Писатели-борцы и писатели-конформисты – никто пока не дает нам четкого ответа. Неплохой ответ дала недавно в переписке крымская поэтесса: «Сумочка на распродаже – это хорошо. Главное – не превращать это в смысл жизни». По примеру пресловутой сумочки, не станем превращать в смысл жизни культ доллара, вещизм, стяжательство, обман, предательство ближних и дальних, бесчестие и беспринципность.
1 коммент.
Я скептически отношусь к этим медалям. Юбилейные медали в честь 65-летия Победы над фашизмом, учрежденные правительством России, намного ценнее, чем медали представляющих самих себя Романовых… [img=center alt=title]http://nbnews.com.ua/ru/img/text/cb/51/13796972359516.jpg[/img]