Крымское Эхо
Архив

Нехорошее это дело, война

Нехорошее это дело, война

Мы так устроены, что с каждым словом или понятием у нас ассоциируется либо определенное действие, либо конкретный человек. Так вот офицер в моем понимании – это полковник в отставке, кавалер ордена Красной Звезды и афганского правительства <b>Александр Денисович Буратынский</b> (на фото), которого я знаю страшно сказать сколько лет, когда мы, малышня, смотрели на старшеклассников снизу вверх. Он без малого двадцать лет не носит военную форму — но не припомню случая, чтобы гражданская одежда не выглядела на нем с иголочки. Внешне подтянут, аккуратен, наглажен, в общении корректен, выдержан, немногословен, в позиции принципиален, по жизни честен, скромен. Прошел Афганистан, и я помню, как его мать напряженно ждала от него вестей.

Непосвященным ее переживания казались надуманными: ведь не рядовым пошел ее сын в Афганистан, а советником. Сидит, наверное, в тепле при штабе, учит уму-разуму афганцев. И мало кто в тот момент вспоминал, что от исполнения почетного исполнения интернационального долга отмазывались, как могли, не жалея денег, поднимая все связи, ища высоких покровителей.

— С офицерами вопрос решался конкретно. Увильнуть от службы в горячей точке можно было, наверное, при наличии высоких покровителей и связей в верхах, — говорит Александр Денисович. – Но офицеру отказаться от участия в боевых действиях равносильно проявлению малодушия, а точнее сказать, трусости. Погибших ко времени моей командировки уже было много. Ехали, чего уж скрывать, с неохотой. Хотя были люди, стремившиеся попасть в Афганистан, бывавшие там и дважды. Надо понимать, что и в Афганистане офицерские должности бывали разные — те же административно-хозяйственные, например, когда дальше Кабула выезжать не приходилось, тем более на боевые действия. Вот в эти структуры пытались попасть, потому что оплата была неплохая, не то, что в регулярной армии.

— Что это за должность такая – военный советник? Звучит как-то уж очень по-кабинетному.

— Я был военным советником начальника артиллерии в восьмой пехотной дивизии правительственных войск Афганистана. Кабинетом там не пахло: военные советники участвовали во всех боевых действиях, контролируя распоряжения того, к кому они были прикомандированы. Через переводчика я знал, что делает офицер-афганец, что требует от подчиненных, какие распоряжения им отдает, контролировал их правильность, где-то подсказывал. Я не имел права приостановить или отменить его распоряжения, приказать ему, но и афганские офицеры, естественно, тоже были проинструктированы таким образом, что старались выполнять указания советника – требовательность в этом вопросе у них была.

На боевые очень часто ходили. В перерыве между боевыми действиями в течение десяти–пятнадцати дней отдых — и опять пошли. В основном это чистка районов, обстрелы, выявление душманских группировок. В отличие от офицеров советской армии мы шли в форме афганского солдата, не имея ни касок, ни бронежилетов, часто приходилось укрываться на броне. В этом вся особенность и вся опасность службы советниками, потому из двадцати семи советников за два года моей службы в Афганистане девять человек погибли – это в основном старшие офицеры, от майора до полковника.

— Как вы попали в Афганистан?

— Командующий 7-й гвардейской армией пригласил на беседу меня и жену и сказал, что предстоит командировка в Афганистан для выполнения интернационального долга. Жена, естественно, испугалась, а я это принял должным образом: военный человек. Военные советники дислоцировались в надежно охраняемых вооруженной афганской милицией гарнизонах больших городов – Герате, Кандагаре, Кабуле, Газни и жили с женами. Хотя Кабул не был зоной спокойствия, особенно в праздничные дни, когда духи устраивали нам «салюты». Но так все же было легче: придешь с боевой к жене, в обустроенном ею уюте немножко оттаиваешь. Потом опять пошел, продолжительность боевых действий от двух недель до двух месяцев.

Были у меня очень тяжелые операции в Кандагаре, мы там два с лишним месяца находились, в Хосте по взятию укрепленного района Джавар, в Панджшере. Трудно пришлось при проводке колонн с обеспечением гарнизона Хост: шли через серьезный перевал, где крепко засели духи, там мы совместно с советской воздушно-десантной дивизией участвовали и всеми своими ударными группировками пошли на этот перевал. Трудно было очень, много погибших, контуженных, раненых. В Пагнане участвовал в операции, в Газни.

Опасность шла в основном от снайперов, особенно под Газни, где работали семь снайперов. На подрывах техники туго приходилось, когда ставились не только противотанковые мины, но и фугасы. Мина взрывной импульс дает, а в большую яму под ней снаряды и взрывчатку в пакетах с полтонны кроме мины укладывали. При наезде на это такой взрыв происходил, что днище бронетранспортера переворачивало, гусеницы отрывало. Естественно, от перепада давления погибал весь экипаж и весь десант, что сверху на броне сидел. Подрывы на фугасах были очень серьезные. Мне приходилось несколько раз наблюдать последствия, когда даже мощный двигатель бронетранспортера, весящий полторы-две тонны, и тот плавился от такой температуры.

Пришлось при переброске технике из Кабула в Герат лететь. Пока летишь, на горы смотришь – красивый пейзаж, а чувство неприятное, потому что американские «Стингеры» сбивали вертолеты и самолеты десятками. Мне приходилось ходить в атаку, идти в цепи со своим подсоветным при обстреле реактивными снарядами. Такие воспоминания остались на всю жизнь. Без полутора месяцев два года я провел в Афганистане – на всю жизнь хватило. Нехорошее это дело, война.

— Это единственный раз, когда вы принимали непосредственное участие в боевых действиях?

— Да, больше в горячих точках я не был. Это был последний этап войны, потому так много было в то время советников. Поначалу их было на дивизию один-два, а когда в наших войсках начались массовые потери, советское правительство приняло решение, что с нашей армии хватит, пусть афганцы воюют.

Но для этого им нужно советников поставить: указывать, контролировать и помогать, чтобы афганцы не халтурили и не прятались. Много советников на последнем этапе войны направили в Афганистан. В нашей дивизии были советники начальника артиллерии, инженерной службы, разведки, оперативного отдела, начальника штаба, зама по тылу, вооружению, советники командиров полков, замполитов полков, отдельных батальонов — связи, танкового, учебного.

На заключительном этапе воевали афганские войска, шли на зачистку «зеленки», проверку кишлаков, поиск духов. Советские в этот период стояли преимущественно на блоках, на колонных путях, по которым из Союза в центр Афганистана грузы везли. Чтобы не было нападений, ставили блоки по пятнадцать-двадцать, а где и больше человек, хорошо вооруженных. Блоки укрепляли, обкладывали камнями и мешками, чтобы не было поражений. Но вот в операции «Магистраль» участвовали и советские войска совместно с афганцами, однако такое случалось не так часто, как было в начальном периоде.

— Выходит, колоссальные потери объясняются тем, что советские войска были основными бойцами на направлениях главного удара?

— Понимаете, когда только ввели советские войска, боевых действий вообще не было. Афганцы очень спокойно отреагировали на интернациональную помощь, дружелюбно, бесконфликтно. Советские военные тоже были добродушны: угощали детей сладостями, делились сухим пайком – было какое-то братание, вроде приехали добрые гости, которым хозяева рады. Но со временем изменилась политика: начались поставки оружия из-за рубежа, с Пакистаном границы нет, молодежь ходит туда-сюда, начали работать учебные лагеря. За каждый сбитый самолет, подорванный бронетранспортер, убитого советского офицера предлагались и платились деньги.

А там что? Беспросветная нищета, надо зарабатывать. И началось. Пошло снабжение из Италии, Франции, США, Китая. Китайцы им помогали и хорошо там заработали на нашем же оружии. Когда мы захватили склад боеприпасов, увидели: наш же автомат, только две буквы на нем «А» – автоматический и «О» – одиночный — заменены двумя иероглифами, вот и все отличие. По нашим чертежам сработано было!

Помогал Афганистану Запад всем: питанием, вооружением, обмундированием. И платили, конечно — за убитых, подбитых, взорванных. Вот поэтому все и началось. Сколько везли бесплатно из Союза сахара, риса, муки… Поставок было множество: автомобили, техника, домостроительные комбинаты развернулись – все шло в качестве гуманитарной помощи Афганистану, чтобы как-то расположить к нашему социалистическому строю.

Все подаренное разорили, разломали.

— Четверть века прошло с момента вывода советских войск из Афганистана, а разговоры о том, что СССР влез в чужие дела, вошел в чужую страну, положил своих ребят почти пятнадцать тысяч, из которых многие вообще не успели жизнь толком начать, мальчишками по сути были, не прекращаются. Вы, человек, принимавший непосредственное участие в боевых действиях, тоже считаете, что наша страна не в свое дело ввязалась? Вот вы говорили, что поначалу очень дружелюбно встретили советских, принимали подарки, а потом все изменилось: руку дающую не куснули, а оттяпали. Получается, мы заплатили тысячами жизней зря…

— Вопрос сложный, потому что это была государственная политика. Но что я наблюдал непосредственно, то неоправданность жертв и трат была очевидна. Более четырнадцати тысяч погибших… А сколько искалеченных! По Евпатории ездит на коляске афганец без обеих ног, офицер, кстати. И это жизнь?!

То, что ССР каким-то образом укрепил свои южные рубежи, нисколько не оправдывает людские жертвы. Конечно, армии нужна была какая-то встряска, боевая подготовка. У нас там вскрылись серьезные недостатки в отношении слабой физической подготовки, особенно в горных условиях, когда с грузом надо лезть в гору, корректировать там огонь и брать опорные пункты. Надо было тренировать армию, но столько жертв не оправдывают стратегическую задачу по укреплению южных рубежей.

Ну и что все эти укрепления против американских баз, когда США все равно пришли туда и сейчас находятся примерно в том положении, в котором мы были в свое время? Афганцы сейчас уже говорят, что лучше были бы шурави советские, чем американцы, потому что они относятся к местному населению совсем не так, как мы. Они такие же расчетливые, зарабатывающие на афганцах, как те зарабатывали на нас. А наши ребята воевали за копейки, еще думали о высоких идеалах, защите социализма и людей, выполнении интернационального долга…

— Вы произнесли поразившую меня фразу о том, что армии необходима была встряска. Но не ценой же пятнадцати тысяч жизней!

— Вот и я это говорю! Армию обязательно нужно тренировать в экстремальных условиях, чтобы почувствовать, что такое горы и свист пули над головой, чтобы офицерский состав, управление армией знали, как организовать бой в условиях партизанской войны, а не лезли с вылупленными очами в «зеленку». Но тренировать — периодически, не в таком количестве и не в таких опасных условиях. Без боевого опыта армия, конечно, не такая крепкая, но не с такими затратами и жертвами должен набираться этот опыт.

Будучи там, я наблюдал крупный советнический аппарат Министерства обороны, крупных строительных фирм, госорганизаций по вооружению — там было столько попутчиков, которые на виду представляли свое участие великой целью, а внутри это кишело взяточничеством, коррупцией, торговлей гуманитарной помощью: ящиками солдатского мыла, обмундированием, сухими пайками. Кто-то на этом наживался, сдавая местным партиями, машинами.

Сидели в каморках в Кабуле под охраной транспортеров с советскими солдатами такие «товарищи», начфины, например, которые уехали из Афганистана с двумя орденами Красной Звезды, ни разу не выйдя на боевое задание. Гнилое нутро высокого управленческого аппарата видно было тем, кто ходил на боевые и наблюдал за этим нравственным разложением, гнившим, как и само государство, с головы.

— Хочу спросить: означает ли сказанное вами, что наша украинская армия без опыта боевых действий недееспособна? Не приведи что, Господи, так и защищать некому будет?

— На армию всегда полагаться надо. Тем более, украинские военные действуют в составе миротворческих контингентов в Анголе, Косово, Афганистане, Ираке – так что опыт горячих точек есть. Но туда съездило большое число людей, далеких от воинской службы, в частности, экс-спикер Верховной Рады Владимир Литвин, сразу же получивший статус участника боевых действий и причитающиеся льготы. И таких не он один. К примеру, высокое милицейское начальство любит вылазки в Косово под эгидой ООН. Раз в год ООН проводит там сбор руководства тех подразделений, что участвуют в миротворческом контингенте. Так вот после каждой такой поездки в стране резко возрастает число участников боевых действий, особенно среди генералитета.

— Чувствуется, вас это сильно задевает. И я вас понимаю, потому что и меня, сугубо гражданского человека, коробит, что среди моряков загранплавания неимоверно высокий процент участников боевых действий, проплывавших мимо берегов Анголы, Мозамбика, Вьетнама. Представляю, насколько это унизительно для тех, кто воевал с оружием в руках…

— Да, у нас в Керчи таких участников где-то четыреста человек. Тут я с вами согласен, это выглядит аморально, потому что сам я прошел нелегкую школы войны и никогда не сравню степень риска в боевой операции с заходом в порт в зоне военных действий. Это так же несопоставимо, как и наши пенсии. Рабочий, начальник цеха и даже потерявший на войне ноги получает в два-три раза меньше пенсию, чем исполкомовский клерк с большой выслугой госслужбы.

Государство должно проверить участников боевых действий, их реальное участие в боевых операциях. В советской армии советнику учебного батальона, который не ходил на боевые действия, в личном деле после командировки в Афганистан не ставился штамп об участии в боевых действиях, как и преподавателям военного училища «Харби Пухантун», которые числились участниками войны. Хотя чего греха таить, коррупционная жилка была сильна и тогда.

— Скажите, участие в боевых действиях с оружием в руках, когда на твоих глазах гибнут люди, меняет психологию человека?

— По себе скажу: в определенной степени, конечно, меняет. Но у каждого человека своя психология, своя свечка в голове. Психологический стресс, полученный в боевых действиях, не может не оставить следа, не может не сказаться в мирной жизни в поступках, отношении к людям. Что-то обостряется, что-то притупляется, кто-то делается более жестоким и злым, а другой, наоборот, понимая ценность жизни, смягчается. Но, безусловно, пройденное и пережитое оставляет свой отпечаток.

— Как вы относитесь к тому, что в сегодняшних обстоятельствах афганцы стоят по обе стороны политической баррикады? Ведь это не просто зарвавшиеся и оборзевшие от вседозволенности, с заскоком пацаны, а люди, прошедшие войну…

— Мы повторяем исторический опыт той же Гражданской войны, когда офицеры царской армии встали на одну и на другую сторону. Где человеческий фактор срабатывает, где агитация, где деньги. У нас на Украине это обостряется ментальной разностью Запада и Востока. К тому же на Майдане стоит небезызвестный афганцам Сергей Куницын, авторитетный человек в нашей среде, особенно среди крымских афганцев, много сделавший для них. Лично я не приветствую это, потому что противостояние разобщает боевое братство, как не поддерживаю сам Майдан, выступивший ради достижения власти оппозиционной верхушкой.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Подобное на матфаке уже пять лет…

Борис ВАСИЛЬЕВ

Генеральный консул Владимир Андреев стал Почетным членом Русской общины Крыма

.

Летом бизнес почти не прессовали

Ольга ФОМИНА

7 комментариев

Аватар
кгб 15.02.2014 в 10:23

К тому же на Майдане стоит небезызвестный афганцам Сергей Куницын

Он не только афганец, но и доктор экономических наук

Ответить
Аватар
Самум 15.02.2014 в 10:50

МНЕ СТАТЬЯ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ.
Мне не нравится почти все, что выходит из под рук Мадам из Керчи.
Эти руки…заточены под негатив.
И судя по всему…и мозги тоже.
Нет в этой жизни ничего.чтобы вызвало у мадам приступ гражданского патриотизма,любви к стране и нам…любящим свой народ и эту землю.
Вот всяком случае,мне так кажется.

Флот в Афганистане не участвовал,потому и нет разных перепевов ошибок от моряков. А в Керчи наверное.есть такие,кто возил туда военные грузы на судах ЧП.
Но им автор слова не дает.
И мы знаем почему.
Они не укладываются в общую концепцию-установку мадам на негатив.

Афганистан был плох,а афганцы молодцы.
Героизм афганцев как то не вяжется с описываемыми впечатлениями начальников.
Как правило,рядовые солдаты исполнены более высокого чувства выполненного долга.чем офицеры.
Говна меньше в их воспоминаниях.

В потоке дерьмократического обсерания интернациональной помощи Афганистану,как то затерялись все объективные моменты,предшествовавшие вводу войск.
Я давно не верю крикливому и шизоидному вою дерьмократов.
Только больной ,или явный враг может повторять бред Борового,или Шендеровича.
Потому и все что пишет Мадам,у меня давно не катит.
Не наш взгляд.

Думаю,чем скорее и сильнее Путин придавит дерьмократов,тем быстрее мы вернемся к правде во всем…в истории,в экономике,в кино,в СМИ и просто в жизни.

И потом…предатель Горбачев,ну.никак не может быть правым!
Он предал не только русский народ,но и всех наших союзников. Но именно его трактовка событий сегодгя доминирует. Человек разваливший СОЮЗ не может быть правым.
Я больше верю боевым Маршалам,Соколову,Язову и др.

А для поиска правды в этом вопросе,надо печатать ОБЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ на Афганистан.
Либерасто-дерьмократический не пользуется у нас доверием.

Ответить
Аватар
Самум 15.02.2014 в 12:57

Попросим Мадам из Керчи написать статью ЗА КАННИБАЛИЗМ.
Что то мне подсказывает.что ее трактовка будет сродни той ее…за нетрадициональность в половом вопросе.

Я рассуждаю просто,если мы с ней расходимся почти по всем вопросам,то уж в этом тоже точно разойдемся.
Если Я категорически против чего то,а данном случае против поедания людей людьми,то…по простой логике…мадам ЗА.
Мы же с ней АНТИПОДЫ.

Это даже интересно,ведь мадам выбирает свои темы неожиданно, первая и дает им свою трактовку. После нее другие писаки уже не касаются темы.
А Я взял и упредил,теперь мадам будет вынуждена или подтвердить мои предположения ,или…отказаться от этой ВКУСНОЙ темы.

Заказ сделан.
Я как гурман буду ждать описания процесса.
Мадам ,я предполагаю,может написать хитро,опосредованно с симпатией к саркофагам,а может так смачно описать процесс человекоедения.что слюнки потекут.
И вот тут…мы поймем…как с этим делом обстоит в Керчи.

Если в Крыму есть сатанисты,почему не быть каннибалам?
Каннибалы,кто они?

По моему,мы уже доросли до обсуждения таких вопросов и кому как не мадам,талантливо и доходчиво написать за это.
если есть сыроеды,то и каннибалы тоже есть.
НЕ МОГУТ НЕ ЕСТЬ!

p/s: а заодно,неплохо бы,чтобы и руководители РЕ и КРО тоже…рассказали бы,плохо это,или ничего?
А то все политика,политика… Чехов,Пушкин.
А мы их приблизим к насущным вопросам.

Ответить
Аватар
кгбЕ 15.02.2014 в 14:46

Он не только афганец. не только доктор наук, но и самец

Ответить
Аватар
Я 15.02.2014 в 16:28

Как постоянный читатель Крымского эха свидетельствую, ни один пишущий на сайте журналист не способен вызвать своими публикациями читательскую реакцию такой активности и интенсивности, как Кулыбышева. О чем это говорит? О качественной журналистке, вот о чем! Браво этому автору! Жаль, что журналист такого класса прозябает в гнойной провинциальной Керчи

Ответить
Аватар
Писатель Хренов 15.02.2014 в 17:43

Хорошее интервью… "Афганцам" нужно бы по школам ходить, как ходят еще живущие ветераны ВОВ, и рассказывать детям о пережитом, чтобы ребятки знали, что такое война…

Ответить
Аватар
Писателю Хренову 16.02.2014 в 14:57

+100! Прочитал скорбный список ветеранов-афганцев, нуждающихся в финансовой помощи на лечение, и ужаснулся. Какие травмы у них. какие страшные болезни они носят в себе. Их надо знать в лицо, по фамилиям, по совести. Они вдвойне герои: воевали не за свое. не своей воле, а по совести. Слава им!

Ответить

Добавить комментарий для Самум Отменить