Неаполь скифский в столице Крыма уже приобрел некий ореол библиотеки из рассказа Чехова «Ионыч»: «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку.., то местные жители, оправдываясь, говорили, что в С. есть библиотека…». Так и столица позднескифского государства вроде бы была, всем вновь приезжающим в Симферополь начальникам о ней рассказывали, да вот показать было нечего. И уже который раз новое начальство предпринимало попытки привлечь внимание к этому "объекту", сделать его символом города, возить туда туристов.
Да вот беда — расположен он как-то неудобно. Вот в Алуште, например, развалины Алустона — прямо в центре города, недалеко от моря. Или в Керчи — древние развалины прямо на территории автовокзала. А в Симферополе? Как заманить транзитных пассажиров вместо моря ехать куда-то на скалы, чтобы увидеть некий новострой?
Вот и опять новое руководство Крыма узнало о «неудобном объекте». И чтобы привлечь к нему внимание, организовали тут [url= http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=6463] «Скифскую мистерию» [/url] к Дню города, с 450 участниками, с режиссерами и актерами из театра им. М.Горького и Крымского университета культуры.
Здесь был дворец Калги-Султана»
Первые находки на Неаполе были обнаружены случайно летом 1827 г. Александр Иванович Султан-Крым-Гирей, бывший большим любителем древностей, прогуливаясь на месте городища, увидел в арбе у татарина камни с надписями и барельефом воина на коне. Купив эти камни, он сообщил об этом археологу, директору Одесского музея древностей И.П. Бларамбергу. Тот приехал в Симферополь и на месте находок нашел и другие плиты с надписями, постамент от статуи, а также обломок мраморного рельефа с изображением (предположительно) скифских царей Скилура и Палака). Так началось исследование Неаполя Скифского, города, просуществовавшего более шести веков (с III-IV веков до н.э.)
Раскопки на Неаполе скифском продолжили известные археологи А.С.Уваров и другие. В советское время (после окончания Великой Отечественной войны) здесь работала Тавро-Скифская экспедиция АН СССР под руководством П.Н.Шульца. Потом раскопки городища проводила экспедиция Института археологии АН Украины и Крымского краеведческого музея.
Здесь сушат сено»
Неаполь скифский был большим для своего времени городом — около 30 гектаров, в том числе 20 гектаров, обнесенных мощными стенами с боевыми башнями. Самая ранняя оборонительная стена Неаполя относится к III в. до н.э.. Ширина ее достигала 8.5-12 и более метров. С южной стороны в город вели главные ворота. Перед ними находилась широкая площадь, а в центре ее большое общественное здание с колоннами. За площадью располагались жилые дома, храмы, ремесленные мастерские. Зерновые ямы, вырубленные в скалах, вмещали свыше 100 тонн зерна.
Тавро-скифская экспедиция обнаружила и исследовала мавзолей {перед главными воротами), где оказалось более 70 погребений скифской знати. Из древней монументальной каменной гробницы был извлечен скелет мужчины, по черепу которого антрополог М. М. Герасимов воссоздал облик погребенного. Полагают, что это царь Скилур. В период правления Скилура и его сына Палака, который приходится на II в. до н. э., скифское государство вело активную внешнюю политику и оживленную торговлю с соседями.
«Новострой» на мавзолее»
Город не раз подвергался нашествию врагов. В конце II в. дн.э., во время борьбы с греческими колониями, он был сильно разрушен. В III и IV вв. н. э., под ударами готов и аланов, а затем гуннов скифское государство и его столица перестали существовать.
В период средневековья это место называлось Керменчик («маленькая крепость»). В отличие от других крепостей Крыма, на территории Неаполя почти не осталось построек. И это понятно. Во-первых, скифы часто делали дома, обжигая стены. От таких домов могли остаться только черепицы. Да и появление рядом средневековой Ак-Мечети (Ак-Меджида) и дворца Калги-Султана привело к тому, что камни древнего городища были растащены для построек. Остатки каменных строений Неаполя шли и на строительство губернского центра, камнем этим охотно торговала Симферопольская городская управа. В конце XIX в., по инициативе Таврической ученой архивной комиссии городище на Петровских скалах было объявлено заповедным.
Когда в столице Крыма был открыт музей древностей, Александр Стевен передал предметы, найденные им на Неаполе скифском. Арсений Маркевич по поручению комиссии в 1904 г. определил границы городища Неаполя скифского, в пределах которых не должно быть допущено самовольных раскопок. По его инициативе вдоль этих границ были поставлены охранные столбы и прекращена добыча камня с городища.
Были и курьезные случаи. Газеты сообщали о том, что, когда симферопольские гимназисты в учебных целях расчистили одну из пещер на западном склоне, ее занял крестьянин Пашковский, который «приделал к ней двери и, сделав кое-какие приспособления, поселился в ней и там живет».
Но вот вопрос: почему нас так интересуют древние скифские племена? Почему украинцам так хочется считать себя их потомками — «Да скифы мы, да азиаты» (А.Блок). На последней переписи населения некоторые симферопольцы записали свою национальность как скифы. А ведь мы так мало знаем об обитателях таврических степей…
Зеленые холмы Неаполя»
Геродот Галикарнасский писал: «Когда скиф убивает врага, то пьет немного его крови. Головы убитых в бою несет царю. С головы скиф сдирает кожу и употребляет эту кожу, как платок. Он привязывает ее к уздечке коня и гордится этим. У кого таких «платков» много, считается самым храбрым». Геродот добавляет: «Скифы умудрялись аккуратно содрать с правой руки противника кожу вместе с ногтями, не повредив ее, а полученный «носочек» использовали в качестве футляра для стрел.
Скифы любили делать чучела из соперников. «Многие скифы обдирают всю кожу с людей, натягивают на деревянную куклу и возят с собой на лошадях» Из голов противников скифы мастерили столовые сервизы. «Когда приходишь в гости, он выносит головы и рассказывает, что это были его родственники, с которыми он разошелся во взглядах и которых поубивал. Это считается мужественным поступком», рассказывал Геродот.
Высшим наслаждением для скифа была пьянка у местного начальства. Но наливали только убившим врага в бою. Остальные сидели в сторонке и облизывались, жалобно скуля. Это считалось самым большим бесчестием. Делать вино скифы не умели, а покупали его у греков. Стоило оно дорого и пилось редко. Поэтому обычно скиф наркоманил — но как! Геродот: «Скифы берут конопляное семя, залезают под покрывало и бросают семя на раскаленный камень. Оно курится и дает много пара, а скифы орут от радости».
Вот таких вурдалаков-пьяниц-наркоманов нам предлагают в предки. Но, скорее всего, эта информация более подходит для экскурсоводов. А стоит ли вкладывать миллионы в Неаполь скифский? Наверное, стоит. Но надо бы как-то облегчить путь для туриста. Может быть, стоит построить канатную дорогу от гостиницы «Москва» наверх, да еще и с рестораном наверху, как это сделано в Ялте? А пока на Неаполе можно видеть только пасущиеся стада, жители здесь заготавливают сено. И стоит одиноко столбик, на котором когда-то была табличка: «Памятник археологии. Охраняется законом».