Крымское Эхо
Культура

Не смотрел, но осуждаю

Не смотрел, но осуждаю

«Не читал, но осуждаю! — по разным сведениям, часть фразы, прозвучавшей в 1958 году на заседании правления Союза писателей СССР при рассмотрении дела Бориса Пастернака, которого обвиняли в публикации за границей «антисоветского» романа «Доктор Живаго»…

На днях вышел в прокат фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», который сопровождается мощной рекламной поддержкой на телевидении и в прессе, и, по-видимому, создатели фильма рассчитывают на большие кассовые сборы.

Казалось бы, ничего особенного, обычная практика последних лет, сколько уже таких фильмов вышло и сколько ещё выйдет! Но в данном случае фильм не совсем обычный, режиссер взвалил на себя большую ответственность – смело взялся за освещение некоторых эпизодов героической эпопеи обороны Севастополя.

Не стану причислять себя к «прожженным» кинокритикам или специалистам в области производства кино, но в этой ситуации меня смущает ряд серьёзных обстоятельств, на которые хотелось бы обратить внимание потенциальных зрителей. Как привередливый покупатель не сразу глотает конфетку из супермаркета, предпочитая ознакомиться с её составом – не принесёт ли она ему вред, так и искушенный зритель тоже старается познакомиться с составом киногруппы, отзывами о фильме и т.д.  прежде, чем окунуться в его атмосферу. Ну, чтоб не плеваться потом, выходя из кинозала.

В качестве примера можно вспомнить советский фильм про Шерлока Холмса и доктора Ватсона и сравнить его с современным голливудским. Увидев видеоролик с кадрами из того «киношедевра», многие просто не стали его смотреть – не захотели заслонять образы, созданные Василием Ливановым и Виталием Соломиным, голливудской халтурой.

Первое, что меня смутило и очень насторожило — это то, что картина украинская. На Украине она уже выпущена в прокат и имеет название «Незламна» (Несломленная). Так и просится аналогия с  «Нескореним» (Непокоренным), вышедшим в 2000 году. Ну, да Бог с ним, с названием.

 Интересны также и отзывы посмотревших картину. На Украине создали целую группу ВК, где делятся впечатлениями о фильме (http://vk.com/nezlamna). В России тоже многие журналисты высказались по поводу картины. Например, Анастасия Гладильщикова пишет: «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого вроде бы должна вписываться в ряд российских военно-патриотических блокбастеров последнего времени. Но притушите скепсис, если подобное кино у вас его вызывает. «Битва за Севастополь» – в первую очередь человеческая история, и совсем не ура-патриотическая. Несмотря на название, «Битва за Севастополь» не показывает оборону города во всех деталях. Да, в картине есть эффектные батальные сцены, но в первую очередь это байопик – фильм-биография, рассказывающий о самых важных эпизодах из жизни советского снайпера Людмилы Павличенко…». То есть можно сделать первый вывод — это украино-голливудский («Двадцатый век Фокс») «блокбастер-байопик».

Во-вторых, не стоит забывать, что сейчас на Украине запрещены к показу многие российские фильмы, прославляющие советское прошлое и современную российскую армию. Украино-голливудский фильм украинская хунта без проблем одобрила к прокату. Может, потому что он не «ура-патриотический»? Интересно, а какие это «ура-патриотические» фильмы в понимании автора статьи? Может быть, «А зори здесь тихие…», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»…?

И почему фильм с таким громким названием, как «Битва за Севастополь» должен быть лишен идеологической, патриотической составляющей? Ведь та война, прежде всего была войной идей – человеконенавистнической фашистской (идеей расового превосходства одной нации над другой) и идеей интернационализма (построения справедливого общества для всех, независимо от национальности). Тогда пусть фильм и в российском прокате называется «Незламна». Такое название будет больше соответствовать содержанию, если он не «ура-патриотический». Нельзя для увеличения кассовых сборов в России прикрываться святыми для многих россиян именами и названиями.

В-третьих, просмотр рекламного ролика фильма сразу резанул слух голосом Славика Вакарчука, который писал музыку к фильму. То есть нам предлагается проникнуться атмосферой героической битвы за Севастополь под мурлыкание законченного бандеровца и русофоба, плясавшего сначала на оранжевом майдане, а потом в Раде, против концертов которого крымчане в своё время устраивали акции протеста, а чучело его отца (министра-русофоба) сжигали на площади? http://www.ruscrimea.ru/news.php?point=1377

Если в фильме «Брат-2» в чикагском украинском кабаке музыка Славика звучит органично, и за Севастополь там те, кто заслужил, ответили, то для картины про оборону Севастополя – это явный моветон.  К тому же, на что потратит украинский «спивак» часть своего гонорара, полученного за работу над картиной, легко можно догадаться, ведь он часто в последнее время собирает денежки для поддержание карательной операции на Донбассе.

А какие ещё из не ура-патриотических фильмов выпустили на Украине за годы незалежности? «Нескорений» про гауптштурмфюрера Шухевича, «Молитва о гетмане Мазепе» или «интеровский» «Аджимушкай. Подземелье смерти», после просмотра которого у ветеранов войны из Керчи чуть инфаркт не случился от «вольных трактовок» режиссера событий тех лет. 

Хочу, чтоб меня правильно поняли. У меня нет каких-либо претензий к исполнительнице главной роли — возможно, она талантлива и гениальна и снимется ещё в сотне замечательных фильмов. Я также не против того, чтобы снимались фильмы про войну, и считаю, что некоторые современные кинокартины весьма достойные. К примеру, фильм «Брестская крепость» или «Мы из будущего», который несет огромный положительный заряд, показывая современному поколению молодых людей, что нельзя стрелять в своё прошлое, нужно чтить и помнить подвиги своих дедов, потому что они смогли выстоять и победить самого сильного врага, которому покорилась вся Европа.

И неизвестно ещё, как каждый из нас повел бы себя в бою, когда нельзя отсидеться в окопе, а нужно под пулями и взрывами идти вперед… Но если кто-то берёт на себя смелость снимать кино про настоящих, невымышленных героев Великой Отечественной войны, то его создатели должны сразу исключить все нежелательные вопросы. Недаром ведь в советское время на роли Сталина, Жукова и других государственных деятелей отбирали актеров с безупречной репутацией, сценарий исторических художественных фильмов тщательно выверялся военными историками-консультантами и никаких вольных трактовок или, тем более, пастельных сцен не допускалось.

Образ Людмилы Павличенко (Беловой) стоит рядом с такими известными защитниками Севастополя, как Петр Кошка, Даша Севастопольская, Иван Заика… Её имя навечно вписано в пантеон героев нашей Родины. Поэтому я не пойду смотреть это кино, не хочу заменять сложившееся представление о славной защитнице земли Русской навязанным Голливудом стереотипом.

 

P.S. Каждый зритель всегда голосует рублём не только за то кино, которое он выбрал сегодня, но одновременно и за то, которое он хочет видеть в будущем. Есть желание смотреть фильмы с участием махрового бандеровца Богдана Бенюка в главной роли и невольно спонсировать украинскую националистическую партию «Свобода», — поддержит «Кандагар». Захочет в будущем услышать новые саунд-треки к не «ура-патриотическим» фильмам от украинского «соловейки», спонсора АТО, Славика Вакарчука, — пойдет на «Незламну». Посмотреть этот фильм в данном случае означает оплатить Вакарчуку его услуги. Поэтому я лучше подожду, когда появятся фильмы, к которым у меня не будет вопросов.

 

Фото с сайта imenno.ru

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Людей оценило: 2

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Соранг» Константина Паустовского и «Алые паруса» Александра Грина

Чары чичибабинских созвучий

Певец России

2 комментария

Аватар
Новости 06.04.2015 в 14:25

Фильм, который хуже «Левиафана».

Если бы меня спросили, кого на свете я опасаюсь более всего, я, не задумываясь, ответил бы: «Врага, притворяющегося другом». Ведь, в самом деле: люди так искусно умеют притворяться, что иногда и не поймешь, кто из твоего окружения друг, а кто — враг. И это опасно, даже если речь идет об обычной жизни.

Но стократ более это опасно, когда речь идет о политике и жизни общества.

Вот в нашем правительстве: кто у нас друг, а кто — враг? Или, еще конкретнее, в министерстве культуры? Почему, скажите мне на милость, на государственные деньги снимаются откровенно антигосударственные фильмы? Притом, что, как утверждал Владимир Ильич, и доказал Голливуд, кино для нас является важнейшим из всех искусств? Почему, идя на очередной патриотический или военный блокбастер отечественного производства, я опасаюсь его больше, чем десяти Збигневов Бжезинских, и ста фильмов «Красный рассвет», вместе взятых?

Да потому, что непонятно, друг его снимал, или враг.

Вот и с фильмом «Битва за Севастополь» получилось так же. Первоначально идти в кино я не планировал, но прочитав рецензию на одном популярном киносайте, все-таки решил посмотреть. Рецензия, кстати, была умеренно-либеральная и умеренно-отвратительная. Прочитав ее, можно подумать, что речь идет об обычной попытке демифологизации героев Великой отечественной войны и пропаганды бесхребетного пацифизма в стиле «за все хорошее, против всего плохого». Приготовившись плеваться, и запасшись, с целью не допустить этого, попкорном и минералкой, я вошел в зал. Фильм начался.

Когда он закончился, я вышел из кино в состоянии полнейшего шока и прострации.

Это был не либерально-русофобский фильм. Это было нечто, намного худшее.
Остальное…http://cont.ws/post/81237/

Ответить
Аватар
Игорь 06.04.2015 в 15:42

Спасибо за хороший разбор фильма автору и комментатору!

Ответить

Оставить комментарий