СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАПИСКИ
Кто мы такие? Манкурты? Иваны, не помнящие родства? Откуда мы родом? Каждый здравомыслящий человек не раз и не два задумывался над этими простыми вопросами. И наверняка не находил ответы.
В огне войн и революций прошлых веков все так перемешалось, что было смешным однажды наблюдать в Киеве на Майдане Незалежности псевдопатриота, который чуть не бил себя в грудь, доказывая, какой он настоящий украинец, а «этих россиян» надо бы отправить домой в новосибирские болота. Смешно, потому что наверняка украинского в нем ну, может, процентов на 30.
Говорю это потому, что настоящих украинцев мне на своем веку посчастливилось повидать много. С одними служил в армии, с другими работал на Улан-Удэнском авиационном заводе. Замечательные специалисты, прекрасные люди, верные друзья, ни разу даже намеком не бросившие тень презрения к людям других национальностей.
С третьими жил бок о бок. Это так называемые семейские, а проще, — староверы, хоть и носящие русские фамилии: Кравцовы, Зайцевы, Григорьевы, Ивановы, Касторновы — но сохранившие украинские язык, культуру. Сохранившие не специально, не надрывно, не показушно, а в силу обычаев, когда большим грехом, вероотступничеством считалось вступление в брак с иноверцем, к коим относились буддисты, мусульмане, католики, и даже православные. Даже посуда для приезжих у них была отдельная, которой сами они не пользовались.
А попали они в Забайкалье в далекие екатерининские времена через Польшу, куда были высланы за неприятие новой веры. Но война и время социалистических преобразований сделали свое дело. И уже в середине прошлого столетия начали ломаться устои сибирских украинцев. Они стали вступать в брак с представителями других национальностей и вер, начали осваивать особенно греховные, по понятиям староверов, привычки курить табак и пить спиртное.
Но до сих пор они, родившиеся, как и их родители, далеко за Уральскими горами, и не разу не выезжавшие на Украину, полотенце называют рушником, отца – батько, а хлеб – жито. Многие из них в составе прославленных сибирских дивизий впервые вступили на земли своих далеких предков, да так здесь и остались, заплатив своими жизнями за освобождение Украины.
Так кто же более украинец? Тот, кто стоит в центре Киева и кричит на весь белый свет, что он здесь настоящий или сибиряки-украинцы, сумевшие на протяжении веков сохранить свою этничность? Сильные, красивые, они без лишних слов создают самолеты и валят лес, в сложнейших климатических условиях добывать нефть и газ, строят железные дороги через непролазную тайгу, ловят в Байкале знаменитую на весть мир рыбу со странным названием «омуль», руководят экономикой многих областей России и даже самой страной?
Пора бы перестать нам делиться на своих и врагов только по знанию, а точнее, по незнанию языка, обычаев и культуры. Мы все: белые, желтые и черные – дети одной матушки-земли. А значит, братья и сестры, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания. И странным было наблюдать, как неглупые вобщем-то мужи на стартовой передаче Савика Шустера относительно определения великих украинцев рассуждали над критериями, которые нужно приложить к личности, прежде чем думать о том, вносить ее в кандидаты на определение столь почетного звания или нет. Боже мой, оставалось еще определить размер черепа и его форму!..
И как можно общим голосованием отдать предпочтение на роль великого украинца, скажем, Николаю Гоголю, а не Лесе Украинке? Или знаменитому на весь земной шарик костоправу Касьяну, а не менее знаменитому кардиологу Амосову, вернувшему к жизни огромное число тех же украинцев и не только? Так и хотелось крикнуть сидящим в зале телестудии, что только один судья – Его Величество Время способно в полной мере воздать должное нашим нынешним гениям и назвать среди них действительно великих великими. Ну а то, что кто-то из них далеко не в совершенстве владеет украинским языком, или недостаточно полно знает историю родной страны, так это с лихвой компенсируют дела гения.
XIX век подарил миру немало гениев, и, прежде всего в литературе и искусстве. Сегодня и представить себе трудно, что Пушкина, например, знаменитые в те времена критики считали посредственным прозаиком. Немало терний непризнания испытали великие Шевченко и Гоголь. И вряд ли бы простым народным голосованием в то далекое для нас время эти гении, как, впрочем, и другие, были бы признаны великими украинцами или великими русскими.
Каждого человека ждут самые разные испытания. Огонь, вода и медные трубы – ничто по сравнению с испытанием временем. Вполне возможно, что братья Кличко в результате всенародного голосования будут названы великими, или, например, по инициативе Петра Симоненко, великим украинцем будет назван Владимир Ильич Ленин. Но если вождю всемирного пролетариата в общем-то ничем не грозит непризнание его великим украинцем, то, как знать, как сложится судьба наших знаменитых и заслуженных высокого признания боксеров, если они не попадут в элитную когорту. Психологически пережить такое непросто.
Вне всякого сомнения, народ проголосует, и Савик Шустер известит нам радостно и проникновенно о том, кто стал великими украинцами. А что же тогда станется с присвоением почетных званий народного и заслуженного? Что получится с присвоением человеку высоких правительственных наград? Ведь звание Героя Украины может быть присвоено гражданину страны в силу его поистине великих достижений. И делается это не на основании простого народного голосования, которое, мы в этом не раз и не два убеждались, вполне может быть и подтасованным и субъективным в силу того, что в нем примут участие далеко не все украинцы.
Мы все, живущие в стране под названием Украина, – великий народ независимо от национальной принадлежности каждого. И счастье называться таковым нам досталось, как пелось в одной из песен советской эпохи, не с миру по нитке. Мы трудолюбивы, талантливы. Среди нас немало гениев, которые жили и творили в самые разные эпохи, которые живут среди нас сегодня. Так давайте воздадим им должное не методом шумихи всенародного голосования, а тихо и спокойно изучая их творчество, их достижения и распространяя среди соотечественников.
Кстати, это касается и президента страны, которому бы давно пора понять, что указами о повсеместном создании украинских школ в Крыму проблему языка не решить (имеется ввиду Указ «О некоторых мероприятиях по развитию гуманитарной сферы в Автономной Республике Крым и городе Севастополе».) Не одно десятилетие учащиеся обычных крымских школ в полной мере изучают украинский язык и литературу. Настолько полно, что это позволяет им продолжать обучение в украинских вузах, работать в госучреждениях, где сегодня без знания украинского языка просто не обойтись.
Проблема в ином. Язык не знают приезжие — причем, как дети, так и взрослые. И давно бы пора появится указу о повсеместном создании так называемых воскресных школ, в которых бы имели возможность изучать украинский язык и литературу все, от мала до велика, причем, бесплатно. Але маємо, що маємо…
4 комментария
Супер — только "в Украине" "великих украинцев" могут выбирать под руководством иностранного гражданина!
Решение об украинизации за счет давления на руссеоговорящих вызывает отрицательную реакцию и только. Это способ разделять людей,отвлекать их на второстепенное,чтобы они не осознали неспособности нынешних властей всех уровней решить экономические,социальные, культурые,духовные и др.запросы народа.Так проще.Мы знаем из истории об опыте национал-социалистов Германии и чем это все завершилось.Не перегнуть бы палку усердия.Очень метко по поводу Романа Шухевича сказал бывший министр юстиции Израиля Йозеф Лапид:"Иногда бывает,что национальный герой украинцев является в то же время убийцей евреев".
Нельзя путем голосования определять кто есть Великий украинец и автор прав только история и будущее поколение в праве сказать о Великих украинцах.
О чем мы говорим, если в наших школьных программах Гоголя относят в раздел "зарубежные писатели" только потому,что он писал свои произведения на Великом русском языке.