Сон — действительно одно из самых загадочных явлений. Нет, конечно же, я говорю не о сопении с закрытыми глазами — здесь как раз нет ничего удивительного. Но «кино», которое мы видим, пока спим — вот настоящая загадка. Во сне с нами происходят самые невероятные вещи. Многие проблемы, которые мучают нас в течение дня, во сне кажутся легкими, как детский паззл.
Во сне мы легко решаем даже математические задачи, в которых никогда сильны не были. А наши мечты? Многие из них совсем не осуществимы, а с помощью снов, наши мечты, хоть на короткое время, воплотятся в жизнь… Правда, вот незадача: когда проснешься — сон не вспомнить, как не пытайся, только в редких моментах он задерживается в твоей голове.<br />
Сон как спецэффект применялся во многих фильмах (когда героев убивали, а они раз и целые — им это просто приснилось), но чтобы про сон сняли отдельный фильм — это явление редкое. Про сон фильмов очень мало. Но тем не менее они есть. Например, вышедший недавно фильм «Начало» молодого, но очень талантливого режиссера Кристофера Нолана.
Рассказывать про саму идею фильма очень трудно. С чужих слов — она абсурдна и непонятна. Главный герой, мистер Кобб (Леонардо ДиКаприо) — вор. Но вор не простой: он не ворует деньги или ценные бумаги. Он ворует идеи или извлекает секретную информацию прямо из… головы человека. И опять же: он не использует оборудование, подаренное инопланетянами с Марса, он не вскрывает череп и с помощью суперкомпьютера, достает данные из мозга. Он проникает в голову во время сна. Или, наоборот, делает так, чтобы человек оказался в его голове, в его собственном, созданном мире. Как я уже сказал — выглядит действительно абсурдно. Но это пока не начнешь смотреть фильм…
Во время просмотра нам много рассказывают про свойства сна: например, вы знали что мозг работает во время сна раз в двадцать быстрее? Или то, что во многом на содержимое сна влияет наше подсознание? В фильме много интереснейших фактов про сон, поданных в интерактивном и красочном свете.
Хотя чистый фильм про свойства сна, несмотря на всю интересность и привлекательность этой темы на большом экране бы не показывали. Максимум прокрутили по какому-нибудь «Дискавери» в разделе «документальные фильмы». Современному зрителю нужны именитые актеры и какой-никакой экшн и спецэффекты. И режиссер это понимает. Он сумел соединить все это, как мне кажется, в идеальной пропорции. Тут есть и именитые актеры, такие как Леонардо ДиКаприо или Майкл Кейн, здесь есть и пострелушки и спецэффекты. Вот например процесс просыпания ото сна выглядит очень красиво и кинематографично — мир начинает рушится, все трясется, туча пыли — ну натуральная катастрофа. Еще стоит упомянуть, что фильм никак не затрагивает идею сна из фильма «Кошмар на улице Вязов». В отличие от фильма про Фредди Крюгера, убив человека во сне здесь, он просто проснется.
Так же очень интересна физика во время сна. Поведение окружающего мира напрямую зависит от того, где человек, в голове которого все происходит, находится. Например, если человек едет в машине, и машину начинает заносить по углом, то гравитация во сне меняется, и люди ходят по наклонной поверхности, а если человек падает, например, с моста, то объекты во сне находятся в невесомости. Но с этим вы разберетесь во время просмотра фильма, словами описать очень трудно.
Почти весь фильм команда мистера Кобба работает над одним трудновыполнимым проектом — поместить идею в голову одного бизнесмена. Заказчику нужно устранить конкурента, сделать так, чтобы он разрушил свою компанию, а Коббу надо, чтобы с него сняли фиктивные обвинения в убийстве, из-за которых он не может вернуться домой в Америку к детям.
Вообще, Кобб занялся извлечением (воровством из снов) из-за жены, которая трагически погибла. Кобб не мог ее отпустить, он построил для нее мир внутри себя, чтобы во время сна проводить с ней время. Точнее не с ней, а с ее проекцией, которая чертовски была похожа на его возлюбленную.
Помимо интересного сюжета и очень красивых спецэффектов, в фильме есть что-то заставляющее глубоко задуматься о том, что происходи на экране. Лента доказывает что реальность, какой бы неприятной она ни была, лучше приятной, волшебной иллюзии. Экранизация подтверждает пословицу «лучше горькая правда чем сладкая ложь». Какая бы беда с человеком не случится, надо оставить ее позади, стараться жить дальше, отпустить ее. Жизнь — она многогранная, в ней есть как приятные моменты, так и моменты, от которых становится дурно, и жизнь теряет смысл. Но чтобы не случилось надо идти дальше, ведь приятных моментов все-таки больше. Не стоит искать утешения во снах, в иллюзии построенной кем-то или тобой. И именно к такому выводу приходи главный герой, долгое время терзаемый утратой любимой супруги.
Фильм уже давно не идет в кинотеатрах, но посмотреть его стоит каждому. Столь душевной, глубокой, интересной и продуманной до мелочей работы я давно не встречал. Потратьте два часа жизни — посмотрите. Вы действительно получите удовольствие.