Крымское Эхо
Культура

На собственных крыльях

На собственных крыльях

В предыдущей своей статье мне довелось отметить уже хорошо видную усталость литературного сообщества Крыма от политизированности и патриотизированности нынешнего творчества, от военной темы и тяжелой трагичности. А также, уж простите, от официальщины, которой сейчас постепенно наполняется литература, если не сказать – переполняется.

Да, в России все куда более официализировано: и в литературе, и в искусстве. Этого нельзя не понимать. Огромная страна, империя – положение обязывает, все складывается по камешку к формированию культурного менталитета, напоминающего больше дворцы Санкт-Петербурга, чем поля Хортицы.

И все же «свободный художник» в Крыму вымирать, как мамонт, не собирается. Об этом говорит немалое число культурных мероприятий, в которых не звучит ни слова о политике. И, как правило, свет жизни, глоток воздуха в нашу ограниченную местечковость и плакатную перецикленность вносит молодежь. За последнюю неделю довелось побывать на двух таких мероприятиях: молодежном и детском.

Первое – фестиваль визуальных искусств «Я – юность», который проходил 25-26 апреля, одновременно в Симферополе и Севастополе, на литературных площадках культовых Книжных супермаркетов «Атриум» в этих городах. Мне довелось побывать в симферопольском «Атриуме» на творческом вечере молодых поэтов и музыкантов, основными участниками которого были члены Литературного клуба «Хорошо».

Клубу уже 6 лет, его костяк – это не такие уже и юные поэты, поэтому они были не участниками конкурсного отбора, как 13-17-летние одаренные крымчане, а скорее «звездами». Теми, на чьем творчестве, литературном опыте и достижениях стоит поучиться молодым. Однако вовсе они не выглядели как учителя-гуру-мэтры, каковых нередко строят из себя наши писатели старшего поколения. В стихах «хорошистов» разных возрастов по-прежнему искрится юность, веет свежий ветер, бушует нестандартность восприятия мира и любовь к жизни.

Не обходится, конечно, и без грустных стихов, и без резких описаний негативных сторон нынешней жизни, болезненного восприятия несправедливостей этого мира тонкими и ранимыми поэтическими душами. И все же позитива больше. Света, надежды и предощущения чего-то очень важного и большого… И – ни слова о политике! Ни единого словечка о войне… И даже о великом свершении возвращения Крыма в Россию – ни строчки.

Хорошо это или плохо? Да просто это есть. У молодости – свои «вечные вопросы», свои радости и проблемы, свои надежды, свои ожидания. Может быть, для молодой и светлой души социальные движения не так уж важны? Нет, скорее всего, от этого просто устали – и захотелось иного. Этот фестиваль стал откровением. Увидеть и услышать на творческом вечере можно было Наталью Малую, Анастасию Далок, Елену Грыжук, Маргариту Шитову, Нину Шевчук, Ксению Анашкину, Дмитрия Кудлая, Викторию Милюкову, Евгения Громова и других.

Организаторы фестиваля «Я – юность» характеризуют свое начинание так: «Главным лейтмотивом фестиваля должна стать попытка передать состояние юности, весны, открытости и свежести восприятия, идей. Речь идет не только о подростковом возрасте (13-17 лет), но так же о восприятии мира, свойственном этому периоду жизни человека. В котором присутствует гибкость ума, но вместе с тем волнение и страх перед будущим. Свежесть идей, но еще недостаток опыта и необходимых знаний для их реализации. Желание создавать, но бунт от того, что средства воплощения еще не найдены или недоступны. «Подросток/тинэйджер» – это самое хрупкое состояние человека. И уникально оно тем, что в этот момент решаются многие вопросы будущего. Кем стать? Как не ошибиться, выбирая из тысячи дорог всего одну? И даже как смотреть на мир и вещи вокруг. Это период первой переоценки ценностей и активного формирования мировоззрения. При этом ты уже не ребенок, но еще не взрослый.

И вот нам (людям творческих профессий) видится важной задачей в рамках фестиваля, показать разнообразные возможности молодого человека через творчество, а так же вдохновить своим примером и работами, но самое главное – вовлечь в сам процесс создания чего-либо юных активных ребят. Хочется дать возможность подрастающему поколению попробовать проявить себя через фотографию, видео, живопись, архитектуру, дизайн, поэзию и т.п., и стать полноправной частью большого дела, такого, как фестиваль. А нам, в свою очередь вновь «размять» свои представления о мире, соприкоснувшись с юностью напрямую».

Выражение «размять» в отношении к нашим, «взрослым», представлениям о жизни – очень точное и верное. Не в бровь, а в глаз! Застоялись, заграничились… Когда слушаешь молодых, понимаешь: насколько же мы от них уже далеки! И даже когда сами были юными, все равно были другими. У нас даже «безбашенность» и «чудилово» было иным, чем у современной молодежи. Эпоха накладывает отпечаток. Подростки 90-х – это иной мир, который уже не повторить подросткам 10-х, 20-х и так далее годов. Но и ребята нынешние – явление уникальное! Дети Интернета – дети всего мира…

Автора этих строк, явившуюся на фестиваль, тут же схватили организаторы и сказали, что в следующем году хотят пригласить в качестве лектора по поэзии. Честно говоря, сразу захотелось вырваться и убежать. Вот как нас воспринимают: уже не как поэтов, чьи стихи интересно послушать, а как лекторов, ведущих мастер-классов и т.п. – «свадебных генералов», которые нужны фестивалю для солидности, но «поучения» которых все равно никто не будет слушать. Знаем, проходили. Сама таких в грош не ставила, когда была юным поэтом.

Альманах детского творчества «Подсолнушек»

На собственных крыльях

Впрочем, и лекцию по поэзии можно сделать такой, что из нее получится художественное произведение. Живое и настоящее. Ну, во-первых, не нужно никого учить правильно рифмовать. Не нужно вылавливать «блох» в стихах. А вот если вместо этого попробовать на примерах из жизни рассказать молодым, как защищать в себе поэта, бороться за право им быть  – и против потребительского общества, и против тех, кто хочет сделать на твоем творчестве бизнес, и против тех, кто пытается презирать и донимать тебя за то, что ты ничего не имеешь за это, а потому «занимаешься фигней», и против тех, кто хочет тебя использовать на литературной работе, как правило, бесплатно (нечистоплотные писательские организации, издательства и т.п.), и против тех, кто просто менее одарен, чем ты, и жизнь готов положить на то, чтобы извести тебя своей завистью, ненавистью, мелочной мерзостью, выжить из литературы… Примеров из жизни достаточно. Из жизни огромного числа поэтов Крыма, Украины, России, с которыми доводилось пересекаться, которые тоже когда-то были молодыми и остаются такими до сих пор, независимо от возраста…

Или поведать о том, что не нужно слишком уж доверять себя «взрослым», которые «работают с молодежью», проводят там всякие молодежные семинары, фестивали, конкурсы и прочее. У них работа такая, нередко отработка денег, выделенных на эту самую «работу с молодежью», «молодежную политику», «выявление новых имен» и т.п. Довольно часто делается это просто для престижа личности в писательской организации, «понтов», каких-то галочек, записей в бумажках. Эти люди сначала вознесут юную творческую душу на пьедестал, обвешают победами, дипломами, публикациями, поездками на международные форумы – а чуть этот детёныш перевалит за критический возраст, после которого под понятие «молодежной политики» подпадать перестанет, а значит за работу с ним ничего не поимеешь, — просто выбросят его за борт за ненадобностью. И плыви сам как хочешь.

Очень часто для не особо крепких душ, вкусивших юной славы и поддержки десятков рук, такой возрастной сброс становится настоящей трагедией. Они буквально не понимают, почему это еще вчера они были гениями и звездами, а сегодня уже никому не нужны. Любой молодой поэт обязательно проходит эту стадию переосмысления своего места в литературе. После такого непонятного ему предательства – уйти или остаться, продолжать ли быть поэтом, писателем? И больше всего страдают именно те, с кем слишком носились «взрослые». Кто не был самодостаточен в своем таланте. Трагедию гениальной Ники Турбиной знают все, потому что она стала видимой, достоянием истории литературы, а сколько таких трагедий никто никогда и не увидел? Сколько по-настоящему талантливых ребят не выдержало и бросило литературу? Остаются после такого самые толстокожие, а они, как правило, мало одарены. Отсюда и такой огромный процент графоманов во всех региональных литературах.

Однако выше было сказано, что нынешняя молодежь – дети Интернета, дети свободы. Когда всемирная сеть разворачивает перед тобой сотни поэтических сайтов и интернет-журналов, информацию о десятках международных конкурсов – зачем тебе, собственно, эти «взрослые»? Ты и сам себя продвинешь в литературе ничуть не хуже, а то и лучше, креативнее, нестандартнее. И главное, полностью по-своему. Никто не будет диктовать тебе, ни о чём писать, ни в каком платьице выходить на сцену (а не в драных джинсах, как тебе бы хотелось).

Творческие подростки 90-х, однозначно, сильнее зависели от всяких молодежных литстудий со взрослыми ведущими, Малых Академий Наук и Искусств и имеющихся в регионе малочисленных литературных газет и журналов, куда можно было попасть, нередко, только если какое-то время преданно послужишь «девочкой для разливания чая на писательских фуршетах». Но и тогда существовал андеграунд, и самая яркая, сильная, талантливая, бунтарская и независимая молодежь уходила от официальных лито и создавала свои клубы.

Видимо, так и появился литклуб «Хорошо»  – для души, для самостоятельности. И в противовес формальным, «галочным» молодежным студиям вроде той, которая сейчас носит имя Н.А. Кобзева. Креативный литературовед-постмодернист Николай Кобзев в гробу бы перевернулся, если бы увидел, во что превратили его некогда передовую, авангардную студию, при нём населенную взорвавшей тогдашнюю литературу Крыма творческой молодежью «новой волны», с нестандартным мышлением и собственным мнением. Сейчас же это девочки, чьи сладкие стишки бездумно набиты Дионисами и Аврорами (ребенок явно не понимает, о чем пишет, но это же круто – писать такими словами!) и читаются со сцены с видом клинической идиотки, которой так хочется, чтобы все увидели, какая она умная. Похоже на нежненькую такую зомбофермочку… С этими детьми работают взрослые. Причем те, которым важна галочка, видимость, что в писательской организации проводится работа с молодежью. А не сама эта молодежь и уж точно не поэзия. Печаль…

Но, собственно, это написано не для печали, а для радости. Такой, как фестиваль «Я –юность», Литклуб «Хорошо», евпаторийская молодежная литстудия им. Б. Балтера под руководством Людмилы Вальченко, которая подходит к творчеству своих подопечных со всей искренностью и личностностью.

На этой ноте – с упоминанием о студии Л. Вальченко – перейдем к другому мероприятию, на этот раз посвященному детскому творчеству. Именно на нём мне довелось увидеть ребят евпаторийской студии во всей их красе и таланте. По уровню они, особенно те, кто постарше ничуть не хуже «хорошистов», да наверняка пересекаются с ними на чтениях евпаторийского «Поэтариума» и не только. Да и поэтическое мышление у них не провинциально-ограниченное, как у нынешних «кобзевочек», а очень даже соответствует понятию «современная поэзия». И главное, каждый из них – индивидуальность, это чувствуется даже по энергетике их текстов. В этой студии никто не причесывает молодые таланты под одну гребенку.

27 апреля в Крымской Республиканской Научной библиотеке состоялась презентация альманаха детского творчества «Подсолнушек». Сборник издается в Москве, а в этом году в него вошло большое число юных одаренных крымчан: поэтов, прозаиков, эссеистов.

Множество ребят приехало на презентацию из Евпатории, Джанкоя, Ялты… Наиболее мне известный из опубликованных одаренный подросток из Керчи Владимир Василенко (13 лет) представил в этой книге свое философское эссе «Мой Крым». Дети тоже переосмысляют важные Крымские перемены, однако для них Крым, несмотря ни на какие мировые движения, остается их любимым солнечным краем: море, зелень, свет, радость! Этого у детей отнимать нельзя. И не стоит загромождать их души политикой. Те взрослые, которые заставляют детей на студиях выучивать или писать стихи, связанные с нынешними событиями, руководители детских хоров и ансамблей – учить песни на эти темы, конечно же, поступают правильно: воспитание патриотизма необходимо. Но насколько же нужно быть талантливым, как тонко и чутко нужно преподносить эти темы детям! Далеко не все справляются с этим.

Песни о Крыме на стихи Лидии Огурцовой и музыку Ангелины Карпенко, прозвучавшие в концерте, мне навязчивыми не показались. Они были нежными, нелозунговыми и по-настоящему, по-хорошему детскими. Взрослое сознание просветляется, когда видит и слышит подобное. Ожидаешь худшего: морализаторства, навязывания, вдалбливания (потому что сейчас так надо), – но легкость слова и звука снимает с души тревожное напряжение.

Презентацию вела крымский поэт Лидия Огурцова (кстати, именно она содействовала публикации в этом сборнике большей части крымских одаренных детей) и один из руководителей проекта «Подсолнушек» в Москве, писатель и актёр Валерий Иванов-Таганский. Его выступление отличалось такой яркостью и силой, что дети в зале кричали: «Да вашему ораторскому мастерству Ленин бы позавидовал!».

И как в воду глядели (детская интуиция изумляет!): этому актеру доводилось играть Ленина! Его творческая жизнь была весьма насыщенной, в том числе он долго играл на одной сцене с Владимиром Высоцким, они были друзьями. В этот раз со сцены прозвучали не только философские напутственные речи молодым талантам, но и яркие монологи из спектаклей… Хотелось бы увидеть этого человека на сцене… Очень хорошо, что нашей талантливой детворе и молодежи жизнь представляет такие яркие примеры того, что есть такое творческая личность и сама суть творчества.

Впрочем, молодость в примерах не нуждается. В любом случае, будет и летать на собственных крыльях, и наступать на собственные грабли. И любить жизнь, и бороться с нею, и радовать собой Крым и мир. 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Изумление как осмысление

Марина МАТВЕЕВА

Старые сказки на новый лад

Олег ШИРОКОВ

Крымский театр кукол открыл новый 77-й сезон

Юлия СОЛОД

Оставить комментарий