Крымское Эхо
Архив

На Ивана на Купала обливай кого попало!

Приходилось ли вам бывать в лесу в ночь на Ивана Купала? Если нет, то не говорите, что рассказы о леших и ведьмах, сеющих целебную росу на травы, — пустые выдумки. И о том, что не бывает цветущих папоротников, тоже не говорите. Есть люди, и поверьте, их не так уж и мало, которые видели и хороводы русалок, и шабаши ведьм, и цветущие папоротники. Вот только сорвать этот удивительный цветок мало кому удавалось. Озаряет он лес своим дивным сиянием лишь на одно мгновение: пока добежишь к нему – непременно погаснет. 

Ночь на Ивана Купала позади. Кто знает, может, и вчера кто-то отчаянный пытался отыскать счастье в полуночном лесу, рыская в окружении нечистой силы в поисках цветущего папоротника?

Блага цивилизации – рядом
По традиции, накануне этого дня в живописном урочище Кизил-Коба, неподалеку от Красных пещер, собрались те, кто «верит в преданья старины глубокой».

Согласно программе фольклорного фестиваля «Ой, на Ивана, ой да на Купала!», утвержденной райгосадминистрацией Симферопольского района, фестиваль должен был начаться ранним утром конно-спортивным турниром «Ой вы, бравы козаченьки». Увы, народ, прибывший с утра пораньше посмотреть на конные скачки, обещанного зрелища так и не увидел – должно быть, нечистая сила вмешалась. По огороженной территории конного клуба разъезжали девушки-наездницы, а посреди поля, где планировались скачки, важно разлегся верблюд, невесть откуда взявшийся в предгорном Крыму.

Не дождавшись скачек (говорят, они все же состоялись), минуя ворота со шлагбаумом, попадаю в «Сказочную долину». Надо сказать, стоимость входа в урочище Кизил-Коба в день проведения фольклорного фестиваля возросла в четыре раза и составила 20 гривен – никак, и тут нечистый постарался! Впрочем, как я убедился вскоре, платили за вход только лохи вроде меня. Все местные без всяких билетов попали на празднество по своим тайным тропкам и неведомым для приезжих дорожкам.

Купальский кордон

Заблудиться в «Сказочной долине», по которой еще лет десять назад «дикарями» рыскали туристы, теперь невозможно: всюду висят указатели. В одном направлении стрелки указывают на туалет, мусорник, целебный источник – гостям дают понять: все блага цивилизации рядом. Перед тем, как попасть на большую поляну, где и намечены массовые народные гуляния, каждому приходится пройти через «Купальский кордон» — вброд перейти небольшую речушку со студеной даже летом водой.

А на поляне — настоящие купальские забавы. Здесь и черти, пропускающие всех через огонь, воду и медные трубы, и лесная жительница Мавка, влюбляющая в себя юношей, и цыганки с их неизменным гаданием, и народные умельцы, выставившие на продажу сувениры и обереги.

Наконец, начинается самое главное. Участники фестиваля, а к ним пристраиваются и тысячи гостей, выстраиваются в праздничное шествие, во главе которого – сам языческий бог славян Ярило. Звучат обрядовые песни, всюду слышны восхваления в адрес всемогущего Ярилы, а затем и стар и млад пускаются в обрядовый хоровод.

Не перевелись еще умельцы!

О самом выступлении фольклорных коллективов скажу особо. Признаться, даже не ожидал, что сотни людей – и среди них в основном молодежь, воспитанная на других мотивах, – усевшись на лужку перед импровизированной сценой, будут часами слушать народные песни: украинские, белорусские и русские, которые мы начинаем постепенно забывать. Что было особенное в этих не модных ныне, но искренних, как славянская душа, мелодиях – ненапыщенное и настоящее.

И какой же Иван Купала без обряда омовения! На помощь желающим промокнуть до ниточки на этот раз пришли пожарные, устроившие с помощью шлангов настоящую водную феерию. Боже, что тут началось! Дети с удовольствием плескались в струях воды, взрослые, как казалось, тоже радовались не меньше детей. Лишь журналисты и позабывшие про свою значимость чиновники разбегались кто куда. Одни спасали свои фото- и видеокамеры, другие – солидные костюмы.

Слава Яриле!

Праздник, как говорится, удался на славу. Кстати, отмечать его в урочище Кизил-Коба уже стало доброй традицией. Нынешний фольклорный славянский фестиваль «Ой, на Ивана, ой да на Купала» стал пятым по счету и вышел на международный уровень: на этот раз участие в нем приняли творческие коллективы из Украины, России и Белоруссии.

Справка «Крымского эха»«
Древний праздник летнего солнцестояния традиционно на Руси отмечался в ночь на 7 июля. Это один из самых почитаемых и разгульных народных праздников. В старину в этот день жгли костры, девушки украшали специальное деревце (Мировое древо) и плели венки, а парни делали соломенное чучело. Ночью не спали, поскольку боялись пробуждавшейся нечистой силы. Под луной собирали травы, так как считалось, что они наполнялись особой чудодейственной силой, и, конечно, искали цветы папоротника, которые, по поверьям, приносили счастье. Девушки и юноши прыгали через костёр – очищающий огонь, – а на рассвете купались в реке и гадали о своей судьбе.

Зрители, они же участники

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Горисполком «послал» всех симферопольцев «в баню». В какую?

.

Культурно-языковая политика украинского государства

Отцы города зовут на праздник

.

1 коммент.

Аватар
Михаил 10.07.2008 в 10:31

Древний праздник летнего солнцестояния традиционно на Руси отмечался в ночь на 7 июля. ————- Вообще-то летнее солнцестояние приходится на 21-22 ИЮНЯ.

Ответить

Оставить комментарий