Крымское Эхо
Общество

«Мы не соперники, а братья»

«Мы не соперники, а братья»

МЫСЛИ ПО ПОВОДУ СОВМЕСТНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ПАПЫ И ПАТРИАРХА

Как известно, 12 февраля состоялась без всякого преувеличения историческая встреча Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Много веков подряд эта встреча состояться не могла — по разным причинам: кто-то подложил мину замедленного (на много  веков вперед»!) действия под взаимоотношения двух Церквей. И вот встреча состоялась. Даже если бы она не закончилась принятием никаких документов, все равно бы она играла на взаимопонимание двух миров. Но она закончилась подписанием Совместного заявления.

Безусловно, этот документ будут еще очень внимательно изучать, причем не только церковнослужители, но и политики, и политологи, и государственные деятели: слишком велико влияние Церкви на общество. Мы приводим здесь первые впечатления одного из крымских политологов, Николая Кузьмина:

— Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла», принятое по итогам их встречи 12 февраля 2016 года в Гаване, — документ очень интересный и во многих местах нестандартный. Уже во втором пункте сталкиваешься с необычным: Куба названа «символом надежд «Нового света», а сама встреча иерархов характеризуется как прошедшая «вдали от старых споров «Старого света».

В документе много ожидаемого. Это призыв к прекращению фактического геноцида христиан на Ближнем Востоке (хотя ничего не сказано по поводу того, из-за чего стали возможны массовые убийства и изгнание христианского населения Ирака и Сирии) и призыв к международному сообществу «к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока». Это осуждение нарушения прав христиан при процессах секуляризации и призыв к властям Европы уважать религиозную идентичность. Это выражение обеспокоенности инспирирования «кризиса семьи» и сожаление по поводу того, что «иные формы сожительства» уравниваются с браком.

Интересно то, что Патриарх в этом документе фактически выступает от имени всех православных. Упоминание его поместной церкви встречается только в именовании самого Кирилла. В преддверии Всеправославного собора поместных церквей, запланированного на июнь 2016 года, на это стоит обратить внимание.

В абсолютно комплиментарных выражениях в заявлении говорится о сотрудничестве православия и католицизма. «Мы не соперники, а братья»: такие слова могут вызвать негативную реакцию в отдельных кругах обеих конфессий. Утверждения «Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин», «Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5)» могут быть сочтены неприемлемыми фундаменталистами как православия, так и католицизма. 

Для нас больше актуальны представленные в документе отдельные аспекты взаимоотношений между православием и католичеством, особенно в контексте «украинского вопроса».

Раскол церквей назван «следствием человеческой слабости и греховности». Для тех, кто знает в подробностях, что происходило в Константинополе и Риме в 1054 г. такая характеристика вполне справедлива, однако она означает отсутствие непререкаемой правоты у любой из сторон. Поскольку так называемое «филиокве» католичества – это явное нарушение символа веры, утвержденного Вселенскими соборами, такую характеристику раскола можно оценивать как уступку со стороны православия. 

Однако не будем спешить с оценками, в документе уступки взаимны. Самое главное состоит в том, что Папа фактически признал ошибкой «метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви» (дословно это звучит так: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства»). 

Правда, тут же признается, что «церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать», и это уже «камешек» в огород русского православия, отказывавшего униатам в праве на существование и поддерживавшего власти в борьбе с ними. 

Но далее в той части документа, которая посвящена «украинскому вопросу», Папа выступает уже целиком на стороне Патриарха. В частности, прямо говорится о том, что раскол в украинском православии необходимо преодолевать «на основе существующих канонических норм», и при этом «католические общины страны будут этому способствовать». Это фактически прямое указание со стороны Папы украинским греко-католикам на то, что их поддержка так называемого «киевского патриархата» — дело неправедное.

Фото — 2000.ua

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Уроки мужества под открытым небом

Эмоции в телеграфном стиле

.

Найти Неизвестного солдата

Оставить комментарий