Крымское Эхо
Архив

Мракобесие периода Ющенко

Мракобесие периода Ющенко

ВАС УСЛЫШАЛИ

В Симферополе состоялся круглый стол на тему: «Состояние крымскотатарской культуры в Крыму: десять лет спустя». Организаторами мероприятия стали Рескомнац Крыма и Государственная организация «Всеукраинский информационно-культурный центр». Оно прошло в Совмине: устроители надеялись, что с верхних этажей здания к ним спустятся те чиновники, кто, по определению и по службе должны интересоваться культурой и просвещением. Увы, их надежды не оправдались: ни министров — культуры, образования, ни вице-премьера, курирующего гуманитарные вопросы, ни главы профильной комиссии Верховного Совета на встрече не было. Татары жаловались сами себе и немножко — украинцам.

Подобные мероприятия проводились 10 лет назад. Что изменилось за это время и в какую сторону? Самое страшное, что пришлось услышать: крымскотатарский язык умирает, за двадцать лет после начала массового возвращения впервые выросло поколение детей, которые не владеют в должной мере родным языком, это беспокоит их родителей и общественность…

Вскользь была сказана фраза о том, что трудно разобрать язык, на котором на эстраде поют молодые (якобы национальные) исполнители, крымскотатарским его назвать нельзя. Одной из причин потери языка участники круглого стола назвали то, что он не используется в деловом общении. С упадком языка в упадок приходит и культура, изменяется архитектурный облик Крыма, имеет место тенденция утраты собственного архитектурного лица.

Проблем, признавались присутствующие, очень много, большинство растет из нерешенных вопросов политического и законодательного характера, они связаны с развитием языка, образования, литературы, сохранением и возвращением культурного наследия. Задекларированное в Конституции Крыма равноправие трех языков — русского, украинского и крымскотатарского существует только теоретически.

В то же время некоторые считают, что из культур всех народов, населяющих Крым, именно татарская, имеющая для этого самую сильную мотивацию, развивается в последние годы наиболее динамично.

Сафурэ Каджаметова, глава ассоциации крымскотатарских работников просвещения, член меджлиса, привела цифры. До 1944 года в Крыму работала 371 школа с преподаванием на крымскотатарском языке, было три учебных заведения, готовящих учителей. Сейчас статус крымскотатарского языка не определен, а система образования не обеспечивает конституционных прав народа, не позволяет приобщить детей к национальным культурным богатствам. Не реализована программа перехода письменности на латиницу. Из 34 тысяч школьников крымскотатарской национальности 2 845 учатся в 15 национальных школах. В классах с крымскотатарским языком обучения на базе русских и украинских школ учатся 2247 человек. То есть только 16% татарских детей учатся на родном языке. Кое-кто изучает родной язык как предмет, 2-3 часа в неделю, кто-то ходит на факультативные занятия. Но более 8 тыс школьников не изучают крымскотатарский язык ни в какой форме.

Павел Чистилин
«Старый Бахчисарай», 1979″

Мракобесие периода Ющенко
— Состояние дошкольного образования на родном языке продолжает оставаться катастрофическим, — уверяет Сафурэ-ханум. — Из 608 детских дошкольных учреждений только на базе 18 детсадов работают всего 24 группы с крымскотатарским языком общения, которые посещают только 541 ребенок. 12-15 лет назад мы помогали нашим коллегам, требуя открытия украинских школ. Сейчас на базе функционирующих школ с украинским языком обучения, не выделяются часы на изучение родного языка даже в тех классах, где учатся дети крымских татар! А мы должны всегда друг другу помогать!.
В свое время Совмин Крыма обещал до 2006 года организовать 40 татарских школ и изменить статус еще 22 школ, превратив их в школы с украинским и крымскотатарским языками обучения. Эта программа не реализована.

Претензии к украинским властям имеют и другие участники круглого стола. Например, Айдер Меметов, декан факультета крымскотатарской и восточной филологии ТНУ, высказался в том смысле, что татары толерантны: сначала выучили русский язык, сейчас изучают украинский. Но взаимного понимания в обществе не встретили: крымскотатарский язык находится в стадии умирания. Это происходит, в первую очередь, из-за национальной политики «периода Ющенко», которую особенно активно проводил в жизнь ее идеолог Роман Безсметрный. Она была проста и цинична: используем крымских татар в Крыму против русских, а потом ассимилируем их.

— Слава богу, те времена: «единый народ, единый язык, единая религия» — ушли. Ни во времена царского мракобесия, ни во времена СССР такого не было, — вспоминает Айдер-бей. — Единый народ из нас хотели сделать, единый язык нам прививали, но до единой религии даже тогда не додумались! В первую очередь, нужно менять национальную политику! Наши дети потеряют родной язык, но не будут в совершенстве знать и другой! Мы с вами воспитаем манкуртов, которыми невозможно управлять! Но если мы будем говорить об этом в своем, узком кругу, вариться в своем котле, толку не будет. Нас должны слышать! Мы не только камни бросать умеем, мы умеем созидать. За что нас и ценили в Узбекистане — за созидательный труд, не превращайте нас в варваров!

 

Рустем Стахурский «Старая улочка», 2007


Мракобесие периода Ющенко
Если Айдер Меметов выступил сначала на крымскотатарском языке, а потом сам себя перевел на русский, то Рефат Чубаров, президент всемирного конгресса крымскотатарского народа, поприветствовав участников мероприятия по-татарски, перешел на украинский. По его мнению, такие круглые столы должны быть максимально эмоциональными, но эмоции должны опираться на конкретные исследования.

— Когда собираются люди, которые представляют и журналистику, и политику, и научные круги, мы должны говорить об общих, но базовых вещах. Мне кажется, мы должны говорить о состоянии законодательного обеспечения в языковой, культурной сферах, в сфере сохранения памятников. Хватает этих законов? Какие еще законы необходимо принять? Нужно говорить о материально-технической помощи, понимать, что сделано для творческих коллективов, издательств — каковы тенденции? Это должны быть графики, цифры, сравнительные таблицы. Нужно говорить и о местной власти — ее здесь (на мероприятии — ред.) нет, но это важно. О ее возможностях и отношении: если у власти есть ксенофобские настроения, она не выполняет даже того, что может. Как правило, чиновники делают, только то, что им приятно делать. Мы должны проанализировать, почему в отдельных районах Крыма, если крымские татары чего-то хотят, власть этому способствует, а в других районах этого нет.

По мнению Чубарова, нужно говорить о роли и поведении самого крымскотатарского сообщества. Возможно — это главное, и понадобится несколько круглых столов, чтобы обсудить именно это — уровень требований, уровень желаний. Какой мы хотим видеть среднюю школу, до какого уровня должен быть распространен крымскотатарский язык (хотя бы в Крыму)? В какой мере мы готовы к самопожертвованию, чтобы достичь этих целей?

О самопожертвовании Рефат-ага говорил не в «революционно-майданном смысле», а, имея в виду журналистов и общественных деятелей, учителей и ученых, которые подготовят достойные кадры и учебники.

— Будем строить храмы, восстанавливать медресе, сохранять памятники, будем делать эти шаги, и государство никуда не денется! — уверен он.

Выступил на круглом столе и Богдан Дубас, кажется, единственный бывший там представитель государства — заместитель постпреда президента в Крыму. Он уверил всех присутствующих, что теперь настал совсем другой период — время перемен. Оказалось, он озабочен исламской культурой. «Крымскотатарский народ должен стать послом государства Украина в мире», — мы успели удивиться такому заявлению Дубаса, но он после паузы уточнил: «в тюркском мире». Он напомнил, что Крым — это здравница и отдых, поэтому украинский язык следует применять для сферы услуг. А благодаря тому, что крымскотатарский язык относится к тюркским, сюда на отдых поедут тюркоязычные отдыхающие: «турки, волжские татары, туркмены». К этой группе он заодно (для количества?) причислил и таджиков. Богдан Дубас уверен: надо развивать и показывать им и исламскую культуру, наряду с христианским нужно создать исламский туристический маршрут…

Участники круглого стола приняли безадресную резолюцию, где призвали принять безотлагательные меры для выхода из культурного кризиса.

 

Фото автора

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Голуби мира»

.

Крым хочет свою монету

Ольга ФОМИНА

О близком Новом годе, новорожденных и ярмарке

.

Оставить комментарий