Всеукраинский крестный ход дошел и до Симферополя. Духовенство привезло с собой православные святыни: ковчег с частицей мощей святителя Дмитрия Ростовского, икону Пресвятой Богородицы «Успение», икону Божией Матери «Призри на Смирение», известную своим чудесным отображением на стекле киота, икону святителя Феодосия Угличского с частичкой мощей и две иконы «Крещение Руси». Но самыми ожидаемыми для верующих нашего города были мощи святого равноапостольного князя Владимира — того самого, который 1020 лет тому назад крестил Русь.
Мощи равноапостольного князя были обретены в 1635 году святителем Петром Могилой, митрополитом Киевским, при раскопках Десятинной церкви. Они находились в мраморном саркофаге с надписью, удостоверяющей их принадлежность великому князю Владимиру. Петр Могила передал мощи Киево-Печерской Лавре, откуда перед войной известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов увез мощи для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград. Во время оккупации их потеряли.
В нынешнем году, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Украину будет возвращена часть мощей из московского Успенского собора Кремля. Такое решение принял нынешний президент России Дмитрий Медведев.
В наше время не все христиане почитают мощи святых — протестантские церкви отказались от них в ХVI столетии (так же, как и от почитания икон). Культ мощей был установлен в III в. и отрицался частью церкви — так называемыми иконоборцами. Окончательный культ поклонения засушенным частям трупов святых был установлен в 787 году. Многие до сих пор считают его языческим рецидивом.
Не все согласны и со «святостью» Владимира. Ведь чудес он не совершал, ангелы ему не являлись. Владимир не родился поборником христианства. Как только он принял княжение в Киеве, сразу же стал принимать меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон с идолами шести главных богов славянского язычества, возобновил практику человеческих жертвоприношений богам.
До крещения Владимир не отличался особой святостью. О том, как Великий Князь вел себя после принятия христианства, летописцы не указывают. Церковь надеется, что лучше.
В 988 году Киевский князь Владимир, согласно традиционной историографии, принял решение креститься от Константинопольской Церкви. На то были политические причины: Византия не хотела сотрудничать с языческим государством, а у Киевской Руси был к ней свой экономический интерес. После присланное Константинопольским Патриархом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра. По преданию Русской Православной Церкви, это произошло 1 августа.
Точными сведениями, когда Владимира стали почитать как святого, церковь не располагает. Многих сейчас смущает и тот факт, что князя первокрестителя почитают именно как Владимира, а это имя не христианское. Правильно было бы называть его Василием, именно так князь стал называться после крещения. Но, видимо, сыграла решающую роль историческая традиция.
Как бы там ни было, славяне обрели христианство именно от этого человека. Более того, Владимир, крестив Русь согласно греческому обряду, проще говоря, утвердил Православие. Неизвестно, какими бы путями пошла наша страна, будь она католической. Выходит, что князь Владимир на многие века определил политическую жизнь своих земель…
Фото автора