Крымское Эхо
Архив

Мораль для паствы

Мораль для паствы

Еще летом казалось привыкшим харкать на асфальт, бросать бумажные обертки мимо урн и выстреливать пустыми бутылками в кусты керчанам придется развлекаться привычным образом не ближе, чем в Феодосии. Керченский градоначальник вознамерился превратить город в самое культурное и морально-нравственное место на Земле, представив горожанам для всеобщего обсуждения и изучения проект Кодекса керчанина.

Мало того, товарищи из инициативной группы, родившие в муках творчества этот важный, по словам мэра, документ, всерьез озаботились идеей создания детского стихотворного аналога морализаторской мысли под названием «Кодексёнок керченёнка». Подготовительную работу планировалось провести в преддверии учебного года, чтобы «Кодекс стал настольной книгой каждого школьника». Когда педагоги узнали о том, что им придется не только бдеть за швабрящими городские улицы учениками, а и подпускать под мнимый энтузиазм морального «петуха», у них едва не атрофировалась речевые навыки.

Фантазию создателей, безусловно, сковала административная идея-фикс, что второе десятилетие крутится вокруг нескончаемой темы городских субботников. Мэрская подсказка состояла в том, чтобы напомнить горожанам о том незабвенном времени, когда они без нынешней негативной реакции работали «для себя, для города, для страны» на субботниках и воскресниках. Инициативная группа тут же воплотила завет в жизнь в «Основных принципах корпоративного поведения», обязав «каждого керчанина лично заботиться об озелени своего двора, района, города» и «участвовать в наведении порядка на территории города».

Установки мэра замахнулись на президентский уровень задач. Озабоченность городского головы моральным обликом подрастающего поколения, что не дает ему спокойно спать, вынудила градоначальника «поставить воспитательный процесс ребенка на новые рельсы, чтобы уберечь его от нравственного падения». Песталоцци с Корчаком и Ушинский с Макаренко удавились бы, узнав, что их апробированные временем методики воспитания ребенка в творческих коллективах сверстников сегодня, мягко говоря, уже не канают. По мысли городского головы Керчи, «кружки, секции, другие формы организации досуга молодежи, к сожалению, не всегда приносят желаемый результат». Понимая, что «пришло время начинать процесс воспитания ребенка … в совершенно новом формате», он еще на заре своей деятельности начал оптимизацию детских внешкольных учреждений и за одиннадцать лет своего служения городу довел это дело до логического завершения. Теперь воспитательные задачи по «утверждению правил общественного поведения и повышения внутренней культуры человека» будут решаться с помощью принятого громадой морального кодекса керчанина.

Кодекс керчанина вступил в соперничество с самой Конституцией за право обеспечить «социальную защиту пенсионерам, детям и инвалидам, предоставить широкие возможности для выбора обучения, работы и отдыха». Теперь керчане могут быть уверены, что «в повседневной деятельности городской общины им будет обеспечено применение традиций корпоративного поведения, отвечающих общепризнанным международным стандартам, и морально-этическим нормам». Короче, чтобы не нагружать излишним цитированием, скажем, с момента публикации Кодекса керчане узнали о своей принадлежности к корпоративу имени Осадчего. Они, конечно, предполагали, что свобода имеет свои ограничения, но и помыслить не могли, что с введением основных принципов корпоративного поведения в городе практически узаконили феодальную мораль иерархической сословной зависимости. Мало того, что каждый керчанин зависим от общества, работодателя, родителей, супруга, соседа, коллеги и тещи, так он теперь должен следовать и соответствовать корпоративным ценностям, потому что еще Карл Маркс учил, что отношения в корпоративных группах поддерживаются комплексом замкнутых нравственных кодексов, жестко регламентирующих набор прав и обязанностей индивидов.

Кодекс предписывает керчанам не злоупотреблять своими правами. Правда, какими именно — понять сложно. Хотя всем, думается, хотелось бы реализовать единственное из них: право на получение полной и достоверной информации о структуре собственности, потому что надоело, честное слово, пробавляться слухами о принадлежности той или иной городской недвижимости, включая пансионаты в Героевском, одиозным фигурам из ближнего круга мэра. Хочется зайти в магазин или заехать в прибрежный пансионат и точно знать, кому отваливаешь деньги за товары и услуги.

Честно сказать, хочется увидеть одного адекватно мыслящего керчанина, который бы, начав читать кодекс, сумел дочитать его до конца, не свернув челюсть от зевоты. Материалы советских партсъездов и моральный кодекс строителя коммунизма по сравнению с абсолютно нечитабельным, лишенным логики, а местами элементарно безграмотным текстом кодекса керчанина — просто песня. Но, видимо, заказчики и создатели кодекса на массовое прочтение и не рассчитывали. Пообсуждав пару недель кодекс силами сотрудников информационно-аналитического отдела департамента по связям с общественностью и информационно-рекреационной деятельности, они утратили к нему всякий интерес. Всерьез этот окололитературный ремейк морального кодекса строителя коммунизма не принял никто. Среди желающих дополнить кодекс основополагающими истинами запомнился один крупный специалист по методикам тайного естествознания, предложивший установить в городе билборды с типовыми текстами вроде «Керчь есть город счастья». Прекрасная мысль, которой не хватает пикантной местной перчинки: портрета мэра с его факсимиле – тогда можно будет считать, что утопический город Солнца нашел свое реальное земное воплощение.

Думается, не зря в качестве доказательств полезности и своевременности кодекса его заказчики и создатели апеллируют к представителям паранормальной науки. Еще бы положительный отклик религиозных сектантов – и был бы полный консенсус. Представители канонического православного духовенства Керчи, которых привлекли в качестве экспертов в расчете на одобрение, оценили усилия создателей кодекса весьма критично. «Ошибкой считать кодекс керчанина своевременным проектом по той причине, что мы опоздали с его созданием лет на пятнадцать, — высказал свое мнение настоятель храма Александра Невского протоирей Сергий, человек вдохновенной веры. — Ни один кодекс не может быть руководством к жизни. Мы можем создать двадцать кодексов, на каждом столбе их повесить, но они будут только раздражать людей, если они с ним не согласны».

Точку зрения авторитетного в городе религиозного деятеля разделяют многие керчане. Они полагают изобретение нравственного «велосипеда» затеей абсолютно бессмысленной, поскольку тысячелетней выдержки библейские истины являются фундаментальными законами жизни и не нуждаются в новой редакции. Однако, как выяснилось, конкретных целей создатели кодекса перед собой не ставили. Они лучше остальных понимали, как выразилась местная чиновница из числа кураторов морального проекта, что «в глобальном смысле кодекс керчанина не сделает чего-то большого» — им просто хотелось показать, подтвердил смысловую нагрузку один из его авторов, «что такое хорошо и что такое плохо».

В общем, мораль для паствы – это презентативный проект вконец очумевшей от собственного величия местной власти, которая всеми доступными ей средствами старается прогнуть под себя керчан. А как же сам пастырь? Неужто остался без морально-нравственных рекомендаций? Конечно же, нет. Как могло прийти такое в голову, чтобы авторы кодекса обошли вниманием первого руководителя Керчи и рулящий под его началом клан? Завершая свое творение словами «быть честными, порядочными, толерантными и трудолюбивыми гражданами города», они, скорей всего, именно им дали напутствие. Но что-то подсказывает, не пришлось оно по вкусу местным высокопосадовцам. Что-то уж очень споро свернули обсуждение проекта кодекса, не приняв его на сессии горсовета, не растиражировав для изучения освобожденными на осенне-зимний период от уборки городских улиц школьниками. Получилось почти по Черномырдину: хотели сотворить благое дело, а назавтра о нем забыли.

Фото вверху —
с сайта caricatura.ru

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Политическое поведение крымскотатарских репатриантов

.

Киев и Кишинёв открывают фронт против России на Днестре

.

Крым. 2 декабря

.

Оставить комментарий