АЛЕНЕ ПЛАКИДЕ НЕ ИНТЕРЕСНА ЕЕ РАБОТА?
Роман ИВАНЕНКО
Наши чиновники умеют иногда удивить. Уже все понемногу привыкли в Крыму к тому, что должности занимают неспециалисты, а еще более того — неспециалисты с инициативой. Одним из примеров такого опасного применения специфических навыков менеджмента, похоже, может стать работа министра культуры АРК Алены Плакиды (на фото). Причем министр сама продуцирует, на первый взгляд, недальновидные, а по сути — парадоксальные решения.
А это вполне может быть и правдой. Ведь Алена Александровна, обладая экономическим и менеджерским образованием, смогла применить свои умения, работая и в «Приватбанке», и в коммерческих структурах, и снова в энергетической сфере, в стенах Крымской электроэнергетической системы НЭК «Укрэнерго», и даже на поприще инновационного развития. Стремительный административный рост захватил Алену Плакиду в 2008 году, когда ее вполне буднично назначили главой Представительства Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательству в АРК. В 2010 году зона ее ответственности распространилась еще и на Одесскую, Херсонскую и Николаевскую области.
Но… в ноябре того же года судьба и карьера совершила крутой вираж: в ходе утверждения нового состава крымского Совмина молодой управленец получил пост министра по делам семьи, молодежи и спорту АРК. Но и тут, правда, не удалось долго и плодотворно поработать: в феврале текущего года министерство расформировали в связи с административной реформой, присоединив его к Министерству образования и науки. По идее, Алена Плакида должна была стать первым замом у «объединенного» министра Виталины Дзоз. Но… то ли характеры не сошлись, то ли очень хотелось поруководить… В итоге с 15 июня 2011 года — Алена Александровна возглавляет Министерство культуры АРК. Не будем скрывать: для молодого управленца, пусть и имеющего очень завидные родственные связи, достаточно солидная и даже заслуживающая уважения карьера. Но все ли так безупречно теперь в крымской культуре?
Собственно, задачей министерства и являлось выделение средств только на зарплату сотрудников, которых работает в филармонии более 300 человек. Но если скрипачей и пианистов, хоровиков и солистов отправить искать себе средства на зарплату, то получится замкнутый круг. А точнее: очень прибыльное коммерческое предприятие, в работе которого руководящие и контролирующие функции министерства во главе с А. Плакидой явно станут лишними. Более того, министр открыто заявила: «Пока мы не видим принципиально новых направлений, которые могут быть у филармонии, но я надеюсь, что к концу года будут сформированы новые предложения».
И вот это звучит уже куда более конкретно. Потому как сложно представить себе принципиально новые направления работы заведений такого рода. Только если переориентировать заведение под работу на корпоративах, свадьбах, а может — и на похоронах… Если министр культуры видит в этом смысл работы своих подопечных, то напрашивается вывод, что действительно человеку с экономическим или сугубо управленческим мышлением просто вредно работать на такой должности.
Впрочем, ситуация с крымской филармонией — это только эпизод. Не забылась еще крымчанам неудавшаяся пока эпопея с инициативой переподчинения крымских заповедников, а вкупе с ними и музеев от Министерства культуры в компетенцию Республиканского комитета по охране культурного наследия АРК. В чем тут расчет? Да элементарно: в том, что, выйдя из подчинения министерства, заповедники и музеи смогут куда свободнее вести коммерческую деятельность, а про организацию собственно научной или охранной функции данных учреждений можно будет забыть прочно и навсегда.
Напрашивается пусть и не совсем корректная, но логичная аналогия: археологов позапрошлого столетия мало интересовали особенности стратиграфии или ценность остатков вещей древних людей — их интересовало золото, в худшем случае серебро. Все остальное они просто выкидывали. Вот таким принципом и руководствуются наши руководители: есть прибыль — эффективно, нет — …ну, сами понимаете… Говорят, попытка объяснить абсурдность вывода заповедников и музеев из компетенции Министерства спровоцировала серьезный конфликт в среде чиновников и музейных работников, в худшие годы отстоявших свои права и сохранивших музеи. А о том, что министерство теряет свои функции и предназначение, похоже, никто и не задумывается.
Как видим, учреждения все, мягко говоря, специфические и выпускающие специалистов если не единичного, то и не массового характера. Не стоит лишний раз говорить об особенностях воспитания балерины или певца, специалиста-музееведа или библиографа, художника, музыканта, режиссера… Однако, Алена Плакида мало вникает в эти тонкости — идея министра проста до умиления: раз это учебные заведения, то и передать их надо в структуру Министерства образования и науки, молодежи и спорта. Об этом и говорит соответствующий проект, разработанный перед началом нового учебного года (!!!) в недрах министерства и подготовленный к рассмотрению Советом министров АРК.
Что же тут неправильного, спросит читатель? С одной стороны, сразу и не рассмотришь. С другой — все очевидно. Мало того, что под сомнение ставятся нормы вышеназванных законов (нигде в Украине не осуществляется практика передачи вузов от министерства к министерству или даже от управления к управлению на региональном уровне). Главное, разрывается связь учебных заведений с конечными потребителями их деятельности. То есть налаженные связи училищ и университета с домами культуры, ансамблями, творческими объединениями попросту могут быть сведены на нет. Да и вообще, эти учебные заведения могут утратить свой особый статус в структуре нового министерства. И в итоге будет попросту нарушена (а кто даст гарантию, что не навсегда?) сама функция культуры, о сохранении и развитии которой так много говорят наши начальники от культуры да и их более высокие начальники.
Но вернемся именно к этим начальникам. Собственно, на деятельность Алены Плакиды можно посмотреть и совсем с другой стороны. Допустим, все задуманное осуществится: музеи и заповедники отойдут к одним (поговаривают, некоторые высокие чины в Совмине эту идею не оставили втуне), филармония начнет зарабатывать деньги на основе хозрасчета, а учебные заведения войдут в структуру Минобразования. Возникает закономерный вопрос: а чем будет руководить госпожа министр? Что, действительно значимое, останется в ее ведении? О работе каких ведомств она будет отчитываться? И не станет ли это основанием для очередной оптимизации? Только на этот раз оптимизации, предполагающей ликвидацию совершенно ненужных ведомств. Действительно, уровень культуры зависит от отношения к ней. Пусть даже это и касается только отдельного министра.