Крымское Эхо
Архив

Микаэл Таривердиев излечился серфингом,

Микаэл Таривердиев излечился серфингом,

А ОЛЕГ ТАБАКОВ ЗАГОВОРИЛ У ВРАЧА… ЖЕНСКИМ ГОЛОСОМ

Андрей КОНОВАЛОВ

Доктор, который за 27 лет пересчитал все позвонки звездам театра и кино, раскрывает врачебные тайны кумиров[/size]

Систему Игоря Свистова театральная элита Москвы знает не хуже, чем систему Станиславского. У дверей его кабинетов в Москве и Ялте запросто можно встретить Сергея Юрского и Валентину Талызину, Сергея Шакурова и Алису Фрейндлих, Олега Табакова и Маргариту Терехову. Он мануальный терапевт, в народе – костоправ, который поставил на ноги не одного народного кумира. В благодарность за вставленные им позвонки народные, заслуженные артисты СССР и России называют его просто доктор Игорь.

Будучи участковым терапевтом Софии Ротару, Игорь Свистов следил, как певица восстанавливалась климатом Южнобережья после переезда в Ялту. В качестве врача дома творчества «Актер», здравницы театральной элиты СССР, наблюдал невероятные истории болезней и похождений народных кумиров. Работая несколько месяцев в году в Москве как официальный мануальный терапевт Театрального фонда России, спасал спектакли и важные заседания театральных тузов.

Олег Табаков входил в роль мисс Эндрю
на приеме у врача



В кабинете врача дома творчества «Актер», который он занимает почти 27 лет, говорим с Игорем Свистовым, как это вставлять позвонки актерской элите СССР и России. Мы продолжаем цикл интервью о Ялте и ялтинцах в рамках подготовки проекта Устава территориальной громады.

— Игорь Владимирович, много актеров стоит в очереди у вашего кабинета в Москве?

— Работаю с теми, с кем общаюсь много лет, — актеры Лидия Вележева, Райна Праудина, Валентина Талызина, Сергей Юрский, режиссер Аркадий Кац… Бывает, приходят «новенькие». Маргарита Терехова, Александр Стриженов, например.

— Прямо на рабочем месте актеров – сцене – приходилось «выступать»?

— На самой сцене нет. А в рабочем кабинете Александра Калягина довелось. Он перенес до этого инфаркт, и в канун важной встречи у него прихватило сердце. Пришлось вправлять ему позвонки прямо на его рабочем столе. Когда был жив мой друг – главный художник Ленкома Олег Шейнцис, заходил в этот театр и прямо там работал, например, с Леонидом Броневым. На дом выезжал к Михаилу Ульянову.

— А кто из знаменитых до сих пор приезжает в ялтинский «Актер»?

— Совсем недавно лечил Александра Митта (режиссер фильмов «Экипаж», «Граница. Таежный роман» — прим. авт.). Бывают здесь Валентина Талызина, Олег Фомин, Алексей Панин. Сейчас отдыхает Виктор Сухоруков. Сергей Шакуров забегает поздороваться, когда приезжает в Крым на съемки.

— На что жалуются современные актеры?

— На что и всегда. Смещение позвонков. Игра на сцене — большая нагрузка на позвоночник.

— Разве в Москве своих мануальщиков мало, что вас из Крыма приглашают?

— Наверное, актеры верят не всем, а только тем, кого хорошо знают. Со мной большинство из них знакомо уже не один десяток лет по дому творчества «Актер». Именно там я в полную силу занялся мануальной терапией. Она в начале 80-х была запрещена, а актеры как народ, любивший все запретное, разузнали о моих занятиях и сами начали проситься на стол.

Леонтьеву – поддельную справку, Дурову – мотылька из уха

— Знаю, что вам принадлежит честь не только ставить на ноги наших звезд театра и кино. В том числе благодаря вам на сцене в свое время заблистала звезда Валерия Леонтьева.

— Громко сказано. В начале 80-х я был участковым врачом Софии Ротару, певица позвонила мне домой и говорит: «Выручай! Есть молодой парень – будущая звезда Союза. У него появилась первая возможность выехать за границу на международный конкурс. Но проблема в том, что он неместный, сейчас в Ялте, надо срочно лететь, а у него нет шестисотой формы справки (медицинская справка, которую выдавали по месту жительства и без которой не выпускали из страны – прим. авт.). Зовут его Валера Леонтьев». Приходит этот Леонтьев ко мне в поликлинику: «София Михална вам звонила, можете чем-то помочь?» Тогда я пошел к заведующему Сергею Суржину, рассказал суть вопроса, и мы выписали ему справку. А на следующий день Леонтьев принес нам бутылку шампанского. Так Леонтьев за «пузырь» попал нa XIV Мeждунapoдный фecтивaль эcтpaднoй пecни «Зoлoтoй Оpфeй» в Бoлгapии, в котором выиграл «Гран-при».

Игорь Дмитриев тоже здесь отдыхал



— Судя по фотографиям в вашем кабинете, «Актер» раньше гремел среди знаменитостей.

— У советских театральных актеров было три ведомственных здравницы — в Сочи, Ялте и Мисхоре. Сами они ничего не платили за путевки, их семьи – пятьдесят процентов от стоимости. А так как гонорары тогда были невысокими, то и желающих отдохнуть было немало. В разгар сезона в июле, августе у моря отдыхали самые заслуженные. К примеру, Василий Лановой, Сергей Юрский с женой Натальей Теняковой, Валентина Талызина, Лев Дуров, Игорь Дмитриев, Анатолий Папанов; Олег Ефремов с сыном Олегом ездили в Ялту каждый год. Дом творчества они называли «домом», а для нас, сотрудников, здравница становилась неким слепком театральной Москвы с ее жизнью, интригами, слухами. Мы знали, кто не сядет друг с другом за один стол, видели, как из-за очереди на массаж вспыхивали конфликты.

— И как всенародные любимцы отдыхали?

— Как и все отдыхающие. Купались, загорали. Некоторые специально подбирали дату заезда так, чтобы вместе проиграть весь отпуск в преферанс на пляже. Выпить вина, коньячка любили. Например, главный режиссер театра им. Маяковского Андрей Александрович Гончаров с женой как-то привезли из-за границы герметичный кошелек типа пенала на веревочке и ходили с ним на пляж плавать. Мне он говорил: «Я буду долго плавать, ты знаешь!» и исчезал на несколько часов в стороне гостиницы «Ялта-Интурист». Позже подобные заплывы начали устраивать и другие. А я терялся в догадках, зачем они так долго плавают, пока не увидел у актеров и режиссеров похожие, как у Гончарова, пеналы. Секрет был прост: в «Актере» алкоголь не продавали, а в «Ялте-Интурист» — в каждом пляжном баре. Поэтому артисты устраивали пятисотметровые заплывы в гостиницу выпить и закусить блинами с черной икрой. А чтобы не замочить деньги, покупали пеналы, которые вешали на шею. При этом самым престижным среди них считалось и вернуться вплавь, что после громких застолий было под силу далеко не каждому. А наибольшей устойчивостью отличался как раз первопроходец маршрута – Андрей Гончаров. Под возгласы уже не твердо стоявших на пляже коллег он отправлялся в обратный путь сугубо по воде.

Лев Дуров: «Не у каждого мушкетера
в ухе умирает мотылек!»»


— Актеры часто посещали кабинет врача?

— Они приезжали сюда восстановиться. Поэтому очередь на процедуры, осмотр стояла с утра до вечера.

— На что жаловались?

— Чаще всего обращались с «профессиональными» заболеваниями: прихватывало сердце, садился голос, ныла спина. Кстати, болезни голоса были настолько распространенными, что у нас в штате был отоларинголог.

— А как наши кумиры относились к своим болезням?

— Бывало, что-то серьезное, а они на это внимания не обращали. А случалось, мелочь могли раздуть до невероятных масштабов, чтобы только о них все говорили. Однажды утром встречаю Льва Дурова. Он меня здорово напугал. Ему якобы в ухо бабочка залетела, и он всю ночь терпел, пока она не умерла. Думаю: человек непьющий, но очень уж эта история на белую горячку похожа. Уже и мотылька решил подыскать, мол, вот он. А тут, на самом деле, в ухе Дурова мертвый мотылек лежит! Дуров же меня чуть ли не на коленях умоляет: «Только никому не рассказывайте – засмеют!».

Через час в мой кабинет в одних плавках врывается Василий Лановой и интересуется, правда ли, что Левке Дурову мотылек в ухо залетел. Я спросил, откуда ему это известно.

— От него. Я не поверил, так он сказал у тебя спросить.

Только мы поговорили, как следом заходит Александр Ворошило, ведущий баритон Большого театра. Тогда он в зените славы был и даже на пляж в отличие от остальной актерской братии, которая десятками лет как талисман таскала на себе одни и те же плавки и шлепанцы, носил выглаженные плавки-шорты со стрелочками. Певец помялся, взвесился, а потом спросил: «Скажите, а это правда, что Дурову бабочка в ухо залетела? А то он всему пляжу об этом рассказывает!».

Валентина Талызина с доктором Свистовым



— Действительно тяжелые случаи происходили?

— Психологически тяжелые. Тяжкое впечатление произвела мама Андрея Миронова Мария Владимировна. Она приехала к нам после смерти сына, и мне пришлось общаться с ней в профессиональном плане. Очень сильно переживала смерть Андрея. Мужа тоже не было в живых, она осталась одна и ее буквально под руки отправили в Ялту восстанавливаться.

— Манера общения звезд первой величины как-то отличалась от манер их окружения?

— Они были проще. Хотя все артисты – это ранимые и эмоциональные люди. Перед ними надо не лебезить, а дать понять, что ты его понимаешь. Тогда человек раскрывался. Так я открыл для себя Анатолия Папанова – простого в общении, внимательного и деликатного человека, которого при этом боготворила вся страна. А Георгий Вицин вообще стал откровением. Его кинообраз недалекого простачка настолько не соответствовал действительности!.. На людях он был закрыт, но когда открывался, перед вами оказывался большого ума, высокой интеллигентности человек с тончайшим деликатным юмором. Бывало, если он отпускал по поводу кого-то негативную реплику, то так, что обидеться на нее было невозможно. Кстати, только при общении с ним я узнал, что он увлекался йогой и философией. Для показухи он этого не делал и об этом мало кто знал.

— Они поразили вас как люди, а кто поразил вас и чем как пациент?

— Покойный режиссер театра Ленсовета Игорь Владимиров своим отношением к смерти. Он приехал в Ялту восстанавливаться после долгой болезни и на приеме сказал: «Я умереть не боюсь, у меня даже свой интерес в этом есть. Надеюсь, что на том свете со Станиславским встречусь».

«Холостяк» и режиссер «Дня выборов»
Олег Фомин – из новеньких пациентов»


Я подумал: фи, какой пафос, со Станиславским он хочет встретиться. А он: «Хочу задать ему один вопрос: «На кой черт ты свою систему придумал?».

Самым примерным пациентом могу назвать Сергея Юрского. Если он верит врачу, то стоически может перенести любой массаж. После одного из них он с юмором написал: «Игорю, позвоночно!».

А вот Валентина Талызина – образец мнительности. Сколько бы она ни знала врача, если в поле ее зрения попадает какой-то новый массажист, она обязательно пробуется у него. Правда, потом все равно возвращается и на вопрос, зачем надо было это делать, отвечает, как тот Саид из фильма «Белое солнце пустыни»: «Стреляли!».

— Звезды — дисциплинированные пациенты?

— Когда как. Последний раз композитор Микаэл Таривердиев приехал в «Актер» в 1985 году за год до смерти. Сильно простудился, температура поднялась до 39 градусов. Боялся, что у него началась пневмония. В номере я его обследовал. Пока суть да дело, мы вышли с ним на балкон, разговорились. Я вспомнил, что в детстве чуть не снялся в эпизодической роли в фильме «Пассажир с экватора», для которого композитор написал замечательную музыку в песню «Маленький принц», но лицом в сына лесника не вышел. Таривердиев заверил меня, мол, ничего страшного не произошло, и уставился на море. Вдруг как воскликнет: «Да что же он делает?!» Был сильный ветер, разыгрался шторм, и какой-то мужчина все никак не мог отплыть на серфинге от причала, волна каждый раз его опрокидывала. А Таривердиев был знатный серфингист и в Ялте катался постоянно. На этом наша беседа завершилась, я дал несколько советов и ушел. А через некоторое время встречаю его жену Веру. «Вы думаете, он остался в номере? — пожаловалась она. – Как бы не так! Спустился с температурой на пляж, спросил у незадачливого серфингиста, куда ему отогнать доску, встал на нее и поплыл в гостиницу «Ялта-Интурист», мужик последовал за ним вплавь!»

Самое интересно было то, что после заплыва Микаэл Таривердиев выздоровел. Прошел кашель, а температура в тот же день упала до положенных 36,6.

— Актеры как-то благодарили, если им помогало лечение?

— Каждый год в качестве благодарности актеры устраивали для всех сотрудников дома творчества капустники. Это были полноценные концерты, которых вы бы не увидели даже в Колонном зале Дома союзов в Москве. Они не проходили цензуру, и зачастую на нас артисты обкатывали свои новые произведения. Так, ведущий передачи «Вокруг смеха» пародист Александр Иванов читал еще не напечатанные пародии. Юморист Леон Измайлов — знаменитое «Открытие первого советского публичного дома имени проститутки Троцкого». Сергей Михалков – некоторые из пьес. По большому счету, вся Ялта ждала этих концертов «художественной самодеятельности».

Сергей Юрский: «Позвоночно!»



— Примерный состав выступавших можете назвать?

— Допустим, Сергей Юрский как официально лучший тамада Грузии, вел концерты, Эммануил Виторган, Анна Балтер показывали сцены из спектаклей, Микаэл Таривердиев играл свою музыку, Булат Окуджава пел, Евгений Леонов, Василий Лановой читали стихи. Много было шутливых номеров. Один раз профессиональная балерина поставила композицию «Танец маленьких лебедей», в котором выступали пузатые мужики. Одним из таких «танцующих лебедей» был нынешний руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии России Михаил Швыдкой.

— На отдыхе народные кумиры только «баловались» творчеством или готовились и к серьезным ролям в театре?

— …В кино. Как-то в кабинете готовлю процедуры, а через полуоткрытую дверь из коридора раздается женский голос: «Здравствуйте! А Игорь Владимирович есть?» Отвечаю: «Есть! Одну минуту и – я выйду!». «Хорошо, я подожду», — отвечает женский голос. Выхожу в коридор и вижу одного Олега Павловича Табакова. Спрашиваю: «А где женщина?». А он мне и отвечает тем же женским голосом: «А она куда-то ушла!» Так он входил в образ мисс Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!», съемки которого должны были вот-вот начаться.

Холодец – пища для позвоночника

Группа «простых» курортников: Евгений Леонов,
Кирилл Лавров, Микаэл Таривердиев, Сергей Юрский»


— Актеры признали мануальную терапию — а официальная медицина?

— Да, еще в 1986 году, когда вышел приказ министра здравоохранения о введении методов лечения мануальной терапией. Однако не раз отдыхающие в «Актере» говорили мне: «Доктор сказал никакой мануальщины. Ваш позвоночник нельзя забивать!» То есть врачи до сих пор считают, что мануальная терапия – это забивание позвонков по типу того, как коновалы лечили животных. Думаю, это связано с широко транслировавшимся по центральным телеканалам документальным фильмом о Касьяне, который практиковал такой метод. Однако в мануальной терапии много направлений. Я, к примеру, ударными методиками не пользуюсь, основываюсь на методе Левита.

— Он подходит всем?

— Вполне, он щадящий и очень точно дозирует нагрузки на позвонки.

— Могу сказать от себя: мануальную терапию я лично признал еще в детстве. На футболе мне выбили спину и участковый терапевт заявила: «Этот мальчик мечтает играть в футбол! На его месте я мечтала бы вообще ходить!» Я был в шоке. На что моя мама отвела к вам. Через две недели я гонял мяч.

— В таких ситуациях я говорю, что больной палец можно пичкать лекарствами, натирать мазями, но таким образом его не вылечишь, если он зажат в двери. Надо открыть дверь. Так и с позвоночником. Иногда он требует не лекарственного, а механического вмешательства. На моей памяти было немало случаев, когда люди становились тяжелобольными из-за лекарств. Хотя лекарственную терапию я и сам применяю.

— Вы как-то говорили, что к мануальному терапевту надо идти с рентгеновским снимком.

— Снимок нужен не для того, чтобы поставить диагноз. Может, у человека туберкулезное поражение позвоночника, и он хрупкий, как пенопласт. У пожилых людей случается остеопороз. А вдруг онкология, с чем я сам сталкивался. В этих случаях мануальная терапия запрещена. Поэтому рентгеновский снимок и нужен для того, чтобы убедиться: мой это пациент или нет.

— Ваши ощущения, как у людей сейчас с позвоночниками?

— У молодежи неважно. У школьников практически отсутствует мышечный корсет, который держит позвонки.

— Почему так происходит?

— Мало двигаются. Уроков физкультуры стало меньше, реже ходят в спортивные секции или играют во дворе в подвижные игры, чаще сидят за компьютером и едят не самую полезную для организма пищу.

— Ваш рецепт полезного питания для позвоночника.

— Холодец и все другое, что сварено на хрящах – поросячьих, телячьих хвостах, куриных лапках… Все дорогие препараты для позвоночника – это те же вытяжки из хрящей.

— А если я не ем холодец?

— Горячие супы ешь?

— Вы не думали, что вопрос подвижности молодежи надо выносить на общегородской уровень?

— Время от времени он поднимается. Но одних секций недостаточно. Молодежь надо привлечь в них, заинтересовать. Как-то меня пригласили в школу провести беседу о том, как важно правильно сидеть за партой. Я ответил нет и сказал, что могу зайти в класс и в течение трех минут показать, кого надо отправлять в поликлинику для проверки на сколиоз. И это не вина детей. Они сидят неправильно, потому что у них уже проблемы с позвоночником.

— А как родители могут самостоятельно определить, что пора к врачу?

— Вот так и могут. Если видят, что ребенок предпочитает сидеть криво, грубо говоря, пишет и рисует «ухом», пусть бьют тревогу.

— О некоем реабилитационном центре для туристов по типу курортной поликлиники не думали? Ваши знания могли бы пригодиться для развития лечебного туризма.

— Не думал, но идея единого реабилитационного центра мне нравится. Корректировка позвоночника вкупе с купанием в море, ради чего люди едут сюда и что является наилучшей тренировкой по закреплению мышечного корсета – идеальный вариант для тех, кто страдает остеохондрозом, сколиозом… Таких людей очень много. И, думаю, реабилитационный центр будет востребован, а его работа станет лишним подтверждением того, что Ялта – курорт все-таки универсальный.

Советы доктора Свистова: как замедлить старение позвоночника

Самое распространение заболевание позвоночника — остеохондроз. По-научному, это дистрофия межпозвонковых дисков, проще — расплата человека за прямое хождение на двух ногах. Выражается в старении позвоночника. Игорь Свистов предлагает три простых правила, исполнение которых старение позвоночника не остановит, но замедлит.

1. Поддерживайте мышечный корсет. Занимайтесь физическими упражнениями. Хотя бы делайте утреннюю зарядку.

2. Правильно подходите к поднятию тяжестей. Никогда не поднимайте что-то тяжелое за счет поясницы. Присели, взяли, встали. Только так. Нельзя и держать груз в выпрямленных руках.

3. Регулярно растягивайте позвоночник. Наиболее эффективное упражнение – перед сном, когда уже расстелена постель и осталось лишь лечь, повесите на турнике. Только не держитесь за него руками. Закрепите на перекладине два ремня. Проденьте в них кисти рук таким образом, чтобы вы могли повиснуть, не напрягая мышц. Расслабьтесь, сделайте движение телом вперед, маятником в бок, поднимите колени. Время упражнения – секунд 10.

Полноценное питание, сон на кровати без прогибов, борьба с лишним весом – не менее важные факторы, которые помогут держать ваш позвоночник в норме.

Фото предоставлено автором

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Ни мира, ни войны?

Герман Садулаев: Литература – камертон, по которому мы можем настроить свою душу

Лидия МИХАЙЛОВА

Голодный обморок оборонки

Оставить комментарий