Андрей КУДУСОВ
Моя статья «Расколоть церковь — а потом и души», опубликованная на «Крымском Эхе», вызвала некоторый резонанс среди читателей сайта. Отдельные комментаторы, мягко говоря, возражали против того, что раскол украинского православия устроен для последующего объединения филаретовской церкви с греко-католиками. Дескать, такое в принципе невозможно.<br />
Но так говорят люди, совершенно незнакомые с проблемой, о которой идет речь.
Не стану навязывать читателям свои личные суждения. Приведу несколько фрагментов из [url=http://www.pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukrcerk.htm]статьи Кирилла Фролова[/url], пресс-секретаря Союза православных граждан, «Антицерковные планы депутатов Украинской Рады». Вот что он, в частности, пишет.
«В наше время любят много говорить о правах человека и о свободе совести. Но те, кто об этом «профессионально» рассуждают, зачастую проходят мимо беспрецедентных случаев попрания этой самой свободы совести и прав человека. Вспомним, сколько копий было переломано из-за российского закона о свободе совести, который защищает интересы православного большинства нашей страны.
Но те же самые деятели как в рот воды набрали, когда речь шла о настоящих, беспрецедентных гонениях на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, которая, является доминирующей конфессией на Украине. За последние годы насильственно отобрано около 2 тыс. храмов, захвачены целые епархиальные управления. Захваты обычно происходят с помощью ОМОНа и боевых отрядов «руховцев» и «УНСО». В массовом порядке применяется слезоточивый газ, железные заточки и дубинки.
Так, например, авторитетнейший священник Ивано-Франковской епархии, коренной галичанин, протоиерей Михаил Шувар четырежды был избит до полусмерти. После одного из таких избиений, когда озверевшие «самостийники» пытались захватить детский садик в Ивано-Франковске, используемый как кафедральный собор (так как все храмы были уже насильственно захвачены), отца Михаила пытались посадить на кол — то есть на железную пику ограды храма».
Кроме прямого физического насилия, подчеркивает Кирилл Фролов, националистические силы и многие представители государственной власти создают всякого рода проекты, предусматривающие прямое вмешательство государства в дела Церкви. Одним из таких документов является подготовленная группой депутатов Рады аналитическая записка «Концепция Поместной православной Церкви в Украине». По нашим сведениям, данная записка легла в основу программы создания т.н. «Единой поместной церкви», принятой Государственным комитетом по делам религий Украины. Комплекс мер, предлагаемых в этом рабочем документе, беспрецедентен.
«Данная записка — подчеркивает Фролов, — плод деятельности депутатской группы Верховной Рады Украины «За единую Поместную Церковь», состоящую из руховцев греко-католиков, таких как Лиля Григорович и Михаил Косов. Итак, униаты вновь предстают как «главные радетели Православия на Украине». Впрочем, в данной записке они вовсе не скрывают своих целей — следующим этапом после насильственного отделения УПЦ от Московского Патриархата и объединения с самочинными сборищами УАПЦ и «Киевского Патриархата» будет «интеграция новосозданной украинской поместной церкви с греко-католиками». Итак — сначала автокефалия, затем — уния.
Поразителен также уровень как церковно-канонической, так и исторической некомпетентности авторов. Так, эти «горе-националисты» попросту оскорбляют украинцев — южноруссов, называя их «безгосударственным народом». Ведь Российская Империя была, прежде всего, государством всех русских.
Участие малороссов в ее создании было огромным, участие Киева в формировании общерусского литературного языка — паритетным с Москвой и Петербургом, не говоря уже о том, что начиная с середины 17 века ключевые должности в Русской Православной Церкви занимали выходцы с Малой России, а три четверти 18 века, вплоть до екатерининских времен, на епископские должности ставились только малороссы.. Данные факты можно объяснить только одним способом — украинцы считали себя частью русского народа, и сознательно строили свою страну — Россию, служили своей Матери — Русской Православной Церкви.
Как к единокровным и единоверным братьям относились к украинцам великороссы, доверявшие им ключевые посты в Церкви и государстве. Авторы записки просто лгут, утверждая, что автокефалия Русской Православной Церкви какое-то время не была признана. На самом деле после подписания в 1439 году Константинопольским Патриархом унии с Ватиканом из Москвы был изгнан митрополит Исидор, также подписавший унию, и епископы Руси были вынуждены избирать себе первоиерарха без утверждения Константинополем по единственной причине — отпадения Константинополя в унию, а затем, после падения Константинополя в 1442 году и уничтожения турками Византийской империи и временной дезорганизации Константинопольской Церкви самостоятельность Русской Церкви была единственным верным шагом. Тогда, при первой возможности, после ликвидации унии связь с Константинополем была мгновенно восстановлена, а учреждение в 1582 году Московского Патриархата было абсолютно законным актом — Византия пала, единственным православным государством стала Россия.
Как видим, идеологи украинской автокефалии руководствуются прямо противоположными целями, однозначно поставив своей целью добиться новой унии, что невозможно без изоляции Украинской церкви, и встраивания Украины в «новый мировой порядок». Впрочем, все это авторы записки не только не скрывают, но и приветствуют. Очевидно также и то, что в случае отделения от Московского Патриархата начнется полное уничтожение всех православных богослужебных традиций, ибо УАПЦ — это крайне обновленческая группировка. Будет изгнан церковно-славянский язык, начнется тотальная экспансия католических порядков и традиций. О чем прямо заявил епископ УПЦ в США Константинопольского Патриархата Всеволод Майданский, посетив в марте 2000 года греко-католическую академию во Львове и назвав ее «кузницей наших кадров». Речь идет о проекте полного уничтожения Православия на Украине».
Кроме того, беспрецедентными являются призывы националистов к вмешательству государства в дела Церкви. Украинское государство, и без подстрекательства своих крайне антицерковно настроенных депутатов, активно вмешивается в церковные дела, например все «объединительные переговоры» происходят в Госкомитете по делам религий, под бдительным оком антирусски настроенных чиновников. Любой факт такого вмешательства государства в жизнь Церкви является вопиющим нарушением свободы совести, прав и свобод человека, так как подавляющее большинство верующих УПЦ Московского Патриархата категорически против автокефалии.