Виктория КОНДРАТСКАЯ
Джино МИНИХ
Джазовый сезон в Коктебеле благополучно закончился. Вот, собственно и вся новость. Если добавить к этому сообщению список групп и отдельно взятых исполнителей, то тему можно свернуть и забыть в ожидании будущих preparty и фестивалей. Но «Крымское Эхо» не информагентство, чтобы всенепременно писать по-горячему, и не музыкальный портал, и если мы взялись писать о джазе в Крыму, то всё равно напишем больше о Крыме, чем о джазе, а о Крыме можно писать всегда, даже если джаз уступил место серым будням.<br />
Признаемся, что не спешили с отчётом о фестивале Live in Blue Bay-2013 ещё и потому, что пёстрая картинка фактов и впечатлений никак не складывалась.
Пазл рассыпАлся: там, где должно было встать пристальное внимание, оказывался взгляд в сторону, поверх пятнышка восторга упрямо лезла настороженность, а вместо одобрения и поддержки – под руку попадались замысловатые картонные дурилки стёба. Зато, сосчитав до десяти и переведя дух, мы сочинили текст, лукаво претендующий на эксклюзивность.
(кликните на картинку — и она станет больше)»
Джаз-фестиваль Live in Blue Bay-2013 в этом сезоне отметил достойную полуюбилейную дату: пять лет организаторы устраивают одно из крупнейших в Крыму музыкальных событий и мужественно удерживают уникальный статус некоммерческого фестиваля. Нет ни тени иронии в этом эпитете, в наши времена требуется немало отваги, чтобы удержаться от соблазна установить хотя бы копеечную цену за вход и отбить немалые затраты на выход: на установку двух сцен, звука и света, на выход артистов на эти сцены, флаеры, афиши и прочее.
– Помимо мероприятий на концертных сценах,»– говорит Константин Зелинский, отец-основатель фестиваля и председатель оргкомитета, – мы гордимся тем, что уже не первый год делаем совершенно шикарную выставку компании «Авакс», производителя музыкальных инструментов, это вещи мирового уровня, поверьте мне, я в этом понимаю. Кроме того, мы делаем выставку коктебельского пленера крымских художников, а ещё – мастер-классы выдающихся исполнителей.
– Фестиваль расширяется, несмотря на мировой кризис,»– заявил очевидное Александр Лиев, министр курортов и туризма Крыма, – а в кризис все видят, что происходит с музыкальными проектами: их сворачивают.
В прошлом году Лиев был замечен лишь в VIP-зоне фестиваля, а на этот раз осиял своим министерским статусом и стартовую пресс-конференцию. Тем самым он полуофициально обозначил уровень значения, которое придаёт крымское правительство фестивалю – то есть никакой. Как известно, в Крыму ни один министр ничего не решает и ничего не предпринимает самостоятельно, без ведома «первого лица», а аппарат премьера Могилёва тщательно фильтрует мероприятия, на которых премьер своим присутствием будет демонстрировать поддержку правительства.
Для сравнения: вынутый из ретро-сундука фестиваль советской попсы «Крымские Зори» настолько люб Анатолию Могилёву, что он потратил почти половину драгоценного премьерского рабочего дня на поездку на отборочный тур в Красноперекопск, где говорил со сцены правильные слова, шутил, хлопал юным конкурсантам и позировал журналистам, в то время как из-за фестивальных кулис доносился хруст раздираемого фестивального бюджета, чавканье и довольная отрыжка.
Был даже нарисован эскиз, который Константин Иванович бережно разворачивал перед объективами. Ответственным за инвестиции в ту пору – и по недавнее время – в крымском правительстве был вице-премьер Валерий Пальчук, он, кстати, тоже был замечен в VIP-зоне Live in Blue Bay-2013, и, случись этому проекту осуществиться, Пальчук, без сомнения был бы его «крестным отцом». Сейчас его должность и кабинет занял Рустам Темиргалиев. Примет ли Темиргалиев эскиз фестивального комплекса в Коктебеле как эстафетную палочку от Пальчука, а ещё важнее, есть ли вообще у Темиргалиева бизнес-интересы в Коктебеле – поживём, увидим.
И не спешите одёргивать авторов упрёками в неведении – мол, Могилёв уже отказался от планов убить взрывами Лягушку, а Коктебель засыпать андезитовой пылью, дав добро на устройство карьера в считаных метрах от Карадага. Да, по интернетам разнеслось его устное эмоциональное заявление будто бы [url=http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10520]ставящее крест на этих намерениях[/url], но покажите нам подписанное премьером распоряжение правительства, отменяющее все предшествующие решения и согласования, и даже после этого рановато будет вздыхать с облегчением, и вот почему.
Давно ли мы были свидетелями протестов евпаторийской, а особенно мирновской общественности, опасающейся планов строительства грандиозного порта-терминала на Донузлаве? Кучма, помнится, первым покушался угробить Донузлав, потом Ющенко, потом в эту славную когорту дивно вписался… Рустам Темиргалиев, отправившись в Китай в составе «делегации сбитых лётчиков» и сделав там сенсационное заявление о китайских миллиардах, якобы уже отслюнявленных на строительство.
Уверены, что и большинство читателей за давностью и неактуальностью уже подзабыло про Донузлав, а зря. Столь же дивным образом, почти одновременно с отказом от планов по устройству карьера под Карадагом, интернет разнёс [url=http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=10515]цитату Могилёва[/url] о том, что Крыму просто необходим хаб-порт, то есть гигантский перевалочный терминал со своей отдельной железнодорожной магистралью, при этом премьер уклонился от точной географической привязки: «…Где его создавать, в какой части: на Донузлаве, на базе озера в районе поселка Фрунзе, в Керчи – сейчас идет обсуждение…».
Да, премьер как бы и высказал своё мнение, но с какой скоростью в Крыму меняются мнения, впрочем, как и премьеры – нам ли не знать, а к тому же никуда не делось ООО «Стройпрогресс» с его бизнес-интересом, аппетитом к андезиту и умением найти правильные заходы к премьеру, так что ставить запятую в приговоре, вынесенном в заголовок, ещё рановато.
Всё это, безусловно, имеет самое прямое отношение к джазовому фестивалю, вот и вернёмся на его сцену.
А всё потому, что организаторы Live in Blue Bay ищут и находят, стучатся, и им открывают – и в итоге каждый фестиваль дарит отечественному слушателю новых для нас исполнителей, которых ведущий объявляет с торжествующей присказкой «впервые на Украине!».
Заметим, эти исполнители неведомы только нам – в своих европах и америках они собирают полные залы и восхищённые рецензии, и вот благодаря Live in Blue Bay, прогуливаясь по коктебельской набережной, спасибо Лиеву, слегка прибранной от особо омерзительных шалманов, мы можем свободно подойти к большой сцене фестиваля, а там как раз зажигают какую-нибудь Temporada De Verаo.
Это бразильцы Orquestra do Fuba и их экзотические и невероятно заводные песенки. В Крыму они оказались после десяти лет гастролей по необъятной латине и около пяти лет концертов по Европе. Одна из французских рецензий особо отмечает «безумный и сумасшедший ритм настроения», которое создают пятеро молодых талантливых энергичных и невероятно прыгучих парней. Их студийные диски – сладенький сиропчик по сравнению с неудержимым безбашенным драйвом живого шоу.
А вот и наши старинные знакомые ростовчане Dixie Brothers Band, регулярно помогающие фестивалю создавать радость в каждом звуке и щедро расплёскивать её со сцены. Выступление Brothers’ов в этом году было чуть более академичным, если это определение применимо к диксиленду, чем в прошлый раз, в том смысле, что на сцене было несколько меньше балагана и беготни, что, впрочем, никак не отразилось на качестве звука и задорности всего действа.
Андреас Оберг, гитарист из Швеции, которого газета «The Los Angeles Times» назвала «бриллиантом, виртуозно владеющий всем – от бибопа до босса-новы, от свинга до gypsy и фьюжн». Издание «JazzTimes» отметило: «…никто не может ставить под сомнение страсть и артистизм Оберга». Он впечатлил слушателей по всему миру своей энергией, раскачав их свингом, а теперь настала пора впечатлить и раскачать Коктебель, и коктебельская публика раскачалась.
Суховато поблагодарив организаторов за подаренную гитару от «Авакс», Оберг бережно поставил её рядом, а из своей принялся извлекать звуки совершенно не из этой жизни. Пошли вибрации, от которых хотелось не то нащупать под плащом эфес шпаги, не то немедленно отправиться под балкон какой-нибудь милейшей сеньориты с серенадой, в общем, уровень романтизма в коктебельской атмосфере, после игры Оберга, а затем после выступления французов Bireli Lagrene просто зашкалил.
Мультистилизм Оберга совпал с принципами фестиваля Live in Blue Bay: здесь играют все стили, кроме скучных. Рокеры Хобот и К исполняют авторские песни на родном языке. Убеждены, что делают настоящий, никому в наше время не нужный рок-н-ролл, нерафинированный драйв и настоящую мужскую музыку с яйцами. Приоритет отдают искренним эмоциям, предпочитают сердце мозгу, не боятся честности – ну прям как панки. Оригинальности себе придают при помощи банджо и губной гармошки на фоне контрабаса и гитары.
Даже если больше не цитировать ведущего фестиваля и ведущие мировые издания, а кратко, по паре слов, перечислить лишь собственные впечатления – даже в безразмерную интернет-публикацию не вместить всё заслуживающее внимания на фестивале Live in Blue Bay: читатель или заснёт, утомившись от скроллинга, или разъярится, но не на автора, а на житейскую рутину, не отпустившую его на фестиваль. Ведь там были и кришнаитнутые белорусы «Ivananda Jazz» и британцы «Incognito» , и, разумеется – он ведь один из отцов-основателей! – Энвер Измайлов, а также весьма достойно отыгравший в этой славной компании «Ялта Джем» .
Ах да, белый рояль тоже был, но не в кустах, а случайно на пляже. Именно там поставили малую сцену фестиваля, и вот на нём, то есть на белом рояле на пляже киевлянин Майк Кауфман играл свои и чужие композиции, и нам больше нигде не доводилось видеть настолько разношёрстную пляжную публику: от дам в шляпках и вечерних платьях до пьяных престарелых хиппи; от белорусских пенсионеров, закусывающих вареной картошкой до киевских мажоров, задержавшихся послушать диковинную для них музыку.
Beach lightbox[1]
1 коммент.
С Магарачом тоже мурыжили, успокаивали, отменяли предыдущие решения кабмина Украины. Но потом, накакав на протесты учёных, нагнув всех, добили. И нет больше ОПБ "Магарач". И Могилёв один из гробовщиков ОПБ "Магарач". Это грязное пятно лежит не только на "проФФессоре" но и на нём лично. Карадаг пока жив. Надолго ли?????