Крымское Эхо
Архив

Кулисы на замке

По правде сказать, большого сожаления по поводу переноса театрального фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» на концертные и спортивные площадки других крымских городов основная часть керчан не испытывает. Скажу больше: для многих этот факт вообще останется незамеченным. Знаете, круговерть летних дел с нескончаемыми дачными хлопотами, наездами гостей, вечными проблемами с водой настолько измотают, что на большее, чем вечерком окунуться в море, сил не останется. Куда тут втискивать себя в облегающие наряды и набитый потным народом зал…

Утрирую в чем-то, но преимущественная часть горожан именно так и живет, прекрасно обходясь без представлений на театральных подмостках. Несомненно, в Керчи предостаточно и тех, кто искренне страдает без гастрольных театров, потому что свой собственный имелся в городе аж век назад. Советская власть приучила старшее поколение керчан к тому, что уж летом они вовсю «объедались» искусством. И не только эстрадным. Впечатления от аншлаговых постановок московских, питерских, екатеринбургских, донецких, одесских театров бережно хранит память керченских театралов старой школы.

Они видели на своей сцене корифеев театра и им есть с чем сравнить то театральное «меню», что подается им на гастрольном блюде «Боспорских агонов». Никаких тебе громких премьер, никаких театральных небожителей, никаких именитых театров. За все годы проведения фестиваля устроители дважды привозили широко разрекламированные спектакли: питерцев — «Калигула» с Константином Хабенским и Михаилом Пореченковым и киевлян — «Энеида» с Богданом Ступкой. О тех спектаклях можно было говорить словами классика «театр был полон…». Все остальные, за исключением, может быть еще, Ереванского театра юного зрителя, имеют «дворовую» известность.

Почетными гостями фестиваля традиционно становятся лица, как ни прискорбно их так называть, из театральной кладовки. Сегодня посмотреть на Василия Ланового, Владимира Коренева, Донатаса Баниониса, Анатолия Кузнецова и даже Дмитрия Харатьяна — то же самое, что на себя в зеркало: увидеть старость и слечь от отчаяния. Популярных в молодежной среде актеров на этом фестивале не встретить, поэтому юные фанатеют от своих кумиров перед экраном телевизора.

Однако скепсис в отношении фестиваля античного искусства, которого он вполне заслуживает за косность и застывшее однообразие форм, не умаляет значимости самого факта его проведения в провинциальном городе в разгар курортного сезона. В конечном счете, здесь случается отдыхать такой глубинке, что Керчь рядом с ней становится Парижем, а приевшийся керчанам Василий Лановой вызывает у зрелых дам сердечный спазм от счастья лицезрения его живьем. Но нынешним летом гастрольный тур фестиваля объедет Керчь десятой дорогой. Наконец-то у керченского мэра Олега Осадчего появился достойный повод поквитаться с вице-премьером крымского правительства Татьяной Умрихиной. Преподнес, так сказать, подарок к юбилейному десятому фестивалю: решением сессии городского совета поставил городской дом культуры – основную театральную сцену Керчи, где проходили спектакли и награждения победителей, — на ремонт. И плевать, что в городском доме культуре, где, следуя официальной версии его директора Николая Гусакова, с 18 апреля начато проведение ремонтно-строительных работ, 24 мая прошел КВН, 27 мая – отчетный концерт ансамбля «Блиц», а еще через месяц впервые в практике проведения школьных выпускных вечеров в ГДК состоится бал одиннадцатиклассников одной из местных школ. Главное, что ориентировка от мэра – не пущать – будет исполнена в точности.

Поначалу устроители планировали, несмотря на повешенный для них персонально замок на двери Дома культуры, по традиции провести торжественное открытие юбилейного фестиваля у подножия Митридатской лестницы, но «помощь пришла откуда не ждали». На проведение фестиваля, включенного Министерством культуры и туризма в перечень культурных мероприятий по программе государственного финансирования, выделили из казны в шесть раз меньше запланированного, поэтому транспортные и организационные расходы на торжественное открытие в Керчи могли съесть львиную долю фестивального бюджета. Просить о финансовой поддержке театрального проекта керченскую администрацию никто и не думал: к чему зря бить поклоны, когда все одно плюнут в душу отказом. Все фестивальное действо разместили в городах, где власти взялись посодействовать вице-премьеру с ее любимым детищем. Финансовая и организационная поддержка симферопольского мэра позволила провести малые олимпийские игры на стадионе «Локомотив». Евпаторийская власть взялась «потянуть» гуж открытия на центральной улице города. Алуштинцам отдали на откуп заключительный этап – подведение творческих итогов – литературный конкурс. Ялта примет закрытие фестиваля в театре имени Чехова и поставит ему финансовые подпорки.

Сама фестивальная программа, даром что «Агоны» юбилейные, ничем из ряда вон выходящим не удивит. В конкурсной программе всего четыре театра: наряду со «своим», Одесским выступят три зарубежные труппы из Италии, Греции и Польши. Невиданную доселе активность проявят молодые творческие таланты из числа студентов Крымского университета культуры, искусства и туризма. Новичком среди старой актерской гвардии предстанет былая красавица Зинаида Кириенко, имя которой помнят разве что нестареющие душой ветераны и зрелые матроны, в детстве собиравшие фотографические открытки из серии «Актеры советского кино». Всех именитых актеров, побывавших гостями, участниками и членами жюри фестиваля античного искусства, любящий «клубничку» зритель увидит на выставке харьковского фотохудожника Владимира Скипенко.

Разросшийся своими театральными, литературными, спортивными и художественными страницами фестиваль «Боспорские агоны» пройдет под знаком греческой культуры. Впервые на гастроли в Крым приезжает театр танца из Афин, который устроители называют главной изюминкой фестивальной программы. В Крымском этнографическом музее пройдет выставка «Греческая операция», в Симферопольском художественном – выставка «Свет Греции». Патронировать театральный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» предстоит послу Греции на Украине Харалампосу Димитриу. Вряд ли организаторы фестиваля предупредили керченского мэра о присутствии высокой дипломатической фигуры на придуманном не им фестивале. Это то единственное, что могло искренне заинтересовать Олега Осадчего в его проведении: страсть как любит он общаться с зарубежными послами и устанавливать побратимские связи, которые уже связали Керчь со всем миром без позитивных для города перспектив.

Официальными лицами на фестивале Керчь представлена не будет. Проявят себя несколько спонсоров с родины фестиваля, партийно приближенных Татьяне Умрихиной. Однако керченские меценаты из предпринимательского клана всячески стараются не засветиться своей материальной поддержкой «Боспорских агонов», чтобы фестивальная неделя не стала последней в их бизнес-проектах. Противостояние керченского мэра и культурного вице-премьера подмяли под себя уже ни одну толковую идею и ни одну умную голову. Фестиваль, по большому счету, не стоит таких жертв, тем более, что он был и остается сценой театра одного актера.

 

Фото с сайта turi100.net

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Марш мира: либеральный конь в вакууме

Сергей КЛЁНОВ

Коммунисты пошли на выборы

510 гривен за политический заказ

Софья БАСАВРЮК

1 коммент.

Аватар
Роман 19.06.2008 в 21:59

Писсимистично.
Высокий уровень или нет, но всё равно — событие интересное. Только не понятно, кто здесь выиграл?

Ответить

Оставить комментарий